Арийцы
- 1 year ago
- 0
- 0
Североевропейская гипотеза , нордическая гипотеза — устаревшая лингвистическая и археологическая гипотеза, согласно которой исконная прародина ( Urheimat ) индоевропейских языков и индоевропейских народов (вариант: « индогерманцев ») была расположена в Северной Европе — в южной Скандинавии или на Северо-Германской равнине (нордическая прародина ). Гипотеза привела к ассоциации « протоиндоевропейцев » с воображаемой биологической категорией: «высокой, светлокожей, светловолосой и голубоглазой нордической расой » , часто называемой « арийской » . Гипотеза была выдвинута Карлом Пенкой , Германом Хиртом , Густафом Косинной и др. В конце XIX века и начале XX века имела некоторый успех, став популярной в этнонационалистических кругах, в том числе в идеологии национал-социализма . Позднее большинство учёных отвергли эту гипотезу как устаревшую, поскольку её аргументы были опровергнуты новыми исследованиями. В настоящее время в науке рассматриваются несколько гипотез о прародине индоевропейцев.
За языком исследователи XIX века, следуя Иоганну Гердеру , усматривали культуру, народ и « расу » (последнее — вопреки Гердеру, который отвергал деление человечества на отдельные расы). Лингвистические реконструкции применялись с целью изучения древних народов, их культуры, истории, философии, религии и общественной организации .
Согласно немецкому социодарвинисту Карлом Пенкой , который первым предложил гипотезу нордической прародины в 1883 году , примитивные индоевропейцы должны были быть оседлыми земледельцами, выходцами с севера , из Скандинавии , сформировавшимися без внешнего вмешательства со времён палеолита . Пенка утверждал, что Скандинавия является прародиной «чистых арийцев», к числу которых он относил северных немцев и скандинавов . Ещё в 1877 году Пенка заявлял, что индоевропейцы «всегда были победителями и никогда — побеждёнными» . Вслед за ним британские исследователи Дж. Рис и Дж. Рендолл предполагали местонахождение прародины «арийцев» либо в Балтийском или в целом в Арктическом регионе .
Наличие термина, обозначающего медь (* ayes ) в реконструированном протоиндоевропейском словаре, ограничило прародину ( Urheimat ) культурами позднего неолита или энеолита . Аргументы в пользу северного местоположения, среди прочего, включают слова бук ( bhāghos ) и море (* mori ) .
Другие авторы, включая Густафа Косинну , конкретно отождествляли с протоиндоевропейцами культуру шнуровой керамики около 2900—2300 годов до н. э., в то время известная как культура боевых топоров, нем. Streitaxtkultur и датируемая около 2000 годом до н. э. Идея немецкого происхождения «арийцев» была широко распространена как в интеллектуальной, так и в популярной культуре начала XX века .
Вюрмским оледенением , позволило охотникам-собирателям, поселившимся в ледниковых убежищах, вновь заселить Северную Европу , теперь свободную от льдов . Они породили археологические культуры, такие как гамбургская и Федермессер . В этих районах севера распространены бореальные явления, по мнению Бетхера, описанные в некоторых индоевропейских мифах . Эти группы охотников и рыболовов составили основу следующей культуры Маглемозе (приблизительно 9000—6500 лет до н. э.). Подъём уровня моря в северной Европе вызвал затопление части территорий, занятых культурой Маглемозе ( Доггерленд ), и вытеснил их на юг. Наследники этой культуры сформировали культуры Эртебёлле и Эллербек . Бетхер сравнивает их деятельность с деятельностью викингов последующего времени, описывая их как развивающееся воинское сообщество, которое занималось торговлей и пиратством, поднимаясь вверх по рекам, совершая набеги на земли, занятые дунайскими земледельцами южных равнин, покоряя их и возглавляя их социумы .
считал, что самый первый период формирования будущих протоиндоевропейских народов начался в позднем палеолите, когда глобальное потепление, последовавшее заСлияние этих двух культур привело к возникновению так называемой культуры воронковидных кубков (4200—2600 года до н. э.), распространённой от Нидерландов до северо-западной Украины , которая должна была стать первоначальной средой обитания первых индоевропейцев. По мнению , «культура воронкообразных кубков неолита хорошо согласуется с традиционным образом индоевропейских народов, подтвержденным лингвистическими исследованиями: в этой культуре одновременно присутствуют разведение и выращивание растений, лошадь , повозка и боевой топор , укрепления, а также признаки иерархически организованного общества» . Согласно Бетхеру, первая индоевропейская культура представляла собой синтез культуры Эртебёлле и последних стадий культуры линейной керамики .
Более поздние культуры, такие как культура шаровидных амфор и культура шнуровой керамики , рассматриваются в рамках гипотезы как результат экспансии индоевропейцев (или индогерманцев , согласно этой гипотезе) с их первоначальной прародины на Северо-Европейской равнине юго-восток ( среднеднепровская , фатьяновская , кобанская ) культуры). Согласно гипотезе, миграции нордического населения шли также в Западную и Южную Европу , Анатолию ( Троя ) между бронзовым веком и железным веком .
Историк и археолог Л. С. Клейн , вслед за рядом немецких и скандинавских авторов предполагает местонахождение прародины индоевропейцев в северной части Центральной Европы и объясняет индоевропейский феномен переходом к подвижному скотоводству , отвергая при этом понятие «арийцев» и любые другие раситские коннотации . Этот подход к локализации прародины разделяет его ученик А. М. Буровский . Лингвист В. А. Дыбо поддержал гипотезу северо-западного центра .
В настоящее время большинством учёных североевропейская гипотеза рассматривается как устаревшая. Приоритет отдаётся более обоснованным концепциям, включая распространённую курганную гипотезу . Джеймс Мэллори отмечает: «Курганное решение привлекательно и было принято многими археологами и лингвистами частично или полностью. Это решение отражено в „ Британской энциклопедии “ и „ Большом энциклопедическом словаре Ларусса “» . Филипп Стражны писал о курганной гипотезе: «Наиболее популярное предложение — это понтийские степи» .