Агитбригада «Бей врага!»
- 1 year ago
- 0
- 0
Демонизация или дегуманизация врага ( англ. demonization of the enemy, dehumanization of the enemy ) — механизм создания образа врага посредством приписывания ему демонических черт либо прямого увязывания с «тёмными силами» в религиозных дискурсах . Представляет собой технологию чёрной пропаганды через формирование общественного мнения посредством создания образа врага как агрессора , представляющего собой угрозу и преследующего только разрушительные цели . Демонизация направлена на создание устойчивого стереотипа о личности, группе, идеологии или идее, целом государстве, а также на внушение ненависти к врагу, которая необходима для ведения борьбы с ним более простыми средствами, для объединения вокруг себя союзников и деморализации противника .
В своей статье «Демонизация как феномен» В. Л. Топоров писал:
Слово «демонизация» пора включать в специальные словари. Прежде всего в политологические, но не только в них. Демонизация стала широко распространенной тактикой, обросла техникой, включила в свой репертуар разноликие сценарии . |
Демонизация столь же иррациональна, но предельно конкретна: демонизируются люди, поступки, общественные организации; государства, народы, религии, секты; идеи, понятия; прошлое, настоящее и будущее. Демонизируются и общественные ожидания . Частое неправильное использование данного термина не всегда позволяет проанализировать его должным образом. Американский политолог выделяет следующие критерии демонизации врага :
Демонизация врага больше стимулирует страх общества перед неизвестным, преследуя цель сплочения общества перед лицом врага. Лучший способ доказательства демонической природы врага — живые примеры зверств, желательно с участием женщин, детей, стариков, священников и монахинь .
Известно большое число примеров применения технологий демонизации противника. В частности, Фукидид отмечал случаи демонизации врага в Древней Греции .
Основным объектом демонизации в идеологии нацизма являются евреи, которые (« семитская раса ») рассматриваются как естественные враги и антиподы « арийской расы господ » .
Главный расовый теоретик НСДАП Альфред Розенберг заимствовал термин « недочеловек » из немецкого перевода книги американского расового теоретика Лотропа Стоддарда «Бунт против цивилизации», в котором английское слово under-man было переведено как Untermensch .
Изначально, термин «недочеловек» использовался нацистами в полном соответствии с тем смыслом, который вложил в него Стоддард — для обозначения представителя низшей части общества, якобы состоящей из неспособных и неадаптивных индивидов, склонных к насилию по отношению к тем, кого «недочеловек» считает несправедливо возвысившимися над ним. Выступая 25 мая 1927 года с речью в Баварском земельном парламенте, Юлиус Штрайхер , назвал немецких рабочих, вставших на сторону коммунистов в непродолжительно существовавшей Баварской Советской Республике , «вырвавшимися на волю недочеловеками, бродившими по улицам и сеявшими смерть» («das losgelassene Untermenschentum mordend durch die Straßen zog»). В своей речи, произнесенной 10 сентября 1936 года, Йозеф Геббельс заявил, что «недочеловеки существуют, подобно закваске, в каждом народе» (…das Untermenschentum, das in jedem Volke als Hefe vorhanden ist…).
Однако, со временем в нацистской риторике «недочеловечность» низших слоёв любого — в том числе и немецкого — общества была перенесена на « иудейских большевиков », являвшихся, по мнению нацистов, организаторами любых революционных выступлений. В памфлете «СС как антибольшевистская боевая организация» Генрих Гиммлер писал:
Мы позаботимся о том, чтобы в Германии, в сердце Европы, больше никогда не была разожжена еврейско-большевистская революция недочеловеков ( die jüdisch-bolschewistische Revolution des Untermenschen) — как изнутри страны, так и посредством эмиссаров извне .
После нападения Германии на СССР такое отношение нацистов к «иудейским большевикам» распространилось на все население Советского Союза, находившееся под властью большевиков и якобы сражавшееся за их интересы. Как пишет историк Роберт Ян ван Пелт , нацистам «потребовался лишь один шаг до демагогического противопоставления европейскому человеку (European Mensch) советского недочеловека (Soviet Untermensch), под которым подразумевался русский в когтях иудео-большевизма» . В своём выступлении 13 июля 1941 года в Штеттине Гиммлер произнёс:
Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов , позднее — 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I , — под именем венгров , а впоследствии под именем татар ; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов . Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма .
Безуспешность плана нанесения быстрого поражения Красной Армии в «молниеносной войне» и ограниченность людских ресурсов Германии вынудили нацистов в очередной раз изменить трактовку термина «недочеловек». В изданной в 1942 году массовым тиражом брошюре «Недочеловек» («Der Untermensch») русский крестьянин называется «настоящим человеком», объявленным большевиками «смертельным врагом Советского государства», низведённым ими «до уровня животного» и осознающим, что «он стал рабом, работающим на своей собственной земле только на своего еврейского хозяина» . Многие фотографии, составляющие большую часть брошюры, призваны проиллюстрировать ужасы жизни русских в «Советском раю». Русскому народу напоминается о том, что «…Петр I, Екатерина II и все остальные призывали немецкого крестьянина и немецкого офицера…», которые в брошюре названы носителями «…немецкого духа, пришедшего на эту землю, чтобы помочь, но жестоко и бессмысленно уничтоженного [большевизмом]». О России говорится, как о «трамплине, с которого недочеловеческая идеология и доктрина бросаются [на борьбу] против мира света». А «мир света» предупреждается о том, что «Женщины Европы страдали бы и плакали точно так же, как эти русские женщины плачут от своих страданий».
Собственно «недочеловеками» или «биологическими существами», обладающими «подобием мозга», однако «духовно и психологически стоящими ниже любого животного» в брошюре названы «мулаты и финно-азиатские варвары, цыгане и чернокожие дикари» . Эти существа, якобы, тысячелетиями вовлечены в «конфликт между человеком и анти-человеком», называемым в брошюре «законом природы».
Подобное смещение акцентов дало нацистам основания для привлечения большого числа советских граждан к службе в рядах Вермахта и к сотрудничеству с оккупационными властями . В 1943 году нацисты официально признали « арийцами » все славянские народы, кроме поляков, что позволило принимать их представителей на службу в Ваффен-СС .
Характерная для брошюры «Недочеловек» демонизация врага, как пропагандистский приём, широко использовалась всеми основными участниками Второй мировой войны.
Для советской пропаганды военных лет было свойственно называть всех немцев убийцами, кровопийцами и каннибалами, целью которых являлось уничтожение народов, населяющих СССР , что иллюстрируется такими произведениями, как « Наука ненависти » Михаила Шолохова , « Убей его! » Константина Симонова и «Убей!» Ильи Эренбурга («Мы поняли: немцы не люди»).
Уинстон Черчилль , продолжая традицию, заложенную ещё в период Первой мировой войны, в одной из своих речей назвал немецкий народ «злобными гуннами, часть которых можно вылечить, а остальных — только убить» («malignant Huns, some of whom are curable and others killable») , а в другой речи назвал немецкую армию, вторгнувшуюся в СССР, «гуннской солдатней, движущейся подобно рою ползущей саранчи» («the Hun soldiery, plodding on like a swarm of crawling locusts») .
Во время Второй мировой войны государственный департамент и другие госучреждения США выпустили документальные фильмы с элементами пропаганды: демонстрировались кадры с американским флагом, и одновременно власти демонизировали образ Японии. С помощью этих элементов пропаганды США стремились оправдать свои действия и показать, что в их основе лежал патриотизм и забота о нации .
Филипп Найтли, английский журналист и писатель, считает, что демонизация противника (прежде всего лидеров вражеских стран и затем отдельных лиц) стала предсказуемым шаблоном, которому следуют западные СМИ .
В период войны Армении и Азербайджана за Нагорный Карабах в Азербайджане, по аналогии со знаменитыми представлениями о евреях, начали формировать образ армян .
Многими политиками демонизируются как образы России, США, стран « оси зла », так и образы Исламского государства и других террористических группировок.
Директор Левада-центра Лев Гудков заявил Русской службе Би-би-си :
Происходит дегуманизация, превращение врага в нечто, враждебное качествам, которые приписывают россияне сами себе. До 2008 года, « мюнхенской речи » Путина, пока не было развернутой антизападной пропаганды, восприятие Запада было достаточно позитивным. После принятия репрессивных законов, например закона Димы Яковлева , началась сильнейшая пропаганда, один из мотивов которой состоял в том, что Запад утратил свои христианские ценности, что это разлагающееся общество, которому российское руководство противопоставляет свои традиционные ценности: крепкая семья, православная вера и так далее .
Техника демонизации противника является наиболее важным элементом пропаганды, которую можно намного легче использовать и применять, если врага олицетворяет один человек .
«Не обязательно заставлять ненавидеть весь народ, — писал Понсонби. — Надо персонифицировать образ врага, показать своему населению, что глава, руководитель „других“ — это душевнобольной, свихнувшийся, продажный человек» . Этот принцип активно используется и в современных информационных войнах и пропагандах . Демонизируются образы таких политических лидеров, как Слободан Милошевич , Саддам Хуссейн , Муаммар Каддафи , Фидель Кастро и других, преследуя цель доказать, что они представляют угрозу для всего цивилизованного мира .
Стратегия демонизации противника неизбежно приводит к замкнутом кругу действий по эскалации напряжённости, исключает возможность дипломатического решения и неизбежно ведёт к ухудшению отношений или войне . Другим последствием изображения врага как демона является восприятие в равной степени демоническим всего населения, политического аппарата или страны, а не только лидера «других».
Технику демонизации врага часто критикуют за то, что она эффективна только при пропаганде в отношении своего населения или народов дружественных и нейтральных стран, однако при воздействии на противника она действует не всегда. Представление оппонента в невыгодном свете часто приводит к тому, что любые пропагандистские нападки на страну или на её лидера не деморализуют общество оппонента, а наоборот сплачивают его и усиливают лояльность тех, кто ещё не вполне отождествляет себя с государственной системой.
Более того, страны, прибегающие к демонизации врага, часто критикуются другими странами за фальсификацию информации, преувеличение недостатков и оправдание военных действий.
Критики акцентируют внимание также и на том, что эта тактика маскирует реальную проблему и свидетельствует о внутренней неуверенности и страхе перед ближайшим окружением, гнев которого необходимо направить против врага, чтобы укрепить лояльность к себе и снять с себя всю ответственность за происходящее .