Interested Article - Бхавачакра

Яма Дхармараджа держит Бхавачакру

Бхавача́кра ( санскр. भवचक्र [bhavacakra]; пали भभचक्क [bhavacakka] букв. «колесо взаимозависимого происхождения» ), Колесо́ бытия́ ( тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i 'khor lo ) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга ( мандалы ), буддийское учение о причинности ( пратитья-самутпада ), которое Будда постиг под древом бодхи . Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия , включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры.

На изображениях колесо, символизирующее бхавачакру, сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи. Это значит, что законы причинности действуют в сфере страстей (кама-дхату). В центре круга изображают свинью , змею и петуха , хватающих друг друга и являющихся символами невежества ( авидья ), гнева и страсти (моха, рага и двеша) — три базовых аффекта ( клеша ) , источника страдания и, следовательно, перерождений (если особь была захвачена вихрем страстей, её ждёт перерождение). В круге вокруг них изображают добродетельных людей, чей путь устремлён на небеса, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад . На 5—6 сегментах между спицами изображаются сцены жизни существ сферы кама-дхату: шести миров жителей ада , асуров , голодных духов, людей, животных и богов — как видов перерождения; порядок перерождения передан 12 изображениями на ободе колеса, символизирующих 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения как формулы данного учения, описывающей цикл перерождений, состоящий из трех жизней особи в сансаре .

Закон гласит, что

  1. Авидья : изначально особь пребывает в невежестве (символ — слепец )
  2. Самскара : карма обусловливает перерождение (символ — горшечник )
  3. Виджняна : перерождение начинается с пробуждения сознания, происходящем ещё на этапе эмбриогенеза , этап различения ( обезьяна )
  4. : на том же этапе развития возникают основы образного и чувственного познания (человек, переправляющийся на лодке )
  5. : соответственно карме закладываются органы чувств и мышление (6 видов познания, благоустроенный дом )
  6. Спарша : особь становится способна к восприятию (обнимающиеся мужчина и женщина )
  7. Ведана : чувственные переживания, которые особь испытывает на втором году жизни (человек со стрелой в глазу )
  8. Тришна : по мере развития возникает жажда вожделения и т. п. (человек с чашей вина )
  9. Упадана : появляется стремление к достижению целей (человек, собирающий плоды )
  10. Бхава : особь всё больше совершает проступков и погружается в заблуждения (мужчина и женщина в собственном доме )
  11. : раз так, то особь вновь ждёт рождение (роженица )
  12. : следовательно — старение и смерть (человек несёт труп к месту кремации ).

См. также

Примечания

  1. . Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия . Дата обращения: 5 ноября 2010. 17 апреля 2013 года.
  2. . Энциклопедия современной эзотерики. Дата обращения: 5 ноября 2010. 20 февраля 2012 года.
  3. Торчинов Е. А. . Anthropology.ru . 7 апреля 2016 года.
  4. . Дата обращения: 5 ноября 2010. 25 января 2011 года.
Источник —

Same as Бхавачакра