Interested Article - Заложные покойники
- 2020-01-25
- 2
Зало́жные поко́йники ( рус. нечистые покойники, мертвяки , нави, навь ; белор. наўцы, наўкі ; укр. мавки, нявки ; болг. навье, навлянци, навои, навяци ; в.- серб. навjе ; словен. navje, mavje ; польск. nawie ) — по славянским верованиям , умершие неестественной смертью люди, не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ .
Термин «заложные покойники» введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным , так как «нечистые» покойники не имели единого для всех славянских традиций названия .
Верили, что душа так называемого «заложного» покойника не может перейти в загробный мир и поэтому «блудит» по земле . По славянским поверьям, такие покойники могли стать нечистой силой .
Этимология
«Заложные» или «нечистые» покойники не имеют единого для всех славянских традиций названия . Термин заложный покойник был введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным , который заимствовал его из вятской диалектной лексики для обозначения «нечистого», «ходячего» покойника; в других русских диалектах данное выражение не зафиксировано . Возникновение слова «заложный» он связывал с самим способом захоронения; тело в гробу укладывали лицом вниз, яму закладывали (отсюда и название «заложные») камнями и ветками. К «заложным покойникам» обычно причисляли умерших насильственной смертью , самоубийц , умерших от пьянства , утопленников , некрещёных детей , колдунов и ведьм .
Особенности захоронения
В отличие от «обычных» покойников, так называемых «родителей», — «нечистых» не закапывали в землю и хоронили не на кладбище, а на перекрёстках дорог (ср. Удельница ), границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах, то есть за пределами церковной ограды, так как считалось, что они «прокляты родителями и земля их не принимает» .
У восточных славян таких покойников было принято хоронить на обочинах дорог, особенно на перекрёстках , а также на меже . В Древней Руси существовал дохристианский обычай после сожжения собирать прах умерших в сосуд и оставлять «на столпе, на путехъ» .
Несмотря на противодействие таким обычаям со стороны церкви ( Серапион Владимирский осуждал языческий обычай вырывать из могил утопленников и удавленников в случае бедствий , а Иосиф Волоцкий установил практику отпевания «нечистых» покойников, основав монастырь, при котором их погребали ), данные поверья были настолько сильны, что в результате появляются отдельные кладбища ( скудельницы ) — « убогие дома », в просторечии называемые « божедомы » или « божедомки », представляющие собой простые участки, загороженные досками или кольями .
Народные поверья
В Симбирской губернии существовало поверье, что во время засухи «надо непременно найти опойца, которого не принимает земля, поэтому его надо вырыть из земли и кинуть в болото, чтобы пошёл дождь» . Аналогичные рассказы есть и о других местах, кроме тех, где засухи не бывает .
Помимо засухи, «заложные покойники» могли причинить и другой вред. Известна, например, легенда о Батурке, который по поверью был очень жадным, поэтому, чтобы утолить его алчность, проходящие мимо люди должны были сделать подношение, иначе он мог нагнать на них и их скот болезнь . Сохранилось много сказаний о том, как «нечистые» мертвецы пугали скот и людей .
В Белоруссии места насильственной смерти считались нечистыми, и проходящие мимо люди на такие места бросали камни, ветки деревьев, клок соломы или горсть земли («иначе умерший будет за ними долго гнаться» ). Кроме Белоруссии, обычай бросать что-либо на могилу заложного покойника зафиксирован также в Виленской , Псковской , Олонецкой , Саратовской , Волынской , Черниговской , Полтавской , Харьковской губерниях . В Харьковской губернии считали, что кидающий на могилу «заложного покойника» тем самым как бы участвует в погребении, оказывает покойнику погребальные почести .
Мифологические персонажи
- Русалка . Дмитрий Зеленин ставил знак равенства между «заложными» покойниками и русалками . В то же время советский этнограф Сергей Токарев считал, что образ русалки в виде девушки, живущей в воде, или в поле, и в лесу, возникнув в XVIII веке, соединил в себе как водную стихию ( водяницы , берегини и др.), собственно «нечистых» мертвецов, так и верования о духах плодородия .
- Упырь — «заложный» покойник, чаще всего умерший колдун .
- Мавка — злой дух, близкий русалкам, карпато-украинским «лесным паннам» или горным женским духам. Считалось, что мавками становятся мертворождённые дети, умершие некрещёные младенцы , либо те, что умерли на Русальной неделе .
- Колокольный ман (колокольный мужик, колокольный мертвец) — живой мертвец, по ночам сидящий на колокольне .
- Игоша (ичетик, потерчата, страччук) — мелкий демон, душа некрёщеного или мертворождённого ребёнка .
- Жердяй — высокий и худой дух, который по ночам ходит по улицам и заглядывает в окна .
- Шуликуны — так в Вологодской губернии называли проклятых или погубленных матерями младенцев, которые превращаются в святочную нечисть и бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке или железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить людей .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 118.
- . slounik.org. Дата обращения: 27 сентября 2019. 15 февраля 2019 года.
- .
- ↑ , с. 119.
- , с. 169.
- .
- ↑ , с. 197.
- , с. 50, 89, 90, 95, 256, 325.
- Полное собрание русских летописей , I, 6 ст.
- , с. 18.
- , с. 124.
- , с. 85.
- Святитель Серапион Владимирский . Слово о маловерии // Историческая христоматия, для изучения истории русской церковной проповеди, с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI—XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них. Сост. Свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. — Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1879. — С. 79—80.
- Басова М. В., Шевченко Э. В. Иосиф (Санин) // Православная энциклопедия . М.: ЦНЦ ПЭ, 2011. Т. XXV. С. 559—585.
- ↑ , с. 236.
- ↑ , с. 236–237.
- ↑ , с. 69.
- , с. 63–64.
- ↑ , с. 59–60.
- , с. 283.
- Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. — М.: Олма Медиа Групп, 2013. — ISBN 978-5-373-05079-1 .
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — ISBN 978-5-91181-705-3 .
- , с. 517, 518.
- .
- / Толстой Н. И. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 609. — ISBN 5-85270-032-0 .
Литература
- Борисов В. Е. // Жизнь в Российской империи: новые источники в области археологии и истории XVIII века : материалы междунар. науч. конф. — М., 2018. — C. 25—27.
- Виноградова Л. Н. // Славянская мифология. Энциклопедический словарь . — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 186–188 . — ISBN 5-7195-0057-X . 12 апреля 2015 года.
- Даль В. // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 1880.
- Зеленин Д. К. . — М. : Индрик , 1995. — 432 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Из истории изучения). — ISBN 5-85759-018-3 . от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
- Ключевский В. О. Почитание предков // Русская история. — М. : Эксмо, 2005. — 912 с. — ISBN 5-699-07600-X .
- Королёва С. Ю., Четина Е. М. от 18 октября 2018 на Wayback Machine // — Киров, 2013
- Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 283—286. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Нави / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 351—353. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Дорога / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 124–129. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Левкиевская Е. Е. . — М. : Астрель, Аст, 2000. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X .
- Покойник «заложный» / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 118–124. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 672 с., 16 л. ил. — ISBN 5-85270-032-0 .
- Панченко А. А. от 6 мая 2014 на Wayback Machine // Отечественные записки . — 2013. — № 5 (56).
- . — Сергиев Посад: Издание книжного магазина М. С. Елова, 1913. — 206 с.
- Токарев С. А. // Религия в истории народов мира / Под ред. А. Н. Красникова . — 5-е изд. — М. : Республика , 2005. — С. 197. — 543 с. — ISBN 5-250-01865-3 .
- Moszyński K. Polesie Wschodnie: Materiały etnograficzne ze wschodniej części b. Pow. Mozyrskiego oraz z pow. Rzeczyckiego. — Warszawa: Wydawnictwo Kasy im. Mianowskiego, 1928. (польск.)
- Strzelczyk Jerzy. Mity, podania i wierzenia dawnych Słowian. — Poznań: Rebis, 2007. — ISBN 978-83-7301-973-7 . (польск.)
Ссылки
- от 18 июня 2012 на Wayback Machine (funeralportal.ru)
- от 18 апреля 2014 на Wayback Machine (ruistor.ru)
- 2020-01-25
- 2