Interested Article - Мавка

Ма́вка ( укр. ма́вка, на́вка, лоскотуха , майка, нявка, нейка, лісова русалка ; серб. нав, некрштенак ; макед. свирац ; болг. леусниче, шумница, еврейче ; навяка, нава ; словен. navje, mavje, movje, morje ) — персонаж южнославянской демонологии , злой дух , русалка . По ряду признаков близка русалке, карпатской «лесной паночке» или горному женскому духу . На Юге России с XX века мавку стали называть книжным («учёным») словом — «русалка» .

По народным поверьям, мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе . Реже встречаются поверья, что в мавок превращаются дети, проклятые родителями или похищенные нечистой силой .

Являются эпонимом для равнины Навки на Венере .

Этимология

Слово мавка ( навка ) образовано от общеславянского *navь/*navьjь/*navьja/*navьe навь »), означавшего «умерший» , «злые духи, вилы » .

Народные представления

Экоскульптурная композиция «Пробуждение лесных мавок» в Луцке

По единичным украинским поверьям мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью» .

В украинском языке название мавка является синонимом слова русалка . Украинцы называли четверг на русальной (зелёной) неделе, когда русалки празднуют свою Пасху, мавской или навской Пасхой ( укр. мавський, нявський великдень ) , что подтверждает синонимичности понятий «мавка» и «русалка».

У южных славян также считается, что мавками становятся души умерших некрещёных детей. На западе Болгарии и востоке Сербии верили, что они появляются в облике птицы (в стае) и опасны для человека, особенно для роженицы и её ребёнка. Представление об умерших некрещёных детях, как о птицах, восходит к праславянскому представлению о том, что покойники навещают мир живых людей в образе птиц. В южной Сербии и в Македонии нави, наве, навои являются в облике женщин ( самовил ) — они появляются в вихре, и если вихрь налетит на роженицу, она сразу заболеет .

См. также

Примечания

  1. Виноградова Л. Н. , Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // . — М. Наука, 1994 — ISBN 5-02-011499-5 — С. 20
  2. Раденкович Л. от 21 августа 2019 на Wayback Machine // Балканика, вып. XXXIV — Белград: Институт балканистики САНИ , 2004 — С. 205—206.
  3. , с. 165.
  4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. : Эллис Лак, 1995. С. 253. ISBN 5-7195-0057-X
  5. Гудкова Е. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine (culture.ru)
  6. *navь // от 3 марта 2018 на Wayback Machine . Выпуск 24 — М.: Наука, 1997 — С. 49
  7. , с. 152.
  8. , с. 234.
  9. от 14 сентября 2020 на Wayback Machine // — Т. 4. Кн. 7: Ле-Ме — Буенос-Айрес, 1950. — С. 882
  10. Раденкович Л. от 21 августа 2019 на Wayback Machine // Балканика, вып. XXXIV — Белград: Институт балканистики САНИ , 2004 — С. 205—206.

Литература

  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. — М. : Современный писатель, 1995. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2 . (III, 241)
  • Левкиевская Е. Е. Русалки // . — М. : Астрель, Аст, 2000. — С. 233—256. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X .
  • Мавка / Л. Н. Виноградова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 165–166. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • // Балканика, вып. XXXIV — Белград: Институт балканистики САНИ , 2004
  • Сумцов Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Усачёва В. В. // Магия слова и действия в народной культуре славян / Составитель и редактор С. М. Толстая. — М. : Институт славяноведения РАН , 2008. — С. —158 . — ISBN 978-5-7576-0221-9 .
  • Чубинский П. П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряженной Императ. Рус. Географич. обществом. Материалы и исследования собранные д. чл. П. П. Чубинским. Т. 1 — СПб. : Типография В. Безобразова, 1872 — С. 485 (I, 206)
  • Верзиуловото коло и навите // «Български преглед», — София: 1895, кн. 9—10 (болг.)
  • Hanuš Machal, «Nakres slovanskeho Bajeslovi» (Прага, 1891, стр. 119—121)

Ссылки

Источник —

Same as Мавка