Interested Article - Список славянских богов

В данной статье перечислены славянские божества языческого пантеона и персонажи низшей мифологии с краткими характеристиками их функций.

Общеславянские боги

  • Перун — громовержец, главный бог пантеона .
  • Мать — Сыра Земля — женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери. Смотрите, например, такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле, целование земли и так далее.

Боги восточных славян

Княжение Владимира Святославича в Киеве; воздвигнутый по его повелению идол Перуна в окружении бесов . Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века

Пантеон князя Владимира

  • Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец . Сменился Ильёй-пророком .
  • Хорс — олицетворённое солнце .
  • Дажьбог — солнечное божество, в фольклоре — замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, в книжности предок русских людей от князя до земледельца .
  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром) .
  • Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами .
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества . Сменилась Параскевой-Пятницей .

Другие боги Киевской Руси

  • Волос ~ Велес — учёными обычно отождествляются, однако в источниках упоминаются в разных контекстах:
  • Рожаницы и Род — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорождённого, «что на роду написано» .
  • Сварог — возможно, бог-кузнец , вероятнее — дух огня . Некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем .
  • Сварожич — олицетворённый огонь .

«Боги» и персонажи книжного происхождения

Боги западных славян

Идол балтийских славян (о. Волин )

Боги балтийских славян

Мифологические персонажи

  • Марена (Морена, Маржана, Мара) — весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали
  • Рарог — мифологическая огненная птица

Мифологические персонажи южных славян

Сожжение бадняка на костре у храма св. Саввы в Белграде
  • Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
  • Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «Старому богу».
  • Вилы — женские водные духи, сходные с русалками .
  • Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием
  • Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе.
  • Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном .
  • Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой.
  • Судженицы — существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении.

Персонажи низшей мифологии

Похороны Костромы . Рисунок с лубка. XIX век

Ритуально-календарные персонажи

Обрядовые и фольклорные олицетворения праздников являлись не богами, а персонажами карнавально -игровой природы. По мнению ряда учёных , будучи архаичным этапом развития культа умирающего и воскресающего божества , мыслились средоточием сил плодородия и плодовитости. После чествования и оплакивания чучела разрывались, утапливались или сжигались. Остатки разбрасывались по полям или в хлеву.

  • Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.) .
  • Русалка — душа «заложного» покойника .
  • Мавка — злой дух, русалка, дух умершего некрещёного ребёнка.
  • Вила — женское мифологическое существо, в которое превращаются девушки, умершие без крещения.
  • Упырь — «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь .
  • Святочная нечисть нечистая сила , активизирующаяся во время Святок .
  • Бес — злой, враждебный людям дух.
  • Волколак — колдун-оборотень, способный принимать облик волка.
  • Берегиня — женский дух, покровитель растительности, обитающий у водоёмов [ неавторитетный источник ] .
  • Лихорадка — женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни.
  • Огненный змей — демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям.
  • Кикимора — отрицательный женский персонаж, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам.
  • Полудницы — женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени.
  • Домовой — дух-покровитель дома.
  • Банник — дух-хозяин бани.
  • Дворовой — дух-хозяин двора .
  • Овинник — дух-хозяин овина .
  • Водяной — дух-хозяин рек и водоёмов.
  • Леший — дух-хозяин леса.
  • Баба-яга .
  • Борута — польское название духа — хозяина леса (Лешего).

Таблица

Божества в славянской мифологии
Божество Описание Почитался(-ась) Спорный(-ая)?
Перун Громовержец, главный бог пантеона . В пантеоне князя Владимира — ещё и покровитель князя и дружины . Сменился Ильёй-пророком . Всеми славянами Нет
Мать — Сыра Земля Женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери. Смотрите, например, такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле, целование земли и так далее . Всеми славянами Нет
Дажьбог Солнечное божество, в фольклоре — замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, в книжности предок русских людей от князя до земледельца . Восточными славянами Нет
Стрибог Божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром) . Восточными славянами Нет
Хорс Олицетворённое солнце . Восточными славянами Нет
Семаргл Полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами . Восточными славянами Нет
Мокошь Женское божество, скорее всего — покровительница прядения и ткачества . Сменилась Параскевой-Пятницей . Восточными или всеми славянами Нет
Волос «Скотий бог», покровитель скота . Сменился святым Власием Севастийским . Восточными или всеми славянами Нет
Велес Бог-покровитель сказителей и поэзии , поскольку сказитель Боян назван в « Слове о полку Игореве » Велесовым внуком . Учёные обычно отождествляют Волоса и Велеса. Восточными славянами Отдельно от Волоса — да
Рожаницы и Род Персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорождённого, «что на роду написано». Восточными или всеми славянами Да
Сварог Возможно, бог-кузнец , вероятнее — дух огня . Некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем . Восточными или южными славянами Да
Сварожич Олицетворённый огонь Восточными славянами Нет
Троян Персонаж-символ древности в « Слове о полку Игореве ». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами . На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции. Восточными и южными славянами Нет (божественный статус спорен)
Святовит Главный бог Арконы , связан с войной и победой Руянами Нет
Триглав Главный бог своей местности, с ним связан священный вороной конь, у его идола было по три головы Поморянами Нет
Сварожич ( Радегаст ) Главный бог земли ратарей , связан с воинскими функциями Ратарями Нет (под именем Радегаст — да)
Чернобог Злой бог, приносящий несчастье Балтийскими славянами Нет
Прове Главный бог округи Старгарда , почитался в священной дубовой роще Ваграми Нет
Припегала Бог с неясными функциями, судя по источнику — « дионисийского » типа Балтийскими славянами Да
Подага Бог или богиня вагров с неясными функциями, имевший храм и идол в Плуне Ваграми Нет
Жива Женское божество, главное божество своей местности Полабами и поляками Нет
Яровит Бог войны и плодородия Брежанами и Стодорянами Нет
Ругевит Главный бог Кореницы , бог войны Руянами Нет
Поревит Бог с неясными функциями Руянами Нет
Поренут Бог с неясными функциями Руянами Нет
Переплут Мифологический персонаж с неясными функциями Восточными славянами Да
Вилы Женский дух, обитающий в горах, и владеющий колодцами и озёрами Восточными славянами Да
Карна Гипотетические божества горя и плача Восточными славянами Да
Желя
Лада Персонаж кабинетной мифологии Восточными и западными славянами Да
Марена Женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы Восточными и западными славянами Да

См. также

Примечания

  1. Прокопий Кесарийский. от 4 июня 2017 на Wayback Machine
  2. Белова О. В., Виноградова Л. Н., Топорков А. Л. Земля // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М.: Международные отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 315—321.
  3. ПВЛ 1950 I, с. 56.
  4. ПВЛ 1950 I, с. 25, 38-39, 52, 56, 80-81; Новгородская I летопись (989 г.), Новгородская IV и Софийская I летописи; Беседа трёх святителей ; Хождение Богородицы по мукам и др.
  5. Боги / Топоров В. Н. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 208. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  6. ПВЛ 1950 I, с. 56; Беседа трёх святителей; Слово о полку Игореве, с. 36; Хождение Богородицы по мукам , 23.
  7. ПВЛ 1950 I, с. 56, 197—198 (Ипатьевская летопись); Слово о полку Игореве, с. 17, 19.
  8. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово о полку Игореве, с. 12.
  9. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере ; Слово святого Григория… о том, как поганые кланялись идолам и др.
  10. Боги / Топоров В. Н. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 209. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  11. ПВЛ 1950 I, с. 25, 52; Проложное житие св. кн. Владимира
  12. Боги / Топоров В. Н. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 210. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  13. Лихачёв Д. С. от 11 сентября 2016 на Wayback Machine . — Л.: Художественная литература, 1985. — С. 103.
  14. Слово о полку Игореве, с. 7
  15. Слово Исаии пророка, истолковано св. Иоанном Златоустом, о поставляющих вторую трапезу роду и рожаницам
  16. ПВЛ 1950 I, с. 197—198 (Ипатьевская летопись).
  17. Боги / Топоров В. H. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 210. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  18. Иванов Вяч. Вс. , Топоров В. Н. Сварог, Сварожич // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 672 с.
  19. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере и др.
  20. Слово о полку Игореве, с. 6, 14, 19, 35; Слово и откровение свв. апостол; Хождение Богородицы по мукам , 23.
  21. Гельмольд I, 52; II, 12; Саксон Грамматик XIV, 564.
  22. Эббон III, 1; Герборд II, 32-33.
  23. Титмар VI, 22-23. Другие источники представляют собой, видимо, уже позднейшие компиляции.
  24. Гельмольд I, 52; Книтлингсага, 314. Как противоположность ему, некоторыми исследователями на основании косвенных источников реконструируется Белобог .
  25. Гельмольд I, 52, 69, 83.
  26. Письмо магдебургского архиепископа , 1108 год (некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу его подлинности)
  27. Гельмольд I, 83.
  28. Гельмольд I, 52.
  29. Эббон III, 8; Герборд III, 6.
  30. Саксон Грамматик XIV, 577.
  31. Словарь «Славянские древности», т.1 — С. 211
  32. , с. 81—85.
  33. , Впервые упоминается в увещевании св. Тихона Задонского жителям Воронежа , 1763 год ;, с. 81—85.
  34. , с. 98—99.
  35. , с. 97.
  36. , с. 289.
  37. В. Маннхардта, Дж. Дж. Фрэзера , В. Я. Проппа .
  38. Зеленин Д. К. от 13 августа 2017 на Wayback Machine
  39. , с. 89—92.
  40. Слово св. отца нашего Иоанна Златоустого и др.
  41. , с. 169.
  42. Б. А. Рыбаков . Язычество древних славян // Академический проект. — 1980.
  43. , с. 348.
  44. , с. 180.

Литература

Ссылки

  • Денисевич Ксения. . Курс № 14. Русский эпос
Источник —

Same as Список славянских богов