Interested Article - Поренут
Поренут ( лат. Porenutius ) — божество балтийских славян . Согласно Саксону Грамматику , Поренут входил в число трёх главных богов, почитавшихся в Коренице , наряду с Руевитом и Поревитом .
Идол Поренута стоял на острове Рюгене в городе Кореница. Годовой солярный цикл в глазах по верованиям прибалтийских и полабских славянских племён заключался в умирании и возрождении Солнца, которое и опекал Поренут. У идола Поренута было четыре лица на голове и пятое на груди, левой рукой он касался лба, а правой — бороды. Пятое лицо символизирует возрождаемое Солнце. Солярные мифы со схожими сюжетами характерны для множества народов древности.
Другие источники объединяют его с Поревитом и придают атрибуты бога войны.
Ещё одна трактовка — Поренут и Поревит - один бог, одна из четырёх ипостасей четырёхголового бога Световита (восточная голова — Ругевит , южная голова — Поревит, западная голова — Яровит , а северная голова — Сварог ). Святилище Световита находилось на мысе Аркона . [ источник не указан 1885 дней ]
Проблема исследования языческого славянского пантеона — корпус источников. Большинство описаний осталось от христианских авторов, которые описывают борьбу с языческими культами не вдаваясь в их суть. Поренут, например, известен из деяний епископа Роскилле Абсалона , который разрушил основные святилища Рюгена.
Кроме того, вполне вероятно, что у жрецов культов имелись мистерии разной степени посвящения [ источник не указан 1385 дней ] , восстановить которые не представляется возможным.
Примечания
- Кононенко Алексей Анатольевич. Поренут.
- Крючкова Ольга Евгеньевна. Поревит (Поренут).
Общие понятия | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Божества |
|
||||||||
Духи |
|
||||||||
Мифические
существа |
|||||||||
Ритуальные
персонажи |
|||||||||
Мифические
места |
|||||||||
Персонажи
сказок |
|||||||||
Мифические
растения |
|||||||||
Люди | |||||||||
Народное
христианство |
|||||||||
Персонажи
книжности |
|||||||||
Примечания:
1
некоторыми учёными оспаривается божественный статус;
2
некоторыми учёными предлагается божественный статус;
3
имя создано гипотетически.
|
По « Славянской хронике » Гельмольда, 1167—1168: Святовит — бог руян , Прове — бог вагров , Жива — богиня полабов , Редегаст — бог бодричей , Чернобог — дьявол . По «Grundtræk til En Nord-Slavisk og Vendisk Gudelære» датского поэта Б. С. Ингемана . (Copenhagen, 1824): Хорошие боги : Триглав , Перун (Бог), Святовит , Радегаст , Прове , Sieba, Siebog, Schwayxtix, Подага , Ругивит , , Juthrbog, Девана , Woda или Waidawut ( Один ), Balduri ( Бальдр ). Плохие боги : Чернобог (Pya), Flins, Zirnitra (Zir), Berstuk, Маровит ( домовой ), Hela ( Хель ). Другие: Ипабог |
- Tags: