Interested Article - Чугайстер

Чуга́йстер ( укр. чугайстер , чугайстир(ь) ), лесной человек ( лісовий чоловік ), лесной дед ( лісовий дід ) лесной мифологический персонаж Украинских Карпат , неизвестный прочим славянам .

Его представляли как бродящего по лесу голого и обросшего волосами или носящего белую одежду гигантского деда, иногда одноногого, которому никто и ничто не способно навредить. Иногда чугайстра воображали в виде ветра или вихря. Считалось, что у него весёлый нрав и он любит танцевать и петь. Считалось, что чугайстер охотится на опасных для людей женских духов — мавок — и поедает их.

Для человека же, по большинству представлений, чугайстер не опасен. Он любит посидеть у людского костра и пожарить на нём пойманную мавку. Иногда чугайстер увлекает людей в неистовый танец, который не выдерживает обувь. Чугайстер занял своё место и в художественных произведениях на основе украинского фольклора.

Распространение мифа и история исследований

Яблунецкий перевал , Ивано-Франковская область

Представления о чугайстре встречаются только в Украинских Карпатах . Наиболее распространены они были, по-видимому, на Гуцульщине . В исторических памятниках слово чугайстер не встречается. Б. В. Кобылянский предполагал, что мифологический персонаж и его название возникли непосредственно в украинских диалектах Карпат в связи с появлением лесных пустынников из молдавско - буковинских монастырей в XVII—XVIII веках .

Записей фольклора и научных публикаций про чугайстра не много. В начале XX века появились записи В. И. Шухевича в его « » (Львов, 1899—1908) и в работе « Матеріали до гуцульскої демонології » (Львов, 1909) и заметка В. М. Гнатюка в работе « Останки передхристіянського релігійного світогляду наших предків » (Львов, 1912), затем пара сообщений была опубликована И. А. Панкевичем в книге « Українські говори Підкарпатської Русі і суміжних областей » (Прага, 1938) . Ещё несколько записей было опубликовано начиная со второй половины 1980-х годов, в том числе С. Г. Пушиком в статье « Чугайстер: міфічний персонаж народної поезії Карпат » (Киев, 1994) . Стоит отметить обобщающую заметку о чугайстре в словаре « Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник » (Львов, 2002) . Этимологию рассмотрел М. А. Ююкин (2018) .

Наименования

Среди вариантов названия: укр. чугайстер , чугайстир , чугайстирь , чугайстрин , очугайстер , чугай , лісовий чоловік , лісовий дід и просто дід ( Бойковщина ), ночник ( Закарпатье ) , гай ( Раховщина ), дідько . Использование таких названий как дід , вероятно, связано с табуированием произнесения имён демонов у славян. Ряд авторов дают написание названия персонажа с заглавной буквы, рассматривая его как индивидуума .

Надёжная этимология названия отсутствует . М. А. Ююкин рассматривает слово как сложение. Первая часть, по его мнению, это повелительное наклонение праслав. *čugati в его исходном значении ‘виднеться, торчать, выдаваться’, сохранившемся в западноукраинских диалектах (сравни полесское чуга ‘гора без растительности’, гуцульское чуга ‘вышка (топографический знак)’) и указывающем на одну из основных черт персонажа — его гигантский рост. Вторая часть — это усечённое праслав. *stryjь , диал. укр. стрий ’ — типичное для славянских языков табуистическое наименование. Подобная конструкция хорошо известна в славянской ономастике , сравни Дажьбог , Покатигорошек , Звенигород , и указывает на древность слова .

Ранее исследователи предполагали, без привязывания к образу персонажа , связь с праслав. *čuga ‘засада, стража’ , чуги — сторожевые казацкие башни, чу́га — карпатская национальная верхняя одежда , чугило — естественная проточина в камне , чу́га — ‘пугало’, ‘трус’ (в говоре села ). Происхождение же второй части (а)йстир при этом в основном оставалось не объяснённым , хотя ряд исследователей допускало, что она происходит от укр. диалектного га́йстр — ‘ аист . Предполагалось также иноязычное происхождение слова .

Внешний облик и образ жизни

Около горы Петрос , Закарпатская область

Согласно легенде, чугайстер был когда-то давно обычным человеком. Он чем-то сильно навредил своему соседу и тот его, чтобы он жил в лесу до скончания веков и не был способен умереть. Под силой проклятья чугайстер покинул родной дом и побрёл прочь. С тех пор он так и бродит в одиночестве по тёмным густым лесам и диким вершинам гор и летом, и зимой, и никто не может ему навредить — ни человек, ни зверь. За много лет одежда его износилась, и чугайстер ходит теперь голым. У него длинные волосы и белая борода, обросшее белой или чёрной шерстью тело, так что человека в нём узнать очень трудно. Обыкновенно чугайстер представлялся великаном: здоровый, ростом с ель — от двух до семи метров в высоту. Есть указания, что у него синие глаза или глаза как у жабы , что он беззубый и шепелявый , что у него когти на ногах или даже копыта . Иногда чугайстра описывали одетым в белую одежду. Есть легенды, согласно которым есть только один лесной человек , или что чугайстрами стали семь братьев , или что существует всего три или четыре чугайстра .

Его могли представлять и как небольшого духа, который носится в виде сильного ветра или вихря и валит лес . Ветер, сильный дождь, гром , град и ненормальное движение луны на небе могли служить признаками присутствия чугайстра . Чтобы сделать град, лесной человек замораживает озеро, затем перетирает лёд на куски и поднимает их ввысь, неся куда ему угодно .

Считалось, что лесной человек всегда живёт в лесу, а на поле и в деревнях он не показывается, так как там ему воздух «не сладок». Активен он преимущественно ночью. По некоторым поверьям , лесной дед имеет своё хозяйство. Однако, упоминания о его семье не зафиксированы. Лесные звери находятся у него в услужении, например, лиса и волк ходят ему за водой. Часто считалось, что у чугайстра весёлый нрав, он любит танцевать, петь и играть на свирели. Рассказывали также, что он быстро бегает на одной ноге или что он может оторвать свою ногу и рубить ей дрова. Спит он, свернувшись клубком, или в глухой чаще или в сухих листьях и ветках, или около оставленного людьми кострища. В последнем случае он может представляться в виде змеевидного существа, свернувшегося вокруг костра колесом .

По народным представлениям, чугайстер охотится на лесных русалкоподобных женских духов ( лесных дев ) : нявок/мавок/майек , , , лесных ведьм , лесных , красных , бесиц . Зная тропы, по которым они ходят, он прячется в листве и ждёт, когда появится его жертва. Когда она проходит мимо, он выскакивает, хватает её и разрывает пополам (наступив на одну ногу и потянув за другую), а потом ест . По некоторым гуцульским представлениям, когда лесной человек преследует своих жертв, его сопровождает сильный ветер . Чугайстер сердится, если его жертва пытается убежать и спрятаться , его громкий голос раскатывается завыванием бури в вершинах деревьев . Пытаясь скрыться, нявки могут забегать в колыбы (сезонные домики в горах) , и даже просить у людей спрятать её от преследователя , но чугайстер настигает их и там . Чтобы подобраться к поветрулям, лесной человек мог превратиться в волка, так как те не боятся волков. Иногда в лесу можно услышать, как плачет убиваемая поветруля. По одному объяснению, лесной человек охотится на поветруль, так как те глумятся над ним, изображая его крик, — от этого происходит лесное эхо . Своей охотой на лесных дев чугайстер предотвращает вред, который они могут нанести людям, особенно работающим в лесу мужчинам . Было поверье, что если бы не чугайстры, то «красных» бы развелось столько, что они уничтожили бы людей . Функцию поимки и разрывания лесных ведьм в Карпатах приписывали также оперу́ и диким людям .

Чугайстер и человек

Обычно указывается, что чугайстер не опасен для людей и даже относится к ним с симпатией , здоровается при встрече и призывает не бояться его . Он любит погреться, поболтать и покурить у людского костра в лесу , пожарить на нём пойманных и насаженных на палку как на шампур нявок . Зимой же чугайстер, чтобы согреться, мог залезать в дымоход в колыбе и петь там ветром . В одной бывальщине чугайстер был замечен у очага в колыбе проснувшимся овчаром , который, , ударил перед ним по полу топором обухом вниз, получив таким образом власть над ним, и приказал сесть на лезвие, а затем схватил мизинцами и не отпускал, пока чугайстер не предупредил о завтрашнем нападении медведей и волков на стадо . В другой истории чугайстер увлекает лесоруба в неистовый танец, припевая при этом: « Людже люджем играют-сьпівают, а ми собі такой так, такой так! »; натанцевавшись вволю, он отпустил испуганного человека, успевшего износить в танце пару новых постол ; но человек мог и не выдержать быстрый темп танца чугайстра и умереть или отлететь прочь, например, в реку .

В селе Быстрец Ивано-Франковской области считали, что чугайстер пасёт своих и людских коз на полонине (горной равнине) . Там же считали, что чугайстер покровительствует мастерам. Карпатские лесорубы оставляли в жертву чугайстру, зная о его высоком росте и беззубости, на матице (потолочной балке) суп кулеш и кашу бануш , исчезновение их рассматривалось как доказательство прихода чугайстра и уничтожения им злых духов в колыбе. Овчары обращались к лесному человеку, предварительно помолившись Богу , чтобы он не бил скот градом, скотарки для этого ставили ему на перекрёстке соль с куском хлеба в тряпке. Есть сказка, в которой чугайстер проучил обманувшего слугу пана, напустив на него медведя, так что пан при бегстве растерял всю одежду. В одной легенде к деду-чугайстру пришла женщина, которая не могла забеременеть, и он помог ей, подарив двух дочек, но они не могли одна без другой — одна была без рук, а другая без глаз, и они символизировали умственную и физическую работу. Чугайстер мог помочь заблудившемуся человеку выйти из леса .

Гуцулы считали, что если лесной человек увидит ночью огонь в колыбе, то направляется к ней и зовёт: «Гой, гой, гой!». Но отвечать ему, как и всем духам, нельзя, так как ответ соединяет человеческий мир с миром духов; ответившего лесной человек может «путнуть» (то есть наслать на него болезнь) или удушить. Лесной человек сам зайдёт в колыбу и проверит в порядке ли палки, которыми поправляют огонь и мешают кулеш, достаточно ли воды в вёдрах. Если ему всё понравится, то он сядет на пень перед огнём, говоря «Ой, здесь согреюсь…», и будет задавать разные вопросы спящим людям, например, «Гей, ты спишь?», на них опять же не нужно отвечать. Если же ему что-то не понравится, то он может начать пугать стадо, бить градом или «путнет» .При отсутствии в доме запаса воды чугайстер мог забрать с собой ребёнка ( С. Г. Пушик предполагает, что с целью защитить того от возможного пожара) .

По другим представлениям, чугайстер не любит и даже презирает деревенских жителей, за исключением разве что тех, кто много времени проводит в лесах и «знает лесные обычаи». В жизнь остальных людей он обычно не вмешивается, но если кто-то помешает ему, то может жестоко отомстить . Согласно ряду историй, чугайстер мог представлять опасность для человека. Считалось, что нельзя кричать и свистеть в лесу, так как можно выкликать чугайстра . Сам же он любит кричать в лесу «гомутом» (шумом), особенно по ночам и в полдень , но отвечать ему нельзя, а то может «путнуть». Лесной человек мог «заманить» прохожего и заставить блуждать по лесу; против этого якобы помогало выворачивание на себе одежды . В одной истории чугайстер наказал женщину, ругавшую его у себя дома, отхлестав её лохмотьями до сильного страха, который пришлось снимать у знахаря . Рассказывали, что один человек пытался застрелить чугая, но тот просто исчез .

Записана история о том, как можно увидеть лесного человека. Нужно купить новый мешок и в месте, где сходятся границы двух полонин, в полночь залезть в него вдвоём, так чтобы головы торчали из него в разные стороны, а тел было не видно. Лесной человек по ночам будет обходить полонины и, наткнувшись на мешок, станет прогонять сидящих в нём с дороги, так как обойти он его не может, что вообще характерно для нечистой силы . При этом нужно лежать тихо и не двигаться. Тогда лесной человек скажет: «Целую Свидову я исходил, все 77 полонин, но такого чуда не встречал: две головы — один труп», — и уйдёт .

Родственные персонажи

Раховский район , Закарпатская область

Представления о чугайстре, по-видимому, берут корни в анимистичных и антропоморфичных взглядах на явления природы. Рядом черт чугайстер имеет сходство с восточнославянским лесовиком ( лешим ) и славянскими и западными дикими людьми . С. Г. Пушик проводит также параллели между образом чугайстра и образами снежного человека , Бабы Яги , аиста , медведя , ряда языческих богов (прежде всего Велеса ) и христианских святых . Сравнением с богами и святыми исследователь пытается доказать божественный статус данного мифологического персонажа. О. И. Шалак предполагает связь чугайстра с образами предка-покровителя и домового .

Слово чугайстер может использоваться также в качестве ругательства или сравнения по отношению к непослушным и непоседливым детям и «волосатым» людям .

В современной культуре

Чугайстер встречается в ряде украинских художественных произведений , в том числе детских. Авторы добавили много нового к дошедшему до нас по фольклорным сведениям образу . В художественную литературу чугайстер вошёл благодаря классической повести « Тени забытых предков » (1911) Михаила Коцюбинского , в которой главный герой отвлекает чугайстра, пригласив того на танец, чтобы тот не навредил мавке, явившейся ему в виде его возлюбленной . Пожирающий мавку чугайстер упоминается в драматической поэме « » (1941) Александра Олеся . Поэма « » (1971) Платона Воронько , хотя и наполнена сказочностью, но чугайстром в ней является реальный человек — командир-красноармеец, борящийся с пособниками оккупантов . Из постсоветских произведений можно отметить сказку « Танок Чугайстра » (2008) , на страницах которой мольфар превращает парня в чугайстра, чтобы он наказал нявок, которые напали на его внучку. В кавере «Пісня Чугайстра» (2007) группы « Тінь Сонця » на песню «Twilight Sun» « Gods Tower » одинокий зачарованный Лесовик-Чугайстер бродит по Чернобыльской зоне .

Псевдоним Чугайстер в 1944 году взял командир Тернопольського куреня УПА (1912—1945) . ВИА «Тайстра», действующий музыкальный коллектив из города Яремче , в 1972—1975 годах носил название ВИА «Чугайстры» . Проводился фестиваль этнической музыки « Тайстра Чугайстра» во Львове .

Комментарии

  1. В одноимённом фильме Сергея Параджанова 1964 года чугайстер не появляется.
  2. В 1978 году по ней снят одноимённый мультфильм Ефрема Пружанского .
  3. Кавер имеет две версии — на украинском и белорусском языках. В англоязычном оригинале Чугайстер не упоминается.

Примечания

  1. Левкиевская Е. Е. О «демоническом» в музыке и музыкальных инструментах (карпатская народная традиция) // / Институт славяноведения РАН ; отв. ред. С. М. Толстая. — М. : Индрик , 1999. — С. 306. — 336 с. — (Библиотека Института славяноведения РАН. 11). — ISBN 5-85759-065-5 . 14 марта 2016 года.
  2. Потушняк Ф. М. Демоны в народном веровании // / Ушорив И. Ю. Петровцій . — переуд. — Осüй: Народна бібліотека, 2011. — С. 232—235. — 523 с. 17 ноября 2017 года. . Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  3. Левкиевская Е. Е. Материалы по карпатской демонологии // / Институт славяноведения и балканистики РАН ; отв. ред. Н. И. Толстой . — М. : Наука , 1994. — С. 258—259. — 270 с. — 800 экз. ISBN 5-02-011499-5 . 22 декабря 2018 года.
  4. Останки передхристіянського релігійного світогляду наших предків: Чугайстер (чугайстрин, лісовий чоловік) / В. М. Гнатюк // . Т. XXXIII. Знадоби до украінської демонології, т. II, випуск 1. — Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка , 1912. — С. XX—XXI. 16 апреля 2016 года. (укр.)
  5. Чугайстер / О. І. Шалак // 100 найвідоміших образів української міфології / Під заг. ред. О. М. Таланчук . — К. : Орфей, 2002. — С. 170—172. — 448 с. — (100 найвідоміших). — ISBN 966-96200-0-7 . (укр.)
  6. Ягело С. // Народознавчі зошити. — 2011. — № 3 (99) . — С. 421—422 . — ISSN . (укр.)
  7. Дмитрук І. // Народознавчі зошити. — Вип. 5—6. — 2010. — С. 700—706 . (укр.)
  8. Ільченко І. І. Міфонімікон творів М. Коцюбинського // Мова. Свідомість. Концепт: Збірник наукових праць / Мелітопольський державний педагогічний університет імені Богдана Хмельницького . — 2015. — Вып. 5 . — С. 34—35 . — ISBN 978-617-7055-81-4 . (укр.)
  9. . Чугайстир // Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник / відпов. ред. П. Гриценко; (укр.) . — Львів: [б. в.], 2002. — С. 189—191. — 216 с. — ISBN 966-02-2299-8 . (укр.)
  10. Пушик С. Г. Чугайстер: міфічний персонаж народної поезії Карпат // Народна творчість та етнографія. — 1994. — № 2—3 . — С. 53—63 . — ISSN . (укр.)
  11. Ююкин М. А. // Studia Mythologica Slavica. — 2018. — № 21 . — С. 51—65 . — ISSN . 3 августа 2019 года.
  12. Матеріали до гуцульскої демонології: Чугайстирь / Записав у Зеленици , Надвірнянського повіта, 1907—1908, народний учитель // . — Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка , 1909. — — С. 59—61. — 139 с. (укр.)
  13. Панькевич І. А. Взірці бесіди // . — Praha, 1938. — С. 412, 416. — xxxii, [1], 545, [4] с. — (Knihovna Sboru pro výzkum Slovenska a Podkarpatské Rusi při Slovanskem ústavu v Praze : číslo 9). 10 марта 2022 года. (укр.)
  14. . Лісовик // Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник / (укр.) . — Львів, 2002. — С. 121. — 216 с. — ISBN 966-02-2299-8 . (укр.)
  15. . Чугайстер // Знаки української етнокультури: Словник-довідник. — К. : Довіра, 2006. — С. 645. — 703 с. (укр.)
  16. Кобилянський Б. В. Східнокарпатські міфоніми: Чугайстир/Чугайстер // Мовознавство . — Наукова думка , 1980. — № 1 . — С. . (укр.)
  17. Леший / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 108. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  18. Понікаровська Н. А. // Вісник Міжнародного слов'янського університету. Сер.: Мистецтвознавство. — 2013. — Т. 16 , № 1 . — С. 45 . (укр.)
  19. Коваль А. П. , . Чугайстер // Крилаті вислови в українській літературній мові. — 2-е вид., пер. і доп.. — К. : Вища школа, 1975. — С. 310. — 334 с. (укр.)
  20. Амір А. // Науковий вісник Ужгородського університету . Серія: Філологія. Соціальні комунікації. — 2012. — № 28 . — С. 22—24 . (укр.)
  21. Деменчук А. Ю. // / Šéfred. Zdenĕk Černák. — Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o, 2015. — S. 54. — 80 S. — ISBN 978-966-8736-05-6 . 30 июня 2016 года. . Дата обращения: 30 мая 2016. Архивировано 30 июня 2016 года. (укр.)
  22. Вільчинська Т. // Studia Ukrainica Posnaniensia. — 2015. — Т. 3 . — С. 361 . — ISSN . 5 августа 2016 года. (укр.)
  23. Салій О. Р. // Вісник Маріупольського державного гуманітарного університету. Сер.: Філологія. — 2013. — № 8 . — С. 110 . — ISSN . (укр.)
  24. Овчеренко Н. Г. // Матеріали доповідей V Регіональної студентської наукової конференції «Мова та література як об’єкти філологічного дослідження» 21 березня 2012 р., м. Харків. — Харків: Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна , 2012. — С. 23—24. (укр.)
  25. Школа Г. М. // Вісник Сумського державного університету . Серія Філологія. — 2008. — № 2 . — С. 192 . 22 декабря 2015 года. (укр.)
  26. Макарова Т. М. // «У Тридев’ятому царстві»: феномен казки в літературі, фольклорі і медіа. Матеріали Міжнародної наукової конференції (25—26 вересня 2014 р.) / [ред.-упор. С. С. Журавльова]. — Бердянськ, 2014. — С. 89—91. — 171 с. (укр.)
  27. Плетньова О. Ю. // Наукові записки [Національного університету « Острозька академія »]. Сер.: Філологічна. — 2012. — Вип. 27. — С. 247—248 . (укр.)
  28. Рудько О. В. // Наукові праці [Чорноморського державного університету імені Петра Могили комплексу « Києво-Могилянська академія »]. Сер.: Філологія. Літературознавство. — 2014. — Т. 240, Вип. 228 . — С. 69 . (укр.)
  29. // . — 2014. — № 7—8 (10—11) . — С. 34—35 . 10 августа 2016 года. (укр.)
  30. Соколовская В. . Наш НеФормат (9 апреля 2015). Дата обращения: 21 апреля 2016. 6 мая 2016 года.
  31. . Реєстр старшин УПА, провідників ОУН та членів УГВР // . — Нью-Йорк: Пролог, 1994. — С. 184. — 199 с. — (Бібліотека «Прологу і сучасности»; ч. 194.1). — ISBN 0-9628724-2-3 . 10 марта 2022 года. (укр.)
  32. . Домівка Чугайстра (10 сентября 2009). Дата обращения: 22 июня 2016. 9 сентября 2009 года. (укр.)
  33. Снісаренко А. С. «Тайстра». «Чугайстри». «Тайстра»  : [хронол. оповідь про муз. колектив з Яремча] / А. Снісаренко; О. Свєтков. — Івано-Франківськ: Місто НВ, 2007. — 95 с. — ISBN 978-966-428-065-2 . (укр.)
  34. . Домівка Чугайстра (10 сентября 2009). Дата обращения: 22 июня 2016. 15 июня 2016 года. (укр.)
  35. Топорницька М. Я. Етнофестивальний туризм як ефективна ринкова форма промоції агроекотуристичного потенціалу краю // / Редкол.: А. С. Дем’янчук (голов. ред.) та ін.. — Рівне: Міжнародний економіко-гуманітарний університет імені академіка Степана Дем’янчука, 2012. — С. 318. — 336 с. — (Вісник інституту педагогічної освіти. Серія географічна. Випуск 1 (2012)). — ISBN 978-966-97043-7-5 . 16 августа 2016 года. . Дата обращения: 22 июня 2016. Архивировано 16 августа 2016 года. (укр.)

Литература

  • Шалак О. І. Чугайстер // 100 найвідоміших образів української міфології / Під заг. ред. О. М. Таланчук . — К. : Орфей, 2002. — С. 170—172. — 448 с. — (100 найвідоміших). — ISBN 966-96200-0-7 . (укр.)
  • Гнатюк В. М. Останки передхристіянського релігійного світогляду наших предків: Чугайстер (чугайстрин, лісовий чоловік) // . Т. XXXIII. Знадоби до украінської демонології, т. II, випуск 1. — Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка , 1912. — С. XX—XXI. (укр.)
    • Гнатюк В. М. Останки передхристіянського релігійного світогляду наших предків: Чугайстер (чугайстрин, лісовий чоловік) // / Упоряд., ред. і вст. ст. Б. Романенчука; англ. передм. Л. Рудницького. — Нью-Йорк: [б. в.], 1981. — С. 222. — 288 с. — (Записки Наукового товариства ім. Шевченка: філологічна секція; т. 201). (укр.)
  • Левкиевская Е. Е. Материалы по карпатской мифологии // / Институт славяноведения и балканистики РАН ; отв. ред. Н. И. Толстой . — М. : Наука , 1994. — С. 258—259. — 270 с. — 800 экз. ISBN 5-02-011499-5 .
  • Матеріали до гуцульскої демонології: Чугайстирь / Записав у Зеленици , Надвірнянського повіта, 1907—1908, народний учитель // . — Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка , 1909. — — С. 59—61. — 139 с. (укр.)
  • Потушняк Ф. М. Демоны в народном веровании // / Ушорив И. Ю. Петровцій . — переуд. — Осüй: Народна бібліотека, 2011. — С. 232—235. — 523 с. от 17 ноября 2017 на Wayback Machine
  • Пушик С. Г. Чугайстер: міфічний персонаж народної поезії Карпат // Народна творчість та етнографія. — 1994. — № 2—3 . — С. 53—63 . — ISSN . (укр.)
  • . Чугайстир // Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник / відпов. ред. П. Гриценко; (укр.) . — Львів: [б. в.], 2002. — С. 189—191. — 216 с. — ISBN 966-02-2299-8 . (укр.)
  • Ююкин М. А. // Studia Mythologica Slavica. — 2018. — № 21 . — С. 51—65 . — ISSN . 3 августа 2019 года.
  • Ягело С. // Народознавчі зошити. — 2011. — № 3 (99) . — С. 421—422 . — ISSN . (укр.)
Источник —

Same as Чугайстер