Interested Article - Злыдни

Злы́дни ( белор. Злыдні , укр. Злидні ) — в мифологии украинцев и белорусов демонические существа, духи, враждебные человеку, его недоля , беда . Они невидимы, и обитают в доме или сидят на плечах человека . Серьёзного значения в народных верованиях злыдни не имели . Иногда считаются синонимом родственных персонажей: Доля , Недоля, Горе-Злосчастье, Лихо , Беда (укр.) и других .

История

Белорусы представляли Злыдню в образе невидимой женщины, у которой нет языка, глаз и ушей, прежде она была змеёй. В иных местах злыдни представлялись в виде худых облезлых животных, живущих в доме за печкой .

Также в белорусской мифологии Злыдни — вредные мифологические персонажи, которые часто живут под печкой . Как правило, Злыдни похожи не то на горбатых котов, не то на собак. Часто эти странные существа обуты в высокие сапоги и носят шапки-ушанки . Постоянно занимаются всяческим вредительством и, когда вылезают из под печи, стараются быстро навести беспорядок. В белорусском фольклоре иногда говорится, что Злыдни поселяются в домах тех, кто хочет быстро разбогатеть. Говорят, что в доме, где поселяются Злыдни, хозяева часто болеют, а в огороде не растёт урожай .

По поверьям, от Недоли или злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, заманить под камень, закопать, и т. п. Они перейдут к тому, кто их освободит, обычно в сказках это завистливый сосед или барин . В русском фольклоре персонаж является одним из имён Недоли (плохой Доли ) , имеет синонимы : Недоля, Горе, Беда , под которыми упомянут в Русских народных сказках Афанасьева Горе . Миф восходит к рубежу XVI XVII веков , когда на основе народных сказок была составлена « Повесть о Горе-Злочастии », образ которой затем много использовался в литературе, например у Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», С. Я. Маршака «Горя бояться — счастья не видать» . В польских народных сказках схожий персонаж, живущий за печкой, может представать в образе голубя, говорящего «я ваша беда», от которого избавляются так же . Похож сюжет сказки «О рыбаке и черте» , рассказывающей, как рыбак избавился от беды с уловом, обманом связав чёрта и утопив, и чёрт затем стал водяным в омуте .

В народном колдовстве до сих пор есть обряд со схожим назначением, называемый «переклад», при котором проблемы наговариваются на предмет, оставляемый затем на перекрёстке . Похожее значение было и в древнеиудейском обряде « козёл отпущения », при котором брали двух козлов (сравните «счастье» и «горе-злосчастье» из сказки «Две доли»), затем на одного козла наговаривались беды и изгоняли в пустыню, а другого приносили в жертву Богу.

В современном украинском языке слово злидні употребляется в значении «бедность» . Злыдни отличаются от пассивной доли : последняя только не содействует благосостоянию человека, первые приносят ему несчастье. В некоторых местностях злыдней представляли в образе невидимых стариков-нищих: где они поселятся, там вечно будет бедность .

Представления близки мифам о домовом , которого могли характеризовать и отрицательно, приписывая к нечистой силе, и называть: лихой, другая половина, не свой дух, лиходей, домовый дьявол, нечистый . Домовой представлялся обитавшим за в углу за печкой, в образе старичка небольшого роста. Подвидом домового, более недобрым к людям, считался дворовой . Схожести видны с сюжетом польской сказки «О гномах » , в которой в углу дома расступается земля, выходит гном, и дарит сокровища доброй служанке злой пани . Схожие сюжеты есть в литовских сказках, где мифические существа одаривают добрую падчерицу или служанку, а дочь завистливой хозяйки убивают или делают бедной. Похож сюжет и русской сказки Морозко .

См. также

Примечания

  1. , с. 115.
  2. .
  3. , с. 429–430.
  4. Чароўны свет: з беларускіх міфаў, паданняў і казак / рэд. Г. П. Пашкоў; маст. В. П. Славук — Мінск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2008 (403)
  5. Міфы Бацькаўшчыны: Літаратурна-мастацкае выданьне — Менск: Беларуская Энцыклапедыя, 1994 (156)
  6. А. А. Кононенко, С. А. Кононенко «Персонажи славянской мифологии» — К.: «Корсар», 1993 (208)
  7. .
  8. Левкиевская Е. Е. Доля // Мифы русского народа
  9. .
  10. Капица Ф. С. Лихо // . — М. : РИПОЛ классик, 2006. — С. —171. — 416 с. — (Ваша тайна). — ISBN 5-7905-4437-1 .
  11. от 14 апреля 2015 на Wayback Machine // / Сост. А. Щербакова; Вступ. статья Я. Мяцусович; Оформ. художн. А. Гасникова. — Л. : Худож. лит., 1980. — 328 с. 23 июля 2015 года.
  12. от 14 апреля 2015 на Wayback Machine // / Сост. А. Щербакова; Вступ. статья Я. Мяцусович; Оформ. художн. А. Гасникова. — Л. : Худож. лит., 1980. — 328 с. 23 июля 2015 года.
  13. в поиске Яндекса.
  14. злидні // Великий тлумачний словник сучасної української мови. - "Перун" . — 2005. // Великий тлумачний словник сучасної української мови. — Київ-Ірпінь: «Перун». 2005. — 1728 с. — ISBN 966-569-013-2 (укр.)
  15. от 14 апреля 2015 на Wayback Machine // / Сост. А. Щербакова; Вступ. статья Я. Мяцусович; Оформ. художн. А. Гасникова. — Л. : Худож. лит., 1980. — 328 с. 23 июля 2015 года.

Литература

Источник —

Same as Злыдни