Interested Article - Карачун (персонаж)

Карачу́н, Корочу́н — в славянской мифологии злой дух , сокращающий жизнь и олицетворяющий смерть в раннем возрасте, а также по мнению ряда исследователей божество нижнего мира, являющееся повелителем морозов, холода и мрака .

Происхождение

В карпато - балканском этнолингвистическом ареале слово «Карачун» обозначало рождественский календарный цикл и его обрядовые реалии . В Новгородской I летописи слова «до Корочюна» объясняются на полях словами «до Рождества Христова »:

«Въ лѣто 6651 ( 1143 ). Стояше вся осенина дъждева, от Госпожина дни до Корочюна, тепло, дъжгь; и бы вода велика вельми въ Волхове и всюде…» .

По гипотезе астронома Д. О. Святского , в Древней Руси словом «Корочюн» называли день зимнего солнцестояния . По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова , в славянской мифологии Карачуном назывался зимний солнцеворот и связанный с ним праздник .

Литературовед Р. Г. Назиров утверждает, что «имя „ Кащей “ появляется в русских сказках только с XVIII в., до этого соответствующий персонаж назывался Карачун» . При этом он ссылается на авантюрно - рыцарскую повесть М. И. Попова «Славенские древности, или Приключения славенских князей » (1770). Однако, по мнению фольклориста Е. А. Костюхина , Карачун — не персонаж волшебной сказки, а плод авторского вымысла Михаила Попова, который разошёлся по учебникам по русскому фольклору .

Филолог Н. Ф. Сумцов обратил внимание на колядку , согласно которой все святые собрались в хате , не было только Рождества. Господь посылает за ним апостола Петра , но тот встречает по дороге «чудо чудное, огнём страшное» и возвращается. Господь объясняет ему, что это и было Рождество. Сумцов высказывает догадку, что «под „чудом чудным“ колядки скрывается древнее языческое божество, в других случаях скрывающееся под словом Крачун, Керечун, Карачун», причём само слово румынского происхождения .

В Молдавии для обозначения праздника Рождества используется термин «Крачун» ( рум. и молд. Crӑciun, Крэчун ) . По догадке Ю. В. Поповича, в древности у молдаван Карачун считался божеством, способным вызвать плодородие и урожай в новом году:

«„Карачун“ олицетворял в себе не божество зимы и смерти, как это представлялось сторонниками мифологической школы , а „божество“, способное вызвать плодородие и урожай земли в предстоящем солнечном году» .

Образ в искусстве

Литература

  • В одном из рассказов Алексея Ремизова Карачун описан как странствующий старик, наказывающий изменников семихвостой плёткой с семью подхвостниками: « Раз хлестнёт — семь рубцов, другой хлестнёт — четырнадцать » .
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» Карачун и Мороз-Студенец являются родными братьями. Младший из духов мороза, Карачун, вступает в союз с Кощеем , выступающим как главный антагонист , тогда как со старшим, Студенцом, такой союз заключить не удаётся. Кощей убивает дочь Мороза и её служанок, но щадит внучку .
  • в сказке «Вологодские сказки. Сказ про Карачуна» Михаила Татаринова Карачун является главным персонажем сказки [ источник не указан 29 дней ] .

Изобразительное искусство

  • Картина Виктора Королькова «Карачун» (1995) .

Кинематограф

См. также

Примечания

Комментарии

Ссылки на источники

  1. Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в. — М. : Издательство Академии наук СССР , 1957. — С. 109
  2. Иванов В. В. Русский мифологион: учебное пособие. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ , 1998. — С. 120
  3. , с. 274.
  4. от 18 апреля 2016 на Wayback Machine /науч. ред.: А. Т. Липатов . — Казань: Изд-во Казанского ун-та , 1983. — С. 57
  5. Панчовски И. Г. Пантеонът на древните славяни и митологията им Булвест-2000, — 1993. — С. 177
  6. , с. 468.
  7. Боголепов М. А. О колебаниях климата Европейской России в историческую эпоху. М., 1908. С. 42.
  8. , с. 79.
  9. от 17 апреля 2016 на Wayback Machine // Мифология. Большой энциклопедический словарь / гл. ред.: Е. М. Мелетинский . — 4-е изд . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1998. — С. 278
  10. от 21 августа 2016 на Wayback Machine // Мифы народов мира: Энциклопедия . / Гл. ред. С. А. Токарев . Т. 1. — М. : « Советская энциклопедия », 1982. — С. 623
  11. Назиров Р. Г. от 15 декабря 2017 на Wayback Machine // Фольклор народов РСФСР. Современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Уфа: Издание Башкирского государственного университета, 1989. Вып. 16. С. 36
  12. Костюхин Е. А. // Приключения славянских витязей. М.: Современник , 1988. С. 5-20.
  13. Плисецкий М. М. Героико-эпический стиль в восточнославянских колядках // от 30 октября 2020 на Wayback Machine / Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР ; отв. ред. . М. : Наука , 1982. С. 190
  14. Рождество Иисуса Христа // Сумцов Н. Ф. . Киев: Тип. А. Давиденко, 1888. С. 67
  15. Украинско-молдавские этнокультурные взаимосвязи в период социализма / Отв. ред. М. Н. Губогло. Киев: Наукова думка , 1987. С. 249.
  16. от 18 апреля 2016 на Wayback Machine Кишинев: Штиинца, 1974. С. 144.
  17. Дата обращения: 15 апреля 2019. 15 апреля 2019 года.
  18. Дата обращения: 17 января 2017. Архивировано из 13 января 2017 года.
  19. Дата обращения: 18 января 2017. 18 января 2017 года.

Литература

Ссылки

  • (sputnik.md)
Источник —

Same as Карачун (персонаж)