Interested Article - Церковь последнего завета

Це́рковь после́днего заве́та , более известная как виссарио́новцы или виссариони́ты новое религиозное движение ( нетрадиционный культ , секта , деструктивный культ ), которое основал Сергей Тороп (называющий себя Виссарионом) в 1991 году в виде идейной общины под названием «Община единой веры» .

22 сентября 2020 года в ходе специальной операции Виссарион был задержан сотрудниками ФСБ России вместе с другими руководителями общины — Вадимом Редькиным и Владимиром Ведерниковым — по факту незаконной деятельности религиозной организации и по подозрению в психологическом насилии над людьми .

С декабря 2000 года религиозная организация зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ . 25 сентября 2020 года Прокуратура Красноярского края направила в Красноярский краевой суд административное исковое заявление о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц местной религиозной организации «Церковь последнего завета» в Курагино . 24 октября 2022 года иск был полностью удовлетворён .

История

Первую открытую проповедь о « Последнем завете » Виссарион провёл в 14 часов 14 мая 1991 года , а 18 августа в Минусинске Тороп провозгласил создание «Единой религии Земли» . В конце 1992 — начале 1993 года в Минусинск стали прибывать первые последователи учения .

Первое религиозное объединение последователей Виссариона было зарегистрировано 24 июня 1994 года с названием «Община единой веры» и местом нахождения в Минусинске Красноярского края (свидетельство № 105) .

Во второй половине 1994 года последователей Виссариона, переехавших на постоянное место жительства в Красноярский край, состоящая из инженеров, учителей, агрономов, работников искусств, специалистов по традиционной и нетрадиционной медицине, мастеров народных промыслов и ремёсел, обратилась к муниципальным органам власти с предложением образовать на территории Курагинского района Красноярского края, рядом с озером Тиберкуль , экспериментальное экологическое поселение, и администрация Курагинского района дала разрешение и выделила ЗАО «Табрат», подконтрольному Торопу, из лесного фонда под постройку поселения 250 гектаров земли в районе Сухой горы и озера Тиберкуль . В 1995 году в Курагинском районе на берегу озера Тиберкуль Виссарион и его последователи создали эконоосферное поселение Тиберкуль («город Солнца», «Обитель рассвета») . В конце октября 2020 года Министерство лесного хозяйства Красноярского края подало иск в Арбитражный суд Красноярского края о расторжении заключённого в 2015 году с виссарионовцами договора аренды и безвозмездного пользования лесным участком, поскольку его сотрудниками были выявлены нарушения условий договора, среди которых размещение на указанной территории жилых и нежилых строений, не предназначенных для осуществления религиозной деятельности, а также её загрязнение отходами потребления и производства . 4 февраля 2021 года суд удовлетворил иск министерства в полном объёме . 3 марта 2021 года Красноярский краевой суд удовлетворил иск департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и признал недействующим принятый Черемшанском сельским советом депутатов Курагинского района генеральный план; в 2019—2020 годах прокуратура Красноярского края совместно со специалистами региональных управлений Рослесзащиты и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации провела проверку соблюдения лесного законодательства на территории Курагинского района и установили факты противоправной деятельности сельского совета, касательно включения в генеральный план 2012 года таких населённых пунктов, как Гуляевка, Жаровск, Казыр, Тагасук, Тиберкуль и Черемшанка, расположенных на землях лесного фонда 207 участков, имеющих общую площадь более 400 га, на которой виссарионовцы вырубали лес, в том числе используя его для постройки бань и домов местных чиновников .

В октябре 1995 года Управлением юстиции Красноярского края была проведена перерегистрация устава религиозного объединения с новым названием «Церковь последнего завета» и новым местонахождением в селе Черемшанка Курагинского района (свидетельство о регистрации № 105 от 5 октября 1995 года) .

Во многих городах России и других стран появились последователи Виссариона, открыты центры, организованы общины. Созданы религиозные организации последователей Виссариона в Казахстане , Латвии . Центры последователей Виссариона имеются на территории Белоруссии , Молдавии , Болгарии , а также Германии , США . Для выполнения координационной деятельности и ведения межконфессиональных, в том числе международных, связей местные Церкви последнего завета в мае 1998 года учредили Централизованную религиозную организацию, которая под названием «Церковь последнего завета» была перерегистрирована Министерством юстиции РФ в 2000 году .

Религиовед и социолог религии Сергей Филатов отмечал, что последователи Торопа установили «контакты с педагогом-новатором Щетининым , который собирается в сотрудничестве с виссарионитами открыть школу в Курагинском районе» . На это же указывал религиовед Роман Силантьев .

Силантьев отмечал, что поселение «Город солнца» «постепенно эволюционировало в некое экопоселение, а его члены практически прекратили заниматься миссионерской деятельностью , смягчили запреты и стали больше похожи не на тоталитарную секту, а некое общество экологических активистов» .

Вероучение и особенности внутренней жизни

День рождения Торопа — 14 января 1961 года — является главным праздником виссарионовцев , и от него ведётся новое летоисчисление, именуемое «Эпоха рассвета» .

Учение Виссариона — « Последний завет », который включает в себя 61 заповедь , — очень синкретично . Учение возникло в результате:

Также включает в себя антитринитаризм , учение о реинкарнации и апокалиптику .

  • Существует « десятина » — каждый последователь Виссариона передаёт десятую часть доходов на счёт секты, на содержание Церковного совета секты и самого Виссариона .
  • Разрешены любовные треугольники . Религиовед Л. И. Григорьева по этому поводу отмечала следующее:

Ещё одной проблемой последних лет стало возникновение гендерного дисбаланса. На одного мужчину с каждым годом становится по статистике всё больше женщин. Молодые, энергичные, они приезжают с надеждой найти здесь своё счастье. Не без рекомендаций и разъяснений Виссариона последние четыре года в общине стали возникать так называемые «треугольники» — семьи с двумя жёнами . Для внешнего мира это объясняется так: если муж и жена разошлись, и у супругов возникла новая семья, то он не в праве бросать прежнюю жену и детей на произвол судьбы, да и куда им податься, на что жить. Но в материалах «для внутреннего употребления» (одну из таких кассет прослушал в своё время весь Экспертный совет при Минюсте ) говорится совсем другое. Виссарион разъясняет, что женатый мужчина не может сам проявлять интереса к посторонним женщинам. Но если у женщины возникла «природная любовь» к нему и он не против, то надо вначале посоветоваться с женой. Если она преодолела свой эгоизм и желает мужу счастья, то может разрешить ввести эту женщину в семью на правах кандидатки. Она же в идеале должна благословить и близкие отношения своего мужа с новой женой, подружиться с ней и совместно заниматься домом и общими детьми. Поскольку во многих личных проблемах: от хозяйственно-бытовых до самых интимно-личных самому верующему бывает разобраться сложно, то все вопросы могут быть коллективно обсуждены на закрытых собраниях «Единой семьи» или на встречах с «Учителем».

  • Введён тяжёлый физический труд , строгая вегетарианская диета . От чрезмерного пристрастия к веганству последователей Виссариона в Тиберкуле у них прослеживается недостаток кальция , а также животных белков , что отрицательно сказывается на здоровье поселенцев: инфекционные заболевания почек , опущение почек и повышенная кислотность мочи . Многие члены больны раком и ВИЧем , но не обращаются за помощью к врачам, поскольку считают, что их может вылечить Виссарион прикосновением рук . Есть сведения о случаях дистрофии , без вести пропавших , получивших инвалидность и покончивших жизнь самоубийством последователей его секты . Многие последователи, продав своё имущество в секту, вынуждены сами проживать в нищенских условиях, без дохода и средств к существованию . Философ и культуролог Н. П. Копцева указывает, что у Церкви последнего завета «имеются элементы деструктивной религиозной организации», к числу которых она относит «контроль приёма пищи у своих адептов», когда «в середине нулевых годов община Виссариона имела запреты не только на мясную пищу, но и на молочную пищу, яйца», а среди членов «были не только вегетарианцы, но и веганы, причём по самой жесткой схеме» и «в конце 90-х телевидение показывало вот этих людей с дистрофией» . При этом она отмечает, что в ходе проведённой прокурорской проверке были установлены нарушения, и хотя община сделала режим пищевого контроля более мягким, вегетарианство сохранилось, подчеркнув следующее: «То, что такая жёсткая корректировка приёма пищи безусловно может явиться вредной для здоровья отдельных людей, это факт. То есть, предписывать строгое пищевое поведение, настаивать на этом — здесь могут быть элементы нанесения вреда здоровью» . Касательно самой организации она указывает, что жители Курагинского района относятся к Церкви последнего завета, как к достаточно успешному бизнес-проекту, и высказывает мнение, что: «Это очень мощная экономическая структура. В общине налажено производство экологически чистой продукции, рукоделие, ремесленное производство.. Если раньше, например, в девяностые годы, речь шла о каких-то действительно религиозных откровениях, то сегодня люди, наблюдая со стороны за деятельностью организации, скорее относятся к этому как к успешному бизнес-проекту» .
  • В «Церкви последнего завета» считается, что заблуждения людей, их «дурные деяния, мысли и эмоции» поставили Землю на грань гибели. Надвигающийся конец света будет иметь вид экологической катастрофы, в которой погибнут все, кроме последователей Виссариона в «энергетическом сердце Земли-матушки», на озере Тиберкуль; чтобы очистить планету и отсрочить её уничтожение, нужны хорошие помыслы и молитвы, особенно коллективные . Ощущения скорого конца света в конце 1990-х восприняли многие члены общины . Однако, по словам А. А. Панченко , последователи Виссариона черпали сведения о грядущих катаклизмах не только из его проповедей, но и из сообщений различных « контактёров » . Виссарион не называл конкретную дату «конца света» и не утверждал непременную гибель всего человечества . В периодике Церкви последнего завета несколько раз появлялись публикации, направленные на то, чтобы успокоить последователей . Позднее, в середине 2000-х годов, Виссарион фактически запретил получение информации от «контактёров» , было замечено ослабевание эсхатологических настроений .

А. Д. Дворкин считает:

В целом учение Торопа можно охарактеризовать как компот из доморощенного экологизма , неоязычества и преломленных через рерихианство восточных учений в слащавой оболочке из псевдохристианских терминов и псевдобиблейских изречений, пересыпанных полуграмотными псевдославянизмами. Он все время говорит об экологии, используя при этом элементы восточных учений — реинкарнация , карма и проч., что являет собой типичную неудобоваримую ньюэйджевскую смесь из пива и какао с керосином.

Вкратце неведомая доселе «великая тайна» Виссариона состоит в том, что существующее 2000 лет христианство — это вовсе не абсолютная Богооткровенная , а лишь утратившая своё значение «„часть Единой Истины“, да и то в силу неразвитости „человеков“» неправильно понятая и истолкованная. Взамен же предлагается «примитивно состряпанная теософская система, куда включены несовместимые понятия, позаимствованные из различных восточных религий: индуизма , буддизма , даосизма ; языческие мифологии и модные нынче псевдовосточные гипотезы»

Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что изначально данное объединение отличалось «самыми дикими пищевыми запретами» — запрещалось есть мясо, рыбу, соль, сахар, грибы, и «даже воду пить одно время запрещалось». Члены общины питались, в основном, горохом. Кроме того, по его данным, был запрет на обращение к медикам. С течением времени и под давлением властей подобная практика стала смягчаться, и даже сам глава общины Виссарион, будучи уже в пожилом возрасте, стал лечиться . При этом он высказывает мнение, что данная организация является оккультной сектой и представляет собой «типичный харизматический культ , как у секты Муна , „ Белого братства “ и „ Аум синрикё “ — все они похожи друг на друга очень сильно» .

Философ и культуролог Н. П. Копцева указывает, что «это достаточно синкретичное учение », поскольку «оно включает в себя элементы многих существующих прежде религиозных мировоззрений» и «его неожиданной особенностью является то, что Виссарион одновременно и человек, и воплощение Христа». Также она отмечает, что «Последний завет — это тот завет, который Виссарион даёт нам, людям, которые являются свидетелями этого „последнего пришествия“». И обращает внимание на то, что таких лидеров, как Виссарион, «в религиоведении называют харизматами », поскольку «у него прекрасные внешние данные — он очень похож на иконы с каноническим изображением Иисуса Христа». Кроме того, Тороп «происходит из семьи, связанной со старообрядцами , то есть раскольниками — есть какая-то память о предках, которые не покорялись, как сейчас принято говорить, мейнстриму », а сам «Курагинский район — место, где такие старообрядческие общины и ранее существовали» .

Религиовед и социолог религии Л. С. Астахова отмечает, что организация складывалась как « абсолютное вегетарианство , достаточно жёсткое, с отказом и контролем не просто типа питания, а речь и об объёме пищи. То есть это определённая, в том числе и энергетическая перестройка человека, связанная с будущим образом, с будущей жизнью , в которую он должен попасть». Она указывает, что вероучение основано на трёх опорных точках: 1) учение о множественности миров (наш мир является всего лишь один из множества внеземных миров , число которым — миллионы), где каждый такой «мир развивается по пути полного расцвета разума, по которому мы никогда не пойдём» и «наш мир в этом плане несколько уникален»)"; 2) существует единый первый творец миров ( Абсолют ) и «какое-то количество творцов конкретных миров и конкретных форм духовной ткани, которые существует конкретно на Земле»; 3) учение о надвигающемся конце света , поскольку для человека свойственно не только расти и развиваться духовно, но и падать, и наш мир является угрозой всем остальным мирам и в идеале его необходимо уничтожить. В качестве ковчега спасения выступает «единая семья» из последователей Торопа, которые должны развить свои разум и тело до такого состояния, чтобы суметь выжить и показать другим мирам, что человечество заслуживает право остаться жить в этом мире. Кроме того, она видит определённое сходство между виссарионовцами и последователями С. М. Пеуновой в обращении к темам разума и развития , веры в реинкарнацию и наличия достаточно сильного влияния идей Е. П. Блаватской и Д. Л. Андреева . А также указывает на сильное влияние двух линий — уфологической (большое количество рассуждений о множестве миров) и поп-культурной (многие из первых виссарионовцев были представителями творческой интеллигенции — певцы, музыканты и т. п.) .

Религиовед Б. К. Кнорре указал, что в идеологии этого движения нет дуализма и «нет понятия о глобальном зле, нет заостренности на том, что в мире вообще царствует зло» . По его словам, виссарионовцы со временем изменили ряд своих практик в ответ на критику: «Они перестали отговаривать людей от получения образования и настраивать против окружающего мира» .

Историк религии Б. З. Фаликов , указывая на исследования фольклориста А. А. Панченко , утверждает, что виссарионовцы не агрессивны. В числе факторов риска этого движения он называет «гуризм», то есть некритическое восприятие религиозного лидера (причём, по его мнению, такое бывает во всех религиях). Со временем «гурзим» виссарионовцев смягчался: в первые годы существования движения Виссариона ассоциировали с Христом, обожествляя его; позднее его стали называть «учитель», «наставник». Также у виссарионовцев есть признаки такого фактора риска, который Фаликов называл «эсхатологизм», то есть ожидание конца света . Эсхатологизм в своём мягком варианте связан с надеждой на то, что если жить правильно, наступит царство добра .

Поселения и численность

В 1993—1994 годах в ходе трёх закрытых проверок, две из которых осуществили сотрудники МВД России , а одну — представители администрации Красноярского края, было установлено, что по религиозным побуждениям в период с 1 июня 1993 года по 1 июня 1994 года в Минусинск, в общину «Единой веры», из таких городов, как Алма-Ата , Воронеж , Казань , Киев , Москва , Новосибирск , Оренбург , Рига , Санкт-Петербург , Саратов , Уфа и Челябинск на постоянное место жительства прибыло 502 человека, из которых 233 — мужчины, 151 — женщины, 118 — дети и подростки. При этом более половины приехавших прибыли в составе собственных семей общей численностью 83. По возрасту прибывшие делились следующим образом: до 18 лет — 118 человек, 18-25 — 106, 26-40 — 190, старше 41 года — 88. По месту проживания: 143 человека в Минусинске, 26 человек в двух посёлках Минусинского района (посёлок Малая Минуса — 17 и Шошино — 9), в 12 населённых пунктах Курагинского района — 333 человека ( Гуляевка — 14, Жаровск — 9, Жербатиха — 7, — 113, Имисское — 24, Курагино — 63, Маринино — 5, Можарка — 7, Петропавловка — 11, Тюхтят — 14 и Черемшанка — 67). Тем не менее, при последующей проверке, 14-16 октября 1994 года, в общине проживало около 1 тысячи членов, из которых около 200 человек — дети и подростки .

По состоянию на 2000 год, согласно данным местной администрации, в Курагинском районе проживало 2556 виссарионовцев, включая и их детей. Согласно статистике того же года о количестве избирателей, администрация района указывала, что из 24766 избирателей по тридцати избирательным участкам на долю виссарионовцев приходилось 1870 человек. При этом распределение и степень влияния были неравномерными: например, в посёлке Курагино из 10990 жителей лишь 107 избирателей были членами Церкви последнего завета, в то время как в деревне Черемшанка из 891 человека 614 являлись последователями Торопа. В свою очередь бывший советник Председателя Правительства Республики Хакасия по делам религий Н. С. Волков отмечал, что в 2010 году на юге Красноярского края жило 2076 взрослых (в данное число не входят те члены семьи, кто не принял «Последний завет») членов общины и 126 детей, из которых в Каратузском районе — 387, в то время как на Курагинский и Минусинский район приходилось 1689 человек, расселившихся в более чем сорока населённых пунктах. По данным бывших членов Алексея Ворошилова и Елены Мельниковой, супругов проживших 12 лет в общине и описавших в своей книге «Возвращение из сказки» внутреннюю жизнь, «в этом явлении задействованы напрямую около пяти тысяч человек и всё это количество можно смело умножить в среднем на 4-5, тогда мы получим число реально пострадавших людей — брошенных матерей, детей, жён и мужей» .

Религиовед И. Я. Кантеров , отмечая, что в южные районы Красноярского края по призыву Торопа из таких городов, как Белгород , Воронеж , Липецк , Москва , Саратов и Санкт-Петербург , переселилось «свыше 2 тыс. человек», также указывал в 2002 году, что «в настоящее время, по данным руководства этой религиозной организации, насчитывается около 50 тыс. её последователей, проживающих в 83 населённых пунктах России и зарубежья» .

Религиовед и социолог религии С. Б. Филатов отмечал, что по состоянию на 2003 год «зарегистрировано 16 организаций, 5-7 тысяч человек, несколько незарегистрированных общин и групп», в то время как «сами виссарионовцы утверждают, что их более 50 тыс.». Самая большая община расположена в Курагинском районе, где, по состоянию на 1999 год, проживало 2900 человек. В сёлах соседних районов проживало до 1,5 тысячи человек. Крупные общины по 40—80 человек располагались в таких городах, как Москва , Новосибирск , Санкт-Петербург и Сочи . А известные общины располагались в таких городах, как Владимир , Воронеж , Иркутск , Набережные Челны и Хабаровск .

В деревнях Курагинского ( Петропавловка , Черемшанка ) и Каратузского районов к 2006 году было несколько тысяч человек (информационное агентство «Банкфакс» в 2003 году сообщало о численности около 3-4 тысяч человек , в 2008 году Независимой газетой называлась цифра 4,5 тысячи , в 2009 году MIGnews называлась цифра в 5 тысяч человек , в 2011 году религиовед и историк также называют цифру « около 5 тысяч человек » ), кто продал свои квартиры и переехал туда на постоянное место жительства . По данным РИА «Сибирь» на 2005 год, « реальное количество адептов Виссариона — около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае », а население «Города солнца» составляет « от 160 до 200 жителей » . В то же время электронное издание «Россия. Электронный энциклопедический словарь» также указывает цифру в « около 10 тысяч последователей » . С этой же цифрой в 2020 году согласились религиовед Р. А. Силантьев и философ и культуролог Н. П. Копцева . В свою очередь состоящая в общине певица С. В. Владимирская утверждает: «У нас подсчёт не ведётся. Думаю, 5 тысяч точно есть. А, может, и больше. На праздники собирается до 20 тысяч» .

Социальная структура

В реализации эксперимента по созданию «нового общества» в различной степени участвуют последователи Виссариона, живущих в России ( Москва , Санкт-Петербург ), Белоруссии , Казахстане ( Алма-Ата ), Украине ( Киев ), Латвии ( Рига ), Молдавии , Болгарии , Германии и США . Среди последователей Виссариона преимущественно представители среднего класса , а среди рядовых членов — большое число бывших партийных и комсомольских функционеров . Есть также музыканты, художники, философы, эстрадная певица, отставные военные . В 1993—1994 годах высшее образование имели 148 человек, а среднее специальное — 303 . В начале 1999 года среди виссарионовцев Красноярского края 39,5% составляли мужчины (до 50 лет — 85 %) и 60,5 % — женщины (до 50 лет — 71 %); среди взрослых членов 36 % имели высшее образование, а 31 % — неоконченное высшее, среднее специальное и среднее .

Руководство

Во главе организации находится Сергей Анатольевич Тороп (род. 1961), называющий себя Виссарионом, «Христом», «сыном Божиим» .

В качестве его главного помощника выступает Вадим Вячеславович Редькин (род. 1958), бывший музыкант и барабанщик группы « Ласковый май », являющийся летописцем общины и автором основных вероучительных текстов, стилизованных под Новый Завет — многотомного издания «Последний завет», включающего «Повествование от Вадима», «Слово Виссариона», а также описания жизни Виссариона и его последователей по годам . Женат, имеет трёх дочерей (2-х, 8-ми, 11 лет) .

Финансово-хозяйственными вопросами занимается Сергей Борисович Чевалков (род. 1951, Новосибирск ), отставной полковник Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации . В 1973 году окончил Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени Маршала Советского Союза Н. И. Крылова . В 1982 году поступил в Военную академию имени Ф. Э. Дзержинского , которую окончил с золотой медалью. Закончил адъюнктуру и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В 1987—1993 годах был преподавателем в Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского. 7 мая 1992 года присвоено воинское звание полковника. Приказом министра обороны РФ от 15 ноября 1993 года уволен в запас по собственному желанию. Жена — Галина Алексеевна Чевалкова. Дочь — Ольга (род. 1975), училась в Московском государственном институте культуры . Сын — Александр (род. 1976), окончил в Москве профессионально-техническое училище . В 1995 году Виссарион, наряду с бывшим эстрадным музыкантом Владимиром Купункиным, являющимся главным гимнографом виссарионовцев и создателем по православному образцу утренних, вечерних и литургийный служб, рукоположил Чевалкова в «первосвященники» .

С 2001 года большую роль в управлении финансов-хозяйственной части общины играют бизнесмены Станислав Михайлович Казаков , занимающий должность «устроителя Церкви последнего завета», и Анатолий Пшеной , ранее занимавший пост заместителя министра юстиции Белоруссии и занимающийся отстаиванием интересов виссарионовцев в судах .

В тех городах, где живут последователи Торопа, во главе местных общин стоят харизматичные лидеры. Для решения материально-финансовых вопросов действует Церковный совет. Самые преданные виссарионовцы проживают в сёлах, расположенных в Курагинском и некоторых близлежащих районах Красноярского края, где в каждом существует добровольное объединение членов в хозяйственную коммуну называемую «семья», которые все находятся в подчинении у главного старосты — Александра Ульяновского , являющего руководителем административной-хозяйственной части и председательствующего на «кругах» — еженедельных собраниях общинников .

Проблемы с законом

Проверки Курагинского РОВД

В 1995 году в ходе проверки деятельности общины Курагинским РОВД были установлены факты смерти нескольких виссарионовцев. Так 1 мая 1995 года в деревне Гуляевка от истощения умер С. А. Богданович (род. 1968), в посёлке Курагино в доме № 3, расположенном на улице Ломоносова, умер от сердечной недостаточности уроженец Риги Е. К. Минаев (род. 1947), проживавший до самой своей смерти в селе Петропавловка без прописки . 15 сентября 1995 года в общежитии Моторинского ОПКЛК от двухстороннего воспаления лёгких умер четырёхлетний Эдуард Куклин (род. 1991), чья мать верила в наставление Виссариона о том, что плоть должна «сама себя излечивать», и поэтому отказалась обращаться за медицинской помощью в больницу, предпочтя лечить ребёнка исходя из опыта П. К. Иванова , обливая сына каждые два часа «заряженной водой» .

Кроме того, в ходе той же проверки милиционеры выявили факты девиантной и противоправной деятельности некоторых членов общины:

При проверке заявления жительницы п. Курагино Карпенко В. П. было установлено следующее: совершеннолетняя Скалова Мария Андреевна, 21.12.77. года рождения, прибыла из Москвы в с. Имисское в начале 1994 года в общину „Единой веры“. За курение и позднее возвращение с танцев её выгнали из общежития. Скалова стала проживать с несовершеннолетним Мальцевым В., судимым... Доставленная 07.02.95. в ГППН РОВД Скалова пояснила, что её родители проживают в Москве — Скалова Л. В. — советник МИД России , отец — Скалов А. Г. — коммерческий директор фирмы „Арвис“, с родителями постоянно конфликтовала, бросила школу. Отец помещал её в психиатрическую больницу . В этот же день Скалова была направлена в ПРН г. Абакана , на следующий день за ней на самолёте прилетел отец.
27 мая 1995 года за административное правонарушение были доставлены несовершеннолетние Соболев И., 1978 года рождения, и Спиридонов А., 1973 года рождения. В своём объяснении несовершеннолетний Соболев пояснил, что приехал из г. Кирова летом 1994 года в п. Курагино, работал на тяжёлых работах в Моторском ОПКЛК, в общине кормили плохо. Когда просился обратно, сказали добирайся сам. Из общины выгнали его и Спиридонова за нарушение режима питания.

Задержание Татьяны Нехорошевой-Соколовой

В 2000 году сотрудники ФСБ в ходе всероссийской контртеррористической операции « Вихрь-Антитеррор » среди членов секты Виссариона задержали 35-летнюю Татьяну Нехорошеву-Соколову, предполагаемую активистку леворадикальной молодёжной организации « Новая революционная альтернатива », которая находилась в федеральном розыске по подозрению в организации террористического акта около общественной приёмной ФСБ в Москве в 1998 году . По оперативным данным, убежище Нехорошевой было предоставлено самим Виссарионом .

Уголовное преследование (2020—2021)

В августе 2020 года Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов) в связи с жалобой съёмочной группы мультимедийного центра «Известия» на то, что члены общины препятствовали работе журналистов, приехавшим к ним в посёлок Жаровск Курагинского района с целью снять сюжет про жительницу Курагинского района Ольгу Климову, которая выступила с обвинением общины в обмане с приобретением дома (отдала 7 тысяч долларов США) и сообщила о том, как она после этого « бомжевала » в течение 14 лет вместе со своим сыном .

22 сентября 2020 года в ходе специальной операции ФСБ России в Красноярском крае был задержан доставлен в 5-е управление Главное управление Следственного комитета Российской Федерации по г. Новосибирску лидер организации Сергей Анатольевич Тороп и двое его заместителей — Вадим Вячеславович Редькин и Владимир Олегович Ведерников, которым Следственным комитетом Российской Федерации были предъявлены обвинения по факту незаконной деятельности религиозной организации и по подозрению в осуществлении в отношении людей психологического насилия — создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами ( УК РФ ), и причинении тяжкого вреда здоровью двух и более лиц (п. УК РФ ) . Были изъяты крупная сумма денег наличными, золотая корона, оккультная атрибутика, а также оружие и боеприпасы . Основаниями для задержания послужила двухлетняя оперативная разработка общины, когда в одной из деревень виссарионовцев было обнаружено тело младенца, родителям которого Виссарион запретил обращаться за медицинской помощью к «мирским» врачам, а также предсмертная записка одного из последователей Торопа, который продал всё своё имущество и, стремясь к лучшей жизни, желал вступить в общину, но не был принят, и из-за этого покончил жизнь самоубийством . Потерпевшими выступают двое граждан — Дмитрий Кистерский и Эдуард Юрьевич Мизгарёв, которые провели в общине более десяти лет, чьи психические расстройства следствие считает вызванными нахождением там . 24 сентября на Кипстерского, бывшего сотрудника УФСИН и являвшегося виссарионовцем с 1997 года, неизвестные лица совершили нападение, в связи с чем правоохранительных органы возбудили уголовное дело по статье 116 УК РФ « Побои » и начали проводить расследование, потерпевшему была назначена охрана из числа сотрудников полиции, а во всех населённых пунктах, где живут последователи Торопа, были выставлены на круглосуточное дежурство патрули . 19 января 2021 года Центральный районный суд Новосибирска расширил круг потерпевших лиц, добавив в общий список ещё 17 человек, которые заявлены как получившие моральный вред . 22 ноября 2021 года следствие уточнило обвинение Торопу, Редькину и Ведерникову. В деле о создании организации, посягающей на личность и права граждан, количество потерпевших увеличилось с 19 до 21. При этом из них 14 заявили о причинении им морального вреда. Кроме того, обвинение в особо крупном мошенничестве предъявлено было Ведерникову руководившему школой «Истоки» и, по версии следствия, потратившему в период с 2017 по 2019 год на собственные нужды 5182839 рублей государственных средств .

По данным журналистов газеты « Коммерсантъ » Константина Воронова и Николая Сергеева, ссылающих на сотрудников правоохранительных органов, руководство общины могут связывать дружеские отношения с бывшим министром лесного хозяйства Красноярского края , который был арестован в середине сентября 2020 года по обвинению в получении от лесозаготовительной компании ООО «Краслесторг» многомиллионных взяток , поскольку значительным финансовым источником Церкви последнего завета выступают заготовки древесины (в первую очередь кедровой сосны ) и постройки из неё домов. По данным следствия, члены общины являлись владельцами, по меньшей мере двух компаний, зарегистрированных как индивидуальные предпринимательства , скупавших лес, а также многие виссарионовцы частным образом без какой-либо регистрации в налоговых органах, занимались заготовками леса. Кроме того, их компаниям периодически удавалось выигрывать различные тендеры , которые объявляли власти Красноярского края, среди которых был подряд на строительство объектов (включая беседки, срубы и сцены) для проведения в Красноярске Универсиады 2019 года. Один из создателей Церкви последнего завета является главой крупной строительной компании, занимающейся постройкой бань и загородных домов класса премиум, стоимость которых составляет от 10 млн руб., где в настоящее время живут многие руководители Красноярского края. По данным правоохранительных органов от 20 до 50 % дохода при осуществлении таких сделок поступало в теневой бюджет Церкви последнего завета. По данным газеты на сегодняшний день «расследуется с десяток уголовных дел, возбуждённых по ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений), фигурантами которых являются последователи ЦПЗ», отмечая, что в будущем «все эти дела, очевидно, объединят в одно производство, при этом религиозная составляющая расследования, скорее всего, окажется на втором плане» .

23 сентября 2020 года Центральный районный суд Новосибирска вынес постановление об избрании в отношении обвиняемых Торопа, Редькина и Ведерникова меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца, до 22 ноября . Сам Тороп находится в одиночной камере СИЗО-1 Новосибирска . 7 октября 2020 года Новосибирский областной суд постановил «постановление Центрального районного суда Новосибирска апелляционную жалобу адвоката Маринкиной оставить без удовлетворения», тем не менее адвокат Торопа выразила намерение подать кассационную жалобу в Восьмой кассационный суд . 18 октября 2020 года Тороп, Редькин и Ведерников были доставлены в Москву и помещены на карантин в СИЗО « Бутырка » для проверки на коронавирус ; в дальнейшем они должны будут пройти психиатрическую экспертизу в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского . 20 ноября 2020 года Центральный районный суд Новосибирска продлил всем троим срок нахождения под стражей до 15 января 2021 года . 30 декабря 2020 года оставил решение нижестоящего суда без изменения . 13 января 2021 года Центральный районный суд Новосибирска продлил срок до 15 апреля 2021 года , а 13 апреля — ещё «на три месяца, а всего до девяти месяцев 23 суток, то есть до 15 июля 2021 года» ; 14 июля суд продлил срок до 21 сентября 2021 года . 14 мая 2021 года Курагинский районный суд Красноярского края признал Владимира Ведерникова виновным в незаконном хранении патронов (ст. 222 ч. 1 УК РФ ) и приговорил его к 1,5 года лишения свободы условно ; 20 июля 2021 года Красноярский краевой суд «изменил приговор в части наказания — оно снижено до одного года лишения свободы условно с испытательным сроком один год шесть месяцев» . 9 августа 2022 года уголовное дело в отношении Ведерников, Редькина и Торопа поступило в Железнодорожный районный суд Новосибирска, который отметил следующее: «По данным следствия Ведерников, Редькин, Тороп обвиняются в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью и руководстве таким объединением, в причинении вреда здоровью различной степени тяжести, а Ведерников, в том числе, в мошенничестве в особо крупном размере с использованием своего служебного положения». Редькину и Торопу вменяются часть первая статьи 239, пункты «а» и «б» части третьей статье 111, пункт «г» части второй статьи 112 УК РФ, а Ведерникову также часть четвёртая статьи 159 УК РФ .

В начале декабря 2020 года по ходатайству следствия суд наложил арест на имущество Торопа (участок, на котором стоит дом, здание религиозного назначения и технику), Редькина (два дома, земельный участок и техника) и Ведерников (два участка земли и доля в ещё одном, два здания, автомобиль, мотовездеход и прицеп). По мнению стороны защиты, основанием послужило то, что потерпевшие Д. В. Кистерский и Э. Ю. Мизгирёв заявили иски на сумму 7200 тыс. рублей и 5 млн рублей соответственно, следствие полагает, что если обвиняемые смогут избавиться от имущества, то не выплатят ущерб потерпевшим в полном размере .

19 июля 2021 года Курагинский районный суд Красноярского края вынес решение, согласно которому «Антон Анянов и Василий Белко признаны виновными по . Им назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года». В августе 2020 года журналисты съемочной группы телеканала РЕН-ТВ приехали в Курагинский район для подготовки видеосюжета о деятельности Торопа и его последователей, однако во время съемки местные жители Анянов и Белко напали на корреспондентов телеканала и повредив их телевизионное оборудование (видеокамеру), причинив материальный ущерб в размере 27600 рублей .

5 апреля 2022 года Генеральная прокуратура РФ утвердила обвинительное заключение по уголовному делу о деятельности «Церкви последнего завета», сопряжённой с насилием над людьми. По версии следствия, с 1991 года по сентябрь 2020 года Сергей Тороп, Вадим Редькин и Владимир Ведерников на территории Красноярского края основали и руководили религиозной организацией, насчитывающей более 5 тыс. последователей, и проповедовали учение "Единая вера". При этом обвиняемые применяли в отношении своих адептов манипулятивное групповое организованное психологическое насилие. В результате 16 последователям учения причинен моральный вред, шести — тяжкий вред здоровью, одному — вред здоровью средней тяжести .

1 сентября 2022 года Железнодорожный районный суд Новосибирска в лице судьи Олеси Пименовой приступил к рассмотрению уголовного дела и удовлетворил ходатайство государственного обвинителя Аси Овчинниковой, решив, что «в целях недопущения разглашения сведений, охраняемых федеральным законом, и обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, судом принято решение о проведении слушания в закрытом судебном заседании». Суд также отклонил ходатайство адвоката Торопа Ольги Маринкиной о возвращении дела прокурору, которая заявляла, что имеет место неполнота предварительного следствия и нарушения при составлении обвинительного заключения .

Оценки экспертов

Судебный эксперт и религиовед, специалист в области нетрадиционных религиозных движений и культов и экстремистских сообществ считает, что основанием для задержания послужило обнаружение трупов вблизи «города Солнца», которые предположительно принадлежали людям, пытавшимся сбежать из организации и замёрзшим по дороге. А поскольку в самом поселении отсутствуют органы и врачи, то нет никого, кто бы мог официально юридически оформить факт ненасильственной смерти . Кроме того, он указывает, что «жалоб, заявлений о случаях физического, психологического насилия на самом деле огромное количество, но долгое время никто не предпринимал усиленных действий, чтобы это прекратить». В качестве таковых выступают «информация о насилии, доведении до самоубийства и даже покушении на изнасилование несовершеннолетней девочки — причём не только со стороны Виссариона, но и других мужчин». Также он обращает внимание на случай, когда мужчина живший в поселении виссарионовцев «уехал якобы в магазин за продуктами и сбежал» в Москву, где используя социальные сети «рассказал о том, что происходило в общине, о наказаниях, которым подвергались люди». Однако, из-за активной деятельности многочисленных сторонников Торопа, которые последовательно занимались написанием жалоб «на каждое подобное обращение», всё свелось к тому, что «в итоге информации о всех фактах насилия была масса, но большинство уже заблокировано адептами пророка» . Также он подчёркивает, что нынешнее уголовное дело ведётся пятым управлением Следственного комитета Российской Федерации, расположенном в Новосибирске, поскольку «есть основания полагать, что, по многим жалобам и обращениям, которые были в Красноярском крае, были реальные основания для возбуждения уголовных дел, но почему-то всё сводилось на тормозах» и указывает на то, что «на вопрос, а почему только сейчас, у многих экспертов есть ответ — потому что несколько лет местные власти не реагировали на потерпевших, а они есть» .

Религиовед Б. К. Кнорре оценил «показательную спецоперацию» силовых структур как чрезмерную. Он обратил внимание на то, что виссарионовцы организовали сельское хозяйство и помогают возродить русский сельский уклад: «это социум, … который что-то сумел организовать в сельской местности». Говоря об их воззрениях, он указал: «У виссарионитов нет такого дуализма , как у многих религиозных движений», и «нет понятия о глобальном зле, нет заострённости на том, что в мире вообще царствует зло». По его словам, некоторые вещи в этой общине были «непродуманны», однако в целом это движение может быть полезным России, если помочь ему преодолеть его недостатки и взять «то лучшее», что у него есть . В другом интервью он добавил: «Их идеология созвучна пониманию России как природной страны» .

Философ и культуролог Н. П. Копцева полагает, что неуверенное поведение, которое Тороп показал при задержании, говорит о том, что он представляет собой не действительного харизматического лидера , а всего лишь «какое-то информационное лицо этой организации» и «не столько реальный автор вот этих практик и техник, сколько какой-то своеобразный информационный образ, медийная персона». Кроме того она указывает, что «как только он оказывается без своих советников, экспертов, которые, наверное, рядом с ним были, вот он превращается в такую слабую личность» . Она считает, что «те люди, которые санкционировали его арест, имели на руках достаточно доказательств того, что это дело имеет какую-то перспективу» и «вряд ли эта история закончится очень быстро» .

Социолог религии В. А. Мартинович отметив, к нему и к его коллегам «многократно обращались пострадавшие от „Церкви последнего завета“ в связи с предположительным нарушением представителями данной организации разных статей Уголовного кодекса», которых, по причине сложности полноценной проверки «средствами, имеющимися в распоряжении сектоведов» и необходимости привлечения «сторонней квалифицированной оценки со стороны юристов и следователей», направляли «в органы исполнительной власти , но в абсолютном большинстве случаев, несмотря на достаточно убедительные с моей точки зрения свидетельства и доказательства, дела не заводились», поскольку материалы убирали в долгий ящик, следователи не проявляли интереса к подробностям дел, не принимали во внимание фактологию и, при этом, «всячески давали понять, что организация пользуется полной поддержкой органов государственного управления Российской Федерации». Хотя «назывались фамилии конкретных высокопоставленных чиновников, периодически всплывали разные интересные документы». И в целом фактом остаётся то, что «пострадавшие были, их было много, дела не заводились, вопросы не решались и даже не обсуждались, а замалчивались и игнорировались». Набольшее число подобных обращений (согласно статистике Синодального центра сектоведения Белорусской православной церкви) пришлось на середину и конец 1990-х годов, а спустя несколько десятилетий, количество пострадавших стремительно уменьшилось, а серьёзные случаи стали совсем исчезать. В связи с этим он считает неожиданным, что «власть вспомнила о существовании данной секты и арестовала её руководителей» и видит объяснение этому в то, что организация могла вернуться к «славному сомнительному прошлому», или «переключиться на иные формы работы, не в меньшей степени нарушающие законодательство, но менее очевидные для сектоведов, не порождающие шлейф из обиженных и пострадавших (напр. различные экономические преступления)», как и не исключает «худший вариант: арест может не иметь под собой никаких серьёзных оснований и опираться на какие-то идеологические, политические, экономические или иные малозначимые причины» .

Социолог Т. А. Феньвеш считает, что такой исход для «Церкви последнего завета» является очевидным, так как у руководства организации было слишком много финансовых ресурсов, поскольку «такие секты накапливают внутри себя огромную собственность в результате экономической, то есть бизнес-деятельности, бизнес-интересы начинают сталкиваться внутри этой секты» и «такого рода организации вплотную стоят к криминальным организациям , и их судьба очевидна», поэтому, в конечном итоге, наступило «перераспределение собственности» .

Ликвидация организации

25 сентября 2020 года Прокуратура Красноярского края после проверки местной религиозной организации «Церковь последнего завета» в Курагино, направила административное исковое заявление в Красноярский краевой суд о её ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц . По утверждению Генеральной прокуратуры Российской Федерации : «Деятельность Курагинской местной религиозной организации „Церковь последнего завета“ угрожает интересам общества и государства, посягает на личность, права и свободы граждан, влечет за собой причинение ущерба нравственности, здоровью граждан, что в соответствии со ст. 14 федерального закона „ “ является основанием для запрета её деятельности в судебном порядке». Заключениями экспертов, полученными во время осуществления проверки, было подтверждено, что «материалы „Церкви последнего завета“ содержат доктринальные рекомендации, ограничивающие право на жизнь , право на свободу и неприкосновенность личности , свободу совести , право на защиту семьи, материнства и детства, на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Кроме того, эксперты выяснили, что в своём учении Виссарион допускает признание таких вещей, как поощрение зависимого поведения, неоказание медицинской помощи , самоубийство , пренебрежение принятыми нормами брака и нарушение сексуального поведения . Также были выявлены факты причинения вреда психическому здоровью виссарионовцев посредством борьбы с попытками выражения личных стремлений, желаний, мыслей, потребностей путём применения угроз общественного осуждения, изгнания из сообщества и взращивания стойкого чувства вины .

26 октября состоялось первое заседание суда, где «представителем прокуратуры края были озвучены и аргументированы исковые требования», а следующее назначено на 14 декабря 2020 года .

24 октября 2022 года суд полностью удовлетворил иск прокуратуры, признав организацию запрещённой, подлежащей ликвидации и исключению из Единого государственного реестра юридических лиц .

Официальные издания

  • Последний Завет — СПб: «Общество ведической культуры», 1996. — 808 с.
  • Виссарион. Малая крупица слова Виссариона, являющего последний завет от пославшего его отца небесного. — Издание 4-е. — М., 1993. — 64 с.
  • Благая весть — СПб, 1998. — 270 с.
  • Последняя надежда — СПб, 1999. — 160 с.
  • Книга основ

Периодические издания

  • альманах «Ковчег любви» (редактор — Инэсса Колчина
  • газета «Земля обетованная» (редактор — Вера Колчина) , с приложениями

Примечания

  1. , Церковь последнего Завета (виссарионовцы).
  2. , с. 258.
  3. .
  4. Кантеров И. Я. // Религиоведение . — № 1. — 2001. — С. 62. ( от 12 ноября 2013 на Wayback Machine ), ( от 2 сентября 2011 на Wayback Machine )
  5. от 16 июня 2013 на Wayback Machine // Религиоведение /Электронный учебно-методический комплекс. Красноярск.:Центр дистанционного обучения КрасГАУ , 2007. — 79 с. Автор — доктор философских наук , доцент кафедры философии Красноярского государственного аграрного университета , профессор кафедры рекламы и культурологии Гуманитарного факультета Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва
  6. , .
  7. .
  8. , с. 7.
  9. , с. 437.
  10. , с. 554.
  11. Свидетельство о государственной регистрации религиозной организации № 575 от 21 декабря 2000 год. Павел Столяров от 12 ноября 2013 на Wayback Machine // Центр апологетических исследований, 2000 г.
  12. .
  13. Интервью Торопа С. А. (Виссариона) телестудии «Резонанс» 14 августа 1991 г. для городов Абакан и Минусинск
  14. , с. 83.
  15. от 11 марта 2016 на Wayback Machine . РИА Сибирь, 09.02.2005.
  16. от 30 сентября 2008 на Wayback Machine // / Аппарат Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Аналитическое управление; под общ. ред. М. М. Прусака , В. В. Борщёва ; сост.: Иваненко С. И. и др. Аналитический вестник № 24. Спец. вып. — М.: Республика , 1996. — 271 с. — ISBN 5-250-02609-5 .
  17. от 13 ноября 2020 на Wayback Machine . Интерфакс-Религия , 05.11.2020.
  18. от 13 февраля 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 04.02.2021
  19. от 4 марта 2021 на Wayback Machine // Коммерсантъ , 03.03.2021
  20. .
  21. Быкова Н. от 12 марта 2016 на Wayback Machine // . — 14.01.2011. от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  22. , с. 265.
  23. .
  24. . РИА Новости (22 сентября 2020). Дата обращения: 22 сентября 2020. 22 сентября 2020 года.
  25. , с. 259.
  26. Полупанов В. от 26 сентября 2020 на Wayback Machine // Аргументы и факты , 26.09.2020
  27. , .
  28. , с. 503.
  29. .
  30. .
  31. , , с. 138.
  32. .
  33. .
  34. , с. 4.
  35. , с. 8.
  36. .
  37. от 21 мая 2021 на Wayback Machine // Youtube
  38. .
  39. .
  40. Владимир Леви от 21 октября 2013 на Wayback Machine // Журнал «Самиздат» , 18.04.2008 г.( (недоступная ссылка) )
  41. .
  42. , с. 109.
  43. Ангел Грынчаров . от 7 марта 2014 на Wayback Machine // Булгарское обозрение
  44. .
  45. .
  46. от 11 ноября 2011 на Wayback Machine // Психологическое радио
  47. .
  48. .
  49. .
  50. .
  51. .
  52. от 2 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Сибирь , 24.09.2020
  53. .
  54. : «Виссарион утверждает, что Страшный Суд уже идет. Большая часть людей погибнет. Те, кто примет истину через Виссариона, будут перемещены в Царство Божие. ... спасутся лишь те, кто в решающий Судный День окажется на Тиберкуле».
  55. : «В 1991 году ... В своих выступлениях вещал о близкогрядущем конце света, критиковал существующее положение вещей, и, наконец, призвал к спасению от общемирового катаклизма в «земле обетованной» — в Сибири, на юге Красноярского края».
  56. : «Ощущения скорого Конца Света — одно из характернейших настроений среди членов этой общины».
  57. : «в Церкви Последнего Завета середины 1990-х годов была широко распространена идея, что значительную часть людей (чаще всего речь шла о тех, «кто не принял Истину») в недалеком будущем все же ждет гибель».
  58. : «Надо сказать, что сведения о грядущих катастрофах черпались «последователями» не только из проповедей Виссариона, но и из сообщений «контактёров», которые по-прежнему пользовались большой популярностью в Церкви Последнего Завета. «Контактёров» было достаточно и среди самих виссарионовцев, однако в церкви циркулировали и тексты внешнего, «мирского» происхождения».
  59. : «Виссарион и его последователи не назначали конкретной даты конца света и не утверждали, что все человечество непременно ждет гибель».
  60. Клин Б. // Комсомольская правда . — 13.06.2011. 11 января 2021 года. «с предсказаниями Виссарион осторожен. Официально дат конца света не объявлял»
  61. : «В настоящее время на Земле начался сложный и ответственный процесс перехода Человечества в новое качественное состояние («Основные положения учения Виссариона»)».
  62. : «весной 1995 года в газете Церкви Последнего Завета «Земля Обетованная» сообщалось: ...«Вопреки представлениям многих, Апокалипсис отнюдь не конец света в буквальном смысле этого слова, ибо по космическим срокам Земля наша находится еще в середине своего пути развития»».
  63. : «В сентябрьском номере газеты «Земля Обетованная» за 2001 год сообщалось: ...«не стоит их бояться. Такое не раз случалось с вашей планетой и обходилось без серьезных катаклизмов, хотя на Земле происходили определенные процессы и явления, связанные с сближением планет. В Космосе это обычное явление»».
  64. : «Сам Виссарион, впрочем, вскоре после начала своей проповеди стал отзываться о «контактерах» и распространяемой ими информации довольно прохладно. ... В конце концов в Церкви Последнего Завета был введен фактический запрет на эти темы... в середине 2000-х годов Виссарион объявил, что дружественные землянам космические силы перестали «передавать» какую бы то ни было информацию; любой «контактер», а также распространитель подобных сведений неизбежно оказывался агентом враждебных сил».
  65. , с. : «виссариониты за десять лет существования проделали заметную эволюцию в сторону смягчения доктрины и организационной жёсткости. Эсхатологические настроения в их идеологии постоянно ослабевают, конец света отодвигается и начинает пониматься «духовно»».
  66. , с. 645.
  67. , с. 651.
  68. от 27 сентября 2020 на Wayback Machine // Новые Известия , 22.09.2020
  69. от 10 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 22.09.2020
  70. Тепляшина О. от 29 сентября 2020 на Wayback Machine // ТВК , 24.09.2020
  71. .
  72. .
  73. .
  74. .
  75. , с. 282—283.
  76. , с. 139.
  77. .
  78. .
  79. , Около 5 тысяч человек уже снялись с места, продали свои квартиры и поселились под г. Минусинском (д. Черемшанки и другие), в основном это люди из крупных городов (Москва, Петербург, Рига, Алма-Ата, Киев)., с. 138.
  80. , Церковь имеет ок. 10 тыс. последователей с центром в Красноярском крае, на берегу о. Тиберкуль.
  81. , «Около 5 тысяч человек уже снялись с места, продали свои квартиры и поселились под г. Минусинском (д. Черемшанки и другие), в основном это люди из крупных городов (Москва, Петербург, Рига, Алма-Ата, Киев)», с. 138.
  82. , «Последователи учения Виссариона стараются жить общинами. Социальный состав общины – преимущественно люди среднего класса. Среди рядовых общины очень много бывших коммунистов и комсомольских работников», с. 138.
  83. , с. 282.
  84. , с. 258, 261.
  85. , с. 281.
  86. , с. 261.
  87. , с. 258—259.
  88. , с. 315.
  89. .
  90. , с. 322—323.
  91. .
  92. .
  93. * от 23 сентября 2020 на Wayback Machine // Новые Известия , 22.09.2020
  94. // Пятый канал , 22.09.2020
  95. от 22 сентября 2020 на Wayback Machine // , 25.08.2020
  96. Ошаров С. от 22 сентября 2020 на Wayback Machine // Проспект Мира, 25.08.2020
  97. .
  98. * от 2 октября 2020 на Wayback Machine // Следственный комитет Российской Федерации , 22.09.2020
  99. .
  100. Любимова А. от 26 сентября 2020 на Wayback Machine // Комсомольская правда , 25.09.2020
  101. от 30 января 2021 на Wayback Machine // Сетевое издание Om1.ru, 19.01.2021
  102. от 22 ноября 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 22.11.2021
  103. . Коммерсантъ (22 ноября 2021). Дата обращения: 22 ноября 2021.
  104. от 2 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 23.09.2020
  105. от 12 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 02.10.2020
  106. от 28 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 07.10.2020
  107. от 24 октября 2020 на Wayback Machine // Сиб.фм, 19.10.20
  108. от 25 ноября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 20.11.2020
  109. от 10 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 30.12.2020
  110. от 21 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 13.01.2021
  111. от 16 апреля 2021 на Wayback Machine // ИА REGNUM , 13.04.2021
  112. от 21 июля 2021 на Wayback Machine // РБК , 14.07.2021
  113. * от 17 мая 2021 на Wayback Machine // ТАСС , 14.05.2021
  114. от 21 июля 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 20.07.2021
  115. от 18 августа 2022 на Wayback Machine // Сибкрай, 09.08.2022
  116. от 20 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 28.12.2020
  117. от 20 июля 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 19.07.2021
  118. . Интерфакс-Религия (5 апреля 2022). Дата обращения: 7 апреля 2022. 7 апреля 2022 года.
  119. от 2 сентября 2022 на Wayback Machine //Железнодорожный районный суд Новосибирска, 01.09.2022
  120. от 2 сентября 2022 на Wayback Machine // ТАСС , 01.09.2022
  121. Воронов К. от 2 сентября 2022 на Wayback Machine // Коммерсантъ , 01.09.2022
  122. Рузанова Н. // Российская газета , 01.09.2022
  123. .
  124. .
  125. от 28 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 26.09.2020
  126. .
  127. от 2 октября 2020 на Wayback Machine // ТАСС , 25.09.2020
  128. от 9 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 25.09.2020
  129. от 29 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 26.10.2020
  130. от 24 октября 2022 на Wayback Machine // ТАСС , 24.10.2022
  131. от 24 октября 2022 на Wayback Machine // Коммерсантъ , 24.10.2022

Литература

Книги

  • Оппозиционная религиозность в России. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России , 2000. — 372 с. — ISBN 5-7889-0032-8 .
  • Балагушкин Е. Г. Глава V. Церковь Последнего Завета (синкретическое христианство Виссариона) // Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. — М. : Институт философии РАН , 1999. — Т. 1. — С. 160—223. — 244 с. ( ) ( )
  • // Воробьёва М. В. Христианское разномыслие: Словарь. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2004. — 96 с.
  • Приложение. Современные новые религиозные движения // / Под ред. А. Ю. Григоренко . — СПб. : Питер , 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-91180-866-2 .
  • Церковь последнего завета // / Под ред. А. Ю. Григоренко . — СПб. : Питер , 2009. — С. 383—384. — 400 с. — 4000 экз. ISBN 978-5-388-00466-6 .
  • Григорьева Л. И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. — Красноярск: РИО КГПУ , 1999a. — 405 с.
  • Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство : (Социально-философский очерк): Монография / Григорьева Л. И.; М-во образования Рос. Федерации. Сиб. гос. технол. ун-т. — Красноярск: СибГТУ , 2002. — 400 с. — ISBN 5-8173-0113-X .
  • Дворкин А. Л. // Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования . — 3-е, пераб. и доп.. — Н. Новгород : Христианская библиотека, 2006. — 813 с. — 6000 экз. ISBN 5-88213-068-9 .
  • История религий в России: Учебник. — М. , 2001. — С. 521—524.
  • Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру). — Белгород: Миссионерский отдел Московского патриархата РПЦ, 1996. — 80 с.
  • Кураев, А. В. // / Диакон Андрей Кураев. — 5-е изд., испр. и доп.. — М. : Никея : Арефа, 2009. — 319 с. — ISBN 978-5-91761-001-6 .
  • // Религия и общество — 3: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. науч. трудов / под общ. ред. В. В. Старостенко , О. В. Дьяченко. — Могилёв: УО “ МГУ имени А. А. Кулешова ”, 2008. — С. 164—167.
  • Максимов С. А. . — Белгород : Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. — 77 с. — («Библиотека православного миссионера»). от 4 марта 2016 на Wayback Machine ( )
  • Мартинович В. А. 3.4 Состояние нетрадиционной религиозности в современной Беларуси: типология, динамика распространения, деструктивный характер // / О. А. Павловская [и др.]; под ред. О. А. Павловской; Нац. акад. наук Беларуси Ин-т философии . — Мн. : Беларуская навука, 2010. — С. 295—310. — 519 с. — ISBN 978-985-08-1172-1 .
  • О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник Российской Федерации. — М. : Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации : Аналитическое управление., 1996. — («Оборона и безопасность — 8»).
  • Никольский В. С. . — М. : МГИУ , 2005. — 356 с. — 500 экз. ISBN 5-276-00706-3 .
  • Пасечнюк Виктор, иерей. . — Каратузское: Издательство храма св. апостолов Петра и Павла, 2000.
  • тема 12. Нетрадиционные религии 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона // Радугин А. А. . — М. : Центр, 2000. — 240 с. — ISBN 5-88860-053-9 .
  • // Россия. Электронный энциклопедический словарь. — М. : Энциклопедия.
  • Глава XI. Современные нетрадиционные культы // / Ю. Ф. Борунков , И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др; Под ред. И. Н. Яблокова . — 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : Высшая школа , 1998. — С. 171—177. — 480 с. (недоступная ссылка)
  • Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Балагушкин Е. Г. , Баширов Л. А. Трофимчук Н. А. (рук.) Ю. П. Зуев (ред.).. — М. : Изд-во РАГС , Ком. по связям с религиоз. орг. Правительства Москвы, 1996. — 286 с. — ISBN 5-7729-0008-0 .
  • § 11. Учение Виссариона // , , . — Владимир: ВЮИ ФСИН России , 2011. — С. 138. — 153 с. — 500 экз.
  • Точка Александр. Секта. Ангелы умирают первыми. — М. : Детектив-Пресс, 2008. — 228 с. — ISBN 978-5-89935-084-9 .
  • Хвыля-Олинтер А. И. , Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. — 83 с.
  • Щипков А. В. / Рецензенты: д. ф. н., проф. Ю. Н. Солонин , декан философского факультета СПбГУ, к. ф. н. В. В. Аржанухин, зав. кафедрой религиоведения РГПУ. — СПб. : РХГИ , 1998. — С. 167—170. — ISBN 5-888-031-6.
  • Jacek Hugo-Bader. Biała gorączka. — Wołowiec, 2009. — ISBN 978-83-7536-081-3 .
  • Jędrzej Morawiecki. Syberyjska sekta wissarionowców jako fenomen społeczno-religijny. — Warszawa, 2010. — ISBN 978-83-7507-091-0 .

Статьи

на русском языке
на других языках

Ссылки

аффилированные
критические
Источник —

Same as Церковь последнего завета