Interested Article - Субботники

Суббо́тники иудейское / иудействующее движение, зародившееся среди русских в конце XVIII века, последователи которого соблюдают субботу , совершают обрезание и другие предписания иудаизма. Часть переселилась в Израиль .

Названия

Самоназвание — «субботники», «геры» (от гиюр ), очень редко — « евреи » (« Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие? »). Правительство Российской империи именовало их «жидовствующими» в указе 1825 года «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием „субботников“» .

Предыстория

Реформы Петра I , вдохновлявшегося опытом протестантских стран, имели, в частности, целью религиозное просвещение. Был объявлен приоритет Священного Писания над церковной традицией, догматов — над обрядом. Петр I и его сподвижники разрешили самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось .

Простые люди, читая или слушая Библию, замечали большое число, по их мнению, несоответствий между её содержанием и известной им церковной реальностью. Это стало одной из причин возникновения новых религиозных групп, идеи которых были близки к основным идеям европейской Реформации : отказ от священства, почитания икон и святых и совершения таинств. Другой причиной стало разочарование в традиционных религиозных институтах .

История

Конец XVIII—XIX веков

Религиозное движение зародилось в России в конце XVIII века. Отличительной его особенностью было соблюдение субботы.

Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II . До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в губерниях Воронежской (в уездах Павловском и Бобровском в 1818 году их было 503 человек, а в 1823 году — 3771), Орловской , Московской , Тульской , Саратовской . После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан указ Синода «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием „субботников“» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 годов, субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были выселены в предгорья Кавказа , Закавказье ( Привольное ) и Иркутскую , Тобольскую , Енисейскую губернии Сибири.

Указ 1825 года «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием „субботников“» предписывал высылать из мест распространения секты всех евреев без исключения, поскольку на последних возлагалась ответственность за «совращение» православных в иудаизм. В действительности, иудаизм не является миссионерской религией, а обратившиеся в иудаизм русские крестьяне искали контактов с новыми единоверцами по собственной инициативе. В некоторых случаях знакомство с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофитов и приводило к их возвращению в православие .

На прежних местах жительства осталось, однако, немало «скрытых» субботников. Точно определить число субботников в Европейской России и Сибири невозможно; больше их — на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывалось их в те годы более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более, что оно разнится в различных губерниях.

XX век

Указ об укреплении начал веротерпимости 17 апреля 1905 года положил конец всем законам, направленным против субботников. Однако администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения, и министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 и 1909 годов разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XX века общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек.

В 1920—1921 годах субботники Воронежской губернии из селений Озёрки , Клёповка , Гвазда , Бутурлиновка , Верхняя Тишанка переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали 2 отдельных селения — Ильинка и поселок Высокий . Изолированность проживания, сплочённость и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х годах в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днём) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошёл в колхоз «Россия»). В 1920-е годы туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи.

В 1937 году синагога в Ильинке была закрыта, изъяты четыре свитка Торы , два из которых позже были возвращены. В 1930-е годы во время оформления документов некоторые жители вышеуказанных посёлков (особенно Ильинки) настаивали на записи « еврей » в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведённого в 1960-х годах Институтом этнографии АН СССР , даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 году из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 году в Йом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорождённых мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались шаббат и еврейские праздники, а также частично кашрут (только в домашних условиях).

В 1973—1991 годах большинство жителей Ильинки уехали в Израиль . В Высоком в настоящее время живут около 800 субботников.

В настоящее время

В постсоветское время часть субботников эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и Россию. Отношения субботников с российскими еврейскими религиозными организациями в России развиваются различно, в некоторых российских городах субботники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в ряде других — местные раввины ограничивают их участие в еврейской общинной жизни .

Существуют несколько групп «субботников». Одна из них — «христианские субботники», очень малочисленное адвентистское течение, не признающее труды Елены Уайт в качестве церковного авторитета. Данное ответвление возникло в Тамбовской области в 1926 году.

«Общество фундаментального иудаизма» — немногочисленная конфессия, придерживающаяся основ иудаизма: соблюдение Субботы, еврейских праздников, пищевых ограничений, отвержение учения о Троице. Одновременно с этим, считают Иисуса из Назарета Мессией и учителем иудаизма, не относят себя к христианству.

Учение и обычаи

Среди простого населения, которые самостоятельно читали Библию, основатели движения субботников изменили религиозные представления наиболее кардинально, и отвергли не только учение Православной церкви , но и христианство в целом, перейдя к иудаизму .

Еженедельным праздничным днём является суббота (шаббат) как у иудеев, а не воскресенье , как у христиан. Соблюдаются некоторые другие традиции иудаизма — иудейские праздники , пищевые ограничения ( кашрут ), обрезание и другие обряды жизненного цикла. Детям давались еврейские имена . В советский период субботники иногда считались евреями и по паспорту. Так, являвшиеся субботниками жители села Ильинка Воронежской области, благодаря этому обстоятельству в 1970-х годах эмигрировали в Израиль .

Первые официальные данные об учении субботников (в указе Священного Синода 1825 года и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределённы. По словам указа, « существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой », хотя она и признаёт обрезание, устанавливает празднование субботы, допускает произвольные браки. По сообщению архимандрита Григория, московские субботники не производили обрезания, но вообще держатся чисто еврейских догматов . По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по закону Моисееву, но не признавали Талмуда , и молитвы читали на русском и церковно-славянском языках; в других (например, в Пятигорске и Иркутской губерниях) носили русскую одежду и вообще придерживались русских обычаев . Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия Мессии, Мошиаха, Христа , как царя земного; другие считали Иисуса святым человеком, пророком и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали Евангелие , другие только ставили его ниже Ветхого Завета . Общих признаков учения субботников можно установить очень немного, это — обрезание, признание Божества в одном лице, то есть непризнание Троицы , высший авторитет Ветхого Завета и празднование субботы, отрицание икон , клира .

Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщали, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства, и что в их среде не замечается пьянства, разврата и нищеты. Ср. Н. Астырев , «Субботники в России и в Сибири» (« Северный вестник », 1891, № 6).

Субботники и евреи

Уже с самого начала XIX века субботники вступали в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне черты оседлости , и с крымскими караимами . В конце XIX — первой половине XX веков почти в каждой общине субботников (иудействующих) жили евреи, выполнявшие обязанности учителей, шойхетов , раввинов . С другой стороны, во многих еврейских общинах за пределами черты оседлости иудействующие, переселявшиеся в города, были приняты в качестве полноправных членов.

Однако полной ассимиляции иудействующих евреями не произошло, вступая в браки с ашкеназами и горскими евреями , считая себя частью еврейского народа, иудействующие сохранили своё особое групповое самосознание. Это проявляется, в частности, в самоназваниях «геры» или «гейрим» (ими часто пользуются субботники, чтобы отличить себя от «природных евреев») и в нарративных практиках современных иудействующих, противопоставляющих свою приверженность религии недостаточно ревностному, с их точки зрения, соблюдению «Закона» или даже атеизму нынешних евреев. Эти и другие особенности группового самосознания иудействующих воспринимаются зачастую современными евреями (особенно — далёкими от религии) как признак «сектантства».

Численность

По официальным данным, количество соблюдавших субботу в Российской империи измерялось десятками тысяч человек. Однако подсчётам числа субботников и неправославных в России, как показали исследователи в XIX веке, доверять нельзя. Данные эти заведомо занижены, причём попытки вводить поправочные коэффициенты также выглядят малоосновательными, даже порядок этих коэффициентов установить невозможно. [ источник не указан 698 дней ]

По приблизительным подсчётам, в настоящее время на постсоветском пространстве проживают около 10 тысяч субботников — в нескольких регионах России, а также в Армении и Азербайджане .

См. также

Примечания

  1. .

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Социальное партнёрство — Телевидение [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 358. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2 .
  • Агеева Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXVIII : « Исторический музей Йэкуно Амлак ». — С. 478—481. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-025-7 .
  • Субботники и караимиты // Буткевич Т. И. Русские секты. — М.: Центрполиграф, 2018. — С. 356—385.
  • Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. — 328 с.
  • Хижая Т. И. Субботники // Православная энциклопедия . — М. , 2022. — Т. LXVI : «Стаднюк — Суздальский Александровский мужской монастырь». — С. 652-655. — 752 с. — ISBN 978-5-89572-073-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Субботники