Словене
- 1 year ago
- 0
- 0
Сказание о Словене и Русе и городе Словенске — новгородское по происхождению легендарно-историческое сочинение XVII века (не позднее 1638 или не позднее начала 1640-х годов ), содержащее позднелетописную легенду о происхождении славян, заселении окрестностей Новгорода племенем словен , их истории до Рюрика , эпических предках русского народа и начале Русского государства .
Охватывает период от потомков Ноя до призвания варягов . Проводит идею древности «славеноросского народа» . Главной темой произведения является рождение Руси в доисторические времена. История Руси объявлялась самой древней и славной среди племён земных. Великий Словенск, согласно хронологии «Сказания…», был построен раньше рождения Моисея . Автор описал древнюю державу славян и русов, которая, согласно сочинению, простиралась на весь Русский север , Урал и в Зауралье . Славяне и русы успешно воевали Египетские, Иерусалимские и другие страны . В «Сказание…» входит имевшая популярность в средневековой славянской историографии легендарная « Грамота Александра Македонского славянским князьям ». «Сказание…» является центральным памятником легендарной историографии XVII века .
В середине XVII века «Сказание…» было включено в Патриарший летописный свод 1652 года , что свидетельствует о признании его в качестве официальной версии начальной русской истории . Было широко известно в Русском государстве в XVII—XVIII веках . Оказало сильнейшее влияние на памятники позднейшей русской историографии .
«Сказание…» носит фантастичный характер и представляет собой литературный вымысел ; его конструкция и датировки противоречат историческим реалиям . Произведение сходно по замыслу с « Повестью о Мосохе » , созданной в то же время .
Произведение не имеет устойчивого названия (варианты: «Написание о зачале в Славенорустей земли первоначальнаго Великого Новаграда»; «История о зачяле Руския земли и создании Новаграда»; «Начало Словенску , еже есть Великий Новград именуетца» и др.).
Сохранилось более 100 списков «Сказания…», датированных в основном второй половиной XVII века, в том числе в составе Патриаршего летописного свода 1652—1658 годов , « Хронографа » 1679 года, « Цветника » 1665 года, Архивского списка Патриаршего летописного свода 1670-х годов , Новгородской третьей летописи , Мазуринского летописца , новгородских Забелинской и Погодинской летописей и др. ; «Сказание…» дополняло списки более ранних летописей, в том числе Никаноровской , Холмогорской , Никоновской (в списке Арсения Суханова ), Степенной книги . Современные издания чаще основываются на списке «Хронографа» 1679 года.
«Сказание…» впервые появляется в сборниках конца 1630-х — начала 1640-х года, переписанных за пределами Новгорода . Первый известный список имеет заглавие «Сказание вкратце, еще от коего колена поидоша словяне» и входит в состав рукописи образованного книжника середины 1630-х годов. Второй по возрасту список относится к началу 1640-х годов .
Текст устойчив, кроме того, что в летописном повествовании памятник в ряде случаев разбивался на отдельные фрагменты, которые помещались между другими известиями согласно хронологической сетке. Так сделал Исидор Сназин, составивший Мазуринский летописец. Различия между списками, использованные для классификации А. Л. Гольдбергом , незначительны .
Сочинение не имеет фольклорных истоков, поэтому наименование его «сказанием» неточно; его письменные источники также неизвестны. Новгородская повесть не имеет аналогов в сходных по замыслу сюжетах предшествующей хорватской, чешской и польской историографии .
К Библии восходят только имена Ноя и его третьего сына Иафета . «Сказание…» стало результатом развития и адаптации к местным условиям легенды о Чехе и Лехе, которая впервые была зафиксирована в Великопольской хронике XIV века, а позднее трансформировалась в легенду о Чехе, Лехе и Русе , представленных как родоначальники славянских народов . Рус, в западнославянских легендах имевший скромную роль младшего брата или потомка Леха, в русской версии легенды становится вместе со Словеном предком всех славянских народов. «Сказание…» повторяет распространённую легенду о происхождении Рюрика от римского императора Августа . Новым в русской традиции было утверждение о родстве славян с кочевыми народами , прежде всего, скифами (ср. польский сарматизм ) . Историографические концепции, которые связывают славян со скифами , имеют позднесредневековое происхождение .
Другие источники «Сказания…» — « Повесть временных лет » и « Сказание о князьях Владимирских », использованные в заключительной части сочинения, а также «грамота Александра Македонского о славянах», латинские списки которой известны с XV века .
Основным отличием «Сказания…» от «Повести временных лет» в отношении представлений об происхождении славян является идея, что их прародиной был Новгород. Однако разрыв с концепцией «Повести временных лет» скрадывается за счёт того, что «Сказание…» описывает более древние времена, чем летописный текст . «Сказание…» наследует традицию «Повести временных лет», которая согласно своим византийским и античным источникам называет Северное Причерноморье, где расселяются славяне — потомки Иафета , Великой Скифией . Это именование дало возможность составителю «Сказания…» объявить прародителей средневековых народов Восточной Европы — братьев Словена, Руса, Болгара (предка волжских болгар), Комана (предка куманов-половцев), Истера и хозар — принадлежащими к роду Скифа , правнука Иафета . Кроме того, понятие «Великия Скафия» было на слуху под влиянием польских и чешских авторов, в XVI—XVII веках продвигавших сарматскую теорию происхождения шляхты .
А. С. Мыльников отметил наличие следов знакомства с « грамотой Александра Македонского славянам », составляющей часть «Сказания…», в стихотворном панегирике профессора Торуньской гимназии , который посвящён матери польского короля Яна Казимира (1640). Начиная с самых ранних списков, в заглавии «Сказания…» читается: «[Выписано] из История печ. Киевского». Ряд исследователей прошлого рассматривал это указание как ссылку на « Синопсис » Иннокентия Гизеля 1674 года, и датировал «Сказание…» более поздним временем .
«Грамота Александра», которая включена в «Сказание…», вероятно, восходит к польскому оригиналу, о чём свидетельствует форма «Марша» (Марса) и слово «лист» в значении «послание». Возможно, источником текста грамоты послужила польская Хроника Мартина Бельского , русский перевод которой известен с 1584 года. В сравнении с оригиналом грамоты, «Сказание…» меняет только адресатов и географию пожалований . Автор новгородской повести творчески использовал данный текст, в оригинальной, предположительно, своей, редакции. Об Александре Македонском русские книжники знали по роману « Александрия » и большому числу хронографических повестей .
Новгородская редакция «Сказания…» завершена сюжетом из « Сказания о князьях Владимирских ». Рассказывается, что Гостомысл правит в возобновленном после запустения Новгороде / Словенске . Он даёт совет призвать «самодержца» из Прусской земли «от рода Августова ». В Новгород прибыл « курфистр и князь великий» Рюрик . Гостомысл упоминается в западнославянских текстах .
«Сказание…» создано в Новгороде, поскольку зачин этого произведения — «Написание о зачале в Славенорустей земли первоначальнаго Великого Новгорода» отсылает к средневековой новгородской традиции, отражённой во введении к Новгородской первой летописи . В «Сказании…» имеется ряд сибирских мотивов (страна «Скирь», сибирское наименование соболя — «дынка»), в связи с чем А. В. Лаврентьев предположил, что произведение оставлено митрополитом Новгородским Киприаном (1626—1634), ранее являвшимся архиепископом Тобольским и Сибирским (1620—1626). По другому предположению какая-то ранняя версия «Сказания…», которое утверждает исключительное значение Новгорода для славянской и русской истории, появилась в годы шведской оккупации Новгорода (1611—1617), и «Сказания…» обосновывало право Новгорода выбирать для себя и для всей России государя. Идея этнического родства славян и скифов имела некоторое отражение в новгородской письменности данного периода, например, известна «Повесть о видении в Новгороде», рассказывающая, что «бысть явление в Скифополской стране, иже нарицается в Великом Новеграде» .
В персидском «Собрании историй» начала XII века рассказывается о русах и славянах с упоминанием эпонимов Рус и Саклаб (Славянин).
Памятник ориентирован на этнокультурные, а не династические или государственные истоки руси — начало истории народа русь, а не государства Русь . Представляет собой относительно ранний текст, синтезировавший идеи древности «славеноросского народа», мотив прародителей разных народов — потомков Ноя, а также «грамоту Александра Македонского» .
«Сказание…» содержит комплекс этногенетических легенд, в которых этнонимы и топонимы , особенно новгородские топонимы, возводятся к именам потомков Ноя . Повествование начинается с рассказа о разделении земли между ними после потопа . Сочинение описывает историю потомков третьего сына Ноя, Иафета , который унаследовал западные и северные страны . Правнуки Иафета Скиф и Зардан (вариант: Казардан) переселились из западных стран в Причерноморье («Ексинопонт»). Позднее их потомки получили название Великой Скифии . От Скифа происходят братья Словен, Рус , Болгар, Коман и Истр («Истер»), равно как хозары , представленные безымянным «каганом-сыроядцем», о котором якобы «греческая история глаголет» («от сих же племени во время последнее и коган сыроядец вскочи») .
Далее следует главная тема — рождение Руси в доисторические времена . По причине усобицы Словен и Рус в 3099 году от Сотворения мира со своими людьми переселились на север . Основную часть открывает речь мудрейших и храбрейших скифских князей Словена и Руса, произнесённая на совете с подданными о том, что праотец Ной наградил «прадеда нашего Афета» штрокими пространствами вселенной. По этой причине, «братья и друзья, оставим вражду нашу и нестроение, которые творятся в нас от тесноты», и пойдём «в жребий прадедов наших, куда нас приведет счастье». «И люба была речь эта Словенова и Русова всем людям», и вышли они из Скифии, «подобно крылатым орлам пролетая пустыни многие, ища себе места для поселения». Братья и их народ блуждали четырнадцать лет, прежде чем оказались на берегах озера Мойска. Волхование велело им остановиться на этом месте. «Новопришельцы скифы» построили здесь великий град Словенск и начали именоваться словянами .
На севере имена и деяния Словена и Руса, их детей и внуков, связываются с древними топонимами и городами . Озера Мойска позднее получило название Ильмень («Илмерь») в честь сестры Словена и Руса Илмеры . Река Мутная была переименована по имени старшего сына Словена в Волхов . На её берегу князь построил город Великий Словенск, позднее названный Новгородом . Рус основал Русу ( Старая Руса ). Аналогично прочие новгородские топонимы возводятся к именам родственников князей. Волхов, соответствуя своему имени (название реки ассоциируется с волхвами , волошбой ), был колдуном и прорицателем , он умел преображаться в крокодила и наводил страх на непокорных. «Невегласии» (язычники ) почитали его богом и именовали Перуном , в честь которого Волховом был основан «градок мал на месте Перыня » .
Сыновья и внуки Словена и Руса совершали походы до Ледовитого океана , Урала и страны за горами, «рекомой Скирь, иже есть Сибирь » . Потомкам Словена и Руса покорился весь север до Ледовитого океана и Зауралья — Сибири, а вместе с сородичами — болгарами и скифами они подчинили земли до Дуная .
Словяне и русы успешно воевали Египетские, Иерусалимские и другие земли. Они потрясали всех своей храбростью, и слух о них «возгремел в уши» владетелю вселенной Александру Македонскому . По причине «далняго разстояния пуста и неудобо-проходных морских вод и превысоких гор» Александр не мог покорить славянских князей Великосана, Асана и Авесхана. «Премудрый самодержец пресветлый Александр» решил заключить мир со словяно-русскими князьями . Тогда он послал им написанную им самим «златопернатыми письменами» грамоту со «златокованым гербом», в которой подтвердил за ними и их потомками право владения землями и народами «от моря Варяжскаго до моря Хвалимского » . В старшем списке имеется рисунок «печати Александра Македонского», на котором изображена распластанная одноглавая птица . Эту «епистолию» князья повесили в словяно-русской божнице «с правой стороны идола Велеса » . В честь неё они установили ежегодный праздник .
Великий Словенск дважды приходил в запустение и возрождался славянами, приходившими с Дуная вместе с родственными им болгарами и скифами . При втором возрождении, город был построен ниже по течению Волхова и назван Великим Новгородом. Его «старейшиной и князем» стал легендарный Гостомысл . Отсюда славяне вновь расселились на всю Восточную и Юго-Восточную Европу . Род Гостомысла пресёкся ещё при его жизни, и он дал новгородцам совет призвать из Прусской земли самодержцев «от рода Августова» — потомков римского императора Августа . Из Пруссии пришёл « курфистр или князь великий » Рюрик , «царь от рода царского». На фигуре Рюрика рассказ «Сказания…» смыкается с летописанием . Также в «Сказании…» говорится: « Сын старейшаго князя новгородцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нем три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск . Сей же князь Избор змием изъяден умре » .
«Сказание…», включающее игру именами и названиями, эмоциональные речи героев и вымышленные даты, свершения этих героев, размещённые в неизвестном периоде истории, было весьма современным для своего времени и литературным. По этой причине повесть получила быстрое распространение в книгописных мастерских наиболее серьёзных знатоков хронографии и летописания. Новая историография требовала нового начала, более героического и древнего, чем у соседних народов. Эта новгородская повесть в свою эпоху ни разу не была подвергнута критике, в отличие от другого фантастичного произведения, Повести о Мосохе , даже в Москве, для которой был характерен москвоцентризм. Московские и уездные авторы, рассматривавшие Москву как центр мира, уступили первенство в русской истории Новгороду, хотя располагали Повестью о внуке Ноя Мосохе, который породил «московитов» на берегах названной в его честь реки Москвы сразу после Вавилонского столпотворения . Автор Повести о Мосохе «привязал» вымышленных героев и события к канве исторических сочинений, которые имели хождение на Западе и были хорошо известны в России, что мотивировало учёных книжников проверить его сведения. «Сказание…» не обладало такими минусами .
Повесть не имела большой популярности до её включения в общерусское летописание . В середине XVII века «Сказание…» (с названием «История о начале Русской земли и о создании Новаграда и откуда пошел род словянских князей» ) было включено в Патриарший летописный свод 1652 года и, таким образом, признано содержащим официальную версию начальной русской истории . Включение в состав Патриаршего свода было сделано в Новгороде, откуда новгородский митрополит Никон перевёз летописные материалы в Москву. Свод был доведён до «избрания» Никона патриархом и завершён в Москве в 1652—1658 годах. Вхождение в авторитетный свод, который распространялся в большом числе списков, сделало повесть авторитетной для составителей крупных летописных памятников и способствовало её доступности для книжников .
«Сказание…» было широко известно в Русском государстве в XVII—XVIII веках. Свидетельством его популярности во второй половине XVII века являются его критика хорватским учёным XVII века Юрием Крижаничем , использовавшим свод 1652 года в качестве основного источника по русской истории , и перевод «грамоты Александра Македонского о славянах» на латинский язык , который, как установил А. С. Мыльников, был выполнен около 1665 года участником посольства Августина Мейерберга Себастианом Главиничем .
Патриаршими летописцами Повесть о Словене и Русе и Повесть о Мосохе были внесены в созданный при дворе патриарха Иоакима Русский Хронограф третьего разряда третьей редакции, разошедшийся по стране в большом количестве списков. Присутствие двух данных повестей А. Н. Попов назвал наиболее заметной особенностью произведения. Разные редакции Русского Хронографа, наряду со со Степенной книгой, были основными четьими историческими книгами .
« Синопсис » архимандрита Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля 1674 года в своеобразном изложении включил Повесть о Словене и Русе и Повесть о Мосохе. Массовое для своего времени издание оказало заметное влияние на широкого читателя и книжную среду, которые легко смешивала мало совместимые истории двух повестей. Составитель чернового автографа Новгородской Забелинской летописи , созданного в 1670—1680-х годах, заимствовал повесть о Словене и Русе из ранней (новгородской) редакции Патриаршего свода 1652 года, а повесть о Мосохе читал, делая ссылки, в тексте «Синопсиса». Он упрекнул автора «Синопсиса» в смешивании «верных» сведений о Словене и Русе с недостоверной, по его мнению, Повестью о Мосохе. Мотивацией летописца был не только местный патриотизм. Ввиду своего содержания Повесть о Мосохе давала больше причин для сомнений, чем Поесть о Словене и Русе .
Во второй половине XVII—XVIII веках «Сказание…» было использовано в большом числе исторических компилятивных сочинений, включая такие, как , исторические сочинения Тимофея Кифича Каменевича-Рвовского , анонимный «Кроник Псковский», Иоакимовская летопись В. Н. Татищева , Новгородская Забелинская и Новгородская Погодинская летописи, «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии», в «Кратком описании народа славенскаго» П. Н. Крёкшина .
В 1676 году архимандритом Макарьевского Желтоводского монастыря Тихоном была составлена Латухинская Степенная книга, где повесть о Словене и Русе была приведена без переработок. Несмотря на значительный объём, книга переписывалась много раз. В 1680–1690-х годах книга и производные от неё сочинения воспроизводились в десятках списков, интерес переписчиков долго не падал и в следующем веке .
Учёный новгородец интегрировал элементы Повести о Мосохе в Повесть о Словене и Русе. В декабре 1682 года он завершил свой Мазуринский летописец . Сназин разделили повесть о Словене и Русе на летописные статьи и переработал содержание следующим образом. 2242 год от сотворения мира — Всемирный потоп ; 2244 год — Афет получил от Ноя западные и северные страны, а «по малом времени» его правнуки Скиф и Казардан основали Великую Скифию. В то же время Мосох, шестой сын Афета, ушёл от Вавилона со своим племенем, в 2373 году (3135 году до Рождества Христова) прибыл в район севернее Чёрного и Азовского морей, где «народил московитов». «Московиты» и являются скифами, которые в 3099 году (2409 году до н. э.) отправились на поиски новых земель во главе с князьями Словеном и Русом. Они блуждали 14 лет, а Великий Словенск был основан в 3113 году. Александр Македонский упоминается Сназиным под 4885 годом, что удревнило этого второго после словяно-русских князей завоевателя мира на три века. Получалось, что героические словянские князья прославились лишь спустя через 1772 года после основания великой северной державы. Но по замыслу автора повести словяне и Русь — одни из древнейших народов вселенной. Сназин включил имена трёх князей (Великосана, Асана и Авесхасана) в сведения о древних походах на Египет и Палестину и составил статьи об Иове (3575), Моисее (4015), Иисусе Навине (4058) и других библейских персонажах, которые жили почти на полтысячелетия позже этих князей. Лишь после Иеремии (4880) он перешёл к статье об Александре Македонском, который слышал «от всех стран» неутешительные известия о словянах и русах. В итоге трое князей с именами древнейших героев оказались возрождены в летописи при Александре Македонском. Согласно перечислению народов Сназиным, не только все словяне, в том числе западные и южные, родом от Великого Словенска, но и вообще все коренные жители Северо-Восточной Европы, которые были объединены в Российском государстве. Спустя много столетий Гостомысл правит обширным государственным образованием, описанным Сназиным как обширный племенной союз, и как «Руская земля». Повесть оканчивается призывом Гостомысла призвать «властодержца и государя от роду царского». В итоге на Русь прибывает Рюрик. Замысловатое сочинение Сназина не получило популярности и сохранилось в одном списке .
Популярность Повести о Словене и Русе росла благодаря большому числу списков Новгородской Забелинской летописи и составленной на основе последней в 1680—1690-х годах Новгородской Погодинской летописи, которая продолжалась в рамках новых редакций и списков с конца XVII до начала XIX века .
«Сказанием…» дополнялись списки более ранних летописей, в том числе Никаноровской , Холмогорской , Никоновской (в списке Арсения Суханова ), Степенной книги . В ряде случаев «Сказание…» приплеталось в начале кодекса .
В конце XVII века Тимофеем Каменевичем-Рвовским , иеродьяконом Холопьего монастыря на Мологе на основе Повести о Словене и Русе и Повести о Мосохе были составлены разные тексты. В его широко известном «Летописце от Создания мира», который некоторые авторы считают Иоакимовской летописью или отражением последней, Повесть о Словене и Русе заменяет древнейшую историю до императора Клавдия, сравнительно с использованным им «летописцем о царех». ПОвествование о Мосохе в рамках сказания «О зачале царствующаго великаго града Москвы, како исперва зачася» Тимофей включил в другой летописец. 6 августа 1684 года Тимофей начал текстом Повести о Словене и Русе «Книгу, именуемую историа еллиногрецкая и грекословеньская», а затем «Летописец вкратце колена российских людей». Обе повести Тимофей объединил в ещё одном широко известном со времен Николая Карамзина произведении 1699 года «Историчествующее и древнее описание и сказание всем вам есть во указание: о начале родов московскаго рода и Словенороссийскаго превеликаго народа, и о преименовании их, и о зачале превеликих градов их, царствующего и предвеликаго и первопредбытнаго града Москвы, и государствующаго второпредбытнаго же Великаго Новаграда». Автор перешёл к москвоцентризму, поместив Москву Мосоха на первое, а Новгород, Великий Словенск Словена и Руса, на второе место .
Известный писатель и просветитель Димитрий Ростовский , знал обе повести, но использовал в своём произведении «Летопись, сказующая деяния от начала мира бытия до Рождества Христова» только повесть о Словене и Русе. Последняя целиком была включена в петровский официозный текст «Подробную летопись от начала России до Полтавской баталии», где из повести о Мосохе даётся только краткий отрывок о наречении его именем «народа московскаго и царственнаго града» .
В XVIII—XIX веках «Сказание…» использовали авторы кратких, в том числе провинциальных летописцев , например, .
Своей темой «Сказание…» рано привлекло внимание учёных. В. Н. Татищев категорически относил его к разряду «баснословий» ; он цитировал эту повесть по «Степенной Новгородской» . Однако М. В. Ломоносов , особенно в полемике с Г. Ф. Миллером , утверждал наличие в «Сказании…» отзвуков исторической действительности . Ломоносов писал:
По моему мнению, сего древняго о Славенске предания ничем опровергнуть нельзя. И хотя внешними писательми не утверждается, однако само собою стоять может, и самовольно опровергать его в предосуждение древности славенороссийского народа не должно .
Ломоносов проиграл спор своим оппонентам, которые не желали рассматривать литературную легенду в качестве фактического основания русской истории .
Сюжет «Сказания…» обыгран в сказке В. А. Лёвшина «Повесть о богатыре Булате» (1780—1783).
Историографические концепции, связывающие славян со скифами сохранялись до ХХ века ( Любор Нидерле , Б. А. Рыбаков и др.). «Сказание…» связывает урочище Перынь на реке Волхов с именем славянского громовника Перуна ; эта народная этимология побуждала исследователей к поискам языческого святилища на Перыни .
Сведения из «Сказания…» пользовались популярностью у фальсификаторов — А. И. Сулакадзева и составителей « Велесовой книги » . В неоязыческом объединении « Велесов круг » (руководитель ) летоисчисление ведётся от 2409 года до н. э., «от основания Словенска Великого» .
В Старой Руссе группой местных энтузиастов продвигается идея древнейшей истории города, в вопросе о времени основания которого они отдают предпочтение не аутентичным свидетельствам XI–XII веков, а «Сказанию о Словене и Русе», рассказывающему, в частности, об основании Руссы князем Русом. В центре Старой Руссы был установлен камень с цитатой из Сказания об основании города Русом. Основание Старой Руссы в местной прессе часто относится к древнейшим временам .
Конструкция «Сказания…» и его датировки не соответствуют историческим реалиям; скифская эпоха относится к 1-му тысячелетию до н. э., а в «Сказании…» Словен и Рус перемещаются со своими народами на север Восточной Европы из-за распрей между потомками Скифа в 2409 году до н. э. События и датировки сочинения рассматриваются как вымышленные его автором .
Памятник чужероден русской летописной традиции . По мнению А. П. Богданова , автор сочинения нашёл незанятую нишу и заполнил её древними героями и событиями русского прошлого, от потомков Ноя до Рюрика, минимизировав соприкосновения с другими памятниками .