Interested Article - Вий (мифология)
- 2020-07-05
- 1
Вий — в славянской демонологии персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами , которые он не может поднять без посторонней помощи. Известен, в первую очередь, по одноимённой повести Н. В. Гоголя .
Этимология
Существует предположение о происхождении имени Вия от укр. вія, війка , белор. вейка — ресница .
Соответствия в мифологиях
Этим странным персонажем славянского фольклора, Вием, занимались такие выдающиеся советские ученые, как В. И. Абаев, Э. А. Грантовский и Г. М. Бонгард-Левин. Они, анализируя гоголевского Вия, связывали его со скифскими (иранскими) корнями. Так, В. И. Абаев пришёл к выводу, что образ Вия восходит к древнему восточнославянскому богу Вею ( укр. Вій ), который соответствует авестийскому богу смерти и ветра Вайю в пантеоне древних иранцев (скифов) .
Возможно соответствие образа Вия Кощею Бессмертному . По мнению Е. Дмитриевой, на образ Вия перешли черты языческого бога Велеса .
Исследователями высказывались предположения о некотором соответствии Вия отдельным персонажам из кельтской мифологии. Так, эти параллели отмечал ещё этнограф Н. Ф. Сумцов . Согласно ирландской мифологической традиции предводитель фоморов Балор имел прозвище «Дурной Глаз», потому что взгляд его единственного глаза мог убить подобно молнии. Он мог сразить целое войско своим смертоносным взглядом: «Против горсти бойцов не устоять было многотысячному войску, глянувшему в этот глаз». В валлийской мифологии известен аналог Балора — это великан Испададен Пенкавр ( валл. Yspadadden Penkawr ). Его имя означает «Повелитель великанов», у него были настолько огромные и тяжёлые веки, что их приходилось поднимать металлическими подпорками, чтобы он мог хоть что-то увидеть. По мнению лингвиста В. В. Иванова , Вий является мифологическим персонажем, а не мистификацией, но он не связан с индоиранским богом ветра, а принадлежит к более узкой, восточнославянско- алано -кельтской мифологической (демонологической) изоглоссе , хотя в более поздней работе, он уже принимает этимологическую гипотезу Абаева . По мнению индолога Я. В. Василькова , распространение мифологического персонажа имеющего общие черты в различных культурах и традициях, возникло благодаря географическому соседству народов, что предположительно имело место, когда на юге от славянских племён находились иранские, на севере со славянами соседствовали балты и на юго-западе кельты .
Народный образ
В русских и белорусских сказках веки (ресницы, брови) Вия поднимали вилами его помощники . В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, как ведьминому мужу поднимают брови и ресницы железными вилами . Человек, на которого смотрел Вий, не выдерживал его взгляда и умирал. Своим взглядом Вий мог не только убить человека, но и разрушить и обратить в пепел деревню или город .
Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда . Также на Украине с «вієм» (то есть «веем») связывали вихри и смерчи . Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен . На основе же украинской легенды о Вие Николай Васильевич Гоголь создал повесть « Вий » .
Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя .
По данным Елены Левкиевской , в славянском фольклоре вообще не встречается персонаж со всеми признаками, присущими гоголевскому Вию (при наличии персонажей с отдельными аналогичными чертами), поэтому образ Вия можно считать собранными из разных мифологических персонажей непосредственно Гоголем .
Вий Гоголя
Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.
— Примечание Н. В. Гоголя
Название нечисти «вий» и его длинные ресницы явно указывают на слово в украинском укр. вія — ресница и повіка — веко , а также, возможно, укр. вий — вой .
В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем . Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха .
В современной культуре
- В книге Стругацких « Понедельник начинается в субботу » он выведен эпизодически как Вий, Хрон Монадович .
- В серии книг Д. Емца « Таня Гроттер » Вий присутствует как третьестепенный персонаж, дежурный «гвоздь программы» на «потустороннем ТВ». Периодически по окончании передач ему поднимают веки, что приводит к смертям среди неосторожных зрителей и телеоператоров.
- В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» Вий является отцом Кощея и отождествляется с хурритским Кумарби , в заключительной книге трилогии называет себя Хроносом .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 90.
- .
- Сумцов Н. Ф. Параллели к повести Н. В. Гоголя «Вий» // Киевская старина. — 1892. — Т. 36 , № 3 . — С. 476 .
- Васильков Я., Разаускас Д. Балтийский ключ к проблеме Вия-Вайю // Scripta Gregoriana. Сборник статей в честь 70-летия Г. М. Бонгард-Левина. — М. : Восточная литература РАН, 2003. — С. 24—46.
- Васильков Я. В. . window.edu.ru. Дата обращения: 12 сентября 2019. 20 сентября 2019 года.
- , с. 124.
- , с. 176.
- Гура А. В. . «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека». Дата обращения: 12 сентября 2019. 25 сентября 2019 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- , с. 310.
- Ґейштор Александр . Стрибог // / Пер. з польськ. — К. : ТОВ «Видавництво „Кліо“», 2014. — С. 178. — ISBN 978-617-7023-22-6 . 12 января 2018 года.
- , с. 90.
- ↑ Рустам Шаяхметов . Об отсутствии в украинском языке понятия вій и времени фиксации в словарях онима вій // Toronto Slavic Quarterly. — № 38 (Fall 2011). — С. 225—228.
- Левкиевская Е. Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mythologica Slavica. — Ljubljana: Piza, 1998. — Т. 1. — С. 307—315.
- , с. 152—154.
- , с. 307.
- , с. 309.
Литература
- Абаев В. И. Образ Вия в повести Н. В. Гоголя // . Материалы и исследования. Том III / Под ред. А. М. Астаховой и др.. — М. , Л. : Издательство Академии наук СССР, 1958. — С. 303—307 .
- Розанов Ю. В. Вий: мифологический фантом или «подлинный» персонаж народной демонологии? // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Сборник научных трудов. Часть 8 / Отв. ред. Е. Н. Ильина. — Вологда: Легия, 2011. — С. 32-37.
- Вий // Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии — М.: АСТ: Астрель: Русские словари — 2001. — 624 с. — С. 169
- Дмитриева, Е. // Наука и жизнь. — М. , 2002. — № 8.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : В 5 т. — М. : ТЕРРА — Книжный клуб, 2008. — Т. 1. — 320 с. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Иванов В. В. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1991. — С. 350 . — ISBN 5-85270-068-1 .
- Иванов В. В. , Топоров В. Н. Вий // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 90 . — ISBN 5-7195-0057-X .
- Левкиевская Е. Е. // Studia mythologica Slavica. — Ljubljana: Piza, 1998. — Т. 1 . — С. 307—315 .
- Молдавский, Д. // Альманах библиофила. — М. , 1990. — Вып. 27. — С. 152—154.
- Громов Д. В. Еще раз о фольклорных корнях гоголевского Вия // . — М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. — С. 175—180. — 352 с. — ISBN 5-86132-078-0 .
- Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история М.: Мысль, 1983.
Ссылки
- (prorok.ru)
- Романчук, Л. — М. : Мэйлер, 2012
- 2020-07-05
- 1