Сепаратизм в Китае
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Эту статью нужно проверить на соответствие
критериям
взвешенности изложения
.
|
Сепаратизм в Казахстане — явление, вызванное стремлением ряда этнических групп, живущих преимущественно на территории Казахстана, к независимости или автономии.
В декабре 1917 года на съезде мусульман Казахстана и Южного Урала в Оренбурге было принято решение о создании Алашской автономии во главе с лидерами партии «Алаш» . Была надежда, что Учредительное собрание утвердит конституцию автономии. Лидер «Алаша» Алихан Букейханов отрицал наличие сепаратистских стремлений и выразил единство с «великой демократической Федеративной Россией» . В 1920 году Алашская автономия была ликвидирована большевиками, а в 1930-е годы все бывшие алаш-ордынцы подверглись массовым репрессиям .
Каждая республика Советского Союза имела свою титульную нацию , представители которой считали территорию своей республики «исконно» им принадлежащей, а остальные народы считались «пришлыми». По Конституции СССР 1977 года , любая из республик могла выйти из состава СССР, правда механизм достижения этого прописан не был .
В советский период многие среднеазиатские уйгуры участвовали в борьбе за отделение Синьцзяна от Китая . В это же время был поднят вопрос о предоставлении автономии для Уйгурского района и некоторых прилегающих к нему районов Талды-Курганской и Алма-Атинской областей. В 1980-е годы уйгурские националисты вновь заговорили об автономии для Уйгурского района и об его переходе в прямое подчинение Москве .
Казахстан занимает 110-е место (2015) в списке стран по рейтингу недееспособности (низкий уровень тревоги) . Рейтинг недееспособности государств — это индекс, призванный оценить неспособность властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.
Власти Республики Казахстан считают сепаратизм «опасным явлением» и всецело помогают другим странам в борьбе с сепаратистскими движениями . Например, в 1993 году Казахстан и Китайская Народная Республика в двухстороннем порядке обязались не поддерживать сепаратизм . Сепаратизм, наряду с терроризмом и экстремизмом , причислен к числу так называемых «трёх зол» . По словам Камалбая Марданова (бывш. консультант Парламента РК ), сепаратизм в Казахстане «не имеет под собой никаких оснований» по той причине, что границы этой страны не расширялись за счёт территорий других государств . Ему вторит демограф Макаш Татимов , который констатирует «малую вероятность для фундаментализма и сепаратизма» из-за того, что все диаспоры Казахстана являются «насильственно депортированными не только в годы колонизации, но и в годы советского тоталитаризма» .
В 1995 году власть в Казахстане подверглась полной централизации и с тех пор открытого политического сепаратизма в стране не наблюдается . Сдерживанию отделенческих настроений способствует унитарность страны — призыв к сепаратизму в Казахстане наказывается по закону .
После аннексии Крыма Россией в 2014 году, казахстанские власти быстро отреагировали на это и ужесточили наказание за сепаратизм. Если до этого были наказуемы только призывы к насильственному изменению территории страны (статья 170 УК РК), то теперь к уголовной ответственности могли быть привлечены и мирные агитаторы сепаратизма .
Помимо собственно казахов , значительную долю населения Казахстана составляют представители других национальностей: русские , украинцы , узбеки и др. У нескольких национальных меньшинств страны ( дунгане , уйгуры и др.) нет своего этнического государства. Несмотря на заявления Нурсултана Назарбаева об «единой казахстанской семье народов», проблема межнационального согласия остаётся одной из самых болезненных в стране. Осуществляется « казахизация » органов власти, предприняты меры по борьбе с русским и уйгурским сепаратизмом .
В 1990 году в Уральске обострились отношения между местными казаками и казахскими националистами. 27 августа в центре города казаки устроили митинг, где была принята резолюция с требованием признать недействительной передачу Уральской области Казахстану в 1920 году. Организаторы митинга были оштрафованы, но казаки не перестали выдвигать свои требования. 4 сентября того же года Уральский городской совет объявил русский язык местным официальным языком .
15—16 сентября 1991 года в городе собирались отметить 400-летие служения Уральского казачества Российскому государству, на праздник были приглашены гости из различных регионов России, но по городу шли слухи, что уральские казаки хотели присоединить город в состав России. К тому же раньше уже проводились подобные попытки. Это вызвало возмущение среди казахских националистов . К намеченной дате в город собрались активисты движения «Азат» со всей страны, также прибыли представители от всех казачьих войск (300—500 человек). Около 4 тыс. казаков-рабочих собрались на заводе «Зенит» и были готовы дать отпор «азатовцам». Когда в день празднования казаки собрались в Доме культуры, около 10 тыс. митингующих казахов прорвались к зданию. По утверждению одного из лидеров «Азата» Жасарала Куанышалина , речь атамана Александра Мартынова сводилась к тому, что «эта политая кровью казаков земля должна принадлежать России» (сами казаки отрицают сведения о сепаратистских лозунгах на том собрании). Опасаясь столкновения с «азатовцами», казаки и прочие гости праздника были вынуждены покинуть Дом культуры через пожарный выход, но некоторые из казаков всё же пострадали от рук разъярённой толпы .
В 1994 году около 10 тыс. человек вышли на митинг в Усть-Каменогорске , организованный местным обществом славянской культуры, с требованием создать русскую автономию в Восточном Казахстане , придать русскому языку статус государственного языка и ввести двойное гражданство . Косвенной реакцией на это стал президентский указ «О мерах по упорядочению деятельности свободных экономических зон», в котором было отменено постановление о создании Восточно-Казахстанской и прочих свободных экономических зон. Это упразднило экономическую почву для проявления сепаратизма .
В этот период со стороны отдельных представителей казачества прозвучали заявления о «готовности применить силу». Выступления активистов казачьего движения в ноябре-декабре 1994 года обострили ситуацию в Алма-Ате и Восточном Казахстане. В декабре того же года была приостановлена деятельность «Общества содействия казакам Семиречья» . Обострение отношения казаков с казахстанскими властями в конечном счёте привело к аресту атамана семиреченских казаков Николая Гунькина осенью 1995 года .
Весной 1996 года лидеры «Кокчетавского отдела Сибирского казачьего войска» братья Юрий и Виктор Антошко попытались организовать восстание в Кокшетауской области, чтобы затем создать «государство» по типу Приднестровья или Абхазии . Виктор Антошко выезжал в города России с целью вербовки сторонников, которые стали бы ударной силой будущего восстания . Российскими и казахстанскими спецслужбами были предприняты соответствующие меры и планы бунтовщиков потерпели крах.
Столицей русского сепаратизма считается именно Усть-Каменогорск, где в конце 1990-х годов была предпринята попытка создать государство «Русская земля». В конце ноября 1999 года была задержана группа из 22 человек, 12 из которых оказались гражданами России. Они были обвинены в подготовке к «вооружённому захвату местной администрации и восстания среди русского населения». Впрочем, лидер бунтовщиков Виктор Казимирчук (по происхождению — поляк ) по прозвищу «Пугачёв» утверждает, что в подготовке восстания не участвовал, а пал жертвой заговора спецслужб .
Для того, чтобы пресечь русский сепаратизм в северных регионах Казахстана, в 1994—1997 годах прошёл процесс слияния областей с преимущественно русским населением с соседними областями, в которых преобладали казахи. Семипалатинская область с 54 % казахского населения была объединена с Восточно-Казахстанской областью с 67 % славянского населения, Джезказганская область с 49 % казахского населения была объединена с Карагандинской областью с 63 % славянского населения. Кокчетавская область была разделена между Акмолинской и Северо-Казахстанскими областями, Костанайская область была увеличена за счёт Тургайской области . Решение о переносе столицы Казахстана из южной Алма-Аты в северную Акмолу было продиктовано необходимостью закрепиться в северных регионах . Кроме того, в эти области были направлены казахские репатрианты-оралманы , которые стали возвращаться на историческую родину после обретения независимости .
По словам директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарёва, в 1990-е годы некоторую активность проявляли движения «Лад» и «Русская община», а также казаки , однако на данный момент русское население севера и северо-востока Казахстана в большинстве своём остаётся лояльным, а русские организации носят культурно-просветительский характер . Отсутствие политических акций или протестов со стороны русского меньшинства объясняется соблюдением их политических прав. Даже если в прошлом имели место проявления сепаратизма среди русских, в настоящее время они сводятся на нет благодаря политике толерантности и открытости в стране. Русский язык по прежнему доминирует в Казахстане, хоть и не имеет статуса государственного языка, а православное Рождество является выходным днём .
Тем не менее, Александр Чеботарёв отмечает, что « ситуация на Украине ужесточила оценки со стороны национально-патриотических сил с точки зрения того, насколько русскоязычное население лояльно казахстанской государственности». Отсутствие поддержки идей о « русском мире » со стороны России объясняется в целом пророссийской политикой Астаны . Россию и Казахстан объединяет членство в таких организациях, как СНГ , ОДКБ , ШОС и ЕАЭС . Сохранение позитивных российско-казахстанских отношений объясняется желанием России быть энергетической сверхдержавой [ неавторитетный источник ] .
В 2014 году были закрыты две группы в социальной сети « ВКонтакте », где выходцы с северо-востока Казахстана общались с российскими национал-патриотами . В 2015 году за оскорбление представителей титульной нации и высказывания о возможном референдуме в пользу вхождения некоторых регионов страны в состав России была осуждена алматинка Татьяна Шевцова-Валова, казах Ермек Тайчибеков , ратовавший за вхождение Казахстана в состав РФ, был помещён в психиатрическую больницу; по обвинению в сепаратизме был арестован житель города Риддер Игорь Сычёв . В группе «Подслушано в Риддере» во «ВКонтакте», администратором которой являлся Сычёв, была опубликована запись с голосованием «за» или «против» по вопросу аннексии Крыма Россией (большинство проголосовало за первый вариант). Несмотря на то, что обвиняемый не имел отношения к созданию данного голосования (оно было предложено другим пользователем), а сама запись была удалена после предъявления претензий, он был осуждён на 5 лет лишения свободы .
Существовавшее в X—XII веках государство Караханидов , в котором, по мнению некоторых исследователей, доминировали уйгуры , включало в себя территории нескольких современных государств: Казахстана, Киргизии , Узбекистана и Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР. Современные уйгурские националисты хотят создать собственное государство в Синьцзяне, а наиболее радикальные из них желают видеть в составе государства все земли, бывшие под властью Караханидов , в том числе Семиречье и Ферганскую долину . Притязания уйгуров на весь Синьцзян и территории близлежащих стран вызывают недовольство не только у среднеазиатских государств, но и у других народов СУАР, которые также имеют исторические права на земли Синьцзяна .
Наиболее многочисленная на сегодня диаспора уйгуров в мире проживает в Казахстане (около 247 тыс. человек). Уйгуры являются одним из национальных меньшинств Казахстана, которые не имеют собственного этнического государства . В советский период выдвижение сепаратистских требований было нехарактерным явлением для уйгуров (за исключением вопроса об автономии для Уйгурского района ), а их связи с уйгурами Китая были минимальными, но после обретения независимости Казахстаном они стали отождествлять своё положение с положением сородичей в Китае .
В 2002 году группой уйгурских активистов во главе с Кахарманом Кожамбердиевым была выдвинута инициатива о создании «Народной партии „Уйгурстан“», среди целей которой было достижение суверенитета Уйгурстана и объединение всех этнических уйгур. Впрочем, инициатива не получила широкой поддержки среди уйгурской диаспоры Казахстана и партия так и не была создана. В 2004—2006 годах организации « Исламская партия Восточного Туркестана » и «Организация освобождения Восточного Туркестана» были признаны террористическими и запрещены на территории страны . Основной задачей уйгурских исламистов в Средней Азии является обложение данью уйгурской диаспоры для помощи борцам с китайской властью в СУАР .
Узбеки составляют значительную долю населения Южно-Казахстанской области (около 17 %). Сайрамский и Туркестанский районы ЮКО являются традиционными регионами проживания оседлого узбекского населения. Узбекистан претендует на некоторые районы ЮКО, которые были переданы Узбекской ССР во времена Хрущёва, а затем были возвращены обратно . В некоторых крупных сёлах узбеки составляют до 95 % жителей . Впрочем, иногда провести отчётливую «границу» между узбеками и казахами невозможно. Из-за длительного периода сосуществования двух народов, многие узбекские и казахские рода являются родственными .
Конфликтный потенциал между узбеками и казахами является очень низким. Отдельные факты ущемления прав и интересов казахов в Узбекистане и узбеков в Казахстане не привели к серьёзным межэтническим конфликтам . По данным опросов (2014), только 5 % узбеков и 8 % казахов указали на наличие напряжённости между этими этносами , а уровень ожидания межэтнического конфликта среди узбеков составил всего 3 %. Важным показателем является практически нулевой уровень репатриации узбеков в Узбекистан .
В 2014 году сенатор Икрам Адырбеков сообщил о «гражданах других государств», которые распространяют сепаратистские идеи в ЮКО. Политолог Талгат Мамыраимов отметил, что заявления о распространении сепаратизма иностранцами больше относятся к гражданам России, но и среди узбекистанцев есть те, кто поддерживает сепаратистские настроения в Казахстане .
В прошлом власти страны боролись с ростом узбекского сепаратизма и изоляционизма путём назначения русских на руководящие должности в районах, но в последнее время эти посты стали занимать представители титульной нации . Хотя акимом практически полностью населённого узбеками села Сайрам является узбек, участковыми полицейскими и сотрудниками налоговых служб работают казахи, что служит защитой от сепаратизма, ведь село и столицу Узбекистана разделяют всего 100 км .
Потенциальным источником сепаратистских настроений и дестабилизации в Казахстане является не только этнический фактор, но и региональная экономическая диспропорция. Наиболее отчётливо это проявляется в Западном Казахстане — нефтяном крае, приносящем существенные доходы в казну страны, оставаясь при этом отсталым регионом . Жители западных регионов недовольны несоответствием стратегической роли региона, который обеспечивает экономическую стабильность страны, его месту в социально-политических приоритетах внутренней политики Казахстана . Кроме того, как и в остальных странах Средней Азии , борьба за территориальную автономию вызвана тем, что в Казахстане имеет место клановый подход к формированию властных структур, вследствие чего возникает засилье представителей определённых регионов, что не нравится жителям других частей страны .
Запад Казахстана издавна является регионом расселения казахов Младшего жуза , одним из крупных и влиятельных родов которого являются адайцы . В советский период в руководстве Казахской ССР соблюдался баланс сил между жузами: первым секретарём ЦК КПК был представитель Старшего жуза, председателем Совета министров — представитель Среднего жуза, председателем Президиума Верховного совета — представитель Младшего жуза (формула 1 — 1 — 1). Ныне же члены Старшего жуза занимают посты президента, премьер-министра и председателя Мажилиса, а Среднему и Младшему жузу достались посты председателя Сената и госсекретаря соответственно. Причём должность госсекретаря носит номинально-декоративный характер. Анализируя современную правящую элиту Казахстана становится ясно, что представители Среднего и Младшего жузов вместе взятые в количественном отношении сильно уступают одному Старшему жузу, который, несмотря на название, является самым малочисленным из жузов . В последнее время членов прикаспийских кланов стали вытеснять и с руководящих постов и в родных областях . Например, руководителем олицетворяющей «запад» страны Мангистауской области является алма-атинец Алик Айдарбаев , акимом Актюбинской области в 2015 году стал кызылординец Бердыбек Сапарбаев .
Не всё благополучно и с простым населением региона. При низком уровне жизни областные центры Актау и Атырау относятся к числу самых «дорогих» городов Казахстана. Несмотря на то, что Западный Казахстан обеспечивает более трети ВВП страны, на астанинцев тратится в шесть раз больше дотационных средств из республиканского бюджета, чем на жителя Мангышлака . Получается, что сидящие на нефтегазовых богатствах коренные жители получают лишь крохи из бюджета. Помимо этого, сохраняется высокий уровень безработицы в регионе, существует недостаток питьевой воды .
Жители Мангистауской области, обладающие особой ментальностью, идентифицируют себя в первую очередь как адайцев, а не казахстанцев. Согласно исследованиям центра социальных и политических исследований «Стратегия», проведённых в 2007 году, мононациональная Мангистауская область «с сильной родовой традицией и развитым чувством национального самосознания может стать площадкой, полигоном для внедрения и апробирования различных национал-идеологических технологий, направленных как на повышение уровня патриотизма, так и на разжигание межнациональных конфликтов». Кроме того, в отличие от других регионов Казахстана, на западе страны большой популярностью пользуется салафизм .
Активным сторонником идеи о том, что запад страны может отколоться от остального Казахстана, является председатель «Союза мусульман Казахстана» Мурат Телибеков , впервые высказавший это мнение в 2009 году. Это было ещё до событий в Жанаозене , где некоторые бастующие нефтяники озвучили желание отделиться от Астаны . Многие эксперты, признавая тенденции к росту сепаратистских настроений, считают идею о создании отдельного государства в Западном Казахстане (условно называемого в прессе ) фактически нереализуемой. Причиной этому является неспособность региона обеспечить себя продовольствием и малочисленность населения, которое не сможет полноценно противостоять остальному Казахстану. Впрочем, если в правящей элите страны произойдёт раскол, возникновение отдельного государства вполне возможно. Такое имело место в прошлом, когда лишившиеся явного лидера казахи распадались на отдельные ханства .
Некоторые казахстанские эксперты (политологи Айдос Сарым , Талгат Мамыраимов, Рустем Кадыржанов и Расул Жумалы , директор Института национальных исследований Бурихан Нурмухамедов ) склонны считать проблему казахского сепаратизма не только на западе страны, но и в других частях Казахстана надуманной.
Область |
место рождения
главы региона |
место рождения
главы областного центра |
место рождения
верховного имама региона |
---|---|---|---|
Актюбинская область | Кызылординская область | Актюбинская область | Южно-Казахстанская область |
Атырауская область | Западно-Казахстанская область | Атырауская область | Южно-Казахстанская область |
Мангистауская область | Алматинская область | Атырауская область | Южно-Казахстанская область |
Западно-Казахстанская область | Актюбинская область | Южно-Казахстанская область | Западно-Казахстанская область |
До 2014 года Уголовным кодексом Республики Казахстан ( ) была предусмотрена ответственность лишь за призывы к «насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан». Такие действия могли привести к штрафу в размере от 300 до 1000 месячных расчётных показателей (МРП) или лишению свободы сроком от 3 до 7 лет. Эти же действия, совершённые с использованием СМИ или в составе группы, наказывались штрафом от 1 тыс. до 5 тыс. МРП или лишением свободы от 3 до 7 лет.
В новый Уголовный кодекс была введена статья «Сепаратистская деятельность» ( ), согласно которой «пропаганда или публичные призывы к нарушению унитарности и целостности Республики Казахстан, неприкосновенности и неотчуждаемости её территории либо дезинтеграции государства, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов такого содержания» наказывается штрафом в размере от 1 тыс. до 5 тыс. МРП либо ограничением свободы до 7 лет, либо лишением свободы на тот же срок. Эти же действия, совершённые «с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения, либо с использованием СМИ или информационно-коммуникационных сетей, либо группой лиц или группой лиц по предварительному сговору», подлежали наказанию лишением свободы на 5—10 лет. Если преступник перейдёт от призывов к действиям с целью «нарушения унитарности и целостности Республики Казахстан, неприкосновенности и неотчуждаемости её территории либо дезинтеграции государства», то может лишиться свободы на срок от 10 до 15 лет.