Роза (фильм, 1979)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Роза и Крест » — пьеса русского поэта Александра Блока , написанная в 1912—1913 годы. Имя одного из героев — Бертран — порождает ассоциацию с провансальским трубадуром Бертраном де Борном . Самое крупное драматическое произведение Блока .
Сначала Блок задумал «Розу и Крест» как сценарий балета из жизни провансальских трубадуров; затем как либретто оперы. Но постепенно поэт понял, что весь сложный строй придуманного им сюжета не укладывается в столь тесные рамки.
При создании пьесы Блок использовал провансальский рыцарский роман «Фламенка», откуда взята фабула, бытовая обстановка драмы и имена некоторых героев. Кроме него, Блок использовал и другие романы Средних веков и эпохи Возрождения , подчеркивая, однако, что «Роза и Крест» — не историческая драма. Блок писал: «…дело не в том, что действие происходит в 1208 году в южной и северной Франции , а в том, что жизнь западных феодалов , своеобычная в нравах, красках, подробностях, ритмом своим нисколько не отличалась от помещичьей жизни любой страны и любого века» . Герой пьесы Бертран имеет мало общего с историческим лицом — одним из известнейших трубадуров Прованса Бертраном де Борном. Тем не менее, в ткань драмы вплетена сирвента поэта Be·m platz lo gais temps de pascor (080,008a ; XXXVII) в весьма точном, хотя и не полном переводе Блока (песня Менестреля из действия IV сцены III).
В драме широко отразились впечатления поэта от путешествия по Бретани летом 1911 года, и это сделало более достоверным её пейзажный фон . Работа над пьесой продолжалась почти весь 1912 год. 19 января 1913 года пьеса была закончена .
В 1914 году Михаил Гнесин положил на музыку «Песню пажа Алискана», «Песню девушек» и «Песню Гаэтана» .
Думая о сценическом воплощении своей драмы, Блок мечтал о постановке в Художественном театре . После чтения пьесы состоялся важный для Блока разговор с Константином Станиславским , но тот счёл драму малосценичной.
В мае 1915 года Блок пишет аннотацию к своей собственной пьесе для композитора , работавшего над музыкой к постановке «Розы и Креста», где раскрывает своё видение и смысл пьесы. Аннотация была опубликована 3 апреля 1916 года в газете « Утро России » .
В ноябре 1915 года по инициативе Владимира Немировича-Данченко Художественный театр обратился к Блоку с предложением поставить пьесу. Блок с радостью откликнулся на это предложение, прервав уже начатые переговоры с А. Я. Таировым о постановке в Камерном театре . Весной 1916 года начинается совместная работа К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко над спектаклем, в котором Изору должна была сыграть сначала О. В. Гзовская, позднее её сменила Л. М. Коренева, Бертрана — Н. О. Массалитинов, а Гаэтана — В. И. Качалов. Театр провел более 200 репетиций, но постановка так и не была осуществлена .
Лишь в Костроме в сезон 1920—1921 года прошло пятнадцать представлений пьесы «Роза и Крест» .