Шоу уродцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Шоу уродцев , Шоу уродов , Фрик-шоу , Цирк уродцев , Цирк уродов ( англ. Freak show, creep show ) — представление с участием физически очень необычных людей (как правило, инвалидов или страдающих редкими болезнями с характерными явными внешними признаками, например, акромегалия , фокомелия , эктродактилия , микроцефалия , ахондроплазия ; с явными признаками атавизма ). К ним, в частности, относятся необычно высокие люди, необычно низкие , необычно толстые, необычно худые, люди без конечностей, интерсекс -люди, и вообще любые очень странные люди, которые вызовут шок у публики . «Стандартный набор уродов» включал в себя бородатых женщин, «людей-волков», людей с кожными аномалиями . Также в данных представлениях могут участвовать здоровые люди необычного внешнего вида, например, сильно татуированные или обильно покрытые пирсингом , хотя эти типажи больше характерны для сайдшоу . Кроме того, в «шоу уродов» могут принимать участие внешне обычные люди со «сверхъестественными способностями»: « глотатели огня », « глотатели шпаг ».
Очень необычные люди, обычно называемые «уродами», — это люди, во внешности или поведении которых есть что-то экстраординарное. «Шоу уродов» — это представление с участием таких личностей. Изменения в популярной культуре и индустрии развлечений привели к упадку «шоу уродов» как формы развлечения .
Упоминания об отдельных «уродцах», развлекающих публику за деньги, фиксируются со Средневековья. В XVII веке короля Англии Карла I развлекали сиамские близнецы из итальянской Генуи . В первой половине XVIII века в тавернах и на ярмарках давал представления немец — иллюзионист без рук и ног ростом 74 см .
Первые упоминания о забаве «цирк уродов» фиксируются в Англии в XVI веке . Второе рождение этот вид шоу пережил в середине XIX века в США благодаря стараниям известного шоумена и антрепренёра Финеаса Тейлора Барнума , который собрал яркую и жуткую труппу из людей с откровенными физическими недостатками. К концу XIX века британцы потеряли интерес к этому развлечению, а в США «шоу уродов» были распространены вплоть до 1930-х годов .
Период с XVIII века по начало XX века стали золотой эрой цирков уродов: прибыль уже была существенной, а общественная мораль допускала сколь угодно жестокое отношение к необычным людям . В 1880-х — 1930-х годах в Европе и США действовали несколько сотен цирков, специализирующихся на демонстрации человеческих аномалий. Наиболее известными среди них были W. H. Harris’s Nickel Plate Circus , шоу Congress of Living Freaks и, самый известный из них, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth .
В «золотой век» американских фрик-шоу (1850—1930) существовала чёткая классификация различных отклонений. Каждый уважающий себя цирк обязан был иметь стандартный набор уродов плюс несколько необычных, уникальных экземпляров. Последние обычно получали самые большие гонорары; цирки перекупали их друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков . В XIX веке уродами также считались альбиносы и представители некоторых реликтовых племён Африки .
Впрочем, чтобы обеспечить себе хорошую кассу, цирк должен был иметь у себя «уникального урода», так как бородатые женщины, люди-скелеты и безногие встречались в цирках нередко и вызывали далеко не ошеломляющий интерес публики . Среди таких «уникальных людей» можно отметить «девочку-верблюда» Эллу Харпер , «женщину-младенца» Медузу ван Аллен, горбуна , «человека-лобстера» Грейди Стайлза .
К 1955 году запрет на фрик-шоу как явление приняли все европейские государства и большинство штатов США. Уродцы могли выставлять себя по собственному желанию в качестве отдельных номеров, но афиши со словами «удивительное уродство», «человек-ящерица» или «лучшие уроды у нас» пропали раз и навсегда .
По состоянию на начало 2010-х годов считается, что «шоу уродов» как таковых ныне не существует, что связано с развитием медицины и изменением этики человеческих отношений .
Финеас Барнум (1810—1891) считается отцом современной рекламы и одним из самых известных шоуменов индустрии «шоу уродов». Барнум не гнушался ложью, описывая уродцев своего шоу; он знал о сомнительной этике своего бизнеса .
Очень известна одна из его первых и самых убедительных мистификаций . За 1000 долларов (огромная сумма по тем временам) он нанял к себе «на работу» слепую и парализованную бывшую рабыню по имени Джойс Хет , которой было 80 лет. Зрителей он убеждал, что этой женщине 160 лет, и что она была няней самого́ Джорджа Вашингтона . Это представление позволяло ему получать до тысячи долларов в неделю .
В 1841 году он создал « музей », его посещали до 400 тысяч человек в год . Этот по сути не музей, а развлекательно-досуговый центр был нечто средним между зоопарком, музеем, читальным залом, выставкой восковых фигур, театром и шоу. Посетителей развлекали и «уродцы»: сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры , карлики и Генерал Том-Там (мальчик перестал расти в возрасте 6 месяцев; в 4-летнем возрасте Барнум взял его к себе в шоу, объявляя всем, что ему 11 лет; к пяти годам ребёнок уже пил вино, а к семи курил сигары на потеху публике), (человек с заострённой головой), великанша Анна Бейтс ; зрителям демонстрировали « фиджийскую морскую деву » . «Звездой» шоу был — человек, с ног до головы покрытый татуировками. Зрителям рассказывали захватывающую историю: это — греко-албанский принц, воспитанный в турецком гареме; после попадания в плен враги предложили ему выбор: либо быть разрубленным на мелкие кусочки, либо получить татуировки на все тело . Музей Барнума сгорел в 1865 году и восстановлен не был. Хотя Барнума критиковали и до сих пор критикуют за неэтичную эксплуатацию людей, он платил своим исполнителям весьма приличные деньги.
Английским коллегой и последователем Барнума был (1860—1930), известный викторианский шоумен, чьи передвижные шоу показывали «женщину-скелет», «младенца с головой — воздушным шаром » и женщину, которая откусывала головы живым крысам (подобные номера́ более характерны для так называемых « »). Среди других его актёров были очень толстые дамы, великаны, карлики и отставные белые моряки, выкрашенные в чёрный цвет и говорящие на придуманном языке, которых Норман представлял «дикими зулусами ». Одним из его номеров была «семья лилипутов», которая на самом деле состояла из двух мужчин и одолженного ребёнка.
Самым известным актёром Нормана был «человек-слон» Джозеф Меррик , которого шоумен «нашёл» в 1884 году. Норман выставил его в своём магазине на , дом 123, который находился прямо напротив . Поэтому в лавку часто захаживали врачи и интерны, и одним из них был молодой хирург Фредерик Тривз . Он настоял на том, чтобы положить Меррика для обследования в эту больницу; в дальнейшем врач подружился с этим «уродцем» и написал о нём книгу; благодаря стараниям Тривза «человек-слон» прожил в главной больнице Великобритании до самой своей смерти в 1890 году. В своей книге (1923) Тривз описал Нормана как пьяницу, который жестоко эксплуатировал Меррика. Сам Норман эти утверждения категорически отвергал, утверждая, что всегда давал «человеку-слону» (и другим своим актёрам-уродцам) возможность зарабатывать на жизнь и оставаться независимым .
Во второй половине XIX века в США получили распространение так называемые « » ( англ. Dime museum ; дословно — « Десятицентовый музей») — своеобразные центры развлечений и нравственного воспитания для рабочего класса ( ). За небольшую плату посетители могли полюбоваться на диорамы , , георамы, , картины, реликвии, уродцев, чучела животных, восковые фигуры и театральные представления .
Лектор-церемониймейстер, называемый «Профессор», направлял посетителей из зала в зал, описывая выставленных уродов. Он должен был обладать харизмой и убедительностью в дополнение к громкому голосу. Его речь обычно была стилизована под традиционную искажённую болтовню карнавальных зазывал, наполненную классическими и библейскими предложениями. Зрителям предоставляли медицинские свидетельства, составленные и подписанные «врачами», «психологами» и другими «экспертами», чтобы они полностью поверили увиденному.
К концу XIX века «дешёвые музеи» стали резко терять свою популярность. Теперь небогатые зрители могли полюбоваться на уродцев в цирках, на ярмарках и карнавалах, в городских парах развлечений.
совершают турне по Европе.
Пётр I собирает различные странности и уродства, в том числе и человеческие, ныне они размещены в музее, называемом Кунсткамера — первый музей России .
Выставка существа, которое «было вывезено из зверинца в Гвинее ; это самка ростом около четырёх футов [122 см], во всём похожая на женщину, за исключением головы, которая напоминает обезьянью».
Племянница Петра I Анна Иоанновна приказала группе цирковых уродцев сопроводить своего придворного шута Михаила Голицына и его невесту Авдотью Буженинову в Ледяной дом , где пара шутов сочеталась браком.
Саарти Бартман (« Готтентотская Венера ») представлена в шоу уродцев по всей Европе.
Сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры начали свои выступления в 1829 году. В 1870 году их карьера была окончена, так как у Чанга случился инсульт.
Генерал Том-Там начал своё выступление в возрасте четырёх лет. Выступал в шоу уродцев до самой своей смерти в 1883 году.
Брат и сестра , выдающие себя за «Последних древних ацтеков Мексики», начали свои выступления в 1849 году. Их карьера окончилась в 1867 году после того как они поженились друг на друге.
В 1860 году начали свои выступления умственно неполноценные братья Хирам и Барни Дэвис, представляемые как « ». Их карьера окончилась в 1905 году после смерти Хирама.
представил в своём шоу уродцев на Ист-Энде «человека-слона» Джозефа Меррика .
Сиамские близнецы Дейзи и Виолетта Хилтон начали свои выступления в возрасте четырёх лет. Были очень популярны в 1920-х — 1930-х годах, исполняя танцевальные номера и играя на музыкальных инструментах. Прекратили выступать в 1935 году из-за финансовых проблем.
12 февраля состоялась премьера фильма « Уродцы ». Участие в главных ролях в ленте настоящих уродов вызвало сильный общественный резонанс, и картина была предана забвению до своего «второго рождения» на Каннском кинофестивале 1962 года .
Известно, что с начала 1800-х годов экстремально уродливые люди-одиночки начали добровольно присоединяться к бродячим циркам , но их шоу не были организованы ни во что похожее на сайдшоу до середины XIX века. К 1870-м годам в большинстве цирков США «шоу уродов» стало обыденной составляющей представления. К 1890-м годам популярность шоу уродцев в США заметно увеличилась, и большинство таких шоу проходили в крупных цирках с участием двенадцати-пятнадцати «актёров», плюс специальный музыкальный оркестр. Эти оркестры (музыкальные группы) состояли из чернокожих и « чернокожих » музыкантов, подтанцовки в « гавайском стиле ». Эти артисты использовались для привлечения толпы и создания праздничной атмосферы внутри циркового шатра.
К 1920-м годам цирк как основной вид развлечения пришёл в упадок из-за конкуренции со стороны парков развлечений, кинотеатров и бурлеск -шоу, а также из-за расцвета радио. Великая депрессия 1930-х годов также сильно сократила количество зрителей цирка.
Шоу уродов рассматривались как нормальная часть американской культуры в конце XIX — начале XX веков. Это было вполне обычное развлечение для среднего класса, эти шоу были весьма прибыльны для шоуменов, которые использовали инвалидность артистов для получения прибыли.
Однако к концу XIX века в цивилизованном мире начало меняться отношение к инвалидам. Таинственные аномалии человеческого тела научно объяснялись как генетические мутации или болезни, поэтому постепенно уроды становились объектами сочувствия, а не страха или презрения . В США начали приниматься законы, ограничивающие шоу уродцев. Например, в 1931 году в Мичигане был принят закон, запрещающий «демонстрацию [любого] деформированного человеческого существа или человеческого уродства, за исключением случаев, когда она используется в научных целях». Развитие кинематографа также повлияло на упадок «шоу уродцев»: теперь люди могли «насладиться» зрелищем физически неполноценных людей в обычном кинотеатре, без посещения «живых» шоу.
В середине XX века начало активно набирать обороты .
В эпоху, когда не существовало социального обеспечения и трудовой компенсации работникам, люди с тяжёлыми формами инвалидности часто обнаруживали, что выставлять себя напоказ было их единственной возможностью заработать на жизнь. Несмотря на нынешние представления о неправильности эксплуатации людей с ограниченными возможностями, в XIX веке участие в организованном шоу уродов было относительно респектабельным способом заработать на жизнь. Многим артистам шоу уродов повезло и они были достаточно одарены, чтобы неплохо зарабатывать, некоторые из них стали знаменитостями, получали высокое жалование (некоторые — до 500 долларов в неделю, что в то время было огромной суммой) и зарабатывали гораздо больше, чем обычные акробаты и актёры.
Человек с пороком эктродактилия , взявший себе псевдоним (род. 1979), стал довольно известным артистом .
С развитием науки и технологии для состоятельных людей стала доступна такая услуга как « модификация тела ». Сделав сложные яркие операции, свои фрик-шоу публике начали представлять такие искусственно изменённые люди как, например, (род. в начале 1970-х).
В Великобритании транслируются телесериалы, посвящённые людям с явными физическими уродствами: (2003 — н. в. ), (2003—2014) . Чтобы соответствовать современным культурным требованиям и ожиданиям зрителей в отношении повествований об инвалидности, субъекты этих сериалов обычно изображаются своеобразными героями, а основное внимание уделяется их семье и друзьям, и тому, как они помогают этим инвалидам преодолеть свои трудности и физические недостатки .