Юпитер и Каллисто (картина Буше, 1744)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Юпитер в облике Дианы и нимфа Каллисто» ( англ. «Jupiter in the Guise of Diana and the Nymph Callisto» ) или « Юпитер в облике Дианы и Каллисто » ( англ. «Jupiter, in the guise of Diana, and Callisto» ) — картина неоклассической художницы Ангелики Кауфман , написанная во время её пребывания в Великобритании с 1766 по 1781 год. Взятый за основу традиционный для европейской живописи сюжет античного мифа был переработан художницей в лесбийском смысле [ нет в источнике ] . Благодаря созданной в 1782 году гравюре-копии произведение Кауфман получило широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве начиная с XVIII века.
Ангелика Кауфман была одним из самых популярных художников неоклассицизма в XVIII веке. Она одна из двух женщин — основателей Королевской академии искусств в Лондоне в 1768 году. При этом её живопись характеризовалась сломом традиционных гендерных канонов [ нет в источнике ] .
Данная картина — чуть ли не единственный случай, когда бы женщина-художница XVIII века изображала сцену из любовных похождений Юпитера . Согласно античному мифу , верховный бог Юпитер влюбился в нимфу Каллисто , которая была спутницей богини Дианы . Чтобы соблазнить Каллисто, Юпитер принял облик Дианы. Согласно « Метаморфозам » древнеримского поэта Овидия , после первого поцелуя обман Юпитера раскрылся и Каллисто оказала сопротивление .
На картине изображена классическая сцена момента соблазнения девушки. Этот эпизод был неоднократно запечатлён многими художниками. На картине Ангелики Кауфман изображены две девушки. Сидящая слева имеет в волосах полумесяц — атрибут богини Дианы, но в ногах у неё сидит орёл с молниями в лапах — символ Юпитера, указывающий, что перед нами верховный бог. Хотя сюжет картины следует европейской традиции, однако Ангелика Кауфман сделала ряд значимых отступлений от неё. В живописи XVIII века было принято подчёркивать различие между женскими и мужскими персонажами, изображая последних в более тёмных тонах. В картине Кауфман такого контраста у двух фигур нет, их гендерное различие не обозначено. Кроме того, в изображённой сцене сглажены традиционные представления о половых ролях: активной мужской и пассивной женской. Хотя Диана (Юпитер) выступает с инициативой, наклоняясь к нимфе, однако Каллисто не выглядит зажатой и пассивной, она отвечает взглядом, тем самым выражая собственное желание . Слева от Дианы и Каллисто изображён выглядывающий из кустов Эрот . Он прикасается пальцем к губам в жесте, призывающем сохранить что-то в тайне: может быть обман Юпитера, а может быть что-то, о чём нельзя говорить - женскую страсть .
Данная картина была написана Ангеликой Кауфман во время её пребывания в Великобритании с 1766 по 1781 год. Она составляла пару полотну « Орфей и Эвридика », которое подписано справа «Angelica Kauffman / pinx» и представляет собой такую же круглую картину диаметром 65.8 см. Первым их владельцем, вероятно, был французский юрист Шарль Александр де Калонн (1734—1802). Затем 27 марта 1795 года они были проданы на аукционе «Скиннер и Дайк» в Лондоне за 67 гиней . Новым владельцем стал сэр Драммонд Коспатрик Гамильтон-Спенсер-Смит, пятый баронет (1876—1955). Позже в 1960-х они были приобретены частным коллекционером, дети которого продали картины 5 июля 2015 года на аукционе Кристис за 206 500 фунтов стерлингов .
Известны две картины, рассматриваемые [ кем? ] как авторские версии. Первая была продана на аукционе Кристис 8 июня 2006 года за 31 200 фунтов стерлингов. Она представляет собой картину маслом на меди размером 21,6 на 41,2 см. Произведение датируется незадолго до переезда Кауфман в Великобританию в 1766 году, оно подписано инициалами «М.А.К» по центру на камне справа . Другая версия находится в коллекции в Сент-Питерсберге в американской Флориде . Она датируется около 1781 года и представляет собой картину маслом на холсте диаметром 61 см. Произведение было подарено музею в мае 1986 года Гербертом Вайзингером в память о его покойной жене Милдред .
Ангелика Кауфман активно распространяла свои работы через копии с них. В частности, в 1782 году английский художник Эрмитаж , Пушкинский музей , Британский музей и т. д. Распространение реплик привело к тому, что картины Ангелики Кауфман стали широко использоваться в декоративно-прикладном искусстве XVIII, XIX и XX веков, особенно в фарфоре. Это явление даже получило название «ангеликомании» . В XX веке в странах Варшавского договора широкое распространение приобрели фарфоровые сервизы, прозванные « Мадонна » и украшенные деколями по мотивам картин «Юпитер и Каллисто» и « Наказание Купидона ». Коллекция подобного фарфора собрана в историческом Квир -музее в Санкт-Петербурге [ значимость факта? ] .
создал c картин «Юпитер и Каллисто» и «Орфей и Эвридика» пунктирные гравюры, которые были опубликованы в Лондоне Джеймсом Бирчаллом и широко растиражированы . Данные гравюры есть в собраниях многих музеев мира, таких как