Interested Article - Ташкентский фронт

«Ташкентский фронт» антисемитский стереотип и расхожее в СССР выражение. Подразумевает, что евреи во время Великой Отечественной войны отсиживались в эвакуации в Ташкенте и не участвовали в боевых действиях.

Причинами появления стереотипа были массовый антисемитизм, проникший в том числе государственный аппарат, общий рост ксенофобии , напряженность между эвакуированными в тыл и местным населением, послевоенные конфликты из-за возврата жилья вернувшимся из эвакуации и другие.

Этот стереотип продолжил существование после войны и сохранился в постсоветской России в XXI веке. В реальности евреи сражались на фронте наравне со всеми прочими гражданами СССР.

Происхождение и использование

Антисемитизм получил широкое распространение в тыловых районах СССР в военные и послевоенные годы. Это было связано с общим ростом ксенофобии в этот период. Антисемитизм в советском тылу рассматривается исследователями как взаимодействие «скрытого аппаратного антисемитизма» и «стихийной юдофобии масс» .

Следствием этого антисемитизма стало появление стереотипа, согласно которому евреи во время Великой Отечественной войны отсиживались в эвакуации в Ташкенте и не участвовали в боевых действиях . В аналогичном смысле использовались производные выражения «ташкентские ордена» (незаслуженные, или даже купленные), «ташкентские партизаны» и т. п.

Одной из причин исходного появления таких настроений и впоследствии стереотипа об отсиживающихся в тылу евреях было резкое культурное отличие эвакуированных в «первой волне» лета 1941 года евреев из местечек и городов Белоруссии , Украины и Молдавии от местного населения Урала , Сибири и Центральной Азии . Это отличие выделяло евреев из прочих беженцев, делало их очень заметными и вызывало негативную реакцию. Второй причиной было то, что эвакуация жителей Центральной России и Восточной Украины , среди которых евреев было немного, происходила позже, когда наилучшие рабочие места, жильё и т. д. уже были заняты «первой волной», в том числе евреями .

Распространению этих обвинений способствовали также некоторые деятели культуры. В частности, будучи сам эвакуированным в Ашхабад , украинский кинорежиссёр Александр Довженко прокомментировал традиционный еврейский тост режиссёра Соломона Михоэлса «За жизнь!» ( идиш : «Лехаим!»), поднятый им на одном из мероприятий в Ташкенте :

В вашей любви к жизни, вот в этом сытном панегрике я вижу обыкновенную боязнь смерти. С ней не повоюешь, с ней побежишь в Ташкент.

Писатель Остап Вишня опубликовал летом 1946 года фельетон, в котором утверждал, что пока украинцы воевали, евреи отсиживались в Фергане и Ташкенте .

После войны во время допросов арестованной по делу Еврейского антифашистского комитета Лидии Шатуновской полковник госбезопасности Владимир Комаров заявил :

Мы поощряли и даже сами распространяли циркулировавшие во время войны слухи о том, что евреи якобы бежали с фронта и укрывались в тылу, что они в лучшем случае устраивались в армии в штабах и интендантстве, что они вообще плохие солдаты и спекулянты.

Николай Митрохин пишет, что через призыв пополнения и возвращение солдат из отпусков и лечения из этих районов на фронт в армии появилась устойчивая легенда о «ташкентском фронте». Этому способствовало целенаправленное замалчивание властями информации об активном участии евреев в военных действиях . Писатель Александр Степанов в мае 1943 года сообщал из города Фрунзе редактору газеты « Красная звезда » Давиду Ортенбергу об антисемитизме в тылу, что «демобилизованные из армии раненые являются главными его распространителями. Они открыто говорят, что евреи уклоняются от войны, сидят по тылам на тепленьких местечках и ведут настоящую погромную агитацию» . Альберт Каганович считает, что миф прижился после того, как массово возвращавшиеся из эвакуации евреи стали требовать назад своё жилье, занятое местным населением в их отсутствие .

Легенда о «ташкентском фронте» в послевоенное время активно использовалась русскими националистами для отрицания фактов антисемитизма в СССР и самооправдания. При этом русские изображались спасителями евреев от геноцида . Это выражение и стереотип продолжают существовать в постсоветской России и в XXI веке .

Иногда такое это обвинение касалось не только евреев. Например, аналогичные проблемы пережил русский поэт Владимир Луговской , который в начале войны получил под бомбёжкой контузию, был демобилизован по состоянию здоровья и уехал в Ташкент .

Реакция

В реальности евреи сражались на фронте наравне со всеми прочими гражданами СССР . Особенно тяжело переживали такие наветы те, кто сам участвовал в боевых действиях. Один из них, Михаил Рашкован, который был трижды ранен на фронте и демобилизовался только в 1946 году, написал в 1947 году стихотворение, в котором, среди прочего, были такие строки :

Нас сотни тысяч, жизни не жалея,
Прошли бои, достойные легенд,
Чтоб после слышать: «Это кто, евреи?
Они в тылу сражались за Ташкент!»

С этой же темой оказался связан еврейский погром в Киеве в 1945 году . Поводом для погрома стало убийство 4 сентября 1945 года старшим лейтенантом НКВД Иосифом Розенштейном двух красноармейцев Грабаря и Мельникова, которые обозвали его «ташкентским партизаном» и избили .

Как в мемуарах, так и в художественной литературе часто встречаются военные и послевоенные истории, связанные с обвинением евреев в уклонении от фронта . Белорусский писатель Валентин Тарас рассказал о ситуации, которая произошла на его глазах :

Однажды в редакции газеты, где я работал, вдруг услышал расхожую фразу о том, что евреи воевали во время войны в Ташкенте. Женщина, которая произнесла её, почему-то обратилась за подтверждением к Григорию Берёзкину . Тот немедленно парировал: «Наверное, я неправильный еврей». «А вы совсем не похожи на еврея», — растерянно произнесла автор сентенции. Григорий Соломонович улыбнулся и сказал: «Вот ещё один непохожий идет!». В комнату вошел поэт Наум Кислик — фронтовик, перенесший тяжёлое ранение в голову. И как только Науму объяснили суть разговора, в дверь, тяжело опираясь на костыль, вошёл третий «непохожий» — Хаим Мальтинский . Он потерял ногу на передовой, будучи парторгом батальона. Вся тройка «ташкентских» фронтовиков долго хохотала над ярлыком, навешенным на них, хотя, думаю, в душе им было не до смеха.

Инвалид войны, один из танкистов-асов Ион Деген в своих воспоминаниях писал, что в 1951 году избил директора профессора за намёк, что свои ордена фронтовик «купил в Ташкенте» .

Примечания

  1. , с. 280—282.
  2. , с. 73.
  3. , с. 233.
  4. .
  5. , с. 70—71.
  6. , с. 242—243.
  7. , с. 293.
  8. , с. 398.
  9. , с. 213.
  10. , с. 71.
  11. , с. 241.
  12. , с. 294.
  13. , с. 23.
  14. , с. 72.
  15. , с. 237—240.
  16. , с. 234.
  17. , с. 73—74.
  18. .
  19. Хазан И. . i-jew.ru (8 ноября 2012). Дата обращения: 2024-1-14.
  20. , с. 235.
  21. , с. 234—236.
  22. Шульман А. Л. . Библиотека международного еврейского журнала « Мишпоха » . Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин . Дата обращения: 2 сентября 2023. 30 декабря 2010 года.
  23. .
  24. , с. 149.

Литература

  • Деген И. Л. // Заметки по еврейской истории . — 2006. — Октябрь ( № 10 (71) ). 29 сентября 2022 года.
  • Каганович А. «Ташкентский фронт»: Еврейские беженцы в советском тылу. — М. : Библиотека М. Гринберга; Книжники, 2023. — 448 с. — ISBN 978-965-93014-5-4 .
  • Костырченко Г. В. . — 2. — М. : Международные отношения , 2003. — 784 с. — ISBN 9785713310714 .
  • Лейбович О. Л. // СССР во Второй мировой войне. Оккупация. Холокост. Сталинизм. — М. : РОССПЭН , 2014. — С. 280–296 . — ISBN 978-5-8243-1857-9 .
  • . Сталин и евреи: трагическая история Еврейского антифашистского комитета и советских евреев. — М. : РОССПЭН , 2010. — 478 с. — (История сталинизма). — ISBN 978-5-8243-0855-6 .
  • Медовар Л. // Лехаим : журнал. — 2000. — Июнь ( вып. 7 (98) ). 25 сентября 2020 года.
  • Митрохин Н. А. . — М. : Издательство НЛО , 2003. — 624 с. — ISBN 978-5-86793-219-0 .
  • Митрохин Н. А. // Отечественные записки . — М. , 2002. — № 3 . — С. 281—299 . — ISSN .
  • Потемкина М. Н. // Еврейские беженцы и эвакуированные в СССР, 1939-1946 : Сборник статей, документов и свидетельств. — Иерусалим: Ассоциация Хазит ха-кавод, 2020. — С. 53—75 . — ISBN 978-965-599-326-4 .
  • Тверской М. // Грани таланта. Вторые Дегеновские чтения : Сборник статей. — Киев: Вареник Н. В., 2021. — С. 148-154 .
  • Шафранская Э. Ф. // Вестник славянских культур. — 2021. — № 62 . — С. 232—245 . — ISSN .
Источник —

Same as Ташкентский фронт