Interested Article - Футуристический кинематограф

Филиппо Маринетти — идеолог и лидер футуризма

«Футуристический кинематограф» ( итал. La cinematografia futurista ) — лидеров итальянского футуризма , написанный и обнародованный осенью 1916 года. Его авторами стали основоположник движения Филиппо Томмазо Маринетти , а также несколько его единомышленников. Программное заявление посвящено обновлению кинематографической эстетики, в том числе использованию алогизмов , абстрактности , ирреальности, отказу от устаревших театральных форм.

Создание

Предыстория

5 февраля в газете Gazzetta dell’Emilia в Болонье , а затем в виде платного объявления — на первой странице французской газеты « Фигаро » 20 февраля 1909 года был опубликован « Манифест футуризма », являющийся первым из программных выступлений движения футуристов. Его автором стал Филиппо Томмазо Маринетти — основоположник и лидер футуризма. Текст и идеи документа легли в основу масштабного художественного движения, связанного с обновлением искусства, попытками придать ему новую форму. Он расценивался как основа обновления художественной системы и стал одним из этапных моментов формирования европейского модернизма . За этим выступлением последовал ещё целый ряд манифестов футуристов, затрагивающих самые различные вопросы общества, культуры и искусства (политика, литература, театр, музыка, танец и т. д.) . Итальянские футуристы считаются основоположниками литературно-художественных манифестов в современном, искусствоведческом понимании. Предшествующие программные художественные выступления стали относить к манифестам уже более поздние исследователи . По другому мнению, заявления футуристов называют первыми художественными манифестами XX века . Исследователи условно подразделяют историю футуризма до Первой мировой войны и после. В первом случае говорят о «героическом» периоде, поколении, а о послевоенном, как о «втором» (термин Энрико Крисполти) .

Создание

В сферу интересов представителей течения входили различные формы искусства, в том числе театр и кино. Об этом свидетельствуют соответствующие манифесты: «Футуристический синтетический театр», «Театр-варьете», направленные на кардинальный пересмотр эстетики. После этих опытов они решили обратиться к кино, в связи с чем появился программный документ «Футуристический кинематограф» ( La cinematografia futurista ). Авторами киноманифеста стали Маринетти, Бруно Корра ( Bruno Сorra ), Эмилио Сеттимелли ( EmilioSettimelli ), Арнальдо Джинна ( Arnaldo Ginna ), Джакомо Балла , Ремо Кити ( Remo Chiti ). Он был впервые опубликован в сентябре 1916 года в виде листовки Дирекции футуристического движения и подписан «Милан, 11 сентября 1916». 15 ноября того же года был напечатан на страницах флорентийской газеты «Футуристическая Италия» ( L’Italia Futurista ) .

Содержание

В манифесте обосновывалась необходимость обновления киноязыка, отказ от устаревших форм, почерпнутых из театральных постановок. По мнению футуристов обновлению культуры и избавлению от отживших форм способствует «гигиеническая война», бушевавшая в это время в Европе. Книги признавались устаревшей формой выражения («абсолютно пассеистское средство сохранения и передачи мысли»). Их должен сменить «футуристический кинематограф, который мы замышляем»: «радостная деформация Вселенной, алогичный и неуловимый синтез мировой жизни, станет лучшей школой для молодёжи — школой радости, скорости, силы, смелости и героизма. Футуристический кинематограф обострит и разовьёт чувствительность, ускорит творческое воображение, даст уму чудесное чувство симультанности и вездесущности» .

Несмотря на то, что кино на первый взгляд исторически и технически является новым искусством, но на самом деле оно всё ещё оставалось глубоко устаревшим, представляя собой «театр без слов», так как унаследовало от сцены анахроничные приёмы. В связи с этим сохранили актуальность предыдущие манифесты футуристов, посвящённые театральному искусству, а их положения применимы и к кино. Для того, чтобы избавиться от «пассеистской» стилистики необходимо относиться к кино как к самостоятельному, новому искусству: «Кинематограф — это искусство само по себе. Значит, кинематограф никогда не должен копировать театральные подмостки. Будучи по сути своей визуальным, он должен прежде всего проделать эволюцию живописи — оторваться от реальности, от фотографии, от прелестного и торжественного. Стать антиграциозным, деформирующим, импрессионистским, синтетичным, динамичным и словосвободным» . Характеризуя новые эстетические принципы, на которых должен основываться кинематограф, авторы указывали, что в нём должны быть представлены аналогии, заменяющие реальность; поэтические образы; методы симультанности и взаимопроникновения места и времени; приёмы почерпнутые из музыкальной практики; изображение человеческой психологии, души; алогичность; драматизация образов вещей; ирреальность, а также некоторые другие методы, призванные осовременить кино .

По наблюдению российской исследовательницы футуризма Екатерины Лазаревой, авторы программного заявления стремились развить в нём идеи «ассоциативного монтажа, выдвигали идею полиэкрана и абстрактного кинематографа». Некоторые принципы новой медиаэстетики нашли отражение в опубликованном позже манифесте футуристов « Радиа. Футуристический манифест » (Маринетти, Пино Масната; 1933). По мнению Лазаревой: «футуризм открыл пространство для интереснейших экспериментов в новых видах искусства, предугадав векторы художественных поисков на полвека вперёд» . Воплотить программные принципы движения стремился Карло Брагалья , в своём футуристическом фильме «Вероломные чары» (1917). Историк кино Ежи Тёплица , неодобрительно отмечавший, что итальянское кино после Первой мировой войны «всё глубже погружалось в болото декаданса», писал про эту работу: «Эта авангардистская лента не многим (разве что декоративностью оформления) отличалась от коммерческих произведений, создаваемых по „кассовым рецептам“» .

Примечания

  1. , Введение.
  2. , Введение, с. 11—12.
  3. Lawrence Pollard (2009-02-20). . BBC News . из оригинала 25 марта 2022 . Дата обращения: 25 марта 2022 .
  4. , Введение, с. 14, 19.
  5. , Комментарии, с. 196.
  6. Joseph Luzzi. . — Bloomsbury Publishing USA, 2020-02-20. — 470 с. — ISBN 978-1-4411-4756-1 . 25 марта 2022 года.
  7. , Футуристический кинематограф, с. 70—71.
  8. , Футуристический кинематограф, с. 72.
  9. , Футуристический кинематограф, с. 73—77.
  10. , Введение, с. 24.
  11. , с. 124.

Литература

  • Манифесты итальянского футуризма. — М. : Типография Русского Товарищества, 1914. — 80 с.
  • Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915—1933 / Введ., сост., пер. с итал., комм. Е. Лазаревой. — М. : Гилея, 2013. — 236 с. — ISBN 978-5-87987-076-3 .
  • Тёплиц, Ежи . История киноискусства / Пер. с польс. В. С. Головского. Ред. и пред. Н. П. Абрамова. — М. : Прогресс, 1968. — 413 с.

Ссылки

  • (англ.) . Italia Mia .
Источник —

Same as Футуристический кинематограф