Марсель, Ханс-Йоахим
- 1 year ago
- 0
- 0
Ханс-Йоахим Фрай ( нем. Hans-Joachim Frey ; род. 10 июня 1965 , Герден , , Нижняя Саксония , Федеративная Республика Германии ) — немецкий и российский музыкальный менеджер , режиссёр-постановщик . Художественный руководитель (1993—1995). Художественный руководитель (1995—2003), оперный директор (2003—2006), генеральный директор (2007—2010) Бременского театра . Генеральный директор и художественный руководитель (2012—2017). Художественный руководитель культурного центра «Сириус» с 2017 года.
Ханс-Йоахим Фрай родился 10 июня 1965 года в Гердене , что в Нижней Саксонии . По собственным словам, его семья — из балтийских немцев , жили в Санкт-Петербурге , где прадед служил в церкви Святой Анны , однако после Октябрьской революции им пришлось бежать в Кёнигсберг , в Восточную Пруссию , откуда снова бежали в 1944 году , кто в Западную , кто в Восточную Германию . Дядя — актёр А. Мюллер-Шталь .
Из семьи протестантского пастора , отец служил в в . Есть брат и сестра . С семи лет брал уроки игры на фортепиано , с восьми лет пел в Ганноверском хоре мальчиков , а также шесть лет обучался игре на церковном органе , сдав экзамен на органиста . В 1984 году окончил среднюю школу в родном городе, после чего отслужил в армии в качестве шофёра, секретаря и органиста при военном капеллане . Затем поступил в Гамбургскую высшую школу музыки и театра , где обучался оперному пению . Певческий голос Фрая варьировался от тенора до баритона . Параллельно, по настоянию отца, там же стал изучать режиссуру музыкального театра у профессора и в 1989 году в сотрудничестве с Гамбургской государственной оперой поставил оперетту « Летучая мышь » И. Штрауса .
Во время учёбы в качестве певца активно выступал на различных концертных площадках, а также работал ассистентом режиссёра в Гамбурге и Стокгольме , выпустив пять собственных постановок в театрах-студиях Ростока и Детмольда . Окончив в 1990 году школу со специальностью «режиссёр музыкального театра», поступил в аспирантуру к и П. Ружичке , откуда выпустился в 1993 году со степень в области . Сразу после получения образования, в 1993 году был назначен художественным руководителем в Эйзенахе . После упразднения театра, в 1995 году перешёл на такую же должность в Бременский театр . В 1997 году перебрался в Дрезден , заняв пост художественного руководителя Земпероперы . Когда в 2002 году Земперопера была вынуждена закрыться из-за наводнения , Фрай показал себя «активным кризисным менеджером», сумев в короткий срок поставить оперу « Кармен » Ж. Бизе в пространстве « Стеклянной мануфактуры » . После того, как стал генеральным директором оперы, в 2003 году Фрай получил пост оперного директора . Параллельно, преподавал музыкальный менеджмент в музыкальных академиях Гамбурга , , Веймара .
В период работы в Земперопере активно занимался налаживанием связей между культурой и бизнесом, стремясь превратить Дрезден в «культурный Давос » . В 2003 году стал руководителем «Международного форума культуры и экономики» в Дрездене , на базе которого в 2006 году прошла конференция европейских оперных театров с обсуждением «новых форм сотрудничества и взаимодействия в сфере напряженности между культурой и бизнесом» . Далее по его инициативе был создан , названный «уникальной инициативой» по осмыслению социальных явлений относительно к культуре . Учредительный симпозиум прошёл в ноябре 2007 года под лозунгом «Культура — это больше» . На форуме акцентировалось наличие неких угроз западной культуре со стороны глобализированной экономики , стремление объяснить значение культуры современному человеку , сам Фрай отмечал, что симпозиум был призван инициировать широкий общественный диалог о значении и роли культуры , так как она — «гораздо больше, чем просто искусство» . Первый полноценный форум был назначен на февраль 2009 года , с дальнейшим проведением на регулярной основе . Однако, затем форум был отложен из-за непроработанных организационных вопросов и недостатка финасирования по причине экономического кризиса , и в итоге состоялся в октябре 2009 года . По словам Фрая, проведением таких культурных мероприятий он хотел показать то, что «искусство экономически успешно» , а «устойчивость и ответственность перед будущими поколениями превыше погони за сиюминутной прибылью» . Тем не менее, о проведении третьего форума далее не сообщалось .
В 2006 году выступил инициатором возрождения традиции ежегодного проведения , который состоялся в том же году в Земперопере — впервые с 1939 года. Параллельно стала вручаться награда бала — «Саксонская медаль благодарности» в нескольких категориях, в том числе в спорте, культуре, политике . В 2009 году этой награды удостоился на тот момент премьер-министр России В. В. Путин , которому была вручена золотая медаль с девизом «Против течения» и изображением Святого Георгия как символа победы добра над злом . При этом, награду ему вручал С. Тиллих , который начинал свою политическую карьеру во времена ГДР , как раз тогда, когда в Дрездене в качестве сотрудника КГБ служил Путин (по некоторым данным, Путин попросил, чтобы медаль ему вручил именно Тиллих) . Официально заявлялось, что награда присуждена Путину за приверженность германо-российскому культурному обмену , однако в прессе было отмечено, что в российских запасниках до сих пор хранятся сотни картин и книг, вывезенных из дрезденских коллекций во время Второй мировой войны . Сам Фрай отмечал свою «радость» в связи с награждением Путина и приданием таким образом балу статуса события международного уровня , в связи с чем «любая реклама хороша», как отмечалось в прессе . Однако это решение было встречено массовой критикой , церемония была оценена как «циничная и скандальная» , а также отмечалось, что «в Путине нельзя найти ничего доброго даже с помощью увеличительного стекла» , учитывая конфликт с Украиной и войну в Грузии , покровителем которой является как раз Святой Георгий . В ответ на критику Фрай отмечал, что решение пригласить Путина было принято ещё в марте 2008 года, до всех конфликтов , тогда как на вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы получить награду, отвечал, что «во-первых, нужно быть очень знаменитым» . В 2020 году с орденом произошёл очередной скандал, после того как Фрай приехал в Каир и лично вручил награду президенту Египта А.-Ф. Ас-Сиси , не отличающемуся приверженностью демократии, соблюдению прав человека, свободы прессы. После разразившегося скандала Фрай говорил, что хотел «построить диалог на языке культуры», называл Ас-Сиси «миротворцем», указывая, что церемония награждения «не вызывает никаких проблем»; однако уже через несколько дней он отступил, узнав «о возникшем раздражении», принёс свои «искренние извинения» за церемонию, пожелав «дистанцироваться от нее», и отметил, что «награждение было ошибкой» .
В 1996 году профессором , на тот момент президентом Гамбургской высшей школы музыки и театра, был организован оперный конкурс « », директором которого стал Фрай . Первоначально конкурс базировался в Гамбурге, а в 2001 году был переведён в Дрезден, где в дальнейшем проводился на постоянной основе в Земперопере . При этом, будучи председателем «Международного форума культуры и экономики», Фрай проводил конкурс под эгидой своей же организации . В дальнейшем, как отмечалось в прессе, конкурс стал «путешествовать по миру вслед за единолично возглавившим» его Фраем . Так, в 2011 году конкурс впервые прошёл за рубежом — в Москве на базе Большого театра по предложению его генерального директора А. Г. Иксанова . Все первые премии на конкурсе получили россияне , в связи с чем Фрай говорил, что «результат можно считать предельно объективным» , так как певцы «очень талантливы, и нет ничего удивительного в том, что все премии достались им» . Также он сообщил, что направил Путину письмо, в котором рассказал о конкурсе, и получил «воодушевляющий ответ» . В дальнейшем конкурс проходил в Минске , Ташкенте , Линце , Сочи , а затем — снова в Москве .
Особые слова — бессменному руководителю и создателю Competizione dell’Opera — Хансу-Йоахиму Фраю. Его заслуги перед искусством неоспоримы, а вклад в укрепление культурных связей между народами и участие в судьбах юных талантов заслуживают глубокого уважения. Владимир Путин, 2022 год .
Также при поддержке «Международного форума культуры и экономики» был организован конкурс юных композиторов , а в 2003 году под руководством Фрая состоялся 1-й конкурс пианистов имени А. Рубинштейна , который был заявлен как наследник конкурса , учреждённого самим композитором и проводившегося в 1890—1910 годах . В дальнейшем Фрай подчёркивал «высокое качество» мероприятия , его «эксклюзивность» , а также постоянно указывал на честность жюри после случая, когда на первом же конкурсе победил ученик его соучредителя . В дальнейшем, Рубинштейновский конкурс, как и все остальные проекты Фрая, не избежал организационных проблем .
В 2006 году был назначен генеральным директором Бременского театра , начиная с сезона 2007/2008 годов, вместо . В пику прошлому «левому» директору, он всячески подчёркивал свои связи с бизнесменами, основав клуб из высокопоставленных спонсоров театра . Учитывая, что театр ещё в 2005 году чудом избежал банкротства, Фрай объявил, что вскоре избавит его от всех долгов . Стремясь «стать сексуальным» во всех своих постановках, в итоге Фрай уменьшил репертуар, распустил театр танца, сократил актёрский ансамбль, став приглашать «громкие имена», не принесшие ничего художественного театру . При этом, в 2008 году он создал новую театральную сцену на воде под названием «Зеебюне» на 2500 мест для работы в летний период, где прошли оперы « Летучий голландец » Р. Вагнера (2008), « Аида » Дж. Верди (2009) и « Турандот » Дж. Пуччини (2010). Тем не менее, постановки не окупились по причине плохой акустики и спартанской, неудобной для зрителя обстановки .
В самом начале своего пребывания в должности, в 2007 году Фрай объявил о решении поставить на бременской сцене мюзикл « » М. Кунце и С. Левея , премьера которого ранее с большим успехом прошла в Японии . На постановку было потрачено 5 миллионов 800 тысяч евро , гораздо больше, чем предполагалось изначально . Во время репетиций Й. Бёрнзен выражал свою уверенность в том, что мюзикл «будет иметь большой успех для Бремена и привлечет в наш город многих людей», а другие постановки театра будут продолжены, несмотря на высокую стоимость данного спектакля . Премьера состоялась 30 января 2009 года , а последний 120-й спектакль был сыгран 31 мая . В итоге, вместо запланированных 120 тысяч зрителей, мюзикл посмотрело только 90 тысяч , несмотря на ранее объявленную театром и руководством города стратегию по увеличению числа посетителей . По словам Фрая, это оказалось связано с тем, что зритель не хотел покупать более дорогие билеты и предпочёл заплатить в среднем по 37,5 евро вместо запланированных 50 евро . Ещё в марте 2009 года в руководстве театра сообщили о дефиците в размере около 3,3 миллиона евро по итогам сезона 2008/2009 годов, а после постановки потери увеличились до 4 миллионов .
Руководство города вынесло выговор всему наблюдательному совету театра и Фраю лично , однако сам он отмечал, что финансовые проблемы не сказались на качестве постановки и на театре как сценической площадке , указывая, что был приглашён именно ставить «резонансные проекты» и «вывести на рынок отличный продукт» . В августе 2009 года Фрай объявил об отставке «по личным обстоятельствам», начиная с июля 2010 года, раньше истечения пятилетнего контракта, который должен был окончиться в июле 2012 года . В своём заявлении Фрай признал «слабые места в реализации проекта» , а также взял на себя ответственность за дефицит, отметив, что спектакль, «к сожалению, попал в рыночные условия, изменившиеся в результате глобальной рецессии, и не смог принести ожидаемого дохода» . В итоге, контракт был расторгнут «по обоюдному согласию» . Изначально сообщалось о 1,5 миллиона убытков из-за «Марии-Антуанетты», но в ходе дальнейшей проверки к нему прибавился ещё один миллион . Как указывалось в финансовом отчёте театра, за два года руководства Фрая дефицит увеличился более чем в два раза, с 400 тысяч в 2006 году до 5 с лишним миллионов к концу 2010 года , что напрямую связывалось с постановкой Фрая .
Период его руководства театром был охарактеризован в прессе как «финансовый крах» , приведший к «катастрофическому результату» , «разрушению художественного уровня Бремена всего за два сезона» , фактическому «разорению театра» . Фрай описывался не иначе как «амбициозный и честолюбивый» менеджер , имеющий сомнительные связи и прибегающий к странным методам , как «человек красивых слов» , способный «очаровывать» других людей своими масштабными проектами, никак не состыкующимися с экономической эффективностью . Дальнейшие два года театром управлял совет директоров из пяти человек, а новый директор, , появился лишь в 2012 году . Сам же Фрай после отставки уехал в Берлин , где занял пост первого управляющего директора «LaValse GmbH» по международным культурным мероприятиям , заявив, что покинул Бремен из-за «постоянно возраставшего давления» и своей «невписываемости в систему» . При этом он оставался художественным руководителем «Зеебюне» до 2012 года, что в прессе было охарактеризовано как альтернатива выходному пособию по увольнении ; в дальнейшем, после череды банкротств сцена была продана другому театру и затем снесена , а отъезд Фрая был расценён в прессе как «бесславный» .
В сентябре 2011 года Фрай появился в Австрии , где был назначен генеральным директором и художественным руководителем муниципальной компании по культурным мероприятиям «LIVA» в Линце , начиная с марта 2012 года, вместо . Из шести членов наблюдательного совета компании против него проголосовал только один человек — заместитель бургомистра Линца , который к тому же являлся начальником городского отдела культуры . Руководство города выбрало Фрая из трёх кандидатов, умолчав в пресс-релизе о его прошлой «финансовой катастрофе» , а сам он отрицал свою причастность к долгам бременского театра , указывая, что тот проект был «мертворождённым» с самого начала , но отмечая при этом, что во «второй раз» такого уже не случится . В ведении Фрая находился один из крупнейших фестивалей Верхней Австрии — , фестиваль « » , концертные площадки , и . Пытаясь вывести свои фестивальные проекты на уровень международного признания , активно развивал сотрудничество с Китаем и Южной Кореей , в частности, в 2011 году стал приглашённым профессором Сеульского колледжа искусств , а в 2015 году — Женского университета Ихва . В этот период активно «работал с русскими», приглашал певцов и музыкантов из России к себе в Линц , в прессе описывался как «любитель Востока» . С 2013 года сотрудничал с виолончелистом С. П. Ролдугиным и возглавляемым им Санкт-Петербургским домом музыки , созданном при поддержке Путина , в связи с чем отмечалось, что «за последние годы ни в одном концертном зале в Европе не выступало столько российских артистов» . Сам Путин отмечал его «искреннюю любовь к России» , а Фрай указывал своей «главной заботой» — «наведение новых мостов между странами» , получив славу «путинского импресарио» .
Учитывая, что Брукнерхаус принадлежит городу и финансируется из городского бюджета , в аудиторском отчете Контрольного управления города Линца за 2016 год второстепенная деятельность Фрая, включая многочисленные командировки в Россию, подверглась критике ; сам он отмечал, что в период 2009—2016 годов ездил в Россию «примерно 600 раз» . Также внимание проверяющих было акцентировано на однобокости международного позиционирования, недостаточном фокусировании на молодой аудитории, плохой заполняемости , в частности, продажи билетов в Брукнерхаус снизились на 10 процентов, бюджет фестиваля «Облако звука» был превышен на 22 процента, тогда как резервы «LIVA» уменьшились до нескольких тысяч евро по сравнению 2,9 миллионами в 2008 году . Профессиональная деятельность Фрая воспринималась прессой исключительно негативно, в частности отмечалось, что ни на одной должности он не добился больших успехов . Несмотря на «давление», сам Фрай в октябре 2016 года отрицал возможность своего ухода с должности , а в Брукнерхаусе отмечали, что не собираются что-либо менять в руководящей политике . Однако, в том же самом октябре Фрай заявил, что не будет продлевать контракт, действующий до декабря 2017 года, одновременно сообщив о том, что получил новое предложение о работе «где-то в мире» . В марте 2017 года новым руководителем «LIVA» был назначен , тогда как Фрая проводили прощальным концертом в знак окончания австрийско-российского года туризма и культуры, «специальным гостем» которого стал министр культуры России В. Р. Мединский . По словам Фрая, он пытался создать «космополитичный дом, олицетворяющий интернациональность, разнообразие и высочайшее качество» , отметив, что последние несколько лет были «замечательными» . После отставки он был назначен членом наблюдательного совета Культурно-событийного холдинга Линца, куда был выдвинут Австрийской партией свободы .
Встречу с Путиным в Дрездене в 2009 году Фрай называл «судьбоносной» , отмечая, что «наш контакт после бала не прерывался» . В немецкой прессе с того времени Фрай описывается как « Putinversteher » , или «понимающий Путина» . В 2014 году, после начала войны на Украине , подписал нескольких десятков представителей немецкой общественности, преимущественно бывших, в котором заявлялось на примере этого конфликта, что «одержимость властью и стремление к господству не изжили себя», а «успехи политики разрядки и мирных революций усыпили нас и лишили осторожности», в связи с чем «ничем иным нельзя объяснить ни расширение Запада на Восток , воспринимаемое Россией как угроза и реализуемое без одновременного углубления сотрудничества с Москвой, ни противоречащую международному праву аннексию Крыма Путиным». Отмечая при этом, что «дело не в Путине», ведь «государственные деятели приходят и уходят», авторы письма заявляли, что «Европа нуждается в новой политике разрядки», а «мы не должны вытеснять Россию из Европы», так как «потребность россиян в безопасности так же законна и ярко выражена, как и потребность немцев, поляков, жителей стран Балтии и Украины» . В прессе такое воззвание было подвергнуто критике, в частности, отмечалось, что авторы письма показали абсолютное отсутствие знаний как о постсоветском пространстве, так и об Украине в частности, так как ключ к прекращению ведущейся там войны находится именно что в Москве . В 2019 году по итогам своих российских путешествий Фрай в соавторстве с журналистом выпустил книгу «Russland lieben lernen», в которой призвал прекратить «демонизацию» России, потому что «русские — гордый и уверенный народ со своим характером», а их «страна — одна из самых красивых на земле» .
Видимо, ему так понравился бал, что затем он пригласил меня на ужин. Это было уже поздно ночью. Владимир Владимирович спросил, не хотел бы я приехать в Россию и поработать там. Я ответил, что никогда не думал об этом, но почему бы и нет. Потом я действительно приехал в Россию, много работал у вас в стране, а в 2018 году, когда вышла моя книга на немецком языке, вручил её первый экземпляр Владимиру Путину. Это случилось в Большом театре, на гала-концерте по случаю завершения чемпионата мира по футболу. Честь быть организатором этого представления выпала именно мне. Фрай о знакомстве с Путиным, 2021 год .
В 2014 году стал постоянным советником генерального директора Большого театра В. Г. Урина , как отмечалось, благодаря связям с Путиным . Активно работает в качестве оперного режиссёра-постановщика , регулярно участвует в проектах в России , в основном, в окраинных и околокремлёвских театрах . В 2011 году дебютировал в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского в Москве , поставив оперу « Царь и плотник » А. Лорцинга . В дальнейшем, выпустил оперы « Летучий голландец » Р. Вагнера ( Бурятский государственный академический театр оперы и балета в Улан-Удэ , 2012 ; Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского , 2012 ; Большой театр Беларуси в Минске , 2013) , « Так поступают все женщины » В. А. Моцарта (Бурятский государственный академический театр оперы и балета, 2014) , « Тоска » Дж. Пуччини ( Государственный Приморский театр оперы и балета во Владивостоке , 2015) , « Ариадна на Наксосе » Р. Штрауса (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского, 2016) , « Волшебная флейта » Моцарта (Большой театр Беларуси, 2017) , « Лючия ди Ламмермур » ( Московский театр «Новая Опера» имени Е. В. Колобова , 2018) , « Дон Паскуале » Г. Доницетти ( Санкт-Петербургский театр «Мюзик-холл» , 2018) , « Кармен » Ж. Бизе ( Астраханский государственный театр оперы и балета , 2020) , «Дневник Анны Франк. Белая роза» на основе опер Г. Фрида и ( Камерная сцене имени Б. А. Покровского Большого театра , 2021) . Также известен организацией джаз-фестивалей , сабантуев , гала-концертов , в частности, из которых выделяется концерт звезд мировой оперы «Ночи в Большом» в Москве в честь окончания чемпионата мира по футболу ( Большой театр , 2018) , показавший, по словам Путина, что «рухнули мифы и предубеждения» о России .
Гала-концерт тоже состоял из постоянных около- и внутрифутбольных впечатлений. Его режиссером стал отчего-то немец Ханс-Йоахим Фрай (долгое время был, как написано в программке, руководителем дрезденской Оперы Земпера), и присутствующие, многие из которых претендовали на то, что они тут не в первый раз, как ни странно, начинали глухо роптать по этому поводу еще до начала гала-концерта: почему немец, и если немец, то почему такой, которого мы не знаем? Я испытывал приступы весёлости, слушая эти разговоры. Да уж руководству Большого, наверное, повиднее, чем вам, кого приглашать. Андрей Колесников о чемпионатском гала-концерте, 2018 год .
В 2017 году учредил фонд поддержки и развития проектов в области культуры «Мост искусств», в который перевёл свои международные проекты, в том числе Дрезденский бал . В том же году был назначен художественным руководителем новообразованного культурного центра «Сириус» в Сочи , созданного по инициативе Путина , и функционирующего на базе фонда «Талант и успех» , соучредителем которого является Ролдугин . Заявляя, что «на Западе сейчас культура медленно приходит в упадок», отмечал, что когда появилась такая возможность, переехал на работу в Россию, где «есть что-то особенное, связанное с большой, настоящей традицией» . Это назначение он назвал «большой честью», отметив, что как «работнику культуры такая возможность выпадает только раз в жизни» . Полагая «совершенно естественным» такой выбор и будучи «большим сторонником идеи Европы от Лиссабона до Владивостока » , отмечал, что хочет сделать так, чтобы Сочи «стал Зальцбургом у Чёрного моря » . По заявлениям российской прессы, при нём начали активно приглашать иностранных музыкантов и повысилась посещаемость концертов в «Парке науки и искусств» , помимо строительства нового культурного центра с главным залом на 1200 человек , которое было начато при поддержке Путина . Сам Фрай говорил, что у него есть «возможность построить всё от А до Я», к тому же «без больших бюджетных ограничений» . Строительство началось в 2018 году , причём под руководством Ролдугина ; изначально Фрай заявлял, что новый зал откроется в 2020 году , потом в 2021 году , затем и в 2022 году , и, наконец, в 2024 году .
В 2019 году министром иностранных дел России С. В. Лавровым и министром иностранных дел Австрии К. Кнайссль был учреждён форум «Сочинский диалог» с целью обмена мнениями «по актуальным вопросам общественной жизни и вопросам российско-австрийских отношений» , участие в создании которого принимал Фрай , присутствовавший также и на Ялтинском международном экономическом форуме , «несущем миру правду о Крыме» . В том же году по указу Путина получил российское гражданство . В 2019 году, с целью подчеркнуть «особые дружественные связи» с Дрезденом , оперный бал впервые прошёл вне Германии — в Санкт-Петербурге , причём Фрай отмечал, что с городом заключён контракт на пять лет . Планировалось, что зимний бал как и прежде будет проходить в Дрездене, а летний — в Санкт-Петербурге , однако в 2020 году он был отменён из-за пандемии коронавируса . В 2021 году бал снова прошёл в Санкт-Петербурге , причём его соорганизатором по «личным мотивам» выступил предприниматель К. Н. Шамалов , пожелавший чтобы бал стал «чем-то новым в геополитической реальности» , а Фрай с того момента стал называться художественным руководителем и режиссёром Дрезденского оперного бала в Санкт-Петербурге . В том же году вышел русский перевод его книги под названием «Научиться любить Россию» , с предисловием от Путина , который затем наградил Фрая орденом Дружбы .
После российского вторжения на территорию Украины , в 2022 году в руководстве Земпероперы осудили такие действия России и её «авторитарного властителя, пренебрегшего правом украинского народа на свободу». В итоге, Путин был лишён медали Дрезденского оперного бала, причём было отмечено, что Земперопера лишь сдавала Фраю площадку для проведения мероприятия. Также в руководстве оперы заявили о «решительном дистанцировании» от Фрая, так как сотрудничество с ним является «контрпродуктивным и наносит ущерб имиджу» институции. Сам же Фрай заявил, что у оперы «отсутствует понимание важности того, что было достигнуто с 2006 года», а «ценность оперного бала для людей не признаётся городом» . Комментируя такие решения Земпероперы, в прессе подробно остановились на том, какое сомнительное влияние Путин оказал на культурную жизнь Германии, в частности, посредством Фрая, который неоднократно отказывался комментировать свои близкие взаимоотношения с российским президентом . В том же году Фрай заявил о том, что решил остаться в России .
Бывшая жена — сопрано Кирстен Бланк, развелись в 2009 году после двенадцати лет брака . Есть взрослая дочь — Констанца . Большую часть времени живёт в Сочи , занимается изучением русского языка .