Навальный против России
- 1 year ago
- 0
- 0
« Нава́льный » ( англ. Navalny ) — биографический документальный фильм с элементами триллера о российском оппозиционном политике, создателе « Фонда борьбы с коррупцией » Алексее Навальном и событиях, связанных с его отравлением в августе 2020 года . Снят канадским режиссёром Дэниелом Роэром . Премьера картины состоялась 25 января 2022 года на фестивале независимого кино « Сандэнс », где она стала фаворитом и получила приз зрительских симпатий. 24 апреля 2022 года лента вышла на телеканале CNN и стриминговой платформе CNN+.
Картина получила премии BAFTA ( 2023 ), Гильдии продюсеров Америки и « Оскар » ( 2023 ) в номинации «Лучший документальный фильм» .
Фильм охватывает события в период с лета 2020 по январь 2021 года. Повествование включает фрагменты интервью с самим Алексеем, его женой Юлией , дочерью Дарьей , болгарским журналистом-расследователем Христо Грозевым .
Фильм начинается с воспоминаний Алексея о Томске , где отсутствовали привычные ему провокаторы и полицейские. Политику стало плохо 20 августа , когда он находился на борту самолёта, летевшего в Москву . Алексея в тяжёлом состоянии доставили в омскую больницу, куда пыталась попасть Юлия Навальная, опасавшаяся за безопасность мужа. Затем его транспортировали в немецкую клинику Шарите . Юлия призналась, что запрещала снимать Алексея на камеру, чтобы в случае смерти он не запомнился людям лежащим в койке .
В ленте показаны комментарии врачей, отрицающих нахождение отравляющих веществ в организме пациента, различные вырезки с пропагандистами , рассказывающими об отравлении алкоголем или едой .
После пробуждения Навального ему рассказали, что он был отравлен веществом класса « Новичок », на что тот ответил: «Это так тупо!». А припомнив отравление Скрипалей 2018 года , добавил, что «это всё равно что оставить подпись». Затем показывается знакомство команды Навального с Христо Грозевым, который поначалу вызывает у них недоверие, пока тот не делится результатами своего расследования . Потом Навальный звонит своим предполагаемым отравителям, сотрудникам ФСБ , представляется своим именем и спрашивает, зачем они пытались его убить. Не добившись так результатов, в очередной раз представляется иначе — помощником Николая Патрушева , после чего Константин Кудрявцев рассказывает подробности операции .
Рассматривается также участие Алексея Навального в « Русском марше » 2011 года. Оппозиционер объяснил свою причастность к движению националистов умением находить общий язык с разными группами граждан РФ , что важно на политической арене .
После лечения Навальный вернулся в Россию, но прямо в аэропорту был задержан . Показывается, как в зале суда Алексей рисует жене сердечки на стекле. Затем демонстрируются кадры митингов в поддержку политика .
Режиссёром выступил канадский документалист Дэниел Роэр , изначально планировавший снять картину про одно из расследований Христо Грозева. Съёмки начались вскоре после выхода Навального из комы и шли вплоть до ареста в январе 2021 года: по словам главного героя картины, съёмочная группа была рядом с ним даже на погранконтроле в аэропорту . Навальный хотел, чтобы получилась русская версия документального сериала « Король тигров: Убийство, хаос и безумие » (2020) . Режиссёр обозначил жанр фильма как политический триллер .
Рабочее название было «Untitled LP9», основанное на кодовом имени сотрудника ФСБ Кудрявцева — «Любовный напиток № 9» ( Love Potion №9 ), которое отсылает к одноимённой романтической комедии .
Производством занимались компании HBO Max и CNN Films в партнёрстве с Fishbowl Films , студиями Raefilm и Cottage M . Продюсерами проекта стали Диана Беккер и Мелани Миллер из Raefilm , Шейн Борис из Cottage M , Эми Энтелис и Кортни Секстон из CNN Films , Мария Певчих .
Оператор — Ники Вальтл . Композиторами выступили и Мэтт Робертсон . Монтажом занимались Майя Хоук и Лэнгдон Пейдж .
Проект был впервые анонсирован 13 января 2022 года. Премьера состоялась 25 января 2022 года на кинофестивале «Сандэнс» , 11 и 12 апреля картину показали в североамериканских кинотеатрах . Массовый телевизионный релиз состоялся 24 апреля 2022 года на телеканале CNN в США, а также на стриминговой платформе CNN+ . 25 апреля фильм вышел на британском телеканале BBC Two . С 26 мая фильм будет доступен на стриминговой платформе HBO Max .
Основатель российской кинокомпании « Амедиа » и продюсер Александр Акопов , чей стриминговый сервис « Амедиатека » занимается дистрибуцией части контента HBO, заявил, что его компания «пока не планировала» вести отдельные переговоры о покупке каких-либо прав на показ или трансляцию этого фильма на территории России .
Режиссёр фильма, канадец Дэниел Роэр , охарактеризовал картину как «историю одного человека и его борьбы с авторитарным режимом » .
Рейтинги | |
---|---|
Издание | Оценка |
Time Out | |
The Guardian | |
/Film |
На сайте- агрегаторе Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 99 % и среднюю оценку 8.6/10 на основе 81 отзывов, а консенсус гласит: «Это документальный фильм, который такой же захватывающий, как любой триллер, но реальная борьба с авторитаризмом, которую он подробно показывает, смертельно серьёзна» . На сайте-агрегаторе Metacritic фильм имеет рейтинг 82/100, основанный на 22 положительных профессиональных англоязычных рецензиях .
Фил де Семлен в журнале Time Out поставил фильму 4 звезды из 5, написав: «Прежде всего, это история о мужестве перед лицом безжалостных репрессий и одна из тех слишком редких геополитических историй, в которых плохие парни действительно получают по заслугам» .
На посвящённом независимому кинематографу сайте IndieWire «Навального» сравнили с киносерией про Джейсона Борна . В британской газете The Guardian сюжет был назван голливудским . Критик The Guardian Фил Харрисон поставил фильму 5/5 звёзд, назвав его «одним из самых впечатляющих событий, которые вы когда-либо увидите», и «этот ужасающий документальный фильм входит в рамки надуманного шпионского триллера, но всё же это правда» . Американский еженедельник Variety посчитал ленту обязательной к просмотру . Журнал The Hollywood Reporter охарактеризовал кинофильм как «тревожный» и «печальный» . Кинокритик The New York Times Бен Кенигсберг добавил фильм в «Список критиков» и также похвалил его, сказав: «Роэр собрал напряженный и захватывающий взгляд на Навального и его окружение» .
Бен Пирсон с сайта /Film поставил ленте оценку 8 из 10 . Фионнуала Халлиган с сайта написала: «Это захватывающее, сильное произведение отличается безотлагательностью — как и его герой, который живёт моментом, находясь в постоянной тени собственной смерти» . Норман Гидни с сайта поставил оценку 8 из 10 . Джон Финк с сайта The Film Stage сравнил «Навального» с документальным фильмом « Citizenfour. Правда Сноудена » (2014) .
Болгарские СМИ подчёркивали, что в фильме «Навальный» принимал участие болгарский журналист Христо Грозев . Сам Грозев в интервью bTV заявил, что проект «Навальный» можно считать болгарским, так как изначально это была его идея, а большая часть финансирования тоже вначале принадлежала ему .
На сайте-агрегаторе « Критиканство » средняя оценка русскоязычных изданий, основанная на 3 рецензиях, составляет 70/100 .
Издание « Русская служба Би-би-си » предупредило, что отечественные зрители, «искушённые российской действительностью», ожидающие новых подробностей, могут разочароваться. Была отмечена недостаточная откровенность, сдержанность главных лиц фильма: «Роэр не снял своего рода „ Срок “ для западного зрителя. То ли его герои не успели привыкнуть к камере, то ли именно предыдущий опыт заставил их быть осторожнее». Однако фильм «идеально композиционно выстроен», по мнению рецензента, и напоминает документальный мини-сериал « Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу » (2019), только ускоренный .
Карина Орлова, журналистка радиостанции « Эхо Москвы », написала: «Самое важное, что увидят десятки миллионов людей по всему миру — это настоящую Россию Путина , которая весь фильм видна на заднем плане, и его настоящий режим. Не хохочущую „ Искандерами “ „ великую державу “, не оплот цивилизации, не технологическое государство, а нищую страну, без дорог, с обшарпанными больницами, убогими новостройками в крупнейших городах типа Новосибирска , и заправляющую этим всем банду отмороженных гопников с одной извилиной на троих. Которые служат в ФСБ, но сдают в телефонном разговоре гостайну о попытке убийства химическим оружием человеку, за которым следили несколько лет и который даже не пытается говорить языком чиновника/гэбиста. Которые считают верхом изобретательности и превосходства называть Навального как угодно — „пациент Берлинской клиники“, „этот гражданин“, но только не по имени» .
Константин Баканов из газеты « Собеседник » назвал ленту «видео википедией » для западных зрителей и « запретным плодом » для российских .
Алиса Таёжная из интернет-издания The Village описала «Навального» как «типичный героический документальный портрет» .
Вадим Богданов из информационного агентства InterMedia поставил фильму оценку 8 из 10, описав его так: «Не компромиссный в своих идеях, но и не радикальный до крайности. Не либеральный, но и не анархичный» .
Александр Панов из издания « Новая газета » похвалил съёмку и монтаж .
Катя Загвоздкина из издания « Афиша » предположила, что фильм отчасти «срежиссирован» самим Навальным, рассказывающим и показывающим зрителям только то, что считает нужным, но не теряющим при этом обаяния .
Сайт « Кинопоиск » включил «Навального» в список 12 лучших фильмов «Сандэнса-2022». Редакторы обвинили Роэра в отсутствии любопытства: «Оказавшись один на один с интереснейшим человеком, режиссёр не пытается узнать о Навальном ничего нового. Он просто сочувственно задаёт вопросы» . Фильм не имеет пользовательской оценки и рецензий на «Кинопоиске», сайт отказывается публиковать их .
Росфинмониторинг за день до премьеры фильма включил Алексея Навального и некоторых его соратников в перечень « террористов и экстремистов ». Политолог Станислав Белковский посчитал объявление в розыск Олега Навального , брата Алексея, также реакцией власти на появление фильма .
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что присуждение «Оскара» документальному фильму о Навальном продемонстрировало определённый элемент политизации со стороны Голливуда .
Год | Категория | Организация | Результат | Ист. |
---|---|---|---|---|
2022 | « Сандэнс » | Победа | ||
Приз «Фаворит фестиваля» | Победа | |||
2023 | Лучший документальный фильм | BAFTA | Победа | |
Лучший документальный фильм | Оскар | Победа | ||
Гильдия продюсеров Америки | Победа |
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
|last=
имеет универсальное имя (
справка
)