Interested Article - Фильмография Жана-Пьера Мельвиля

Мемориальная доска на улице, где находилась студия Мельвиля. Париж, улица Женнер

В данном списке представлены фильмы известного французского кинорежиссёра Жана-Пьера Мельвиля , снятые им с 1946 года по 1972 год. Во многих из них он выступал не только режиссёром, но и в других качествах (продюсера, автора сценария, диалогов, а также художника-постановщика, рассказчика, монтажёра, оператора-постановщика). Кроме того, в список включены его актёрские работы, которые он сыграл в фильмах других режиссёров.

Обзор творчества

Мельвиль занимает особое место во французском киноискусстве второй половины XX века, не относясь ни к одной из школ, хотя знаком был со многими представителями кинематографического сообщества. Вместе с тем ему удалось создать собственную «киновселенную», насыщенную сугубо индивидуальными персонажами, мотивами и символами . Жан-Пьер Грюмбах родился в Париже в 1917 году в обеспеченной семье, рано увлёкся театром, мюзик-холлом, цирком, а несколько позже кинематографом. В 1924 году, в возрасте шести лет, снял несколько фильмов на рассчитанную на детей камеру «Pathé Baby», но это занятие его разочаровало из-за несовершенства технических возможностей. С помощью каталога и проектора «Pathé Baby» просмотрел множество анонсов фильмов, со временем став увлечённым синефилом и знатоком кино. Многие периоды своей жизни он позже восстанавливал в памяти, возвращаясь к фильмам, которые видел в то время. Первой картиной, которая произвела на него особо сильное впечатление, стала работа режиссёра В. С. Ван Дайка « » ( White Shadows ofthe South Seasf ; 1928). В возрасте 12 лет Жану-Пьеру подарили 16-мм кинокамеру, ставшую предметом его нового интереса. Страстное увлечение кино произошло после появления в нём звука . Ещё в детские годы решил стать режиссёром, причём в 1930-е годы неизменно придерживался этого решения. Особое впечатление произвёл на него фильм Фрэнка Ллойда « Кавалькада » (1933), утвердивший его в намерении связать свою судьбу с кинематографом .

Некоторое время, в 1930-е годы, Мельвиль в пору своей юности был близок к парижским криминальным кругам, хорошо знал эту среду, что нашло отражение в его последующем творчестве . В 1937 году был призван в ряды французской армии. Участвовал во Второй мировой войне , вместе со своим подразделением был окружён в Бельгии , но избежал плена, эвакуировавшись через Испанию в Великобританию . В Лондоне пересмотрел множество фильмов. Так, как характерный факт часто отмечается, что в 1943 году использовал недельное увольнение с целью просмотра почти трёх десятков фильмов. Вернувшись во Францию вступил в ряды движения Сопротивления. Принимал участие в нескольких сражениях, в том числе в Южно-французской операции . Полученный военный опыт и впечатления тех лет нашли отражение в ряде его позднейших фильмов. Во время войны принял псевдоним «Мельвиль» как дань любимому писателю Герману Мелвиллу (наряду с Джеком Лондоном ) и затем сохранил его в качестве артистического, не захотев с ним расставаться, в том числе потому что он был закреплён во множестве армейских документов . Демобилизовавшись и вернувшись с фронта в Париж в 1946 году, подал заявку в профсоюз кино на получение лицензии ассистента режиссёра; получив отказ по формальным причинам, решил ставить фильмы своими средствами, для чего основал собственную компанию. В 1946 году снял свой первый фильм — « Двадцать четыре часа из жизни клоуна », ставший не только единственным документальным, но и единственным короткометражным в его творческом наследии . Вынужденный на начальном периоде своего творческого пути экономить, применял различные эксперименты с оптикой и плёнкой, в области монтажа, работал в документальной стилистике, снимал на натуре, ещё до того как это стало распространённым явлением во французском кино . В 1947 году впервые обратился к экранизации, сняв одноимённый фильм по культовому Веркора роману времён немецкой оккупации « Молчание моря », вышедший на экраны в 1949 году и имевший успех у публики. С этого времени использование в своих картинах литературных произведений стало одной из характерных черт режиссёра . Впечатлённый этой работой писатель и режиссёр Жан Кокто пригласил Мельвиля сняться в эпизодической роли в своём фильме « Орфей », а также предложил ему экранизировать роман «Трудные дети» .

В 1955 году Мельвиль поставил свой первый фильм по написанному лично сценарию « Боб прожигатель жизни », задумывавшийся им как криминальный фильм о представителях предвоенных парижских криминальных кругов, но получившийся, по его словам, «весёлым». Сам автор неоднократно характеризовал его как « комедию нравов » .

Наиболее известен как автор жанровых полицейских и криминальных фильмов, отмеченных влиянием американской кинопродукции. Несмотря на уважение со стороны многих крупных кинематографистов, подвергался критике за стремление угодить публике, частые криминальные сюжеты, нередкое участие актёров-звёзд ( Лино Вентура , Симона Синьоре , Ален Делон , Бурвиль , Ив Монтан , Катрин Денёв ) и кассовый успех. За любовь к голливудскому жанровому кино ( нуар , криминальные драмы) получил прозвище «американец в Париже», за техническую изощрённость его признавали виртуозным мастером, причисляли к предшественникам « французской новой волны », называли «постановщиком кассовых боевиков и философских киноэссе», «ремесленником», «статуей Командора французского кино» . Сам себя Мельвиль характеризовал как «крайнего индивидуалиста» и «анархиста правого крыла», хотя обладал широтой взглядов. Чтобы сохранить независимость от диктата продюсеров, предпочитал работать на собственной studios Jenner на парижской улице Женнер, 25 bis в XIII округе . На ней было поставлено семь его фильмов: «Трудные дети», « Боб — прожигатель жизни », « Леон Морен, священник », « Стукач », « Старший Фершо », « Второе дыхание », « Самурай ». В 1967 году студия сгорела, а после смерти владельца в 1973 году прекратила свою деятельность.

В 1960-е годы Мельвиль критикует коллег за эксперимент ради эксперимента, непрофессионализм, в частности представителей новой волны, которые, несмотря на нередкие контакты, в целом отрицательно отзывались о его творчестве. По словам российского киноведа Георгия Дарахвелидзе , в этот период: «Его собственные поиски проходят в области классических жанровых форм, он цитирует голливудское кино и предпочитает условность павильонов натурной съёмке, его фильмы привлекают ведущих французских актёров и собирают полные залы в крупнейших кинотеатрах» . Ещё при жизни о нём писали такие видные критики и кинематографисты как Андре Базен , Франсуа Трюффо , Жак Риветт , Жиль Жакоб , Бертран Тавернье и другие . Дарахвелидзе образно сравнивал отношение к творчеству Мельвиля с «маятником», который «долгое время качался между отметками auteur и amateur , и амплитуда каждого из колебаний напрямую определялась извилистыми отношениями дружбы-ненависти между режиссёром и влиятельными критиками из „ Cahiers du cinema “: от признания Мельвиля отцом „новой волны“ до категорической антипатии — и обратно» .

Свидетельством признания значения режиссёра стал выход в 1964 году первой посвящённой ему монографии — ей стала работа Жана Вагнера «Жан-Пьер Мельвиль». В 1973 году была опубликована книга-диалог Рюи Ногейры «Кинематограф по Мельвилю», основанная на тех же принципах, что и работа Трюффо об Альфреде Хичкоке . В 1983 году была проведена частичная ретроспектива фильмов режиссёра в Лондоне. В том же году была издана книга Жака Циммера и Шанталь де Бешад «Жан-Пьер Мельвиль» . В 1994-м году во Флоренции состоялся ещё один показ его работ . В ноябре 1996 года «нововолновский» журнал «Cahiers du cinema», на страницах которого ранее неоднократно критиковался Мельвиль, посвятил целый номер его творчеству . О любви к его творчеству заявляли такие крупные режиссёры как Джон Ву , Квентин Тарантино , а отсылки к его творчеству содержатся в ряде фильмов кинематографистов из разных стран. Кроме того, было снято несколько ремейков, а также адаптированы сюжеты, на основе которых французский мастер снял свои картины . Значительной вехой в изучении его творчества стал выход в 2003 году монографии киноведа Жинетт Венсандо «Американец в Париже», опубликованной издательством Британского института кино : она стала первой крупной англоязычной историко-теоретической работой в этой области . В 2006 году появилась первая русскоязычная книга-исследование «Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге», её автором стал Дарахвелидзе .

За исключением « », одного из самых малоизвестных своих фильмов , во всех остальных Мельвиль принимал участие в качестве сценариста, автора диалогов, а во многих был продюсером. Он также участвовал в нескольких фильмах знакомых режиссёров, где сыграл в эпизодических ролях. Наибольшей известностью пользуется роль в культовом фильм Жана-Люка Годара « На последнем дыхании » (1960), где он исполнил роль румынского писателя Парвулеску, у которого берёт интервью главная героиня . Мельвиль умер 2 августа 1973 года в Париже от сердечного приступа, когда обсуждал со своим другом, режиссёром Филиппом Лабро свой новый сценарий к запланированному фильму «Контрольный допрос» ( Contre-enquête ) .

Фильмография

Режиссёр

Год Фильм Произ-
водство
Язык Примечание Длитель-
ность
1946 Двадцать четыре часа из жизни клоуна ( Vingt-quatre heures de la vie d’un clown ) Флаг Франции Французский Также автор сценария, рассказчик 22 мин .
1949 Молчание моря ( Le silence de la mer ) Флаг Франции Французский Также продюсер, автор сценария, монтажёр 87 мин .
1950 Трудные дети , Ужасные дети ( Les enfants terribles ) Флаг Франции Французский Также продюсер, автор сценария, художник-постановщик 107 мин .
1953 ( Quand tu liras cette lettre ) Флаг Франции Французский Также продюсер 104 мин .
1955 Боб — прожигатель жизни , Боб-прожигатель ( Bob le flambeur ) Флаг Франции Французский Также продюсер, автор сценария 100 мин .
1959 Двое на Манхэттене , Двое в Манхэттэне ( Deux hommes dans Manhattan ) Флаг Франции Французский, английский Также продюсер, автор сценария , оператор-постановщик нью-йоркских сцен (совместно с Николя Айером) 84 мин .
1961 Леон Морен, священник ( Léon Morin, prêtre ) Флаг Франции Французский Также автор сценария 128 мин .
1962 Стукач , Доносчик ( Le doulos ) Флаг Франции Французский Также автор сценария 108 мин .
1963 Старший Фершо , Фершо-старший ( L’aîné des Ferchaux ) Флаг Франции Французский Также автор сценария и диалогов 102 мин .
1966 Второе дыхание ( Le deuxième souffle ) Флаг Франции Французский Также автор сценария и диалогов 150 мин .
1967 Самурай ( Le samouraï ) Флаг Франции Французский Также автор сценария 95 мин .
1969 Армия теней ( L’armée des ombres ) Флаг Франции Французский Также автор сценария 140 мин .
1970 Красный круг ( Le cercle rouge ) Флаг Франции Французский Также автор сценария 140 мин .
1972 Полицейский , Шпик ( Un flic ) Флаг Франции Французский Также автор сценария 105 мин .

Актёр

Год Фильм Режиссёр Страна Роль Мельвиля
1948 Драмы Булонского леса ( Les drames du bois de Boulogne ) Жак Лоэв Флаг Франции
1950 Орфей ( Orphée ) Жан Кокто Флаг Франции Директор гостиницы
1957 ( Un amour de poche ) Пьер Каст Флаг Франции Комиссар полиции
1959 Двое на Манхэттене ( Deux hommes dans Manhattan ) Жан-Пьер Мельвиль Флаг Франции Комиссар полиции
1960 На последнем дыхании ( À bout de souffle ) Жан-Люк Годар Флаг Франции Писатель Парвулеску
1963 Ландрю ( Landru ) Клод Шаброль Флаг Франции Жорж Мандель

Примечания

Комментарии

  1. Первоначальное (рабочее) название — «Ночь над городом» .
  2. Российский киновед Михаил Трофименков указывал, что адекватным русскоязычным названием фильма можно признать «Мент» . В то же время Георгий Дарахвелидзе не совсем согласен с такой позицией, так как слово «мент» имеет ряд сугубо российских специфических значений. В качестве «идеального» варианта он предложил передавать название по аналогии с американским «копом», буквально — «Флик», жаргонным прозвищем полицейских во Франции .
  3. В титрах фильма роль Мельвиля представлена определением «при дружеском участии» .

Источники

  1. , с. 11—13.
  2. , с. 23—24.
  3. , с. 35.
  4. , с. 127.
  5. , с. 29—30.
  6. , с. 31.
  7. Трофименков, Михаил. . Журнал «Сеанс» . Дата обращения: 26 апреля 2022. 13 сентября 2021 года.
  8. Максим Карповец. (2 марта 2012). Дата обращения: 1 мая 2022. Архивировано 28 октября 2021 года.
  9. , с. 47.
  10. , с. 78.
  11. , с. 6.
  12. , с. 3.
  13. Сенников, Егор. . Искусство кино . Дата обращения: 30 апреля 2022. 14 марта 2022 года.
  14. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 30 апреля 2022. 30 апреля 2022 года.
  15. , с. 14.
  16. , с. 11.
  17. , с. 12—13.
  18. , с. 15.
  19. , с. 18—19.
  20. , с. 19.
  21. , с. 16—19.
  22. Трофименков, Михаил. . www.kommersant.ru (11 апреля 2008). Дата обращения: 30 апреля 2022. 30 апреля 2022 года.
  23. .
  24. , с. 13.
  25. . www.kommersant.ru (18 июня 2010). Дата обращения: 11 июля 2022. 13 июня 2018 года.
  26. , с. 57.
  27. , с. 21.
  28. , с. 144.
  29. , с. 228.
  30. , с. 145.
  31. , с. 233.
  32. , с. 146.
  33. (22 апреля 1949). Дата обращения: 26 апреля 2022. 18 апреля 2022 года.
  34. , с. 236.
  35. , с. 147.
  36. , с. 238.
  37. , с. 148.
  38. , с. 239.
  39. , с. 149.
  40. , с. 240.
  41. , с. 241.
  42. , с. 150.
  43. , с. 242.
  44. , с. 151.
  45. , с. 244.
  46. , с. 152.
  47. , с. 245.
  48. , с. 246.
  49. , с. 153.
  50. , с. 247.
  51. , с. 248.
  52. , с. 154.
  53. , с. 249.
  54. , с. 155.
  55. , с. 251.
  56. , с. 156.
  57. , с. 253.
  58. , с. 59.
  59. . www.kommersant.ru (10 ноября 2000). Дата обращения: 26 апреля 2022. 26 апреля 2022 года.
  60. , с. 139.
  61. , с. 157.
  62. , с. 254.
  63. , с. 254—255.
  64. , с. 68.

Литература

  • Дарахвелидзе Г. Ю. Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге. — Винница: Глобус-Пресс, 2006. — 160 с. — ISBN 966-8300-90-9 .
  • Ногейра, Рюи. Разговоры с Мельвиллем = Le Cinéma Selon Jean Pïerre Melville / Пер. с фр. С. Козина. — М. : Роузбад Интерэктив, 2014. — 256 с. — ISBN 978-5-905712-06-7 .
  • Vincendeau, Ginette. . — British Film Institute, 2003. — 285 p. — ISBN 978-0851709499 .

Ссылки

Источник —

Same as Фильмография Жана-Пьера Мельвиля