Мраморный фонтан-ваза
- 1 year ago
- 0
- 0
Мра́морный (Палла́диев, Сиби́рский) мост , также Сиби́рская мра́морная галере́я — пешеходный мост в Екатерининском парке Царского Села . Построен в 1772—1774 годах по проекту В. И. Неелова , который повторял, с некоторыми отличиями, палладианский проект, к тому моменту уже несколько раз воспроизведённый в английских усадебных парках и восходящий к мосту в поместье Уилтон-хаус , который, в свою очередь, был создан под влиянием идей итальянского архитектора XVI века А. Палладио . Мраморный мост в Пушкине является одним из четырёх аналогичных сооружений в мире, три других расположены в Великобритании .
Гранитный мост увенчан крытой мраморной галереей , с ионической колоннадой и двумя павильонами . При строительстве использовались разные породы уральских (« сибирских ») мраморов . Стилистически Мраморный мост может быть отнесён к раннему классицизму или, конкретнее, екатерининскому классицизму либо палладианству . Он является объектом культурного наследия России федерального значения в категории памятников градостроительства и архитектуры .
В 1770 году архитектор Конторы строения Царского Села В. И. Неелов , вместе с сыном П. В. Нееловым (будущим архитектором), был командирован Екатериной II в Великобританию для изучения новых веяний в архитектуре и садово-парковом искусстве , в числе прочего — неоготики и пейзажного стиля . Пробыв за границей полгода, Неелов вернулся в Россию (его сын оставался в Англии до 1775 года) . По мнению автора обзора царскосельских памятников начала XX века С. Н. Вильчковского , одним из результатов этой поездки стал подготовленный Нееловым проект Мраморного моста, возведённого впоследствии над протокой у Большого пруда Екатерининского парка . Советский искусствовед , однако, утверждал, что он уже был разработан не позднее 1769 года, то есть ещё до путешествия в Англию .
В. И. Неелов фактически воспроизвёл в Царском Селе известный в Британии палладианский проект моста . В качестве непосредственного образца для русского архитектора послужил Палладиев мост из поместья графов Пембрук Уилтон-хаус в Уилтшире , созданный в 1736—1737 годах Роджером Моррисом при участии Генри Герберта, 9-го графа Пембрука . Аналогичные уилтонскому мосты появились в усадьбе в Бакингемшире (1738 год , автор — Дж. Гиббс ) и в усадьбе в Бате (1755 год, автор — Р. Джонс , ранее атрибутировался как работа Дж. Вуда-старшего ) . Таким образом, царскосельский мост стал одним из четырёх похожих сооружений в мире (А. Н. Петров утверждал, вероятно, ошибочно, что такие же мосты имелись ещё в поместье Чатсуорт-хаус и в Королевских ботанических садах Кью ) .
Источником вдохновения архитектурной идеи английского проекта, положенного в основу при строительстве Мраморного моста, явился неосуществлённый замысел моста Риальто в Венеции авторства Андреа Палладио , итальянского зодчего эпохи Возрождения . Одно из названий моста в Пушкине , Палладиев , как и в случае с аналогичными сооружениями в Англии, отсылает именно к наследию итальянского архитектора в рамках данного проекта. Английский проект не повторяет мост Палладио «дословно». А. Н. Петров, кроме того, указывает на некоторые различия в деталях при сравнении царскосельского моста с чертежами итальянского зодчего. Например, парные колонны , помещавшиеся по углам у павильонов моста, были заменены одинарными, пролёты между колоннами сделаны одинаковыми (у Палладио средний шире боковых), упрощены силуэт карниза и рисунок капителей колонн .
Работы по созданию моста производились в 1772—1774 годах (по другим данным, охватывали промежуток с 1770 по 1776 год ; С. Н. Вильчковский относит строительство моста приблизительно к 1778 году) . На изготовление и установку гранитного фундамента на пяти арках был выделен 7861 рубль 67¾ копейки из средств Императорского кабинета . Сооружение фундамента началось в 1772 году и завершилось в 1773-м .
Для изготовления мраморных деталей галереи , которая должна была венчать мост, была сделана деревянная модель , по которой в начале 1770-х годов на Екатеринбургской гранильной фабрике из горнощитского и становского мраморов были вытесаны колонны, капители, , балясины и другие составные части сооружения . Руководил работами камнерезов «каменотёсного дела мастер» итальянец В. Тортори из Флоренции , прибывший на Урал вместе с братом Ж.-Б. Тортори в 1765 году в составе экспедиции генерал-майора Я. И. Данненберга . Само название Мраморного моста указывает на материал, использованный при его строительстве. Поскольку уральские мраморы именовались « сибирскими » , с XVIII века постройка также стала известна как Сибирская мраморная галерея или Сибирский мост .
Галерея была собрана на фундаменте из готовых деталей, присланных в Царское Село, в 1774 году под руководством приехавшего из Екатеринбурга В. Тортори его помощниками И. Ивановым , И. Григорьевым , П. Петровским и Ф. Шахуриным (по некоторым данным, сборка могла занять два года ; И. Ф. Яковкин относит её к 1775—1776 годам) . Длина сооружения составила 7,5 саженей , ширина — 2 сажени . Мост был поставлен над узкой протокой в Екатерининском парке, которая соединяла Большой пруд и искусственно созданную водную систему, состоящую из нескольких небольших прудов, вырытых в 1769—1770 годах, и 7 островов. Острова и пруды получили название Лебяжьих, поскольку на островках, в маленьких домиках, раскрашенных по рисункам итальянского архитектора А. Ринальди , жили лебеди .
Уже в первые годы существования Мраморного моста современниками было отмечено его сходство с аналогичной постройкой в Уилтон-хаусе . В частности, об этом писал английский путешественник У. Кокс , побывавший в Царском Селе в 1778 году . Кокс посетил Россию в августе 1778 — феврале 1779 года вместе со своим подопечным, молодым лордом Гербертом , будущим 11-м графом Пембруком, к которому он был приставлен в качестве воспитателя, в рамках гран-тура .
Небольшие ремонтные работы проводились на мосту начиная с XVIII века. В 1832 году был выполнен капитальный ремонт. В начале XX века выполнялись работы по восстановлению перил балюстрады . Во время Великой Отечественной войны мост значительно пострадал . В послевоенные годы реставрация производилась в 1953, 1983, 1990 годах. Объект регулярно страдал от вандализма . К моменту последней реставрации были обрушены в пруд и частично утрачены декоративные шары, входящие в состав ограждения, звенья балюстрады и накрывочные плиты перил .
Согласно постановлению Правительства РФ от 2001 года, Палладиев мост в Пушкине является объектом исторического и культурного наследия федерального значения . В 2015—2016 годах он был вновь отреставрирован, на этот раз силами реставрационной мастерской «Наследие». Были произведены расчистка поверхностей, ремонт кровли , установлены на места упавшие элементы и воссозданы утраченные, реставрирована облицовка потолка, восстановлены недостающие конструктивные детали, проведены работы по благоустройству . В 2019—2021 годах был проведён ремонт территории вокруг моста .
Мраморный мост относится к памятникам классицизма . Специфическое направление, в рамках которого он был создан, в разных источниках может описываться как ранний классицизм , екатерининский классицизм или палладианство . Общая длина сооружения, с лестницами, составляет 30,7 м, ширина — 4,4 м .
Мост имеет пять арочных пролётов. По бокам от большой и пологой центральной арки (её пролёт — около 7 м) расположены две пары малых полуциркульных арок с пролётом около 1,65 м каждая . Опоры моста и его фасады облицованы рустованным гранитом с выделением арочных пролётов . При облицовке был использован выборгит с отдельными вставками светлого гранита, которые происходят, вероятно, из месторождения у посёлка Возрождение . Сами устои выполнены в кирпичной кладке на свайном основании .
Верхняя часть моста представляет собой крытую колоннаду со скатной крышей и двумя павильонами по сторонам. Квадратные в плане, павильоны поставлены над двумя малыми пролётами моста. На пилонах покоятся их арки с профилированными импостами , имеющие замковый камень . Завершают боковые павильоны с разных сторон треугольные фронтоны с профилированными карнизами .
Пространство между павильонами занято колоннадой: на с профилировками поставлены лёгкие и стройные ионические колонны . Они поддерживают антаблемент с гладким фризом и карнизом (карниз профилирован). В обе стороны от моста уходят лестницы. На лестницах, а также в промежутках между пьедесталами колонн, установлено перильное ограждение — балюстрада из фигурных балясин . Пол галереи выложен плитами шахматного рисунка с бордюром, потолок — с падугами , имеет профилированный пояс .
Особое значение для восприятия памятника имеют колористические характеристики использованных материалов. Вся верхняя часть моста — колонны и тумбы, пилоны павильонов, балюстрада, плиты пола, ступени лестниц — сделана из мрамора , голубовато-серого горнощитского (месторождение у села Мраморского ) и белого становского , тогда как устои моста облицованы серовато-розовым гранитом . Потолок и падуги выполнены из искусственного мрамора (так называемый осёлковый мрамор ) . «Цельные портики , стройные ионические колонны, прекрасные балюстрады: он как будто бы высечен из мраморной горы в Афинах », — писал литератор второй четверти XIX века Я. И. Сабуров . В целом для сооружения характерны строгость пропорций и ясность форм , простота и отсутствие лишних деталей, что отличает его от других палладианских мостов .
Находясь в пейзажной части Екатерининского парка , Мраморный мост играет свою роль — замыкает перспективу Большого пруда у его юго-западной границы, контуры колоннады хорошо видны с дальнего расстояния . Он отлично просматривается и со стороны Лебяжьих островов. Лёгкость, воздушность, прозрачность галереи обеспечивают эффект, что мост не только обрамлён, но и пронизан пейзажем, каждый пролёт сквозной колоннады выглядит как отдельное живописное полотно . В свою очередь, с галереи открывается вид на Большой пруд . Мост отражается в зеркале пруда, и голубоватые оттенки его мрамора дополняют палитру красок, созданную расположенными на берегах строениями . Мраморный мост называется одним из лучших украшений Екатерининского парка .