Interested Article - Крымские татары в Узбекистане

Кры́мские тата́ры ( узб. Qrim tatarlari ) — одно из национальных меньшинств в Узбекистане . Более 150 тысяч крымских татар были высланы в Узбекскую ССР в результате депортации в 1944 году во время Второй мировой войны . В конце 1980-х — начале 1990-х на фоне перестройки и распада СССР крымские татары начали возвращаться на историческую родину, в связи с чем их количество в Узбекистане уменьшилось на 95 %. По состоянию на 2000 год в республике проживало 10 тысяч крымских татар (0,04 % от всего населения Узбекистана ).

История

Территорию среднеазиатских владений Российской империи посещал крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский . В 1893 и 1907 годах он встречался с эмиром Бухарским Сеид Абдулахад-ханом и представителями местной интеллигенцим. Гаспринский являлся основоположником джадидизма , на основе которого были открыты школы «нового метода», в том числе в Ташкенте и Бухаре .

Проживание в депортации

Численность «спецпоселенцев» крымских татар по субъектам СССР на 1953 год

Крымские татары появились на территории Узбекской ССР в связи с принудительной депортацией из-за обвинений советских властей представителей крымских татар в коллаборационизме во время Второй мировой войны . К 1 июня 1944 года в Узбекистан было выслано 35 275 семей (151 604 человек) крымских татар . Согласно записке Юлдаша Бабаджанова Лаврентию Берии от 8 июня 1944 года численность крымских татар в Узбекистане составила 151 529 человек. Депортированных предписывалось расселить в совхозах, колхозах и на промышленных предприятиях «в пустых жилищных помещениях» за счёт уплотнения местных жителей. Крымские татары были определены в Ташкентскую (56 362 человек), Самаркандскую (31 540 человек), Андижанскую (19 630 человек), Ферганскую (16 036 человек), Наманганскую (13 804 человек), Кашкадарьинскую (10 039 человек) и Бухарскую (3 983 человек) области Узбекской ССР .

Численность крымских татар в Узбекистане значительно увеличилась за счёт демобилизованных из рядов Красной армии в 1945—1946 годах, которым было запрещено возвращаться в Крым .

По состоянию на 1 января 1953 год численность крымских татар в Узбекистане составила 128 348 человек. В переписях 1959 и 1970 года крымские татары отдельно не учитывались и записывались как «татары» . До 1956 года, в течение 12 лет после депортации, крымские татары имели статус « спецпереселенцев », подразумевавший различные ограничения в правах . В 1956 году 154 представителя из числа крымских татар были выбраны депутатами местных советов в Узбекской ССР .

В конце 1970-х годов советскими властями был разработан проект крымскотатарской автономии в Узбекистане , предусматривающий переселение крымских татар из различных областей Узбекской ССР в Мубарекский и Кашкадарьинской области и создание там национальной автономии. Тем не менее реализация проекта не увенчалась успехом из-за сопротивления крымскотатарского народа .

Распоряжением Совета народных комиссаров СССР № 13287рс от 20 июня 1944 года для детей крымских татар было установлено обучение в школах исключительно на русском языке . Дискриминационная политика в отношении крымских татар отрицательно сказалась на крымскотатарском языке , который в условиях «спецпереселеления» мог использовался лишь в бытовом общении. Возможность обучаться на родном языке учащиеся 3—10 классов из числа крымских татар получили в 1965 году . В 1969 году было открыто крымскотатарское отделение при филологическом факультете Ташкентского педагогического института имени Низами , которое существовало до 1990 года . В учебном году 1986—1987 обучение на крымскотатарском получали 5 тысяч школьников Узбекистана. Их обучением занималось 45 педагогов, из которых лишь половина получила образование на отделении крымскотатарской филологии ТПИ .

В Узбекистане с 1957 по 1990 год издавалась крымскотатарская газета « Ленин байрагъы » (Ленинское знамя). С 1984 года издавался литературно-художественный журнал « Йылдыз ». Существовали областные газеты «Достлукъ байрагъы» (Знамя дружбы), «Бахористон акъикваты» (Бахористанская правда) и «Танъ» (Заря), печатавшиеся на крымскотатарском языке . До 1990 года на местном радио три раза в неделю выходила передача на крымскотатарском языке . В 1957 году при была создана секция крымскотатарской литературы. В состав секции вошли писатели: Ш. Алядин , А. Дерменджи , А. Шейх-заде , Э. Шемьи-Заде , Ю. Болат , З. Джавтобели , Р. Тынчеров , Р. Мурад, Ф. Акимов, Г. Булганаклы. При Узгосфилармонии был воссоздан ансамбль крымскотатарского народного танца « Хайтарма » .

По данным переписи 1979 года социальная структура крымскотатарского общества в Узбекской ССР состояла из 75,8 % рабочих, 22,3 % служащих и 1,9 % колхозников . Согласно переписи 1989 года в Узбекской ССР проживало 188 772 крымских татар, из которых 175 890 человек родным указали крымскотатарский язык, а 9 338 человек — русский .

Несмотря на то, что узбеки и крымские татары исповедуют ислам и говорят на языках тюркской группы , ассимиляция крымских татар не произошла. В узбекском обществе существовали стереотипы и элементы дегуманизации по отношению к крымским татарам, осложнявшиеся социально-экономическими и культурными различиями . Находясь в местах депортации крымские татары сталкивались с дискриминацией из-за клеймения их как «предателей» . В результате политики русификации и советизации крымскотатарского общества узбеки к концу 1980-х воспринимали крымских татар как русских . В проводимых в 1990-е годы интервью узбеки говорили о высокомерии крымских татар и их презрении к коренным жителям, а также о поведении крымских татар как русских . Несмотря на это представители крымских татар отмечали факты помощи местного населения в обустройстве на новом месте . Проживая в Узбекистане крымские татары позаимствовали ряд блюд азиатской кухни . Так в повседневную жизнь крымских татар вошли плов , самса и лагман .

Возвращение в Крым

Надпись на монументе в Симферополе (на украинском): «Установлен в знак благодарности узбекскому и украинскому народам и всем, кто проявил гуманизм в судьбе крымских татар»

В местах депортации действовало крымскотатарское национальное движение , ставившее своей целью возвращение крымских татар на историческую родину в Крым . Одним из лидеров движения являлся Мустафа Джемилев .

Массовое возвращение крымских татар в Крым началось в конце 1980-х — начале 1990-х годов на фоне перестройки и распада СССР . Власти Узбекистана в этот период относились к крымским татарам как к «временным жителям». Крымские татары испытывали трудности с продажей жилья, которое приходилось отдавать ниже рыночной цены, а также с завышенными ценами на международную перевозку вещей в контейнерах . Способствовало отъезду крымских татар усиление межэтнических конфликтов, начавшихся в Узбекистане и достигших своего апогея во время Ферганских погромов в 1989 году. На одном из митингов 1989 года в Ташкенте звучал призыв «Русские, уезжайте в свою Россию, а крымские татары — в Крым» .

На памятном митинге в честь 60-й годовщины депортации Мустафа Джемилев заявил: « Конечно, в Узбекистане и других местах ссылки было много и тех, кто под влиянием враждебной к нашему народу советской пропаганды совершали против наших соотечественников вопиющие беззакония и гнусные преступления. Но пусть их на этом или ином свете покарает сам Аллах. Наш же долг всегда помнить оказанное нам добро и воздать за это добро свою благодарность ». Рядом со зданием Крымского инженерно-педагогического университета в Симферополе, созданного для возвращающихся из депортации крымских татар, был открыт монумент «Возрождение», со словами благодарности узбекскому народу, проявившему гуманизм в отношении крымских татар .

Современный этап

По данным ташкентского Центра социальных и маркетинговых исследований к 1997 году в Узбекистане проживало около 100 тысяч крымских татар, из которых 73 % выразили желание вернутся на историческую родину . К 2000 году количество крымских татар в Узбекистане сократилось на 95 % по сравнению с 1989 годом и составило 10 046 человек . По данным Государственного комитета статистики Узбекистана от 2007 года в стране проживало порядка 40 тысяч крымских татар .

В 1997 году был создан Ташкентский городской национально-культурный центр крымских татар «Авдет» (Возвращение). Организация занимается проведением концертов, выставок и курсов крымскотатарского языка . Созданная при «Авдете» команда «Аюдаг» участвовала в турнирах по мини-футболу среди команд национальных культурных центров. Функционирует ансамбли «Ветан» (Родина), «Хъайтарма» (в городе Чирчик ) и «Къаранфиль» (в Ташкенте) . По словам председателя центра «Авдет» Нусрета Джемилева к 2012 году в Узбекистане продолжали существовать классы с крымскотатарским языком обучения .

В 2017 году при поддержке Россотрудничества в Узбекистане начал вещать крымскотатарский телеканал « Миллет » . В 2022 году на территории ташкентского кладбища «Согаллы ота» центр «Авдет» установил монумент памяти жертв депортации крымскотатарского народа .

Численность

  • 1944 год — 151 604 человек
  • 1953 год — 128 348 человек
  • 1979 год — 117 559 человек
  • 1989 год — 188 772 человек
  • 2000 год — 10 046 человек

Примечания

  1. Татары крымские // / отв. ред. Алишер Ильхамов. — Институт "Открытое Общество", 2002. — С. 206—210. — 452 с. — ISBN 5-862800-10-7 . 1 марта 2022 года.
  2. Решитов Н. М. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». — 2020. — № 1 . — С. 25—30 . — ISSN . 4 ноября 2022 года.
  3. Гульнара Бекирова . Крымские татары. 1941—1991 (Опыт политической истории). Том 1. Симферополь 2008. ISBN 978-966-470-011-2
  4. Рахманкулова А. Х. // Культура народов Причерноморья с древнейших времён до наших дней : Сборник материалов конференции. XLI Международные научные чтения. — 2017. — С. 97—99 .
  5. docs.historyrussia.org . Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  6. Бекирова, Гульнара. . — Оджак. — ISBN 978-966-8535-06-2 . . Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 31 марта 2023 года.
  7. от 21 января 2021 на Wayback Machine / Р. И. Хаяли // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 1. — С. 62—67.
  8. . Дата обращения: 15 января 2021. 21 января 2021 года.
  9. Решитов Н. М. // Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения : Материалы международной научно-практической конференции. — 2021. — Т. 2 . — С. 65—73 .
  10. Martin-Oleksandr Kisly. (англ.) // Наукові записки НаУКМА. Історичні науки. — 2019. — Vol. 2 . — P. 41–55 . — ISSN . — doi : . 4 ноября 2022 года.
  11. Калишевский Михаил. . Фергана.Ру (21 августа 2009). Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  12. Бекиров Арсен. // Газета «Республика». — 2012. — № 8 . 4 ноября 2022 года.
  13. Лиллис Джоанна. . Eurasianet (8 июня 2014). Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  14. Губернский Богдан. . Крым.Реалии (25 мая 2015). Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  15. . avdet.org (1 февраля 2010). Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  16. (укр.) . Посольство України в Республіці Узбекистан . Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  17. . interkomitet.uz . Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  18. . Сегодня (18 мая 2012). Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  19. . stv.uz (22 мая 2017). Дата обращения: 4 ноября 2022. 27 мая 2017 года.
  20. Куртвелиева Гузель. . nuz.uz (20 мая 2022). Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.

Ссылки

  • Аджимамбетов Айдер. . Голос Крыма (18 мая 2018). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  • Арзы Абдулла. . Crimeantatars.club (14 октября 2022). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  • Мартін-Олександр Кислий. (укр.) . — 2015.
  • Kelaart Lucy, Vasyuta Genya. (англ.) . EurasiaNet Culture (25 июня 2004). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  • на YouTube
Источник —

Same as Крымские татары в Узбекистане