Арфа
- 1 year ago
- 0
- 0
Педальная арфа (также концертная арфа ) — разновидность арфы , оснащённой педалями , натягивающими струны на полтона; у большинства современных арф педаль имеет два положения: в первом струна натягивается на полтона, а во втором — на целый тон. Диапазон концертной арфы — от до или ре контроктавы до соль четвёртой октавы.
Конструкция педальной арфы требует от рамы выдерживать огромное напряжение струн, для чего в процессе развития инструмента у неё появилось множество упрочняющих деталей, таких как рёбра жёсткости. Современные педальные арфы имеют до 47 струн, высоту около 183 см и вес около 35 кг. Самая недавняя модификация педальной арфы принадлежит французской компании , представившей в 1996 году инструмент, в котором используются авиационные технологии.
Арфа без педалей способна играть только ноты диатонического звукоряда и не может менять тональность , поэтому европейские мастера стали искать способы играть на арфе хроматическую музыку. Педали развились из крючков, зацеплявших струны и повышавших их тон, на рубеже XVII—XVIII столетий, однако первые сто лет они были одинарными (повышали тон только один раз, на полтона). В начале XIX века французский мастер Себастьян Эрар изобрёл двойные педали, которые могли повышать высоту звучания струны на целый тон; его механизм продолжает использоваться до сих пор.
Педальная арфа имеет треугольную форму и состоит из резонатора, колковой рамы (между которыми натянуто 46 или 47 струн), колонны и основания . Любая арфа должна быть очень прочна, так как ей приходится выдерживать натяжение множества струн .
Полуконический корпус-резонатор изготавливают из твёрдых пород дерева, на задней стенке у него находится 4—5 крупных отверстий, чьё основное предназначение — дать доступ к струнам для их замены, а также улучшить акустические свойства инструмента . Также в задней стенке резонатора находятся жёсткие рёбра из берёзы либо металла в форме полуколец, предотвращающие изгибание дерева под напряжением от струн .
Дека — верхняя часть резонатора, через которую протянуты струны, — имеет трапециевидную форму . Она имеет длину около 140 см, ширину около 50 см у основания и 10 см у вершины, и изготовляются из планок древесины ели Энгельмана или ситхинской ели шириной 3—8 см, их толщина варьирует от ≈12 мм у основания и до 2,5 мм у вершины . Дека усилена сверху относительно тонким плоским куском дерева — накладкой, — а снизу (внутри резонатора) — толстой деревянной планкой; это необходимо для прочности . В прошлом корпус арфы делали из цельного куска древесины твёрдых пород, переход к сборной деке произошёл в XVII веке, а ещё через сто лет древесину для неё начали распиливать поперёк волокон . Также внутри резонатора параллельно струнам наклеены длинные и узкие планки из берёзы или сосны, которые, вероятно, появились, чтобы предотвращать растрескивание дерева .
У концертных арф 46 или 47 струн, что позволяет играть ноты от до или ре контроктавы до соль четвёртой октавы . Струны выходят из отверстий в деке, проходят через верхнюю часть педального механизма, заходят за штырёк-струнодержатель и накручиваются на колки , расположенные слева от арфы при взгляде сзади (как смотрит на арфу исполнитель) . Педальный механизм на колковой раме состоит из двух дисков, поворачивающихся при нажатии на педаль; концертная арфа настраивается на полтона ниже нужной высоты звука, так, чтобы первое нажатие на педаль повысило высоту звучания струны до бекара , а второе — до диеза . Остальная его часть скрыта в колонне, которую делают пустотелой.
Струны исторически производили из металла, шёлка и жил, на современных концертных арфах в басовом регистре используются стальные струны, оплетённые шёлком и тонкой медной канителью , в среднем — жильные ( кетгутовые ), в верхнем — нейлоновые .
Главная сложность при конструировании арф — требование большой прочности от рамы: суммарная сила натяжения струн даже у небольших арф составляет несколько килоньютонов , а у большой концертной арфы может доходить до 20 кН (2039,43 кг) . При этом струны у арфы закреплены непосредственно на раме, что делает невозможным усиление инструмента за счёт массивной рамы, как у рояля . Наиболее сильно напряжение струн около 12—13-й струны, где металлические струны переходят в кетгутовые .
Струны арфы нельзя размещать слишком далеко друг от друга, поскольку они должны находиться не дальше, чем на расстоянии длины руки музыканта, но и не слишком близко, чтобы не мешать движению пальцев . Струна должна быть натянута настолько, чтобы получить нужную энергию, не цепляясь за соседние струны . Так как верхний конец струны прикреплён к неподвижному колку, а нижний — к подвижной деке, которая может двигаться вверх и вниз, струна при защипывании двигается по эллиптической траектории вокруг собственной оси .
Звук при игре на арфе распространяется преимущественно вперёд и назад (на частотах выше 2 кГц — вперёд-направо, вперёд-налево и назад) . Основной источник затухания звука — амортизация струн об деку, а не потери в самих струнах .
Развитие европейской музыки в XIV столетии привело к тому, что известная с древности диатоническая арфа с единственным рядом струн, способная производить ограниченное число нот, перестала отвечать требованиям композиторов . Некоторые арфисты использовали технику защипывания струны свободной рукой, однако она сильно снижала скорость игры и не позволяла точно контролировать высоту звука . Первые хроматические арфы — двойные и тройные , имевшие несколько рядов струн, — часто ломались из-за необходимости выдерживать огромное натяжение, а играть на них было сложно . В конце XVII столетия в Тироле был изобретён крючковый механизм, позволявший повышать высоту звука струны на полтона: на колковой раме между струн прикреплялся П-образный крючок, который можно было повернуть налево или направо, зацепляя нужную струну; обычно крючки добавляли между струнами до—ре, фа—соль и ля—си-бемоль . Для исполнителей такой механизм был удобнее защипывания струны вручную и давал более предсказуемый результат, но сильно замедлял игру, так как крючки нужно было перемещать левой рукой прямо во время игры . Развитие крючкового механизма привело к появлению .
В 1690—1720-х годах к крючкам начали приделывать педали, располагавшиеся сначала справа на колковой раме, а затем передвинутые к основанию . Изобретатель педальной арфы точно не установлен, над этим усовершенствованием одновременно работали Якоб Хохбрукер , Пауль Феттер , Йоханн Хаузен и другие мастера, наибольшую популярность получил механизм Хохбрукера с пятью педалями, повышавшими высоту звучания струны на полтона . К 1720 году к арфе добавилось ещё две педали, что позволяло настраивать арфу в тональности ми-бемоль мажор и играть в восьми мажорных и пяти минорных тональностях . Прикреплённые к педалям проволочки протягивали к колковой раме через колонну (которую теперь делали пустотелой), а для устойчивости к основанию арфы добавилась небольшая подставка большего диаметра . Постепенно устоялся S-образный профиль утолщённой колковой рамы со скруглённым плечом, резонаторный корпус получил лютнеобразную форму вместо более ранней квадратной, а в его задней стенке стали проделывать сначала круглые, а затем трапециевидные отверстия . Форма арфы приблизилась к современной. На этом этапе для игры всё ещё использовали все пять пальцев .
Из Германии педальная арфа попала в Бельгию и Австрию . В 1749 году арфист Гёпферт привёз педальную арфу во Францию, где она стала очень цениться при дворе .
У арф этого периода обычно было от 36 до 43 струн (нижние 6 — металлические, остальные — жильные ), натянутых значительно слабее, чем у современных педальных арф, гранёный корпус и тонкая плоская дека; с левой стороны располагались педали ре, до и си, с правой — ми, фа, соль и ля, считая слева направо . Французские мастера усовершенствовали педальный механизм, добавив у струн небольшие порожки , к которым их прижимали крючки, однако это ухудшило качество звука прижатых струн . Небольшие улучшения в конструкцию педальной арфы внёс литовский гетман Михаил Огинский . Французы , и , модифицировали прижимающую струны часть педальной системы: вместо крючков в их арфах стали использоваться пары подвижных стержней . Также они создали первые в истории полностью хроматические педальные арфы, у которых было 14 одинарных педалей (по две у каждой струны: повышающая и понижающая) .
Французские арфы этого периода часто были богато украшены резьбой и сами стали восприниматься как элемент декора . Постепенно арфисты стали переходить на игру четырьмя пальцами, однако ещё в XIX столетии встречались преподаватели, предлагавшие использовать все пять . Благодаря интересу к арфе всего французского двора, а особенно Марии-Антуанетты , престиж этого инструмента продолжал расти, арфы (не обязательно педальные) стали появляться на парадных портретах . При этом, хотя с арфами чаще изображали женщин, преподавателями и исполнителями на арфах были в основном мужчины . Популярность арфы была настолько велика, что в 1784 году из 58 музыкантов, перечисленных в парижском каталоге Les tablettes de la renommée des musiciens , 46 были учителями арфы .
Немецкая династия Хохбрукеров продолжала заниматься изготовлением педальных арф и исполнять на них музыку; неназванный «месье Хохбрукер» блестяще дебютировал в Париже в 1765 году, Леопольд Моцарт , отец Вольфганга , в письме предостерегал сына от компании «арфиста Хохбрукера» .
В 1762 в Париже вышел первый учебник игры на педальной арфе авторства Филиппа-Жака Мейера , композитора, самостоятельно научившегося играть на арфе . В этом учебнике отмечено, что струны до имеют красный цвет, а фа — синий . В том же году было опубликовано одно из важных произведений для арфы — написанное, скорее всего, для хроматической (двойной), но подходящее и для педальной, — Solo für die Harfe Карла Филиппа Эммануила Баха . В целом в XVIII столетии на арфе часто играли музыку, написанную для клавишных инструментов, а музыку, сочинённую для арфы, считали подходящей для исполнения на других инструментах . Среди выдающихся произведений этого периода, написанных именно для педальной арфы, можно выделить Моцарта, 4 концертино и концерт Иоганна Георга Альбрехтсбергера , 4 концерта ; также 6 концертино для клавишного и струнных инструментов Карла Филиппа Эммануила Баха позже переиздавались под заголовком «…для клавесина или арфы» .
Дальнейшее совершенствование педальной системы произошло при деятельном участии самого знаменитого арфиста Парижа, чеха Иоганна Крумпхольца : его идеями воспользовались мастера династий Надерман , Кузино и Эрар . После смерти Крумпхольца его произведения исполняла его вдова , также знаменитая арфистка, которой Ян Дусик посвятил концерт для арфы с оркестром и шесть сонатин для арфы . Скрипач и арфист-виртуоз Мари-Мартен Марсель де Марен сочинил множество произведений для арфы, причём среди них встречаются работы, в которых он стремился расширить возможности этого инструмента: один из его дуэтов исполняется двоими людьми на одной арфе .
Французская революция прервала или замедлила карьеры многих арфистов, включая самых знаменитых: де Марен бежал в Великобританию, придворный музыкант вынужден был скрывать своё происхождение и профессию (после революции он учил арфе императрицу Жозефину ), Жан-Батист Кардон бежал в Россию, где прожил всю дальнейшую жизнь . Кузино перестали выпускать свои 14-педальные арфы . В 1794 году Себастьян Эрар, переехавший в Англию, заменил цельный резонатор с гранёными стенками на композитный: тонкая накладка на деку делалась из сосны, колковая рама кашировалась для прочности, а задняя стенка снова стала скруглённой, но теперь её поддерживали внутренние рёбра . Но главным улучшением стал прилегающий к струнам механизм: Эрар насадил стержни на диски по два, чтобы они поворачивались при нажатии педалей, что полностью решило проблему дребезжания струн при опущенной педали . Также вместо того, чтобы прятать механизм внутри инструмента, он поместил его на медную пластину, которая прикреплялась прямо на раму .
Арфы с одинарными педалями продолжали ограниченно использоваться вплоть до конца XIX века, однако в наполеоновскую эпоху были изобретены новые, двойные педали, давшие музыкантам новый уровень свободы .
В 1801 году Эрар получил патент на первую в истории арфу с двойными педалями . Однако этот механизм не получил распространения, так как для повышения тона требовалось накручивать струны на колки , что сильно напрягало струну, и, потратив много сил и денег на неудачную разработку, Эрар вернулся к механизму с двумя стерженьками, посаженными на вращающийся диск . В 1810 его усилия увенчались успехом, и он придумал современный механизм для педальной арфы с семью педалями: у каждой струны на колковой раме располагалось по два диска со стерженьками, однократное нажатие на педаль задействовало один из дисков, а двукратное — и второй . Производство механизма для первой арфы с семью двойными педалями стоило Эрару 20 000 фунтов стерлингов . Первые семь басовых струн Эрар делал из шёлка, оплетённого тонкой проволокой .
Новый инструмент стал крайне популярным в Великобритании, Эрар смог спасти свою французскую компанию от банкротства благодаря лондонским доходам . До 1811 года Эрар также много работал над улучшением механизма фортепиано, однако затем его внимание захватило производство новых арф . Себастьян умер в 1831 году, его дело перешло к племяннику , и к концу 1830-х фирма Эрара продала более 4000 инструментов своей новой конструкции .
В 1835 году Пьер запатентовал ещё одно улучшение для арфы и начал производить 46-струнные «готические» арфы (с диапазоном от до контроктавы до фа четвёртой октавы) со стальными басовыми струнами (до—фа), оплетёнными тонкой проволокой и расположенными дальше друг от друга . Эти арфы продолжали служить в большинстве британских и французских оркестров до 1960-х годов .
Арфист-виртуоз Пэриш Алварс , а вместе с ним и композитор Гектор Берлиоз , предлагал Эрару пойти ещё дальше и добавить третье положение педали для струн до, фа и соль, однако эта идея осталась нереализованной . Берлиоз, отмечал, что Эрар совершит большую ошибку, если не внесёт такое усовершенствование в конструкцию. «Само собой разумеется, что если воспользоваться не сразу всеми струнами-синонимами [для извлечения двойных нот], то помимо уменьшенных септакордов могут получиться и другие аккорды. Различные комбинации, составить которые может каждый, точно рассчитав действие педалей на струны, будут ещё многочисленнее, когда благодаря тройному действию педалей до-бемоль , фа-бемоль , соль-бемоль , появятся три синонима, которых арфа сейчас лишена», — писал композитор в своём трактате об инструментальной музыке .
В Европе всё увеличивалось количество профессиональных арфистов, появились школы игры на арфе, наиболее известной из которой была школа Парижской консерватории , основанная в 1825 году профессором Надерманом . Надерман оставался поклонником одинарных педалей, и парижская школа перешла на двойные педали лишь через десять лет, когда его заменил . Другие крупные школы возникли в Италии (Флоренции, Неаполе, Милане), Вене, Берлине, Лондоне . Большинство профессиональных арфистов всё ещё были мужчинами, только в середине столетия появились первые знаменитые арфистки, в том числе Анриетта Ренье .
Во второй половине XIX века арфы стали во множестве импортировать в США, где к началу XX века арфы делали уже две местные, существующие и поныне фирмы: и . В США самые крупные педальные арфы стали делать с более широкой декой (шире, чем основание), чтобы усиливать звучание басовых струн . Следующим крупным улучшением концертной арфы стало изобретение прочных кетгутовых струн фирмой Concert Master в 1930-х годах .
Французская компания в 1996 году представила арфы «нового поколения», в которых использовано множество технологий, применяемых в самолётостроении :
В XXI веке педальные арфы продолжают использовать механизм Эрара, самые крупные из них имеют по 45—46 струн, высоту около 183 см и вес в районе 35 кг . Басовые струны — кетгутовые, оплетённые шёлком и медной канителью, в среднем диапазоне используются кетгутовые или (реже) нейлоновые, а струны для верхних двух с половиной октав чаще всего берут из нейлона . Совокупная сила натяжения струн концертной арфы превышает 730 кг и может доходить до 2 тонн . Единственным техническим ограничением современной арфы с двойными педалями является то, что все струны, расположенные в октаву, поднимаются или опускаются на полтона одновременно, а следовательно, на таком инструменте невозможно одновременно сыграть до, до-диез и ре, даже в разных октавах .
Современные педальные арфы играют не только европейскую классическую музыку, но также джаз, народную и поп-музыку; они встречаются в ансамблях как с другими европейскими инструментами, так и с любыми другими: и сочетали педальную арфу с яванским и балийским гамеланом .
При игре на концертной арфе струны защипывают подушечками четырёх пальцев, кроме мизинца, на нижней 1/3—1/2 длины . Помимо этого, используется несколько более редких техник звукоизвлечения, таких как игра у деки (près de la table), исполнение флажолетов прижиманием струны суставом большого пальца правой руки или мягкой частью ладони левой руки . Левая рука может производить одновременно флажолет на 1—3 струнах, а правая — только на одной . Так как струны арфы открыты, они могут звучать очень долгое время (басовые — до 30 секунд), из-за чего исполнителю приходится глушить их левой рукой .
В эпоху одинарной педали техника игры на арфе несколько отличалась из-за значительно более слабого натяжения струн на инструменте . В XVIII веке музыка для арфы преимущественно состояла из гаммообразных пассажей и фигураций , играемых арпеджио , а в техническом отношении встречались только изолированные флажолеты и этуфе ( фр. étouffée ) , причём обе техники использовались только левой рукой . Композиторы, хорошо понимавшие функциональные особенности арфы, пользовались энгармонизмом для перехода между тональностями; примером такого произведения является 5-я соната Крумпхольца . Важнейшие композиторы, писавшие для этого инструмента, — Крумпхольц, Дусик и Луи Шпор , все они были женаты на арфистках .
Первым исполнителем, в полной мере реализовавшим потенциал арфы с двойной педалью, был Пэриш Алварс , которого учил Теодор Лабарр; Лабарр уделял много внимания флажолетам, bisbigliando , глиссандо , в том числе аккордовым . После Алварса, однако, не появилось новых виртуозов, и музыка для арфы оставалась преимущественно любительской вплоть до 1840-х годов . После этого периода появляются более сложные произведения — симфонические поэмы Листа , оперы Вагнера , Верди , «Шотландская фантазия» Бруха , « Троянцы » Берлиоза . Дебюсси удачно использовал арфы в , широкую известность получили арфовые каденции Римского-Корсакова в и Чайковского (« Лебединое озеро », « Спящая красавица » и « Щелкунчик ») .
Учебник Modern Study of the Harp 1921 года перечисляет технические приёмы того времени: «педальное глиссандо» (изменение высоты звука на полтона вверх или вниз и обратно перемещением педали во время звучания струны), изменение положения педалей без касания струн, протягивание полоски бумаги между струнами, исполнение аккордовых глиссандо тыльной стороной ногтей, флажолеты высоких степеней, игра ногтями у деки . Партии арфы усложнялись и дальше; танец Саломеи из одноимённой оперы Рихарда Штрауса требует постоянной перестановки педалей, благодаря чему это его исполнение стало одним из стандартных требований для прослушиваний в оркестры . Важнейшими композиторами этого периода для арфы с оркестром были Дебюсси и Равель . Развивается камерная музыка, появляется множество композиторов-аранжировщиков .
С 1950-х техника педальной арфы пополнилась такими приёмами как проведение стальным настроечным ключом по басовым струнам, игра на обёрнутых алюминиевой фольгой струнах, «глиссандо», производящиеся скольжением пальца правой руки по струне в то время, как левая рука постоянно защипывает её, а также удары по струнам различными молоточками и другими объектами . Рут Инглфилд и Лу Энн Нил стандартизировали нотацию для таких эффектов в учебнике Writing for the Pedal Harp 1985 года . С развитием интернета репертуар арфы пополнился множеством произведений, написанных арфистами, виртуозами и любителями (в основном женщинами) .
Крупная (возможно, крупнейшая) коллекция реставрированных педальных арф XVIII века находится в музее компании . Среди прочих там находятся арфа 1806 года Erard Frère с одинарной педалью (№ 275) и арфа Эрара с восемью двойными педалями, сделанная около 1810 года (№ 410) .