Interested Article - Tomorrow Never Knows
- 2021-12-08
- 1
«Tomorrow Never Knows» (с англ. — «Что завтра - неизвестно») — песня английской рок-группы The Beatles, написанная в основном Джоном Ленноном и приписываемая дуэту Леннон — Маккартни . Композиция была выпущена в августе 1966 года в качестве заключительного трека их седьмого альбома Revolver , хотя это была первая песня, записанная для студийника. Песня ознаменовала радикальный отход от прошлого творчества The Beatles, поскольку группа полностью использовала потенциал студии звукозаписи, не задумываясь о воспроизведении результатов на концертах.
При написании песни Леннон вдохновлялся собственным опытом с галлюциногенным наркотиком ЛСД и книгой Тимоти Лири , Ричарда Альперта и « Психоделический опыт (руководство по приёму психоделических веществ) ». В записи использовались музыкальные элементы, чуждые поп-музыке того времени: конкретная , авангардная и электроакустическая музыка . В песне используются различные индийские инструменты такие как танбура и ситар . Композиция содержит нестандартный темп ударных и является единственной песней группы, которая записана в одной тональности. Часть вокала Леннона подавалась через колонку Лесли , которая обычно использовалась для органа Хаммонда . Гитарные партии и эффекты в песне звучали задом-наперёд и ознаменовали первое использование подобного звучания в музыке, хотя би-сайд « Rain », который группа записала с использованием той же техники, был выпущен более чем за три месяца до выхода Revolver .
«Tomorrow Never Knows» заложило основы нового стиля — психоделии : медитационной , сюрреалистической музыки, непривычной на слух, записанной на основе нетрадиционных звучаний. В песне «Tomorrow Never Knows» описывается состояние человека в определённой ситуации (речь идёт об уроках потустороннего созерцания , медитации ) и даётся понятийное определение этому состоянию и переживаемому чувству. Эксперимент «Tomorrow Never Knows» получил развитие в других песнях Beatles ( « For No One », « Within You Without You » ), а также в записях групп «прото-арта», таких как « Heroin » « The Velvet Underground » или же « The End » группы « The Doors ».
«Tomorrow Never Knows» — один из самых ранних экспериментов в мировой психоделической музыке и одно из наиболее новаторских произведений « Битлз ». С её жутковатыми вокалами , монотонными ударными и пугающими звуковыми эскападами, «Tomorrow Never Knows» стала конечным выражением открытий и необыкновенных метаморфоз , которые произошли с « Битлз » после выхода альбома Rubber Soul . Джордж Мартин , продюсер «Битлз», обычно скромный и немногословный, назвал её «тональной поэмой — что-то вроде современного Дебюсси » .
История создания
Леннон сочинил «Tomorrow Never Knows» в январе 1966 года после прочтения книги « Психоделический эксперимент » Тимоти Лири , Ричарда Олперта и , основанную на тексте « Тибетской книги мёртвых ». Как и Харрисон , Леннон отметил родство восточных духовных учений и впечатлений от экскурсий в мир галлюцинаций . В книге Лири проводил параллель между процессом « умирания эго » при приёме ЛСД и других психоделиков и реальной смертью , требующей сопровождения подобным ритуальным буддийским текстом. Об истории создания Джон Леннон рассказал в одном из частных интервью:
«В книге Лири полно наставлений и советов. И мы последовали советам о том, как совершить путешествие, из его книги. Я сделал всё так, как написал он, а потом сочинил песню „Tomorrow Never Knows“, которая стала чуть ли не первой кислотной вещью. „Освободись от всех мыслей, отдайся пустоте“ — и вся эта чушь, которую Лири надёргал из „ Книги мёртвых “. Я читал интервью с Джорджем Мартином , в котором он говорит, что Джон увлёкся „Книгой мёртвых“. Я никогда в жизни не видел её. Я читал только её рекламный проспект, в меру психоделический, — этого было вполне достаточно».
По воспоминаниям Пола Маккартни однажды Джон зашёл в книжную лавку «Indica» в поисках работ Ницше , но вместо неё купил « Психоделический эксперимент » . Строчка из книги «Если же ты в сомнениях, отключи свой ум, плыви по течению» ( англ. When in doubt, relax, turn off your mind, float downstream ) почти в неизменном виде вошла в песню.
Название
В тексте этой песни её непосредственное название не встречается ни разу.
«Tomorrow Never Knows» — это очередная сентенция Ринго . Я дал этой песне столь странное название, потому что немного стыдился собственного текста. Вот я и выбрал одно из выражений Ринго — что-то вроде « A Hard Day’s Night », чтобы смягчить философский пафос стихов".
Возвращение музыкантов в Лондон после их первого визита в Америку , в начале 1964 года , ознаменовалось для « Битлз » интервью для телекомпании « Би-би-си », в ходе которого и была упомянута звучная фраза Ринго. В этом интервью было сказано следующее:
- Вопрос: Ринго, я слышал ты подвергся нападению на балу в английском посольстве. Это так?
- Ринго: Не совсем. Просто кто-то отрезал у меня прядь волос.
- Вопрос: Можно посмотреть. У тебя ещё много осталось.
- Ринго: (поворачивая голову): Видите разницу. На этой стороне волосы длиннее.
- Вопрос: Что же действительно произошло?
- Ринго: Не знаю. Тогда я просто разговаривал, давал интервью (выделяя голосом). Точно так же как я делаю это сейчас.
- (Тем временем Джон и Пол в шутку демонстрируют, как они стригут волосы Ринго)
- Ринго: Меня заболтали, оглядываюсь кругом — вокруг меня 400 человек и все улыбаются. Что здесь скажешь?
- Джон: И что ты скажешь?
- Ринго: Что завтра — нам неизвестно.
В основе игры слов Ринго лежит английская пословица «Завтра никогда не наступит» ( англ. Tomorrow never comes ) .
Запись песни
Леннон впервые представил песню остальным участникам группы в доме Брайана Эпстайна на Чепел-стрит в Белгравии . Песня была целиком построена на аккорде до. Как следует из воспоминаний Пола Маккартни, музыкант всерьёз сомневался в том, что продюсер группы Джордж Мартин отнесётся к песне положительно. Композиция была сочинена только на одном аккорде , что вызывало опасение в неодобрительной реакции продюсера группы. Беспокойство Маккартни было обусловлено в первую очередь тем, что прежде музыканты всегда использовали в песне три аккорда и иногда меняли их в середине песни. Однако Джордж Мартин принял песню положительно, подметив «Весьма любопытно, Джон. Чрезвычайно интересно!» . В одном из своих интервью Мартин вспоминал:
«Tomorrow Never Knows» — настоящее новаторство. Джон хотел добиться ощущения ужаса и нереального звучания. Когда мы работали над оригинальной версией плёнки, мы начали с монотонного звучания тамбуры и весьма типичных для Ринго ударных.
При записи песни «Tomorrow Never Knows» он сказал, что хотел бы, чтобы его голос звучал, как у Далай-ламы, распевающего песнопения на вершине холма. Я сказал: «Поездка в Тибет обойдется недёшево. Может, попробуем без неё?» Я прекрасно понимал, что обычное эхо или реверберация не годятся, поскольку при этом возникнет эффект несколько отдалённого голоса. А нам было необходимо причудливое, металлическое звучание. Когда я думал о Далай-ламе, мне представлялись альпийские рожки и люди с этими… ну, в общем, несколько странными головными уборами. Я не бывал на Тибете, но представлял, как должен звучать голос, будто исходящий из такого рожка. Я поговорил со звукоинженером Джеффом Эмериком, и он подал удачную мысль. Он сказал: «Попробуем пропустить его голос через динамик Лесли , затем сделаем это ещё раз и запишем заново» . Динамик Лесли — вращающийся громкоговоритель внутри органа «Хаммонд», скорость его вращения можно регулировать рукояткой на консоли органа. Пропустив голос Джона через это устройство и затем снова записав его, мы получили нечто вроде прерывающегося эффекта вибрато — его мы и слышим в песне «Tomorrow Never Knows». Не думаю, что прежде кто-нибудь делал такое. Это была революционная песня для альбома «Revolver» .
Гармоническая структура песни построена на звучании индийской музыки , и основана на органном пункте C . Песня построена на одном аккорде, но в её структуре присутствует также дополнительный аккорд из более высокой тональности, который изменяется. Таким образом, если песня звучит в тональности , то он переходит в си-бемоль мажор . В песне возникает цепная структура повтора, которая встречается в архаических образцах песенного фольклора (А1 А2 А3 и т. д.) . Она базируется на модальности, здесь используется миксолидийский лад , столь любимый « Beatles » . Кроме того, прием обратной записи с деформацией натуральных естественных звучаний, включение индийских инструментов ( ситара и таблы ), а также бурдон в басу и тотальное остинато — всё это создаёт привкус ирреальности, глубокого погружения в психоделический транс .
На основном кольце , использованном при записи, были записаны крики и смех Пола Маккартни , записанными в обратном направлении, многократно искаженные и наложенные друг на друга. Заряженное в магнитофон кольцо монотонно повторяло один и тот же звук, ставший идеальным сопровождением для песни-мантры . Идею использовать кольца Пол почерпнул из произведения Карлхайнца Штокхаузена « » ( нем. «Песни юношей») в жанре musique concrète . По просьбе музыкантов в песне был также использован редкий метод искусственного дабл-трекинга (ADT), при котором, по словам Джорджа Мартина, «звуковая копия запускается с небольшим запозданием или опережением, в результате чего создаётся эффект двойного звучания» .
Пол предложил вариант инструментального сопровождения песни, принеся в студию кольца магнитофонной плёнки (над которыми он работал в своей домашней студии на Монтегю-сквер совместно с Иэном Соммервиллом). «<Пол и Иэн> приносили мне свои петли, как кошки приносят воробьёв. Я запускал их на разных скоростях, вперёд и назад, и потом выхватывал наугад», — вспоминал Джордж Мартин. В «Tomorrow Never Knows» использовано 16 таких фрагментов , на которых были записаны различные звуки:
- оркестровый аккорд си-бемоль мажор ;
- звуки флейты и скрипок , извлечённые при помощи меллотрона ;
- искажённую электронными средствами партию гитары , напоминающую звук ситара ;
- одно из позднейших наложений на песню было сделано при помощи лент, оставшихся от записи сольной партии гитары для песни « Taxman » . Соло было обрезано, перевёрнуто в обратном направлении и замедленно на пол-тона .
Кавер-версии
Песня неоднократно перепевалась многими исполнителями, к примеру:
- Джими Хендриксом в концертном альбоме «Bleeding Heart» , при участии Джима Моррисона (1968).
- Филом Коллинзом в альбоме 1981 года — Face Value .
- группой « » в альбоме « » ( 1983 ).
- группой « The Mission » в альбоме « » ( 1987 ).
- в альбоме «Ego» ( 1988 ).
- в альбоме «Blast the Human Flower» ( 1990 ).
- группой « Trouble » в альбоме «Plastic Green Head» ( 1995 )
- Майклом Хедджесом в альбоме «Oracle» ( 1996 ).
- группой « Our Lady Peace » в саундтреке к фильму « Колдовство ».
- группой « » в альбоме « » ( 2000 ).
- группой « Oasis » (инструментальное вступление к песне «Cigarettes & Alcohol» и совместное исполнение с Джонни Марром )
- группа « Archive » исполнили кавер-версию песни во время их «живого» выступления во Франции в 2002 году .
- группой « Living Colour » в альбоме « » ( 2003 ).
- (эта версия вошла в саундтрек к фильму « Дитя человеческое » .
- группой « The Chameleons » в альбоме « Strange Times » .
- и в альбоме « » .
- Дэвидом Ли Ротом в альбоме «Diamond Dave» .
- группой « 801 » в концертном альбоме «801 Live» .
- группой « The Grateful Dead » в концертном альбоме «Dick’s Picks Vol. 27» .
- группа « Gov't mule » часто исполняет инструментальную версию «Tomorrow Never Knows».
- группой « » в альбоме «Uh-Oh» .
- группой « Los Lobos » — «El Cancionero: Mas Y Mas» .
- в «Mudras» ( 2003 ).
- группой « » в альбоме «New Beatles Covers» ( 2008 ).
- и в альбоме «Sucker Punch» в 2011 году.
В записи участвовали
- Джон Леннон — ведущий дублированный вокал, орган Хаммонда , бубен и магнитофонные ленты.
- Пол Маккартни — бас-гитара , барабаны , гитарный ревербератор и магнитофонные ленты.
- Джордж Харрисон — ситар , тамбура , гитарный ревербератор и магнитофонные ленты.
- Ринго Старр — барабаны и магнитофонные ленты.
- Джордж Мартин — расстроенное фортепиано и магнитофонные ленты.
Интересные факты о песне
- Леннон хотел, чтобы вторую половину песни пели Далай-лама с тысячью тибетских монахов на горной вершине, но техническое осуществление этой идеи было немного проблематичным, поэтому Джону пришлось петь самому.
- Разные авторы указывают на разные варианты первоначального названия песни. В книге Питера Брауна «Любовь, которую ты отдаёшь» это «The Void», а в исследованиях Марка Льюисона (и Боба Спитца) — «Mark I».
- The Beatles продолжили похожие эксперименты со звучанием в работе над композицией « Carnival of Light » .
- «Tomorrow Never Knows» станет первой студийной записью The Beatles, которая прозвучит в телесериале. За её использование создатели сериала « Безумцы » выплатили 250 тысяч долларов .
- Название «Tomorrow Never Knows» послужило для названия фильма о Джеймсе Бонде « Завтра не умрёт никогда » ( англ. Tomorrow Never Dies ): рабочим названием было «Tomorrow Never Lies» («Завтра не врёт никогда») , однако после случайной опечатки «dies» вместо «lies» авторы решили сохранить окончательный вариант .
Источники
- Brown, Peter . (неопр.) . — "Methuen Publishing", 1980. — ISBN 978-0451207357 .
- Фрид, Голди. The Beatles от А до Я (неопр.) . — первая редакция. — Лондон : «Methuen», 2005. — С. 248. — ISBN 978-0416007817 .
- . «Революция в голове: записи The Beatles и шестидесятые ISBN 1-844-13828-3 . . — Вторая редакция. — Лондон: Pimlico (Rand), 2005. — С. 190—191. —
- ISBN 0-7493-8658-4 . (неопр.) . — "Vintage-Random House", 1997. —
- Боб Спитц. (неопр.) . — «Little, Brown and Company» ( Нью-Йорк ), 2005. — ISBN 1-84513-160-6 .
- The Beatles . «Антология The Beatles» (DVD) (неопр.) . — « Apple Records », 2003.
Примечания
- Gilliland, John (1969). от 8 июня 2022 на Wayback Machine (audio). Pop Chronicles. Digital.library.unt.edu.
- The 100 Most Influential Musicians of All Time, by Gini Gorlinski, "the hallucinatory hard rock song 'Tomorrow Never Knows'"
- Hoberman, J. (November 10, 2010). от 29 ноября 2016 на Wayback Machine . The Village Voice .
- ↑ от 9 июля 2011 на Wayback Machine на сайте music-facts.ru (рус.)
- А. С. Вагапов. от 19 декабря 2011 на Wayback Machine // Издательский центр «Терра» Издательство С. В. Кознова 199
- ↑ 29 октября 2013 года. (рус.)
- ↑ (недоступная ссылка) на сайте фан-клуба группы Битлз (рус.)
- ↑ от 11 апреля 2011 на Wayback Machine на сайте радио «Аквариум» (рус.)
- от 3 февраля 2008 на Wayback Machine nytimes.com — Проверено 27 октября 2007
- ↑ от 5 ноября 2013 на Wayback Machine на сайте letitbeat.narod.ru (рус.)
- Боб Спитз «The Beatles: Биография», стр. 600// Издательство «Little, Brown and Company», 2005
- 5 июня 2009 года. 22 февраля, 1964. «Интервью Beatles», Чак Аюб. Проверено 28 февраля 2009
- google.co.uk — проверено 27 октября 2007
- ↑ от 6 июня 2015 на Wayback Machine на сайте letitbeat.narod.ru (рус.)
- Барри Майлз (1997) стр. 291—292
- Боб Спитц The Beatles: Биография (2005) стр. 601
- Martin Aston . Q magazine , #287 June 2010. Paul McCartney Special. McCartney: The Avant-Garde Years. pp 82-84
- . Дата обращения: 2 декабря 2008. 28 января 2011 года.
- Боб Спитц (2005) стр. 600 («Mark I» оригинальное название)
- 26 сентября 2011 года. abbeyrd.best — проверено 27 октября 2007
- Ильин, Юрий. . Звуки.ру (11 мая 2012). Дата обращения: 11 мая 2012. 4 июня 2012 года.
- . Дата обращения: 10 января 2019. 15 декабря 2017 года.
- . Сайт Яна Флеминга. 15 ноября 2006 года.
Ссылки
- от 7 октября 2009 на Wayback Machine
- на сайте thishereboogie.com (англ.)
- от 18 июля 2009 на Wayback Machine на сайте press.uchicago.edu (англ.)
- от 30 октября 2009 на Wayback Machine (англ.)
- 2021-12-08
- 1