Софи Кинселла
- 1 year ago
- 0
- 0
Софи Анита Тредуэлл ( англ. Sophie Anita Treadwell , 3 октября 1885 , Стоктон , Калифорния — 20 февраля 1970 , Тусон , Аризона ) — американская журналистка и драматург , автор одной из лучших экспрессионистических драм 1920-х годов — « Машиналь » .
Родилась 3 октября 1885 года в Стоктоне в штате Калифорния. Бабушка Софи по отцовской линии жила в Мексике. Бабушка Софи по материнской линии — Анна Грей Фэрчайлд иммигрировала из Шотландии и управляла большим семейным ранчо в Стоктоне после смерти мужа. Брак родителей Софи был проблемным. Между 1890 и 1891 году её отец Альфред ушёл из семьи и переехал в Сан-Франциско , Софи осталась с матерью Нэтти Фэрчайлд, но иногда проводила время с отцом в Сан-Франциско. Во время этих посещений Тредуэлл впервые познакомилась с театром. Она смотрит « Венецианского купца » с Хеленой Моджеевской в роли Порции и « Федру » с Сарой Бернар в заглавной роли. В 1902 году Софи с матерью переехали в Сан-Франциско.
В 1902—1906 годах Софи училась в Калифорнийском университете в Беркли , где получила степень по французской литературе. Во время учёбы Софи увлекалась студенческим театром и была корреспондентом газеты . Из-за тяжелого финансового положения семьи Софи пришлось работать на нескольких работах, в том числе в газете . В то же время Софи начала писать. Во время учёбы Софи столкнулась с психическим и нервным расстройствами , которые будут мучить её всю жизнь и неоднократно приводить к длительной госпитализации.
После окончания учёбы Софи переехала в Лос-Анджелес , где некоторое время играла в водевилях . Изучала актёрское мастерство. Её наставницей была польская актриса Хелена Моджеевская, которая наняла Софи Тредуэлл в качестве секретаря .
В 1908 году Софи была принята на работу в газету San Francisco Evening Bulletin в качестве журналиста и литературного критика . Брала интервью у Джека Лондона , освещала несколько громких судебных процессов по делу об убийствах. Для серии статей Софи представлялась проституткой, чтобы попасть в исправительный дом . В 1910 году Софи вышла замуж за , известного спортивного репортёра San Francisco Evening Bulletin , скончавшегося в 1933 году .
Софи ездила во Францию освещать Первую мировую войну , была единственной женщиной-корреспондентом, аккредитованным Государственным департаментом США . Однако Софи не пустили на линию фронта и она работала медсестрой .
По возвращении в США в 1915 году Софи вслед за мужем переехала в Нью-Йорк , где работала в газете New York Journal American журналистом и экспертом по Мексике . Софи освящала конец Мексиканской революции 1910—1917 годах, стала единственным иностранным журналистом, взявшим интервью у революционного генерала Панчо Вилья . Это двухдневное интервью принесло Софи известность в области журналистики, а также послужило основой для первой бродвейской пьесы Софи «Гринго» и её более позднего романа «Лусита». В Нью-Йорке Софи присоединилась к суфражисток и участвовала в борьбе за избирательное право для женщин. Софи жила в свободном браке , отдельно от мужа. Софи вошла в круг богатого поэта, коллекционера, мецената и издателя и его жены Луизы, а также художника Марселя Дюшана . В 1916—1919 годах у Софи был роман с художником .
В 1923 году Софи училась у Ричарда Болеславского , ученика Константина Станиславского , актёра и режиссёра Первой студии МХТ . В это же время Софи стала объектом внимания СМИ из-за судебной тяжбы с Джоном Берримором , который пытался поставить пьесу о Эдгаре Аллане По своей второй жены . Пьеса в значительной степени была заимствована из рукописи, которую Софи написала и поделилась с ней несколькими годами ранее. Софи удалось выиграть суд и остановить постановку, за что она подверглась резкой критике в СМИ.
Между 1922 и 1941 годами на Бродвее были поставлены 7 пьес Софи. Критики часто отрицательно оценивали пьесы Софи. Также у неё были напряжённые отношения с продюсерами.
Софи познакомилась с русским эмигрантом, театральным критиком Александром Койранским . По совету Койранского в 1929 году Софи послала для постановки в СССР свою пьесу «Машиналь» Сергею Бертенсону , который сохранял связи с Владимиром Немировичем-Данченко , директором и художественным руководителем МХАТ и перевёл пьесу на русский язык . Бертенсон отослал перевод Владимиру Немировичу-Данченко, который рекомендовал её для постановки на Малой сцене. Художественный совет МХАТ пьесу отверг, и Немирович-Данченко «рекомендовал её дальше» — в Камерный театр Таирова. С 21 мая по 6 июня 1933 года Софи побывала в Москве, поводом для визита стало приглашение Софи на премьеру 22 мая её пьесы «Машиналь» в Камерном театре Таирова . В ходе визита в Москву Софи 30 мая побывала на спектакле « Дни Турбиных » и 4 июня в гостях у Михаила Булгакова . По возвращении в США Софи Тредуэлл написала драму «Земля обетованная», местом действия которой является коммунальная квартира в Москве . Софи последовательно защищала авторское право и стала первым американским драматургом, получившим гонорар за постановку своей пьесы в СССР.
В 1941 году Софи восемь месяцев прожила в Мехико в качестве корреспондента « New York Herald Tribune ». Софи некоторое время жила в Вене, столице Австрии, а также в Торремолинос на юге Испании. Вернувшись в США, жила в Ньютауне в штате Коннектикут, а также в родном Стоктоне и в Мексике.
Софи посетила послевоенную Германию. В 1949 году Софи усыновила мальчика из Германии, которого назвала Уильямом.
Последние годы провела в городе Тусон в штате Аризона. Скончалась в больнице 20 февраля 1970 года.
Вдохновила драматурга реальная история (1895—1928), судебный процесс над которой Софи освящала в качестве журналиста .
Премьера пьесы состоялась на Бродвее в 1928 году. Поставил её .
22 мая 1933 года состоялась премьера пьесы в Москве в Камерном театре Таирова , постановщик Александр Таиров , художник-оформитель Вадим Рындин , с Алисой Коонен в заглавной роли. На премьеру приезжала сама Софи Тредуэлл . Одновременно пьеса под названием «Эллен Джонс» шла в Театре-студии под руководством Р. Н. Симонова , постановка Рубена Симонова и Александра Габовича , художники А. Оленев, В. Либсон и Л. Кулага, с Ксенией Тарасовой в заглавной роли. Обе постановки пользовались одинаково большим успехом.
В 1993 году пьеса была поставлена Стивеном Долдри в Королевском национальном театре с Фионой Шоу в заглавной роли. Постановка получила премию Лоренса Оливье за лучший возобновлённый спектакль в 1994 году.