Interested Article - Американский империализм

Политическая карикатура 1898 года «Десять тысяч миль от края до края»: расширение доминирования США (которое символизирует белоголовый орлан ) от Пуэрто-Рико до Филиппин . Внизу изображена территория США 100 годами ранее, в 1798 году

Американский империализм ( англ. American imperialism , также Американская империя ) — политическое , экономическое , военное и культурное влияние США в других странах мира. Концепция Американской империи впервые была популяризирована в результате Испано-американской войны 1898 года .

Сторонниками этого понятия являются различные авторы от классических марксистских теоретиков империализма до неоконсерваторов , убеждённых в американской империалистической роли. Многие марксисты, анархисты , члены движения новых левых и некоторые консерваторы рассматривают американский империализм как закоренелый и аморальный.

Обычно считается, что политика американского империализма началась в конце XIX века , хотя некоторые считают, что территориальная экспансия США за счёт коренных американцев достаточно близка к империализму, чтобы именоваться тем же термином . В представлении таких историков, как (англ.) , Говард Зинн и (англ.) американский империализм прослеживает своё начало не с испано-американской войны, а с покупки Джефферсоном Луизианы или даже с угнетения коренных американцев до Американской революции и продолжается по сей день. Писатель (англ.) утверждает, что США со времён обретения независимости использует каждое доступное политическое, экономическое, и военное средство для доминирования над другими нациями .

Терминология

Термин империализм был предложен в середине XIX века . Впервые широко применяется к США со стороны «американской антиимпериалистической лиги», основанной в 1898 году против испано-американской войны и последующей оккупации и жестокости, совершаемых американскими войсками на Филиппинах после Филиппино-американской войны . Также используется в политической доктрине Северной Кореи как образ внешнего врага.

Оксфордский английский словарь дает три определения империализма:

  1. Имперская система правительства; правление императора.
  2. Принцип или дух империи; защита имперских интересов.
  3. В пренебрежительном тоне. В коммунистическом контексте: имперская система — это политика западных держав . В западном контексте: имперской системой является политика коммунистической власти.

До сих пор идут споры, является ли США империей с политической подоплёкой последних двух определений. Существуют противоречия между империей как формой государства и империализмом как формой политики.

Федеральное правительство Соединённых Штатов никогда не называло свои территории империей, но некоторые историки называют его таковым, в том числе Макс Бут , Артур Шлезингер и Нил Фергюсон .

История

(англ.) на запад с конца XVIII века

Несмотря на периоды мирного сосуществования, войны с коренными американцами привели к значительным территориальным приобретениям американских колонистов. Эти войны периодически продолжались после обретения независимости США , а кампания этнических чисток , известная как переселение индейцев, позволила белым американским поселенцам получить более ценную территорию в восточной части континента.

Джордж Вашингтон начал (англ.) , которая продолжалась до 1800-х годов. США провозгласили доктрину Монро в 1821 году, чтобы остановить дальнейший европейский колониализм и позволить американским колониям расти дальше, но стремление к территориальной экспансии США до Тихого океана было чётко обозначено в доктрине « явного предначертания ». Луизианская покупка была мирной, но Американо-мексиканская война 1846 года привела к аннексии 525 тысяч квадратных миль мексиканской территории . Предпринимались попытки расширить проамериканские государства в Мексике и Центральной Америке, наиболее заметными из которых были создание (англ.) (англ.) Уильяма Уокера в 1853 году и его интервенция в Никарагуа в 1855 году. Сенатор Сэм Хьюстон от Техаса предложил в Сенате США резолюцию для «Соединённых Штатов поддерживать целесообразный протекторат над государствами Мексика, Никарагуа, Коста-Рика, Гватемала, Гондурас и Сан-Сальвадор». Идея американской экспансии в Мексику и Карибский бассейн была популярна среди политиков рабовладельческих штатов, а также среди некоторых бизнес-магнатов Никарагуанского транзита (полусухопутный торговый путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны до Панамского канала). Президент Улисс Грант пытался аннексировать Доминиканскую Республику в 1870 году, но не получил поддержки Сената.

От политики невмешательства полностью США отказались после Испано-американской войны 1898 года. Соединенные Штаты приобрели оставшиеся островные колонии Испании, а президент Теодор Рузвельт защищал приобретение Филиппин. США охраняли Латинскую Америку в соответствии с (англ.) 1904 года, дополнении к Доктрине Монро , а иногда использовали вооруженные силы в американских коммерческих интересах (например, интервенция в банановые республики и аннексия Гавайев ). Империалистическая внешняя политика вызывала споры в среде американской общественности, а внутреннее противодействие позволило Кубе получить независимость. Однако в начале XX века США получили Зону Панамского канала и оккупировали Гаити и Доминиканскую Республику. Соединённые Штаты вернулись к строгой политике невмешательства после Первой мировой войны, включая политику добрососедства в отношении стран Латинской Америки .

После бомбардировки

На завершающем этапе Второй мировой войны Вооружёнными силами США были произведены атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. В результате взрыва мгновенно погибли 80 тысяч человек, к концу 1945 года общее число погибших от онкологических заболеваний и лучевой болезни составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки.

Атомная бомбардировка Хиросимы оказала глубокое воздействие на премьер-министра Японии Кантаро Судзуки и на министра иностранных дел Японии Того Сигэнори , которые склонились к тому, что японское правительство должно прекратить войну . Результатом капитуляции Японии стала её оккупация союзными войсками, длившаяся с 1945 по 1952 год.

Роль ядерных бомбардировок в капитуляции Японии и их этическая обоснованность остаются предметом научной и общественной дискуссии. В обзоре историографии, посвящённой этому вопросу, американский историк Сэмюель Уокер писал, что «споры о целесообразности бомбардировок определенно будут продолжаться». Уокер также отметил, что «фундаментальный вопрос, по которому вот уже более 40 лет продолжаются споры, были ли атомные бомбардировки необходимы для достижения победы в войне на Тихом океане на условиях, приемлемых для США» . Сторонники бомбардировок обычно утверждают, что они вызвали капитуляцию Японии, предотвратили массовые потери с обеих сторон при вторжении в Японию: высадка на Кюсю планировалась в октябре 1945 года, на Хонсю — пятью месяцами позже. Противники бомбардировок утверждают, что они были просто дополнением к уже идущим ожесточенным обычным бомбардировкам и, таким образом, в них не было военной необходимости , что они, в отличие от других методов ведения боевых действий, были аморальны по своей сути и являлись военным преступлением или были формой государственного терроризма . Предполагается, что ядерные бомбардировки Японии были проведены с целью продемонстрировать странам мира, в первую очередь Советскому Союзу, набравшему силы и международный авторитет после победы над Германией, обладание сверхмощным оружием .

Согласно американскому историку Джеймсу Вейнгартнеру , существует связь между практикой расчленения тел японских погибших американскими военнослужащими и атомными бомбардировками японских городов . Согласно Вейнгартнеру, и то, и другое были частично результатом дегуманизации противника. « Широко распространённый образ японцев как недочеловеков создавал эмоциональный контекст, который обеспечивал ещё одно оправдание для решений, результатом которых была гибель сотен тысяч человек » . На второй день после бомбардировки Нагасаки Трумэн высказал: « Единственный язык, который они понимают — это язык бомбёжек. Когда приходится иметь дело с животным, приходится обращаться с ним как с животным. Это очень печально, но тем не менее это так » .

Американское правительство не принесло извинений за гибель сотен тысяч мирных японских жителей и не поддержало мнения, что в данной ситуации не было необходимости использовать ядерное оружие. Официальные лица современной Японии стараются не ставить под сомнение авторитет Соединённых Штатов и избегать упоминания США в связи с ядерными бомбардировками .

После Второй мировой войны США управляли многими островами Тихого океана, захваченными во время войны с Японией. Отчасти для того, чтобы предотвратить опасный рост вооружённых сил этих стран, отчасти для сдерживания Советского Союза , Соединённые Штаты обязались защищать Германию (которая также является членом НАТО) и Японию (в рамках Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией ), которые ранее потерпели поражение в войне и теперь являются независимыми демократиями. США имеют значительное военное присутствие в обоих странах.

Япония, на территории которой находится более 100 американских военных баз и военных объектов и которую связывает с США Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности , может рассматриваться как протекторат США .

Массовое убийство в деревенской общине Сонгми , военное преступление , совершённое солдатами Армии США в 1968 году в ходе войны во Вьетнаме

Холодная война переориентировала американскую внешнюю политику на противодействие коммунизму. Преобладающая внешняя политика США стала основываться на роли США в качестве глобальной сверхдержавы , обладающей ядерным оружием . Доктрина Трумэна и Доктрина Рейгана сформулировали миссию США как защиту свободных народов от недемократической системы, и антисоветская внешняя политика стала принудительной, а иногда и завуалированной. (англ.) включало свержение демократически избранного правительства Ирана в 1953 году, вторжение в залив Свиней на Кубе в 1961 году, оккупацию Гренады в 1983 году и вмешательство в выборы в различных иностранных государствах. Долгая и кровавая война во Вьетнаме привела к широкой критике «самонадеянности власти» и нарушений международного права , вытекающих из « (англ.) ». Мартин Лютер Кинг-младший , среди прочего, обвинял США в новой форме колониализма . В числе других военных преступлений в ходе войны во Вьетнаме получило известность массовое убийство мирных жителей в деревенской общине Сонгми , совершённое солдатами Армии США в 1968 году. Военнослужащие США совершили убийство 504 мирных жителей , из них 182 женщины (в том числе 17 беременных) и 210 детей . Многие жертвы перед убийством были подвергнуты пыткам, женщины — групповым изнасилованиям . Преступление вызвало возмущение мировой общественности. Только один военнослужащий, Уильям Келли , был признан американским судом виновным, но проведя три с половиной года под домашним арестом, был помилован.

Многие считали, что Война в Персидском заливе 1990—1991 годов после окончания Холодной войны была мотивирована нефтяными интересами США, хотя она повернула вспять враждебное вторжение в Кувейт . После терактов 11 сентября 2001 года вопрос об империализме был поднят снова, когда Соединённые Штаты вторглись в Афганистан в 2001 году, чтобы свергнуть Талибан (где укрывались организаторы терактов), и в Ирак в 2003 году (который, как ошибочно утверждали США, имел оружие массового поражения ). Вторжение привело к краху иракского Баасистского правительства и его замене Временной коалиционной администрацией . После вторжения повстанцы боролись против сил Коалиции и недавно избранного иракского правительства, и вспыхнула межконфессиональная гражданская война. Война в Ираке впервые за несколько десятилетий открыла нефтяную промышленность страны для американского капитала , и многие утверждали, что вторжение являлось (англ.) . По состоянию на 2018 год в обеих войнах погибло около 500 тысяч человек .

Соединённые Штаты интегрировали (с правом голоса) все свои территориальные приобретения на Североамериканском континенте, включая Аляску. Гавайи также стали штатом с равным представительством (Федеральное правительство официально принесло (англ.) ), но другие островные юрисдикции, приобретенные во время войны, остаются территориями под управлением правительства , не являющимися частью какого-либо штата: Гуам , Пуэрто-Рико , Американские Виргинские острова , Американское Самоа и Северные Марианские острова . Остальные приобретённые территории стали независимыми с разной степенью сотрудничества с США, начиная от трёх свободно ассоциированных с США государств ( Федеративные Штаты Микронезии , Республика Маршалловы Острова и Республика Палау ), которые участвуют в программах федерального правительства в обмен на предоставление права на размещение американских военных баз, до Кубы, которая разорвала дипломатические отношения с США во время Холодной войны. Соединенные Штаты были публичными сторонниками деколонизации относительно европейских колоний после Второй мировой войны, начав десятилетний переход к независимости Филиппин в 1934 году с Закона Тайдингса — Макдаффи . Тем не менее стремление США к неформальной системе глобального первенства в « (англ.) » часто приводило к (англ.) .

Американская исключительность

На обложке журнала « Puck », опубликованной 6 апреля 1901 года, после победы США в Испано-американской войне 1898 года, Колумбия , национальное олицетворение США, прихорашивается в (англ.) в виде военного корабля; надписи « мировая держава » и « экспансия »

Американская исключительность — представление о том, что Соединённые Штаты занимают особое положение среди наций мира в плане своего национального кредо, исторического развития, политических и религиозных институтов и происхождения.

Согласно мнению ряда историков истоки такой позиции восходят к проповеди Джона Уинтропа « (англ.) », лидера одной из групп переселенцев, направлявшихся в Америку в 1630 году, который определял миссию переселенцев в Новый Свет , как создание нового идеального общества, образца для всего мира . Философ (англ.) прослеживает развитие представления об американской исключительности как отдельного явления от французского политического деятеля XIX века Алексиса де Токвиля , который пришел к выводу, что США однозначно «идут по пути, которому не видно предела» .

В 1927 году Джей Лавстон , лидер Коммунистической партии Америки , определил американскую исключительность как рост прочности американского капитализма , которая, как он сказал, помешала социалистической революции в Америке . В 1929 году Иосиф Сталин , не желая верить, что Америка так устойчива к революции, назвал идеи Лавстона «ересью американской исключительности» . В 1930-х годах учёные США переопределили американскую исключительность как олицетворение нации, которая должна вести мир во главе с США под идеалами старших европейских стран и быть примером на пути к свободному будущему без марксизма и социализма. Позже социалисты и другие авторы в США и за их пределами пытались описать эту исключительность .

Вера в американскую исключительность более характерна для консерваторов , чем либералов . Американские историки Говард Зинн и утверждают, что она основана на мифе, и что «растёт число отказов от принятия идеи исключительности» на национальном и международном уровнях. В противоположность этому, американский консерватор Майк Хакаби говорит, что «отрицание американской исключительности означает по сути отрицание сердца и души этого народа» .

Согласно редакционной статье в журнале « Monthly Review » (2001): «Британская империя оправдывалась как благодеятельное „ бремя белого человека “. А в Соединённые Штаты даже не являются империей, „мы“ просто защищаем дело свободы, демократии и справедливости во всём мире» .

Культурный империализм

Первый ресторан McDonald’s в СССР , открывшийся в Москве на Пушкинской площади 31 января 1990 года

Некоторые критики империализма утверждают, что военный и культурный империализм взаимозависимы. Американец Эдвард Саид , один из основоположников постколониальной теории , сказал:

…настолько влиятельным был дискурс, настаивающий на американской особости, альтруизме и возможностях, что империализм в Соединённых Штатах как термин или идеология лишь недавно и в незначительной мере появился в исследованиях по культуре, политике и истории США. Но связь между имперской политикой и культурой в Северной Америке, и в частности в США, удивительно прямая .

Учёный-международник Дэвид Роткопф не согласен с этой точкой зрения и утверждает, что культурный империализм является невинным результатом глобализации , которая открывает доступ к многочисленным американским и западным идеям и продуктам, которые многие неамериканские и незападные потребители во всем мире выбирают добровольно . Мэтью Фрейзер проводит аналогичный анализ, но далее утверждает, что глобальное культурное влияние США является благом .

Национализм является одним из способов, с помощью которых правительство способно формировать общественное мнение. Пропаганда в средствах массовой информации служит для того, чтобы продвигать общепринятое мнение. Луи А. Перес-младший приводит пример пропаганды, использовавшейся во время войны 1898 года: «Мы идём, Куба, идём; мы обязаны освободить вас! Мы идём с гор, с равнин и с внутренних морей! Идём с гневом Божьим, чтобы заставить испанцев бежать! Мы идём, Куба, идём, идём сейчас!» .

Военные базы США за рубежом

Американское военное присутствие в 2007 году Более 1000 военнослужащих Более 100 военнослужащих Используются военные объекты

В 2004 году Чалмерс Джонсон утверждал, что американская версия колонии — это военная база . (англ.) в 2006 году заявил, что постоянные базы США в Ираке предполагают восприятие « Ирака как колонии » .

Хотя под контролем США остаются такие территории, как Гуам , Американские Виргинские острова , Северные Марианские Острова , Американское Самоа и Пуэрто-Рико , США позволили многим из своих заморских территорий или оккупированных территорий получить независимость после Второй мировой войны: Филиппины (1946), Зона Панамского канала (1979), Палау (1981), Федеративные Штаты Микронезии (1986), Маршалловы Острова (1986) и др. У территории большинства из них до сих пор действуют военные базы США. На Окинаве военные базы США присутствуют вопреки общественному мнению местных жителей . В 2003 году по данным Министерства обороны Соединённые Штаты имели базы более чем в 36 странах мира , включая базу Кэмп-Бондстил на территории Косово . С 1959 года Куба считает присутствие США в заливе Гуантанамо незаконным .

К 1970 году Соединённые Штаты были членом четырёх региональных оборонных союзов и активным участником пятого, имели договоры о взаимной обороне с 42 странами, были членом 53 международных организаций и оказывали военную или экономическую помощь почти 100 странам мира . В 2015 году Министерство обороны США сообщило, что количество баз, на которых размещались или работали какие-либо военные или гражданские лица, составляло 587 .

В 2015 году в книге Дэвида Вайна «Базовая нация» было указано 800 военных баз США, расположенных за пределами США, в том числе 174 базы в Германии, 113 в Японии и 83 в Южной Корее. Общая стоимость оценивается примерно в 100 миллиардов долларов в год .

Согласно « The Huffington Post », «45 наций и территорий с недостаточно демократической или недемократической властью составляют более половины из примерно 80 стран, в которых в настоящее время размещаются базы США… Исследование политолога (англ.) подтверждает то, что стало известно как „гипотеза диктатуры“: Соединённые Штаты склонны поддерживать диктаторов [и другие недемократические режимы] в странах, где они располагают базами» .

По состоянию на 2013 год у США было много баз и войск, размещенных по всему миру . Их присутствие вызывает разногласия и неприятие .

Сторонники

Один из первых историков Американской империи (англ.) писал: «Обычная жажда земли, рынков или безопасности стала оправданием благородной риторики о процветании, свободе и безопасности» .

Макс Бут , сторонник американского империализма, писал: «Американский империализм был величайшей силой добра в мире в прошлом столетии. Он победил коммунизм и нацизм и участвовал в борьбе против талибов и сербских этнических чисток» . Бут использовал термин «империализм» для описания политики Соединённых Штатов не только в начале XX века, но и «по крайней мере с 1803 года» . Идею империи принимали и другие неоконсерваторы , включая британского историка Пола Джонсона и писателей (англ.) и (англ.) , а также некоторые (англ.) , такие как политологи Збигнев Бжезинский и Михаил Игнатьев .

Шотландско-американский историк Нил Фергюсон утверждает, что Соединённые Штаты являются империей, и считает, что это хорошо: «Что не позволено, так это говорить, что Соединенные Штаты — это империя, и что это может быть не так уж плохо» . Фергюсон проводит параллели между Британской империей и глобальной ролью Соединённых Штатов в конце XX и начале XXI веков, хотя он описывает политические и социальные структуры США как более похожие на структуры Римской империи , чем Британской. Фергюсон утверждает, что у всех этих империй были как положительные, так и отрицательные стороны, но положительные стороны Американской империи, если она извлечет уроки из истории и своих ошибок, значительно перевесит негативные аспекты .

Другая точка зрения предполагает, что экспансия Соединённых Штатов за границей действительно была империалистической, но этот империализм — лишь временное явление, искажение американских идеалов или пережиток прошлой эпохи. Историк Сэмюэл Флэгг Бемис утверждает, что экспансионизм Испано-американской войны был недолговечным империалистическим импульсом и «большим отклонением от нормы в американской истории», совершенно иной формой территориального роста, чем в более ранней американской истории . Историк Уолтер Лафибер считает экспансионизм Испано-американской войны не отклонением от нормы, а кульминацией экспансии Соединённых Штатов на запад .

Историк (англ.) считает, что США не стремится к мировому господству, но поддерживает своё мировое влияние посредством системы взаимовыгодных обменов . Филиппинский революционер генерал Эмилио Агинальдо считал, что американское вмешательство на Филиппинах было разрушительным: «Филиппинцы борются за свободу, американский народ борется с ними, чтобы дать им свободу. Два народа борются параллельно за одну и ту же цель ». Американское влияние во всем мире и его последствия для других стран имеют большое число интерпретаций.

(англ.) утверждают, что, хотя в нынешнем мировом порядке доминируют Соединённые Штаты, форма, которую принимает это господство, не является имперской. Ученый-международник Джон Икенберри утверждает, что международные институты заняли место империи .

Учёный-международник Джозеф Най считает, что власть США все больше и больше основывается на « мягкой силе », которая исходит от культурной гегемонии , а не от грубой военной или экономической силы. Сюда входят такие факторы, как широко распространенное стремление эмигрировать в США, престижность американских университетов и соответствующая высокая доля иностранных студентов в них, распространение американских стилей популярной музыки и кинематографа. Массовая иммиграция в Америку может оправдать эту теорию, но неизвестно, сохранили бы Соединённые Штаты свой престиж без своего военного и экономического превосходства . (англ.) утверждает, что американские университеты :

действовали как магниты для привлечения многообещающей элиты, которая стремилась приобрести навыки, квалификацию и престиж, которые пришли с торговой маркой «Сделано в США». Это тонкая, долгосрочная форма «мягкой силы», для успешного функционирования которой требуется лишь ограниченное вмешательство правительства США. Это соответствует точке зрения Сэмюэля Хантингтона , что американская власть редко стремилась завладеть чужими территориями, предпочитая вместо этого проникать на них — культурно, экономически и политически — таким образом, чтобы обеспечить молчаливое согласие ради интересов США .

См. также

Примечания

  1. Bryne, Alex (англ.) . The Conversation . Дата обращения: 2 февраля 2019. 2 февраля 2019 года.
  2. Immerwahr, Daniel. . — Vintage Publishing, 2019. — P. . — ISBN 978-1-84792-399-8 . от 8 апреля 2022 на Wayback Machine . Дата обращения: 29 мая 2022. Архивировано 8 апреля 2022 года.
  3. Lens, Sidney. (англ.) . — Haymarket Books and Pluto Press, 2003. Book jacket.
  4. (недоступная ссылка)
  5. Lindsay, Ivo H. Daalder and James M. (30 ноября 2001). Дата обращения: 29 мая 2022. 17 ноября 2017 года.
  6. (англ.) , Howard Zinn. . — London : Pluto Press, 2003. — ISBN 0-7453-2100-3 . . Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 25 октября 2015 года.
  7. Field, James A., Jr. (June 1978). "American Imperialism: The Worst Chapter i Almost Any Book". The American Historical Review . 83 (3): 644—668. doi : . JSTOR . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка )
  8. Sadao Asada. «The Shock of the Atomic Bomb and Japan’s Decision to Surrender: A Reconsideration» . The Pacific Historical Review , Vol. 67, No. 4 (Nov., 1998), pp. 477—512.
  9. J. Samuel Walker, Ph.D. in history (University of Maryland, 1974) . Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано из 1 июня 2010 года. , historian at U.S. Nuclear Regulatory Commission от 3 июня 2010 на Wayback Machine
  10. Walker, J. Samuel. (англ.) // Diplomatic History : journal. — 2005. — April ( vol. 29 , no. 2 ). — P. 334 . — doi : .
  11. Ward Wilson. The Winning Weapon? Rethinking Nuclear Weapons in Light of Hiroshima. International Security , Vol. 31, No. 4 (Spring 2007), pp. 162—179
  12. The Collins Encyclopedia of Military History, Dupuy & Dupuy, BCA 1994, page 1308
  13. Stohl, Michael. National Interest and State terrorism // . — CRC Press , 1988. — С. 279. — ISBN 9780824778149 .
  14. Соловьёва Екатерина, Кошкин А. А. от 18 января 2022 на Wayback Machine . История.РФ . 07.08.2018.
  15. (недоступная ссылка)
  16. James J. Weingartner. (англ.) // (англ.) : journal. — 1992. — February ( vol. 61 , no. 1 ). — P. 556 .
  17. Weingartner, p. 67
  18. Weingartner, p. 54.
  19. Вейнгартнер приписывает эту цитату из Трумэна Рональду Шафферу, Wings of Judgement: American Bombings in World War II (New York, 1985), p. 171.
  20. University, © Stanford; Stanford; California 94305 (англ.) . The Martin Luther King, Jr., Research and Education Institute (25 апреля 2017). Дата обращения: 9 мая 2019. 10 февраля 2022 года.
  21. . www.salem-news.com. Дата обращения: 1 июля 2018. 1 июля 2018 года.
  22. . Дата обращения: 7 августа 2007. Архивировано из 18 августа 2007 года.
  23. . www.countryjoe.com. Дата обращения: 1 июля 2018. 25 сентября 2018 года.
  24. от 17 января 2018 на Wayback Machine // BBC . 20 July 1998.
  25. (англ.) . CNN (19 марта 2013). Дата обращения: 8 мая 2019. 8 мая 2019 года.
  26. . www.aljazeera.com . Дата обращения: 8 мая 2019. 19 сентября 2020 года.
  27. . courses.lumenlearning.com . Дата обращения: 29 апреля 2019. 5 января 2022 года.
  28. Frederick Jackson Turner, 21 мая 2008 года. , sagehistory.net (archived from on May 21, 2008).
  29. . РИСИ . 2016-02-20. из оригинала 22 января 2019 . Дата обращения: 23 апреля 2018 .
  30. Kellner, Douglas. (25 апреля 2003). Дата обращения: 20 февраля 2006. 17 февраля 2006 года.
  31. Karlyn Bowman. (англ.) (28 апреля 2008). 1 мая 2008 года.
  32. от 8 февраля 2017 на Wayback Machine (англ.)
  33. от 9 августа 2016 на Wayback Machine (англ.)
  34. от 16 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.)
  35. Howard Zinn. (англ.) . Boston Review (1 июня 2005). Дата обращения: 15 октября 2015. 16 сентября 2013 года.
  36. Roger Cohen. (англ.) . The New York Times (24 апреля 2009). Дата обращения: 15 октября 2015. 24 апреля 2018 года.
  37. (англ.) . Politico (20 августа 2010). Дата обращения: 15 октября 2015. 13 января 2017 года.
  38. Magdoff, Harry; John Bellamy Foster (November 2001). . Monthly Review . 53 (6): 7. из оригинала 14 апреля 2022 . Дата обращения: 8 октября 2009 .
  39. . Дата обращения: 3 мая 2020. 28 июня 2018 года.
  40. Said, Edward. Дата обращения: 23 февраля 2006. Архивировано из 17 сентября 2001 года.
  41. Rothkopf, David 19 января 2012 года. Foreign Policy, Number 107, Summer 1997, pp. 38–53
  42. Fraser, Matthew. Weapons of Mass Distraction: Soft Power and American Empire. — St. Martin's Press, 2005.
  43. Pérez, Louis A. The War of 1898: The United States and Cuba in History and Historiography . Chapel Hill: University of North Carolina, 1998. Print.
  44. Johnson, Chalmers (2004-01-15). . TomDispatch . из оригинала 8 ноября 2020 . Дата обращения: 23 января 2020 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  45. Pitts, Chip (2006-11-08). . The National Interest. из оригинала 13 июня 2021 . Дата обращения: 8 октября 2009 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  46. Patrick Smith, , International Herald Tribune (Opinion section), March 6, 1998.
  47. . USA Department of Defense (2003). Дата обращения: 23 января 2007. Архивировано из 10 января 2007 года.
  48. . Der Spiegel . Hamburg. 2005-12-05. из оригинала 23 апреля 2022 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  49. . BBC News . 2015-01-30. из оригинала 7 декабря 2016 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  50. (англ.) . . — New York : Viking Press, 1967. — P. . — ISBN 978-0670544769 .
  51. . (англ.) . Дата обращения: 4 сентября 2017. 27 сентября 2017 года.
  52. Vine, David. 2015. от 30 мая 2022 на Wayback Machine . Published by Metropolitan Books, Henry Holt and Company, New York.
  53. . The Huffington Post . 2017-05-16. из оригинала 15 февраля 2019 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  54. . United States Department of Defense. Дата обращения: 9 апреля 2017. Архивировано из 21 февраля 2015 года.
  55. . VICE News (28 апреля 2014). Дата обращения: 31 мая 2022. 13 сентября 2017 года.
  56. . PopularResistance.Org (17 ноября 2014). Дата обращения: 31 мая 2022. 19 апреля 2019 года.
  57. William Appleman Williams, "Empire as a Way of Life: An Essay on the Causes and Character of America's Present Predicament Along with a Few Thoughts About an Alternative" (New York: Simon & Schuster, 1996), S1.
  58. Max Boot (2003-05-06). . Op-Ed. USA Today . из оригинала 4 апреля 2011 . Дата обращения: 29 мая 2022 – via Council on Foreign Relations.
  59. . mtholyoke.edu . Архивировано из 15 мая 2008 года.
  60. Heer, Jeet (2003-03-23). . Boston Globe . из оригинала 7 мая 2006 . Дата обращения: 29 мая 2022 .
  61. Ferguson, Niall (2005). . Daedalus . 134 (2): 18—33. doi : . из оригинала 12 апреля 2022 . Дата обращения: 29 мая 2022 . Quoting, p. 21.
  62. Niall Ferguson, Colossus: The Rise and Fall of the American Empire (2005), pp. 286—301.
  63. Miller, Stuart Creighton. . — Yale University Press, 1982. — ISBN 0-300-02697-8 . p. 3.
  64. Lafeber, Walter. . — Cornell University Press, 1975. — ISBN 0-8014-9048-0 .
  65. Hanson, Victor Davis (November 2002). . National Review . из оригинала 11 мая 2008 . Дата обращения: 8 октября 2009 .
  66. Aguinaldo, Emilio (September 1899). (PDF) . North American Review . (PDF) из оригинала 29 ноября 2015 . Дата обращения: 29 мая 2022 .
  67. Ikenberry, G. John (2004). . Foreign Affairs . 83 (2): 144—154. doi : . JSTOR . из оригинала 22 января 2020 . Дата обращения: 22 января 2020 .
  68. Joseph S. Nye Jr, Soft Power: The Means to Success in World Politics (2004), pp. 33—72.
  69. Scott-Smith, Giles (2007). . The Hague Journal of Diplomacy . 2 (3): 283—305. doi : .
  70. Huntington, Samuel P. (1973). (PDF) . World Politics . 25 (3): 333—368. doi : . JSTOR . (PDF) из оригинала 8 апреля 2022 . Дата обращения: 29 мая 2022 . p. 344.
  71. Также: Liping Bu, Making The World Like Us: Education, Cultural Expansion, and the American Century (2003).

Ссылки

  • Густерин П.
  • (англ.) // The Economist : newspaper. Argues that the U.S. is going through an imperial phase, but like previous phases, this will be temporary, since (they argue) empire is incompatible with traditional U.S. policies and beliefs.
  • . Дата обращения: 5 мая 2006. 21 марта 2012 года. A website that looks at the events of 9/11 which point towards government orchestration with the intention of using mass public fear as a catalyst for creating a stronger American Empire.
  • . Дата обращения: 16 августа 2008. 29 августа 2006 года. A series of related books by the authors Chalmers Johnson , , , Walden Bello , , , Brendan Smith , , Noam Chomsky , , , , and .
  • . tygerland.net by AS Heath . Дата обращения: 10 июня 2006. 21 марта 2012 года. July 25, 2005
  • (англ.) . (англ.) // USA today : newspaper. — 2003. — May 5. Argues that «U.S. imperialism has been the greatest force for good in the world during the past century.»
  • , . Slate.com . Дата обращения: 10 июня 2006. 21 марта 2012 года. , warns that the U.S.—whether or not you call it an empire—should be careful to use its power wisely.
  • , . 21 марта 2012 года. Article from conservative writer and historian, argues that the U.S. has always been an empire—and a good one at that.
  • Motyl, Alexander J. (англ.) // Foreign Affairs : magazine. — 2006. — July/August. 24 февраля 2007 года. от 24 февраля 2007 на Wayback Machine Two new books attempt to explain U.S. power and policy in imperial terms.
  • . Дата обращения: 7 августа 2006. Архивировано из 8 августа 2006 года.
  • Niall Ferguson . . Vanity Fair . Дата обращения: 1 октября 2006. 21 марта 2012 года.
  • Monthly Review . Дата обращения: 20 марта 2007. 21 марта 2012 года.
  • Transcript of presentation by Robert Dujarric on April 14, 2004
  • . transnational.org . Дата обращения: 30 июля 2006. 21 марта 2012 года.
  • Цветкова Н. А. Cultural imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны», СПб., 2007.
Источник —

Same as Американский империализм