Interested Article - Севрюки

Севрюки ( сиврюки , реже севруки , позже саяны ) — потомки северян , в Русском государстве с конца XVI века считались служилым сословием из Северской земли .

Севрюки проживали в бассейне рек Десны , Сейма , Ворсклы , Сулы , Быстрой Сосны , Оскола и Северского Донца . Упоминаются в письменных источниках с конца XV века до XVII века.

В XVI веке считались представителями (древне)русской народности . Севрюки последний раз упоминаются в конце XVI — начале XVII веков в эпоху Смутного времени , когда они поддержали восстание Болотникова , так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской» [ неавторитетный источник ] .

После Смутного времени имя севрюков практически исчезает из истории .

Территория

Оригинал. польск. Mapa Ziem Czernihowsko-Siewierskie wlosci i kompleksy w XIV i XV wieku

К Северщине в разное время (географически и этнически) относились такие города-крепости, как Чернигов , Новгород-Северский (возможно два этих города исторически являлись центром Северской земли), Севск , Стародуб , Комаричи , Брянск , Козельск (в меньшей степени), Трубчевск , Глухов , Рыльск , Путивль , Полтава , Глинск , Недригайлов , Хотмыжск , Курск , Гомель .

Границы Северской земли (и её производных — Черниговского, Новгород-Северского и Курского княжеств) никогда не были постоянными. Одно время территория Черниговского княжества захватывала даже подмосковную Коломну , гранича с Рязанским княжеством , которое являлось его вассалом . В стародавние века северяне находились между двумя племенами — полянами на западе и вятичами на северо-востоке [ неавторитетный источник ] .

В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли Руси (России) — находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества .

Название

По мнению большинства исследователей, термин севрюк происходит от названия одного из славянских племенных образований — северян , и образуется в результате снижения продуктивности суффикса -яни/-ани . В XIV—XV веках на юге восточнославянской территории фиксируется рассматриваемый этноним с украинским уменьшительным суффиксом -ук/-юк/-як, восходящий к уменьшительно-ласкательному и, по совместительству, трудовому суффиксу.

Согласно тюркской гипотезе название «севруки-севрюки» вероятно произошло от этнонима «сабар/сибер/сувар/север» откуда впоследствии от древнего «север» произошёл этноним «северяне». (Хайдаров А. А., Набиев Р. Ф. и др. Древний Сувар. Казань, 2009).

Согласно славянской гипотезе и этимологическому словарю, название племени происходит от слова «север»: се́вер род. п. -а, диал. си́вер «северный ветер», арханг. (Подв.), тобольский диалект татар на Иртыше между Тобольском и бывш. Тюменским уездом (ЖСт., 1899, вып. 4, страница 509), украинский сíвер «холод», древнерусский, старославянский сѣверъ (Остром., Супр.), болгарский се́вер, сербохорватский сjе̏ве̑р, словенский sẹ́ver, чешский, словацкий sever, др.-чеш. sěver.

Родственно литовский šiaurỹs, вин. šiáurį, «северный ветер», šiáurė «север», šiaurùs «суровый, пронизывающий до костей (ветер)» (*ḱēur-), латинский caurus «северо-восточный ветер», готский skūrа windis «ураганный ветер», древневерхненемецкий scûr «ливень»; смотри Траутман, ВSW 303 и сл.; И. Шмидт, KSchlBeitr. 6, 149; Мейе, ét. 410; ВSL 25, 175; Мейе — Эрну 191 и сл.; Вальде — Гофм. 1, 190; Буга, РФВ 67, 245; Торп 466 и сл.; Зубатый, AfslPh 13, 623 и сл.; Фасмер, Baudouinowi dе Соurtеnау 81. Сюда же Сѣверъ — область племени северян (Пов. врем. лет, часто), неподалёку от Чернигова, а также болгарский племенное название Σέβερεις в Мизии (Феофан 359; Нидерле, Slov. Star. 2, 2, 407). Этот этноним не имеет ничего общего с названием восточных саваров (Птолем.), вопреки Шафарику (Slav. Alt. I, 212), Маркварту (UJb. 4, 270 и сл.), Первольфу (AfslPh 7, 604), Файсту (WuS 11, 31), Туулио (Stud. Orient. 6, 148). До того, как восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным у них племенем.

В таком случае название сивер + юк, что крайне типично для украинского образования после 14 века. Этимологически же украинские фамильярные суффиксы «-ук / -юк» происходят от деепричастий как, к примеру, укр. «могутній» (могущественный) обозначало исполнителя действия в праславянском языке *gorentjь = *gorontjь (укр. горячий = горючий). В свою очередь носовые «эн» и «он», дали *gorENtjь = gorONtjь, en — я, on — у/ю. В то же время добавился уменьшительный суффикс др.-рус. -ъкъ- это выглядело следующим образом: *gorEN + ъкъ = gorON +ъкъ. Со временем носовые гласные перешли в «я» и «у/ю» что дало др.-рус. «горякъ», которое равнозначное к «горюкъ/горукъ». Эти суффиксы поначалу обозначали буквально младшего в исполнении действия, это хорошо видно в случаях с профессиями: бондар — бондарюк (бочник — бочечник) откуда этот суффикс, потеряв значение действия, перешёл на имена личные (Назар — Назарюк) и на названия людей по местности, как укр. волиняк, подолюк, и туда же «сиверюк». В случае с именами личными это дало началу фамильярному суффиксу, что очень ярко выражено в таких украинских фамилиях, как: Кухарук, Максимюк, Шевчук, Тарасюк, Зализняк, Подоляк, и по сей день.

Теория о происхождении

На преемственную связь населения XV—XVI веков с древнейшим населением Северской земли — северянами указывают советские исследователи В. В. Мавродин , Б. А. Рыбаков , Г. Н. Анпилогов .

По мнению архивиста РГАДА , аспиранта Юго-Западного государственного университета г. Курска — А. С. Ракитина, севрюки — «несостоявшийся восточнославянский народ, наравне со словенами (новгородцами)» [ неавторитетный источник ] .

По современной околонаучной гипотезе севрюки представляют собой потомков гуннов-сабаров-северов [ неавторитетный источник ] . Имеется единичное упоминание об их родстве с уграми.

История

С. В. Иванов . На сторожевой границе Московского государства. 1907
С. В. Иванов . В смутное время . 1909

Знаток курской старины, писатель и историк Е. Л. Марков писал о них [ неавторитетный источник ] :

Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные.

В 1380 году на юго-востоке Северской земли сыном Мамая Мансуром-Киятом было основано княжество Мансура , которое в 1392 году вошло в состав великого княжества Литовского . Потомки Мансура вероятно стали князьями Глинскими. В XV веке на землях нынешнего Старооскольского района Белгородской области обосновались татары Яголдая , которые перешли на службу Великому княжеству Литовскому. Во второй половине XIV века Великий князь Литовский Витовт подарил Глинск Лексаде (Алексе) Мансуровичу. Наиболее раннее из сохранившихся письменных упоминаний о Глинске датируется 1320 годом, что говорит о присутствии здесь славянского населения.

В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Будучи местными жителями и ведя казацкий образ жизни, они знали местность, как свои пять пальцев. Московские и литовские власти охотно нанимали севрюков на охрану южных рубежей, как хороших воинов. В то же время, обладая свободолюбивым нравом, они были не всегда удобны, так как могли отказаться от выполнения воинских обязанностей, противоречивших их убеждениям [ неавторитетный источник ] .

При Василии III в 1515 году Азовские и Белгородские (Днестровские) казаки, прежние «беловежцы», в первой половине XVI века после многих скитаний переселились в Северские земли, где стали известны под именем путивльских или белгородских «станичников» и под общим названием северских казаков или «севрюков» .

В 1549 году севрюки упоминаются ногайским князем Юсуфом, который в жалобе Ивану Грозному писал: «наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки их побили» .

В XVI веке происходит заселение юго-востока Северщины выходцами с правобережной Украины («черкасами») и из Московского государства («московитами»), толчком к нему послужила организация сторожевой службы и строительство Белгородской черты , на которой были основаны города-крепости Валуйки и Оскол (1593), а также Белгород (1596). Населением этой черты были т. н. .

В 1658 году боярин Б. М. Хитрово сообщал казацким старшинам, что из приграничных брянского, карачевского, рыльского и путивльского уездов :

…крестьяне, живущие в имениях вотчинников и помещиков, и холопы бегают в Малороссию, потом приходят оттуда на прежнее жительство толпами, подговаривают к побегу с собой других крестьян и холопов, и нередко отмщают своим господам, если прежде были ими недовольны: набегают на их дома, сожигают их, убивают хозяев и их семейства; иногда они запирали господ в домах, закапывали дома со всех сторон землёй, и так оставляли жильцов умирать голодною смертью.

Севрюки последний раз упоминаются в конце XVI — начале XVII веков в эпоху Смутного времени , когда они поддержали восстание Болотникова , так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». На что московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей . После завершения смуты севрюкские города Севск , Курск , Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России [ неавторитетный источник ] .

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Практически — но не полностью. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Возможно, поэтому до сих пор в городе Глухове (одном из городов Северщины, ныне Сумская область Украины) существует поговорка «украинцы Глухова — лишь наполовину украинцы» [ неавторитетный источник ] .

Как представители служилого люда (казаки) Севрюки упоминаются ещё в XVII веке. Большая часть из них перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон , дав диалектическую и антропологическую основу Низовым Донцам. Стоит заметить и тот факт, что севрюки Киевского и других украинских уездов смешались с Запорожскими казаками, чем вызвано отождествление, встречающееся в некоторой литературе запорожцев и севрюков (Савельев, Яворницкий). Так, в «Истории Запорожских Казаков» Д. И. Яворницкий пишет [ неавторитетный источник ] :

Кроме своевольных людей немалые беды причиняют войску запорожскому и жители Новобогородицкой и Новосергиевской крепостей. Они, с позволения своего воеводы и сотника, с многолюдством врываются во внутрь запорожской паланки; пасеки запорожские разоряют; товариство и севрюков избивают (одного севрюка совсем утопили); козаков на обыкновенную добычь не допускают, а «на остатокъ сего лѣта, паланку спаливши, севрюковъ разогнали, несносно пустошь внутрь самого угодья, яко сами хотятъ, чинятъ».

Тем не менее, в период Смоленской войны 1632—1634 годов в исторических документах упоминаются ещё воевавшие в составе московского войска « » (осадная служба в Севске), «казаки Северской походной рати» и «охочие люди Комарицкой волости» , среди которых выделяются сотник Гришка Дядин и есаул Найдёнка Харламов.

Из местного населения (севрюков) главным образом были сформированы Черниговский и Стародубский казачьи полки, а также Недригайловская и Деркачевская сотни Сумского слободского казачьего полка .

См. также

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. : «<…> из тюрмы и Колмака и Ширяя и путивльцов детей боярских, Дениса Репина с товарыщи, которых на сторожех имали, и азстороханских казаков 70 человек, взяты на Волге с Прокофьева судна Цвиленева, и Резанских и Мещерских казаков и Ивана Фустова казаков княж Петрова полку Серебряного 20 и севрюков 21, всех нас, руси, с полтораста человек, на катарги подавал Мисюрю-каптану <…>»
  5. .
  6. .
  7. Денисевич Г. В. К истории диалектных слов, употребляемых в говорах Курско-Белгородского края//Известия Воронежского государственного педагогического института. Т. 68 — Воронеж: 1969. С. 186—187
  8. Стрижак О. С. Сіверяни//Мовознавство. 1973. № 1. С. 66.
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М.: 1971. Т. 3. С. 589.
  10. Виноградський Ю. До історіі колонізаціі середньщі Чернігівщини // Історично-географічний зборник. — Киів, 1931. — Т. 4. — С. 139, 143.
  11. Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времён до второй половины XVI в.). — Л., 1940. — С. 61—67;
  12. Рыбаков Б. А. Поляне и северяне // « Советская этнография ». — 1947. — № 6—7. — С. 94;
  13. Анпилогов Г. Н. Бортные знамёна как исторический источник (по Путивльским и Рыльским переписным материалам конца XVI и 20-х гг. XVII в.) // Советская археология . — 1964. — № 4. — С. 166.
  14. Хайдаров А. А., Набиев Р. Ф. и др. Древний Сувар. Казань, 2009.

Литература

  • Багновская Н. М. . — М. : Палеотип (Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова), 2002. — 48 с. — ISBN 5-94727-007-2 .
  • Багновская Н. М. . — М. : ИНФРА-М, 2021. — 214 с.
  • Балушок В. (укр.) // Сiверянський лiтопис. — 2015. — № 6 . 2 мая 2023 года.
  • Балушок В. (укр.) // Сiверянський лiтопис. — 2016. — № 6 . 2 мая 2023 года.
  • Голубовский П. В. . — М. : Университетская типография (И. И. Завадзкого), 1881.
  • Ракитин А. С. . // — Сайт «Diderix» (diderix.petergen.com) (2009). Дата обращения: 10 августа 2014. [ неавторитетный источник ]
  • . // Малая курская энциклопедия / Сост. Ш. Р. Гойзман — Сайт «МКЭ» (www.mke.su) (2005–2011). Дата обращения: 10 августа 2014.
  • Садиков П. А. // «Исторические записки». — М. , 1947. — Т. 22 . — С. 132—166 .

Ссылки

  • Статья на hrono.ru
Источник —

Same as Севрюки