Николай Александрович (сын Александра II)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Алекса́ндрович Лы́ткин ( 19 августа 1910 , Прилуки , Вологодский район — 27 сентября 1991 , Москва ) — советский оператор документального кино, фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. Лауреат Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства (1942). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Родился 6 (19) августа 1910 года в селе Прилуки (ныне в составе города Вологды ) Вологодской губернии . В 1933 году окончил операторский факультет Государственного института кинематографии и начал работать на киностудии « Мосфильм » помощником оператора (« Весёлые ребята », «Хижина старого Лувена»). В 1935 году оператор Дальневосточной студии хроники в Хабаровске . С 1939 года — на Московской студии кинохроники .
В годы Великой Отечественной войны снимал на Северо-Западном (с 1941 года), Калининском (с 1943 года) фронтах. В период 1941—1942 годов работал в паре с Евгением Ефимовым . С ноября 1942 года по апрель 1943 года с группой кинохроникёров в составе Владислава Микоши , Василия Соловьёва , Рувима Халушакова находился в командировке в Великобритании и США . Группе было поручено снять планируемое открытие союзниками по антигитлеровской коалиции второго фронта , что состоялось уже после их возвращения в СССР .
В 1943 году был уволен из фронтовой киногруппы и отправлен рядовым на фронт. Участвовал в наступательной операции «Багратион» . За мужество и отвагу, проявленную в боях, был представлен к ордену Славы III степени .
По поводу этих событий имеется несколько противоречащих друг другу версий. Так, ему якобы вменялось то, что он не отснял освобождение Смоленска, хотя в это время там работала другая фронтовая киногруппа, а сам он находился в районе Витебска . Некоторые выдвигали предположение, что он оказался причастен к каким-то инсценировкам при съёмках . По получившей распространение версии, изложенной Михаилом Посельским , оператор был отправлен в штрафбат за неподобающие съёмки руководящего состава. По словам Посельского, в конце войны руководство Главного политического управления РККА стало выдвигать претензии фронтовым кинооператорам за «малодушие», что наверху склонны были объяснять тем, что документалисты стали беречь свои жизни. В связи с такой постановкой вопроса в Москве решили затребовать на просмотр отснятую на фронте плёнку, ещё не прошедшую монтаж. Сотрудник лаборатории ЦСДФ взял первую попавшуюся ему коробку с отснятыми материалами и отвёз её на просмотр, который состоялся в кинозале ГУПП. Этой плёнкой оказались материалы Лыткина, которые он отснял по заданию редакции студии кинохроники. На ней были запечатлены бытовые эпизоды и сцены отдыха генерала А. И. Ерёменко , который в одних трусах делает зарядку, завтракает, бреется, играет на аккордеоне, играет в шахматы с другим генералом и т. п. Эта работа оператора была подвергнута резкой критике, его обвинили в трусости, он был лишён воинского звания капитана-инженера и переведён в штрафной батальон. Согласно этой версии, Лыткин считается единственным фронтовым кинооператором, награждённым орденом Славы в штрафном батальоне за храбрость . Эту версию отвергал Лыткин, который в своих мемуарах писал, что не был в штрафной роте, а его отправили на передовую тайным приказом, не задав ни одного вопроса: «Только потом я узнал о той „рубке леса“ в верхах, от которой полетели на передовую „щепки“ — я и редактор фронтовой газеты. Нужно было отстранить командующего фронтом. Для этого и было подстроено моё назначение — а командующего обвинили в том, что он „окружил себя подхалимами, которые расхваливали его в газете и снимали в кино“» . Иосиф Маневич в своих воспоминаниях, ссылаясь на слова самого Лыткина, заявляет, что его отправили на передовую из-за конфликта с охраной Лаврентия Берии .
Осенью 1944 года назначен фотографом своей дивизии, после чего был возвращён в киногруппу в звании инженера-капитана. Был кинооператором во фронтовой группе режиссёра А. И. Медведкина , вёл съёмки в расположении 3-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. В том же году по инициативе Медведкина были организованы операторские группы, которые использовали для съёмок киноавтоматы, созданные на базе ППШ и 16 мм узкоплёночной американской кинокамеры « Белл-Хауэлл » ( англ. Bell & Howell ). Такие камеры поставлялись в СССР по программе ленд-лиза для комплектации самолётов, где их использовали в качестве кинопулемётов . Лыткину было поручено обучение навыкам операторской работы группы солдат и разведчиков во время ведения боя .
После окончания войны продолжил работу оператором ЦСДФ. С конца 1945 года работал в ряде стран в качестве представителя « Совэкспортфильма ». В августе 1958 года назначен представителем «Совэкспортфильма» в Англии, после возвращения в СССР с 1961 года и до 1964 года — заместитель председателя ВО «Совэкспортфильм». Позже работал представителем этого объединения в Норвегии, затем в Швеции (до 1970 года) .
Снимал сюжеты для кинопериодики: «Звёздочка», « Новости дня », «Советский спорт», «Союзкиножурнал» . Автор книги воспоминаний «Как в кино. Записки кинохроникёра» .
Член ВКП(б) с 1944 года , член Союза кинематографистов СССР (Москва) .
Скончался 27 сентября 1991 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.