Interested Article - Оригинальный русский балет

Оригина́льный ру́сский бале́т , также Орижина́ль балле́ рюс ( фр. Original Ballet Russe ) — названия двух балетных компаний:

История преемственности

Вопрос о том, кто станет наследником труппы Русский балет Дягилева обсуждался ещё при жизни С. П. Дягилева . Правопреемником стал Русский балет Монте-Карло — антреприза Рене Блюма и полковника де Базиля, давшая первое представление в 1932 году, из которой в мае 1935 года выделилась труппа полковника де Базиля , выступавшая под различными названиями. Основным и наиболее узнаваемым из них стало Русский балет полковника де Базиля (или Балле рюс дю колонель де Базиль фр. Les Ballets russes du Colonel W. de Basil , англ. Cоlоnel W. de Basil’s Russian Ballet , май 1935 — декабрь 1939). Её главными конкурентами выступали труппы Балеты Монте-Карло Рене Блюма ( фр. Les Ballets de Monte Carlo , январь 1936 — февраль 1938) и Русский балет Монте-Карло Сержа Дэнема ( фр. Le Ballet russe de Monte Carlo , март 1938 — 1963) .

Названия трупп де Базиля

Ввиду частого изменения названий труппы полковника Василия де Базиля наблюдается путаница в их точном указании источниками. Например, в случае с премьерой балета М. М. Фокина « Паганини » 1939 года в Ковент-Гардене в Лондоне труппа выступала под названием Русский балет Ковент-Гардена ( англ. Covent Garden Russian Ballet ), поскольку была аффилирована данному театру . В Австралии премьера «Паганини» прошла 30 декабря 1939 года, когда впервые труппа выступила под изменённым названием Оригинальный русский балет . В последующие годы в гастрольных поездках в США, Канаде, Австралии и странах Южной Америки балет «Паганини» исполнялся труппой Оригинальный русский балет ( фр. Original Ballet Russe , Орижиналь балле рюс ). При наблюдающейся путанице имеются ошибочные указания на то, что премьера в Ковент-Гардене была представлена труппой Орижиналь балле рюс .

О разнообразии наименований можно судить по 3 гастрольным поездкам в Австралию — Австралазия турне ( англ. Australasian Tour ) — в первых двух выступления также проходили в Новой Зеландии:

  • октябрь 1936 — июль 1937, Русский балет Монте-Карло полковника Василия де Базиля ( англ. Colonel W. de Basil's Monte Carlo Russian Ballet ), также в сокращённом варианте Русский балет Монте-Карло ( англ. Monte Carlo Russian Ballet )
  • сентябрь 1938 — апрель 1939, Русский балет Ковент-Гардена полковника В. де Базиля (или Ковент-Гарден балле рюс , англ. Colonel W. de Basil's Covent Garden Russian Ballet )
  • декабрь 1939 — август 1940, Русский балет Ковент-Гардена полковника В. де Базиля, Балетная компания полковника В. де Базиля ( англ. Colonel W. de Basil’s Ballet Company ), также Оригинальный русский балет ( фр. Original Ballet Russe )

В третьем турне по Австралии использовались три различных названия. Кроме того в 1938—1939 годах во время крупного конфликта с де Базилем часть его труппы гастролировала в Австралии и Новой Зеландии под названием Русский балет Ковент-Гардена, когда другая её часть отделилась, выступая в Европе под названием Образовательный балет (или Эдьюкейшонал балле , англ. Еducational Ballet ). Объединяло все эти труппы общее руководство Василием де Базилем и общая режиссёрская работа Сергея Григорьева . Балетмейстеры и состав танцовщиков менялись. Постоянным сотрудником этих трупп была супруга Сергея Григорьева Любовь Чернышёва .

Оригинальный русский балет

Под названием Оригинальный русский балет труппа де Базиля впервые выступила в третьем турне по городам Австралии ( Сидней , Мельбурн , Аделаида , Брисбен ), длившемся с декабря 1939 года по август 1940 года, когда полковник де Базиль впервые посетил этот материк со своей труппой . Под этим же названием труппа гастролировала в 1940 году в США и Канаде, затем с января 1942 года по август 1946 года в Южной и Центральной Америке , возобновив турне в США только в сентябре 1946 года, где провела большой сезон при поддержке маркиза де Куэваса ( de Cuevas ). Оригинальный русский балет главным образом представлял репертуар Русского балета Дягилева. Среди новых постановок были представлены балеты Д. Лишина , в частности мировая премьера « » (1940 Сидней, Австралия, но по данным Е. Я. Суриц первый показ прошёл в Ковент-Гардене летом 1938 года силами труппы Общеобразовательный балет ), Джорджа Баланчина , ( I. Psota ) и Джона Тараса ( J. Taras ) . Состав труппы не был постоянным и изменялся из года в год. Более или менее продолжительное время в труппе выступали Альберто Алонсо , Ирина Баронова , Вера Волкова , Антон Долин , Андре Эглевский , Серж Лифарь , Алисия Маркова , Ф. Монсьон ( Moncion ), В. Немчинова, Татьяна Рябушинская , Юрий Скибин , Тамара Туманова , Розелла Хайтауэр .

Третьи австралийские гастроли 1939 / 1940

Труппа отплыла в Австралию 20 ноября, вскоре после начала войны и прибыла туда 26 декабря.

Балетмейстером труппы выступали Серж Лифарь и Давид Лишин, дирижёром — Антал Дорати , режиссёром — Сергей Григорьев . Лифарь восстановил свой балет « », привлёкший внимание необычностью идею (он исполнялся без музыки, под ритм, отбивавшийся танцорами), а также переставил балет Мясина « », на который труппа с уходом автора более не имела прав. Как танцовщик Лифарь, будучи не в форме, поначалу успеха не имел, однако он начал активно заниматься и репетировать и вскоре смог завоевать внимание публики. Не имея долгосрочного контракта, через месяц он, к сожалению Григорьева , решил вернуться в Париж. После этого партию Икара с успехом исполнял .

Балерины

Впервые с первого сезона 1932 года к труппе вновь присоединилась Тамара Туманова . Также спектакли вели Татьяна Рябушинская , Любовь Чернышёва , . Артистки: Мария Азрова, Татьяна Бешенова, Кира Бунина, , , Нина Головина, Маргарита Гончарова, Тамара Григорьева, Александра Денисова , Ирина Зарова, Любовь Златина, Лидия Куприна, Ирина Лаврова, Анна Леонтьева, Татьяна Лескова , Елена Линёва, Людмила Львова, Наташа Мельникова, Ольга Морисова, Женевьева Мулен, Вера Нелидова, Вера Немчинова , Лара Обиденна, Соня Орлова, Нина Попова, Галина Разумова, Марина Светлова, Надя Смирнова, Наташа Собинова, Татьяна Степанова .

Танцовщики

Георгий Александров, Х. Алжеранов, Альберто Алонсо , Лоранд Андагази, Борис Бельский, Эдуард Борованский, Кирилл Васильковский, Антон Власов, Николай Иванжин, Сергей Измайлов, Владимир Ирман, Мариан Ладре, Юрий Лазовский, Давид Лишин , Серж Лифарь , Нарцисс Матушак, Василий Николаев, Николай Орлов , Михаил Панаев, , Дмитрий Ростов, Борислав Рюнанин, Юрий Скибин, Святослав Тумин, Олег Тупин, Игорь Швецов, Сергей Юнгер, .

Репертуар австралийских гастролей 1939/1940 по хореографам

Во время гастролей Оригинального русского балета в Австралии 1939—1940 годов были показаны 32 балета, в том числе 5 мировых премьер. 12 представлений полюбились публике и повторно исполнялись в выступлениях последующих годов. Труппа знакомила зрителей как с наследием классической школы русского балета, так и с современными постановками:

Прекращение деятельности

В 1939—1948 и 1951—1952 годах две различные труппы именовалась Оригинальный русский балет . Прибыв в 1947 году в США после многолетних гастролей в Латинской Америке коллектив де Базиля оказался не у дел перед лицом значительных конкурентов — Балле Тиэтра и Русского балета Монте-Карло с ставшим одним из наиболее именитых хореографов Баланчиным. Значительно упала востребованность Оригинального русского балета и в Европе , где его последние выступления прошли в Лондоне, Париже , Брюсселе и городах Испании в 1947—1948 годах, после чего из-за финансовых затруднений передвижной театр прекратил свою активность . Хотя в дальнейшем полковник де Базиль собирал артистов для некоторых выступлений, его усилия по возрождению труппы были тщетны. По данным Е. Я. Суриц , «Василий Григорьевич Воскресенский (полковник де Базиль) скончался 27 июля 1951 года в Париже в возрасте 63 лет, а последний спектакль остатков его труппы состоялся 26 января 1952 года» .

После смерти полковника де Базиля попытки возобновления выступлений Оригинального русского балета в Великобритании с октября 1951 по январь 1952 года под руководством Жоржа Кирста и Всеволода Григорьева, режиссёра Сергея Григорьева и балетмейстера Любови Чернышёвой не увенчались успехом. Труппа распалась после финансового краха с окончательным исчезновением компании .

Значимость

В трудных условиях Второй мировой войны , когда Рене Блюм погиб в концлагере, Василий де Базиль сумел сохранить труппу . Участники коллектива не имели гражданства, пользуясь нансенсовскими паспортами , но берегли свою самобытность, русский язык и православную веру . Григорьев и Чернышёва сохраняли репертуар и давали балетные классы на русском языке. Входящие в труппу артисты не из России зачастую брали русские сценические псевдонимы, а чешского хореографа Иво Псоту называли Ваня .

Е. Я. Суриц писала: «Русские труппы, сформировавшиеся в 1930-х годах, послужили своего рода промежуточным звеном между Русским балетом Дягилева и национальными коллективами. И в этом смысле они, каждая по-своему, сыграли очень большую роль в развитии мировой хореографии». Некоторые артисты Оригинального русского балета оседали в Австралии и странах Латинской Америки, где заложили основы национальных балетов . Так, например, создали школы и собственные коллективы в Австралии В. Борованский, Элен Кирсова , Тамара Чинарова ; , Татьяна Лескова , Ю. Шабелевский и стояли у истоков зарождения балетной школы Бразилии ; сформировали собственные школы и труппы А. Леонтьева на Кубе, Д. Ростов — в Перу . Оригинальный русский балет был занят в съёмках фильмов «Выпускной бал» и «Лебединое озеро» 1949 года .

См. также

Примечания

  1. , с. 66.
  2. .
  3. , Les Ballets Russes : L’Héritage, p. 33.
  4. .
  5. , с. 67.
  6. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  7. .
  8. .
  9. , с. 68.
  10. , с. 71.
  11. .

Литература

  • Суриц Е. Я. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85270-099-1 .
  • Суриц Е. Я. История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
  • Шлуглейт Г. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • (англ.) . National Library of Australia . National Library of Australia. Дата обращения: 12 мая 2019. 23 июля 2008 года.
  • : [ фр. ] : monographie imprimée / Sous la dir. de Philippe Le Moal. — Paris : Larousse-Bordas, 1999. — P. 33. — XV, 830 p. — ISBN 2-03-511318-0 .
  • García-Márquez V. The Ballets Russes: Colonel de Basil's Ballet Russe de Monte Carlo, 1932–1952 : [ англ. ] / Vicente García-Márquez. — New York : Knopf, 1990. — XVI, 343 p. — ISBN 0394528751 .

Ссылки

  • (англ.) . The Australia Dancing . National Library of Australia. Дата обращения: 12 мая 2019. 22 июля 2008 года.
  • (англ.) . The Australia Dancing . National Library of Australia. Дата обращения: 12 мая 2019. 19 июля 2008 года.
  • (англ.) . The Australia Dancing . National Library of Australia. Дата обращения: 12 мая 2019. 19 июля 2008 года.
Источник —

Same as Оригинальный русский балет