Роберт и Томас Эльворти
- 1 year ago
- 0
- 0
То́мас Ро́берт Ма́льтус ( англ. Thomas Robert Malthus ; 1766 — 1834 ) — английский священник и учёный , демограф и экономист , автор теории , согласно которой неконтролируемый рост народонаселения может приводить к снижению благосостояния и массовому голоду . В некоторых источниках считается основателем классической макроэкономики благодаря влиянию его теории на Джона Мейнарда Кейнса (которого считают основателем классической макроэкономики большинство источников) .
Член Лондонского королевского общества (1818) , иностранный член французской Академии моральных и политических наук (1833) , иностранный почётный член Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1826) .
Роберт Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери («Грачевник»), Доркинг (английское графство Суррей ), близ города Гилдфорд , в состоятельной дворянской семье Дэниэла и Генриетты (урождённая Грэхем) Мальтус. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо , был лично знаком с обоими . Мальтус был младшим сыном в семье, поэтому, согласно традициям Англии того времени, он остался без наследства, ему не достались земельные владения его родителей .
В 1784 году Роберт поступил в колледж Иисуса Кембриджского университета, где изучал математику, риторику , латынь и греческий язык . Окончил его в 1788 году. Год спустя был посвящён в духовный сан дьякона англиканской церкви и получил место второго священника в приходе в деревне Окевуд графства Уоттон. В 1791 году рукоположен в священники и назначен пастором в церковь города , графство Линкольншир . В 1793 году стал преподавателем колледжа Иисуса и оставался им до своей женитьбы (условием членства в колледже было безбрачие). В 1796 году стал священником в городке Олбери ( Суррей ). В 1804 году женился на своей двоюродной сестре — в этом браке родилось трое детей (однако внуков у Мальтуса не будет). В 1805 году получил кафедру профессора истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, исполнял там обязанности священника .
В общении Томас Роберт Мальтус своё первое имя обычно опускал, предпочитая использовать только среднее имя Роберт, свои работы он подписывал «Т. Роберт Мальтус» .
Роберт Мальтус был не только ревностным христианином, он столь же преданно и талантливо служил идеалам Просвещения . Он блистательно показал, как вера в Разум может самым органичным образом сочетаться с верой в Бога.
На протяжении всей своей жизни Мальтус жил очень скромно, чтобы не сказать бедно, но последовательно и принципиально отказывался как от высоких государственных должностей, которые ему предлагало правительство, так и от церковной карьеры, считая главным делом своей жизни научную работу.
Мальтус скоропостижно скончался 23 декабря 1834 года от болезни сердца и был похоронен в аббатстве города Бат . В книге Водовозова "Р. Мальтус. Его жизнь и деятельность" (1895) датой смерти указано 29 декабря . В Энциклопедическом словаре Мейера (4-е изд.) указано 15 декабря .
В 1798 году он опубликовал свою книгу Essay on the Principle of Population (« Очерк о законе народонаселения »).
Основные последующие сочинения:
Мальтус был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии (честь, которой удостаивались немногие учёные), стал основателем Клуба политической экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества .
В своём научном методе Мальтус придерживался «доктрины пропорций», суть которой состояла в том, что он всегда старался избегать крайностей и придерживался золотой середины .
Мальтус решительно поддерживал принципы laissez-faire и свободы торговли : «богатство нации будет лучше всего обеспечено тогда, когда каждому человеку позволено, до тех пор, пока он придерживается правил справедливости, преследовать свои собственные интересы», «правительства не должны вмешиваться в регулирование потоков капитала и промышленность, но предоставить каждому человеку свободу деятельности и получения прибыли, пока он подчиняется законам справедливости». Эти положения Мальтус описал как «великий принцип» и как одно из самых общих правил политической экономии .
Три основных тезиса «Очерка о законе народонаселения» :
Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии (удваивается каждые четверть века в отсутствие войн и болезней), а ресурсы Земли ограничены (в частности, производство продуктов питания растёт в арифметической прогрессии), потому если не сдерживать рост населения, то рано или поздно их перестанет хватать на всех. Свои взгляды он иллюстрировал примерами из истории Англии , когда реальные доходы работников выросли после чумы , сократившей население в XIV веке в Европе почти наполовину, а затем, по мере того, как население постепенно восстанавливалось, доходы падали и рождаемость снижалась . Ситуация, когда рост населения опережает рост производства (чаще всего сельскохозяйственного в доиндустриальной экономике из-за ограниченности площадей и плодородности пахотных земель), называется мальтузианской ловушкой . В качестве мер по обеспечению благосостояния общества Мальтус предлагал различные варианты контроля рождаемости .
Основной целью своего «Очерка...» сам Мальтус считал обоснование необходимости класса собственников (землевладельцев, рантье ) и рабочего класса , хотя и признавал, что социальное неравенство - это зло . Он считал, что в любом цивилизованном обществе должен быть класс собственников и рабочий класс. В то же время он полагал нецелесообразным вмешательство государства в распределение доходов между богатыми и бедными, так как господствующий класс очень незначительный, в сравнении с огромной массой бедняков, и попытки перераспределения богатств господствующего класса в пользу бедных не решат проблему бедности, из-за слишком большой численности бедняков. Класс собственников является основным потребителем избытков продуктов труда рабочего класса, тогда как предел потребления рабочего класса — это только прожиточный минимум . Единственный способ, которым бедняки могут заработать себе на жизнь — это продажа своего физического труда, причём рост числа (избыточное размножение) бедняков обесценивает этот труд . Увеличение доходов бедных, по мнению Мальтуса, лишь подстегнёт размножение низших классов, усилив «борьбу за существование», а увеличение населения приведёт к обратному падению доходов и сокращению численности населения .
В XVIII веке теория Мальтуса хорошо соответствовала эмпирическим данным. Однако, приблизительно с 1800 года концепция Мальтуса перестала соответствовать эмпирическим данным для Великобритании : ввиду промышленной революции там одновременно росли производительность труда вместе с заработной платой и населением. При этом также постоянно снижалась стоимость сельскохозяйственных угодий, хотя по концепции Мальтуса она должна была расти вместе с ростом населения. Аналогичные процессы происходили и в США во 2-й половине XIX века . Такую динамику экономисты связывали с индустриализацией , которая в Великобритании началась раньше, чем в других странах .
Не объясняет теория Мальтуса и демографический переход , начавшийся в XIX веке в индустриальных странах Западной Европы и США . По его теории снижение рождаемости следует за снижением доходов, однако ни в одном случае в этот период снижения доходов не наблюдалось, наоборот, они росли .
Минусы теории с современной точки зрения :
Вместе с тем, теория Мальтуса достаточно корректно описывает закономерности экономико-демографической динамики доиндустриальных обществ . Объяснение того, почему эта теория перестаёт работать в начале XIX века сначала в Великобритании, а затем и в других странах Европы и США, где начался устойчивый экономический рост, опровергающий концепцию Мальтуса, предложили представители новой институциональной школы в конце XX века. По их мнению, чума в XIV веке не только сократила население Англии вдвое, но и значительно ослабила институты крепостного права . Это привело к тому, что крестьяне стали оставлять у себя существенно бо́льшую долю урожая, чем ранее, что и положило начало постепенному ослаблению феодальных институтов. В XVII веке продолжительная борьба между монархами из династии Стюартов и Парламентом , который поддерживали купцы и предприниматели, завершилась победой парламента и Славной революцией . Великобритания встала на путь развития плюралистических институтов, позволяющих широким слоям общества участвовать в управлении страной и получать доходы от своих предприятий (в том числе и от патентов на изобретения ). Именно это и стало причиной начала индустриализации . Игнорирование социалистами закона Мальтуса о чрезмерном росте населения в доиндустриальных странах, и его отрицательных последствиях, было признано ошибочным в работах Каутского и Викселя .
Благодаря идеям Мальтуса, британский парламент в 1834 году переработал Законы о бедных , отменив пособия неимущим, рассчитываемые в зависимости от численности их семей, и направив их на создание рабочих мест для принудительного труда бедных в работных домах , где бедняков ( пауперов ) фактически считали преступниками и заставляли выполнять тяжёлую и низкооплачиваемую работу, невзирая даже на их возраст .
Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии , во-первых, через их влияние на Дарвина , а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста .
Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведёт к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.
Сдерживание роста населения объяснялось естественными препятствиями (война, голод, мор), высокой смертностью; превентивным фактором (аборт, детская смертность), уменьшением темпов рождаемости. Проявления «нищеты и порока» предлагалось компенсировать «моральными ограничениями», в числе которых — увеличение возраста вступления в брак, строгие сексуальные воздержания до брака. Однако сам Мальтус, как и остальные люди эпохи, считал меры по принудительному ограничению рождаемости делом крайне греховным. (Несколько десятилетий спустя мальтузианцы выступали за ограничение рождаемости, обосновывая это его теорией). Но в первой четверти XX века «принцип перенаселения» Мальтуса подвергался сомнению в идеях «недонаселённости» Дж. М. Кейнса . После Второй Мировой войны теория Мальтуса вновь стала популярной в развивающихся странах.
Идеи Мальтуса получили развитие в неомальтузианстве . Они были частично использованы Карлом Хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства».
В 1820-х годах состоялась интеллектуальная дискуссия представителей политической экономии, часто называемая спором Мальтуса — Рикардо по именам наиболее известных представителей двух точек зрения на природу экономической ренты . Давид Рикардо изложил свою точку зрения в книге « » (1817), а Мальтус — в «Исследование природы и динамики ренты» (1814). Мальтус рассматривал ренту как дополнительный доход, получаемый в результате свободной торговли, и определяемый как разница между доходом при свободной торговле и доходом при её отсутствии. То есть, в его концепции рента была положительным , источником экономического роста . Рикардо определял ренту как доход, превышающий реальное производство, то есть, в его понимании источником ренты были права собственности , а не свободная торговля. В его понимании рента была капиталом, выпадающим из процесса производства, то есть, она препятствовала экономическому росту .
Дискуссия возникла из-за экономической концепции закона Сэя . Мальтус придавал большое значение экономическому развитию и устойчивости дисбаланса спроса и предложения. Контекстом спора была . Сторонником Мальтуса был , отрицавший, что накопление капитала ( сбережения ) всегда способствуют росту в таких обстоятельствах. Он часто вступал в спор с Джоном Стюартом Миллем , который был сторонником концепции Рикардо .
и возможности невыполненияВ настоящее время считается, что их спор был чисто техническим, и возник вследствие отсутствия совместимых определений. Например, Жан-Батист Сэй использовал определение производства, основанное на «товарах и услугах», и поэтому определение Мальтуса, в котором фигурировали только «товары», таким образом было поставлено под сомнение .