Interested Article - Некрещёный поп

«Некрещёный поп» — повесть Николая Семёновича Лескова 1877 года. Имеет два подзаголовка: « Невероятное событие » и « Легендарный случай ».

Сюжет

Действие происходит в малороссийском казачьем селе Парипсы во время царствования Николая I . У казака Дукача рождается сын. Ребёнка нужно крестить , однако Дукач, поссорившись со всеми односельчанами, не может найти крёстных . Подумав, он зовёт в крёстные своего племянника Агапа и Христю Керасивну, про которую ходят упорные слухи, что она ведьма . Крёстные с ребёнком отправляются на санях в соседнее село, но попадают в жестокую метель и сбиваются с дороги. Видя, что крёстные не возвращаются, жена Дукача начинает упрекать мужа в том, что он отдал сына ведьме. На следующий — Савин день оскорблённый Дукач уходит с ружьём из хаты и на занесённом снегом гумне видит зайца, которого немедленно подстреливает. Выясняется, что за зайца Дукач принял меховую шапку своего племянника Агапа — его откапывают из-под снега вместе с санями и Керасивной, держащей на руках закутанного ребёнка. Раненый Дукачом Агап умирает, Керасивна же через некоторое время приходит в себя и утверждает, что они с Агапом побывали в соседнем селе, и тамошний поп крестил ребёнка Саввой. Жена Дукача, радуясь, что её сын жив, даёт обет посвятить его Богу. Дукача сажают в тюрьму как убийцу.

Савва Дукачев растёт и выказывает большую склонность к изучению православной веры . Его отдают в духовную семинарию , причём Керасивна с жаром утверждает, что Савве никак нельзя ехать в семинарию, потому что он к этому «непригоден», не поясняя, однако, причин. В семинарии возникает небольшая заминка с тем, что запись о рождении Саввы никак не могут отыскать в церковно-приходских книгах, но списывают это на пьянство священнослужителей, которые во хмелю забыли вписать ребёнка в книги.

После выпуска из семинарии Савва возвращается в своё село священником , что приводит Керасивну в ужас. Однако прочие селяне его любят, потому что Савва равнодушен к деньгам, ласков и попечителен. Он со всеми ровен, на деле помогает бедным, больным и сиротам. Допускает отступления от христианского учения, оправдываемые житейским прагматизмом. На пожертвования прихожан вместо храма строит для детей школу, чтобы учить их грамоте и слову Божию. Собирающимся идти по обету в Киев , советует заменить их поход обетом послужить больным и бедным, что некоторыми воспринимается как дерзость и едва ли не богохульство . На Великий пост есть не запрещает, епитимных поклонов не назначает. На провинившихся баб он накладывает только одну епитимию: прокормить сирот или сшить им порточки. А накладываемые им на мужиков епитимьи вообще кажутся странными, например — цитируя писание, что «неправая мера Бога гневает», он не даёт причастия мельнику пока тот не исправит с хитростью сделанный ковш, позволяющий обманывать селян с зерном.

К Савве начинают съезжаться и люди из соседних сёл, что очень злит священника из близкого села Перегуды. Керасивна, чувствуя приближение смерти, зовёт попа для исповеди , однако наотрез отказывается исповедоваться Савве. Принять исповедь приезжает перегудинский поп, которому Керасивна рассказывает, что много лет назад, отправившись с Агапом крестить Савву, она не довезла его до церкви из-за метели. Керасивна надела ребёнку на шею крестик, нарисовала ему талой водой крест на лбу и уговорилась с Агапом в ближайшее воскресенье отвезти Савву в церковь якобы для причастия, а там и крестить по-настоящему — но Агап был убит, Дукач оказался в тюрьме, а Керасивна, видя такое горе семьи Дукачей, не решилась сказать, что их ребёнок некрещён. Таким образом, с точки зрения церкви Савва не только не священник, но даже не христианин.

Перегудинский поп, радуясь избавлению от давнего соперника, едет докладывать об этом обстоятельстве архиерею . Однако казаки, которым очень нравится отец Савва, тоже отправляются к архиерею просить за своего попа. Едут они около того же Николина или Саввина дня, и, как и тридцать пять лет назад снова поднимается сильная метель. Под утро им встречается, как они подумали, «сам святой Савва » — на самом деле келейник архиерея по имени Савва. Архиерей оправдывает Савву, утверждая, что он был крещён Керасивной, и не нужно было смущать людей, которым он был добрым пастырем . Савва отправляется обратно в своё село и к общему удовольствию казаков продолжает служить.

О. Савва, говорят, и нынче жив, и вокруг его села кругом штунда , а в его малой церковке все еще полно народу…

О повести

Дата написания повести неизвестна, предположительно незадолго до первой публикации, то есть в 1877 году.

Впервые опубликована в журнале « Гражданин ». В вышедшем через год отдельным изданием повести автор произвёл стилистическую правку и разбил текст на главы.

В основе повести лежит действительно имевший место эпизод — в предисловии Лесков указал: «Эта краткая запись о действительном, хотя и невероятном событии». Кроме того, исследователи творчества писателя обращают внимание на напоминание Лескова об истории некрещёного попа в главе пятой его очерка « Епархиальный суд » о деле 1878 года:

Священник Тюльпанов, за служение молебнов и хождение с иконами в нетрезвом виде, а также (тут только и начинается) за допущение в служении неприличий (?!) и за то, что «потерял мирницу» и «совершил крещение двух младенцев в нетрезвом виде, и притом без миропомазания и с опущением некоторых обрядов», — в монастырь на три месяца. Весьма интересный представляется отсюда вопрос: поправлено ли, и каким именно образом, священное тайнодействие, совершенное этим пьяным тайностроителем? — Это не объяснено. А между тем возможно, что несчастный христианнин, у купели которого иерей Тюльпанов произвел описанные упущения и бесчинства, придя в возраст, услышит на это насмешки и попреки и позовет к суду кого-то, не исправившего своевременно его крещеную репутацию. Это уже было в церковной практике и ещё может повториться (напоминаю историю о некрещеном попе).

В повести автор говорит, что действие происходило в «малороссийском казачьем селе, которое мы, пожалуй, назовем хоть Парипсами», но про соседнее село Перегуды такой оговорки нет — сёла с такими названиями существуют и существовали в Киевской губернии Парипсы и Перегуды . Кроме того, село Перегуды впоследствии становится местом действия повести Лескова «Заячий ремиз».

Жанр произведения иногда называют повестью, иногда рассказом, однако сам автор в подзаголовке определил жанровую форму как «невероятное событие», «легендарный случай». При этом литературоведы отмечают что жанр произведения «Некрещёный поп» можно характеризовать и как « святочный рассказ » :

Первые пятнадцать глав повести строятся по всем канонам святочного жанра с его непременными архетипами чуда, спасения, дара. Рождение младенца, снег и метельная путаница, путеводная звезда, «смех и плач Рождества» — эти и другие святочные мотивы и образы, восходящие к евангельским событиям, наличествуют в повести Лескова.

Посвящение Буслаеву

Повесть посвящена Ф. И. Буслаеву — известному историку литературы, языковеду и искусствоведу, профессору Московского университета с которым Лесков был знаком с 1861 года в период совместной работы в Москве в «Русской речи», и позже особенно сблизился летом 1875 года во время встреч в Париже. Во вступлении к рассказу Лесков так объяснил причину посвящения:

…я посвящаю его имени Ф. И. Буслаева потому, что это оригинальное событие уже теперь, при жизни главного лица, получило в народе характер вполне законченной легенды; а мне кажется, проследить, как складывается легенда, не менее интересно, чем проникать, «как делается история».

Как отметила О. В. Евдокимова , посвящение повести Буслаеву, который прослеживал, « как делается история », исследуя русский фольклор, реконструировал в своих филологических работах законы его появления и считал «народное суеверие — поэзией слитой с жизнью», — делает понятной цель писателя — «создания иллюзии реально складывающейся в народе легенды, не сочинённой, а лишь воспроизведённой в литературном произведении, чтобы читатель остановил внимание на фактичности повествования и не заметил его вымышленных слагаемых» .

Критика

Как отмечено в примечании к повести издания 1957 года — современная повести критика «почти не реагировала» на него: лишь в «Указателе по делам печати» без подписи был напечатан пересказ сюжета, да в « Новом времени » появился очень короткий анонимный отзыв, что «рассказ веден живо и талантливо» .

В 1957 году в своей работе «Н. С. Лесков: Очерк творчества» литературовед Б. М. Другов дал такую характеристику повести: «В „Некрещеном попе“ Лесков как будто собирался показать „праведного“ попа Савву, который живёт в ладу с сельским населением и не похож на типичных „сытых скотин“, как теперь, используя терминологию петровской эпохи, говорит Лесков о духовенстве» .

В 2013 году литературовед, доктор филологических наук А. А. Новикова, отмечала, что ранее повесть не привлекала внимания отечественных литературоведов, или же рассматривалась поверхностно:

Произведение относили чаще к роду малороссийских «пейзажей» и «жанров», «полных юмора или хотя бы и злой, но весёлой искрящейся сатиры». В самом деле, чего стоят эпизодические, но необыкновенно колоритные образы местного диакона — «любителя хореографического искусства», который «весёлыми ногами» «отхватал перед гостями трепака », или же незадачливого казака Керасенко: тот всё безуспешно пытался уследить за своей «бесстрашной самовольницей» — жинкой.

Но рассмотрение повести только как художественного произведения — недостаточно. Новейшей критикой отмечено, что малороссийский фон повести не более чем камуфляж — часть лесковского метода «литературной отговорки», «многоуровневая маскировка», намотанная «вокруг ядра авторской идеи».

В этой связи отмечается и символизм имени крёстной матери «некрещённого попа»: Христя — Кристина .

Парадоксально уже название повести — «Некрещёный поп», что отметил ещё сын писателя А. Н. Лесков и определил его как «удивительно смелое».

Взгляды, что в таком названии заявлен «антикрестильный мотив», как отметила Новикова, ошибочны и свойственны англоязычным литературоведам, считающим рассказ демонстрацией якобы протестантских воззрений Лескова, что противоречит высказыванию самого Лескова — в том же 1877 году писатель высказался вполне конкретно: «не гоже нам искати веры в немцах», да и в рассказе подчёркивает служение героя: «вокруг его села кругом штунда , а в его малой церковке все еще полно народу…».

Новикова в своих исследованиях пришла к выводу, что в церковном служении отец Савва — «настоящий православный батюшка , мудрый и участливый к своим прихожанам», а для рассказа в целом организующим началом художественно- семантического пространства является Новый Завет , получивший в рассказе своеобразное переосмысление .

Но в то же время доктор филологических наук Т. Б. Ильинская отмечает, что в ряде рассказов Лескова взаимодействуют церковная и штундистская темы, и для уяснения феномена отца Саввы следует учитывать личность указанного в повести его учителя грамоты Охрима Пиднебесного и авторскую ретроспективу , положительно изображающую таких предшественников штундизма — «простолюдинов, которые пустили совершенно новую струю в религиозный обиход», «отшельников», селившихся в «маленьких хаточках» :

Воспитанный Охримом Пиднебесным, одним из подобных «отшельников», в жизни которых давно обозначилась трещина между евангельским и церковным, Савва тем не менее выглядит как живое преодоление наметившего разлада народной веры и церковности.

Отмечается связь повести «Некрещёный поп» с рассказом Лескова «Уха без рыбы» , вышедшим через десять лет, и не только оксюморонным названием или совпадающим сюжетом: никто не хочет быть крёстным ребёнка бедной девки-«покрытки» Палашки, и у неё нет рубля заплатить попу, а дитя нужно крестить в три дня — к святкам . В повести «Некрещёный поп» долго хранившая тайну Керасивна говорит про отца Савву: «Усе бы добре, да як бы в сей юшке рыбка была», а в рассказе же «Уха без рыбы» дано значение этой фразы: «Особых добродельцев нет, а добро делается» .

Один из ведущих исследователей наследия писателя Лескова доктор филологических наук Н. Н. Старыгина заметила, что в повести, как и в других своих святочных рассказах, Лесков непреклонен перед своим основным принципом: непривлечение «к участию чертовщины и всяких иных таинственных и невероятных элементов», ведь даже «ведьмовство» Христины — не более чем хитрая уловка умной женщины, любившей пожить на свободе — писатель считал, что сама жизнь невероятным образом организует действительность так, что способствует хорошим делам .

Так же, как и во всём творчестве Лескова, в повести литературоведы отмечали « толстовские мотивы», и в этой связи неслучайно даже упоминание временем действия Крымской войны — к ней Лесков проявлял постоянный интерес и, разделяя взгляды Толстого, в нескольких номерах газеты «Биржевые новости» поместил статью в поддержку выводов Толстого о национальном патриотизме .

Издания

  • Некрещеный поп // Гражданин . — 1877. — № 23—29. — 1877. — 13 октября. — № 23—24. — 21 октября. — Э 25—26. — 31 октября. — Э 27—29.
  • Лесков Н. С. Некрещеный поп. — СПб., 1878. — С. 3—91.
  • Собрание сочинений : в 10 т. / Н. С. Лесков. — СПб. : Типография А. С. Суворина, 1890.
  • Полное собрание сочинений : в 36 т. — Т. 22 / Н. С. Лесков. — СПб. : Издание А. Ф. Маркса , 1902 — (Приложение к журналу «Нива» на 1903 г.). — 159 с.
  • Собрание сочинений : в 11 т. — Т. 6. — С. 159—211 / Н. С. Лесков. — Государственное издательство художественной литературы , 1958.
  • Повести и рассказы / Н. С. Лесков — Государственное издательство художественной литературы, 1959. —6 29 с.
  • Лесков Н. С. Смех и горе / Ил. А. Павленко — СПб. : Вита Нова, 2011. — 642 с. (тираж 1100 экз.)
  • Некрещеный поп / Н. С. Лесков / Сост., примеч. Т. А. Соколовой. — М. : Издательство Сретенского монастыря , 2013. — 928 с.

Примечания

  1. Шкапа, Елена Сергеевна . . www.mgpu.ru . Дата обращения: 12 января 2019. 29 декабря 2018 года. , Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2017.
  2. www.herzen.spb.ru . Дата обращения: 12 января 2019. 29 декабря 2018 года.
  3. Евдокимова О. В. Н. С. Лесков и Ф. И. Буслаев // . lib2.pushkinskijdom.ru . Дата обращения: 12 января 2019. 29 декабря 2018 года. С. 194—199.
  4. Новое время. 23 декабря 1877. С. 3.
  5. Другов, Борис Михайлович . Н. С. Лесков : Очерк творчества. М. : Гослитиздат, 1957. 190 с.
  6. Другов, Борис Михайлович (1908—1947), филолог, литературовед. Н. С. Лесков : Очерк творчества. 2-е изд. М. : Гослитиздат, 1961. 223 с. С. 94.
  7. Новикова А. А. Новый Завет как основа мироустройства в художественно-семантическом пространстве повести Н. С. Лескова «Некрещеный поп» // Лесковский сборник. Уч. зап. Орловского гос. ун-та. Орел, 2007. С. 41—48.
  8. Ильинская, Татьяна Борисовна. . cheloveknauka.com . Дата обращения: 12 января 2019. 27 декабря 2018 года. , автореферат диссертации по филологии. СПб., 2010
  9. Шкапа, Е. С. Фразеологическое сочетание "уха без рыбы" как автоинтертекстуальный маркер в произведениях Н. С. Лескова / Е. С. Шкапа // Текст, контекст, интертекст : Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции XV Виноградовские чтения. В 3-х томах, Москва, 03–05 марта 2018 года / Ответственный редактор И.Н. Райкова. Том 2. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2019. – С. 80-90. – EDN CHJAVN.
  10. Старыгина, Наталья Николаевна // Педагогический терминологический словарь. СПб. : Российская национальная библиотека , 2006.
  11. . vitanova.ru . Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.

Литература

  • Рейсер С. А. . rvb.ru . Дата обращения: 12 января 2019. // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — Т. 6. — С. 637—639.
  • Маевская Т. П. Образ метели в «Метели» Пушкина и «Некрещеном попе» Лескова // Русская литература и провинция : Седьмые Крым. Пушкин. Междунар. Чтения. — Симферополь, 1997. — С. 37—39.
  • Зарва В. А. Источники рассказа Н. С. Лескова «Некрещёный поп» // Лесковиана. — Т. 1 : Творчество Н. С. Лескова : прошлое, настоящее, будущее : Международный сборник научных трудов : Материалы первой международной научной интернет-конференции / Науч. ред. Д. В. Неустроев. — М. : НИП «ВФК», 2008. — 295 с. — М. 123—133.
  • Новикова А. А Евангельская концепция преображения мира и человека в творчестве Н. С. Лескова (повесть «Некрещеный поп») // Вопросы филологии. — 2012. — № 1 (40). — С. 58—64.
  • Новикова А. А . ricolor.org . Дата обращения: 12 января 2019. » // Литературоведческий журнал (ИНИОН РАН). — 2014. — № 34. — С. 59—71.
Источник —

Same as Некрещёный поп