Interested Article - Статуи Айн-Газаля

Статуи Айн-Газаля — монументальные скульптуры, найденные на территории поселения Айн-Газаль ( Иордания ) и датируемые периодом докерамического неолита B ( VII тысячелетием до н. э. ). Одни из самых ранних известных крупноформатных скульптурных изображений человека. Большинство статуй находится в в Аммане ; одна экспонируется в Лувре . Одна из двухголовых статуй экспонировалась в Лувре Абу-Даби .

История обнаружения и датировка

Древнее поселение Айн-Газаль было обнаружено в 1974 году во время строительства дороги в окрестностях Аммана . В 1980-х годах там начались археологические работы; в 1983 году были найдены статуи, вскоре ставшие всемирной сенсацией . Они были отправлены для изучения и реставрации в Археологический институт в Лондоне. Двумя годами позже, в 1985 году, археологи обнаружили второй слой, содержавший статуи. Статуи второго слоя изучались и реставрировались в Смитсоновском институте . В общей сложности было найдено 32 статуи . Первый слой содержал 25 статуй (13 в полный рост и 12 бюстов), датированных 6750 годом (+/— 80 лет) до н. э. Во втором слое было 7 статуй (2 в полный рост, 3 двуглавых бюста и два фрагмента голов); их специалисты отнесли к 6570 (+/— 110 лет) году до н. э. . В то время как большинство авторов однозначно датируют статуи 7-м тысячелетием до н. э. , в некоторых источниках их возраст указывается как более ранний: начало или конец 8-го тысячелетия до н. э. Во всяком случае, статуи Айн-Газаля принадлежат к числу наиболее ранних скульптурных изображений человека почти в натуральную величину (их высота достигает метра, тогда как большинство скульптур эпохи неолита имеют миниатюрные размеры). Долгое время они считались самыми ранними, пока в 1989 году в Турции не были найдены подобные статуи, датируемые 10-м тысячелетием до н. э.

Описание

Статуя из Музея Иордании
Двухголовая статуя из Музея Иордании

Все статуи Айн-Газаля представляют собой человеческие фигуры или бюсты. Некоторые из них имеют по две головы, что уникально для докерамического неолита B (хотя подобные находки более позднего периода нередки) . Полноростовые статуи имеют высоту около метра (90—104 см); бюсты — от 35 до 86 см . Все они находились под полом необитаемых помещений, в углублениях, созданных, по-видимому, специально для них, и, вероятно, во время погребения были в хорошем состоянии . Примечательно, что статуи в захоронениях ориентированы с востока на запад. Все они созданы в одной технике: каркас из тростника , покрытый толстым слоем штукатурки . При большой высоте статуи имеют малую толщину — 5-10 см — то есть являются почти плоскими. Тем не менее, они, вероятно, могли стоять вертикально. У статуй непропорционально большие головы и удлинённые шеи; некоторые имеют по шесть пальцев на ногах и от четырёх до семи пальцев на руках. Половые органы отсутствуют; слегка намечены груди и ягодицы . Черты лица своеобразны: очень маленькие носы, крошечные рты, огромные, широко посаженные глаза. Углублённые контуры глаз обводились смесью битума и древесного угля; нижние веки часто посыпались порошком зелёного диоптаза . Вероятно, статуи были полихромными : на многих из них, особенно из первого слоя, сохранились следы пигментов, в том числе красные и чёрные полосы, возможно, изображавшие элементы одежды . Не исключено также, что статуи имели настоящую одежду, волосы из камыша и различные украшения: всё это не сохранилось, но некоторые особенности отделки позволяют высказывать подобные предположения .

Значение и символика

Дениз Шмандт-Бессера в своей работе «‘Ain Ghazal „Monumental“ Figures: A Stylistic Analysis» (2013) приводит различные версии о предназначении айн-газальских статуй. Зачастую скульптура эпохи неолита представляет собой изображения особо почитавшихся предков или убитых врагов . Однако в отношении статуй Айн-Газаля это маловероятно, в первую очередь потому, что многие из них — двухголовые.

Более правдоподобная гипотеза предполагает, что они могли быть связаны с магическими ритуалами, такими как экзорцизм , в которых вместо самого человека использовались замещающие его фигурки. Сохранились тексты, свидетельствующие о том, что подобные ритуалы проводились, в частности, в Вавилоне , причём после ритуала эти фигурки не уничтожали, а захоранивали . В пользу этой гипотезы говорит материал статуй, явно не рассчитанный на долговечность, их захоронение в заброшенных домах и общий вид — плоские тела, белые лица, странные анатомические особенности. Весьма вероятно поэтому, что айн-газальские статуи изображали не людей, а духов . С другой стороны, фигурки, использовавшиеся в магических ритуалах, были маленькими и лепились просто из глины, без использования более сложных технологий. Кроме того, духи не изображались ни двухголовыми, ни в виде женщин с обнажённой грудью.

Наконец, по третьей версии, статуи являются изображениями богов . Боги-близнецы встречаются в ближневосточной иконографии со времён неолита до 3-го тысячелетия до н. э.; известны также божества с несколькими лицами . В пользу этой версии говорит также то, что одна из статуй представляет собой женщину, придерживающую руками объёмно вылепленные груди. Ещё две статуи повторяют этот жест, хотя одна из них повреждена, а у второй грудь и руки едва намечены. Известно, что в такой позе изображались божества изобилия, в том числе Инанна - Иштар . Таким образом, если двухголовые и женские статуи прекрасно вписываются в теорию пантеона богов, вполне возможно, что и остальные статуи изображают некие божества. В контексте подобной гипотезы странным остаётся лишь то, что статуи богов захоранивались в заброшенных местах. Этому находится объяснение, если предположить, что айн-газальские статуи связаны с широко распространённым архетипом умирающего и воскресающего бога . Возможно, все они были изображениями божеств, умирающих, чтобы воскреснуть и обеспечить плодородие следующей весны .

Примечания

  1. Stanley Carvalho. (англ.) . Рейтер (7 ноября 2017). Дата обращения: 15 ноября 2019. 12 марта 2022 года.
  2. . World Monuments Fund . Дата обращения: 24 января 2019. 9 марта 2021 года.
  3. Alan H. Simmons. . — University of Arizona Press, 2011. — P. 195. 12 марта 2022 года.
  4. , с. 319.
  5. , с. 25.
  6. Hannelore Hägele. Colour in Sculpture: A Survey from Ancient Mesopotamia to the Present. — Cambridge Scholars Publishing, 2013. — 369 p.
  7. .
  8. Besim Ben-Nissan. . — Springer Science & Business, 2014. — P. 436. 12 марта 2022 года.
  9. .
  10. , с. 50.
  11. , с. 27.
  12. , с. 320.
  13. , с. 48.
  14. , с. 321.
  15. , с. 43.
  16. , с. 324.
  17. , с. 325.
  18. , с. 326.
  19. , с. 327.
  20. , с. 328.

Литература

  • D. Schmandt-Besserat. (англ.) // 'Ain Ghazal Excavation Reports. — 2013. — Vol. 3 .
  • Carol A. Grissom. (англ.) // American Journal of Archaeology. — 2000. — Vol. 104 . — P. 25—45 .
  • Kathryn W. Tubb. (англ.) // Archaeology International. — 2001. — No. 5 . — P. 47—50 .

Ссылки

  • // nikolai-endegor.livejournal.com (рус.)
  • . British Museum. Дата обращения: 20 января 2019. (англ.)
Источник —

Same as Статуи Айн-Газаля