Дюно де Шарнаж, Франсуа Иньяс
- 1 year ago
- 0
- 0
Жак Инья́с Гитто́рф , также Итто́рф ( фр. Jacques Ignace Hittorff ), при рождении Якоб Игнац Гитторф ( нем. Jakob Ignaz Hittorff ) — французский архитектор немецкого происхождения, археолог , историк архитектуры. В своих работах придерживался классического стиля , вдохновляясь римскими и греческими образцами, но вместе с тем экспериментировал с современными строительными техниками и материалами.
Родился в Кёльне 20 августа 1792 года в семье жестянщиков . С юности готовился к профессии архитектора . Поскольку Кёльн в то время принадлежал Франции, в 1810 году Гитторф воспользовался своим правом французского гражданина и переехал в Париж . Там он поступил в Национальную высшую школу изящных искусств , где учился у Шарля Персье . Однако в 1814 году, после Венского конгресса , согласно которому Кёльн отошёл Пруссии , Гитторф уже не мог продолжать обучение и готовиться к конкурсу на престижную Римскую премию . Тем не менее благодаря протекции архитектора Франсуа-Жозефа Беланже , под руководством которого Гитторф выполнял свои первые работы, он смог заниматься оформлением придворных церемоний и празднеств .
В 1822 году Гитторф осуществил свою давнюю мечту: путешествие в Италию . Он пробыл там два года, посетил, в частности, Рим и Сицилию , и сделал важное открытие о полихромии античной архитектуры. В статье, посвящённой этой теме, он первым опубликовал реконструкцию древнегреческого храма с восстановленными цветами настенных росписей и скульптур .
Вернувшись во Францию, Гитторф становится одним из ведущих архитекторов Парижа . В 1824 году он женится на Элизабет Лепер, дочери известного архитектора Жана-Батиста Лепера . В 1830 году участвует в основании Свободного общества изящных искусств; в 1831 году его избирают президентом. В 1842 году Гитторф вновь обретает французское гражданство, а в 1853 становится членом Академии изящных искусств .
Умер 25 марта 1867 года; похоронен на кладбище Монмартр . Свои бумаги — рисунки, эскизы, письма — он завещал кёльнскому музею Вальрафа-Рихарца .
В честь Гитторфа названа одна из улиц в X округе Парижа (rue Hittorf) .
Гитторф внёс значительный вклад в формирование облика Парижа XIX века, и его архитектурное наследие в этом городе весьма велико. В возрасте 18 лет он участвовал, под руководством Беланже, в строительстве зернохранилища (нынешнее здание , чей купол из чугуна стал первой конструкцией такого рода во Франции той эпохи . Одной из первых значительных работ Гитторфа стала церковь Святого Викентия де Поля , которую он проектировал и строил совместно с Жаном-Батистом Лепером и в оформлении которой реализовал принципы полихромии . В 1827 году построил здание театра Амбигю-комик (несохранившееся). С 1833 по 1854 год работал над оформлением площади Согласия : фонтанов, фонарей в виде ростральных колонн и пьедестала для египетского обелиска . В эти же годы Гитторф создал фонтаны, фонари и ряд построек на Елисейских полях , в том числе несохранившиеся Летний цирк и ротонду . С 1850 по 1851 год работал над зданием . В 1850-х годах принимал участие в османизации Парижа ; проектировал новое оформление площади Звезды . В 1853 году занимался планировкой аллей и водоёмов в Булонском лесу . Однако он не сошёлся во взглядах с бароном Османом , и в результате их конфликта карьера Гитторфа пошла на спад . С 1855 по 1865 год строил здание мэрии I округа Парижа ; с 1861 по 1864 год — Северный вокзал , ставший его последней работой в Париже . Архитектурный стиль Гитторфа характеризуется как рациональный и эклектичный .
Известный в первую очередь как архитектор, Гитторф также был влиятельной фигурой в области истории искусств . Он активно участвовал в дискуссиях того времени, переводил (преимущественно с английского) труды по археологии, был популяризатором и критиком искусства. Гитторф также опубликовал ряд собственных работ, в частности, о древней и современной архитектуре Сицилии . Наибольшее значение имеет высказанная им гипотеза о полихромии в античной архитектуре, которую он последовательно аргументировал и развивал в ряде публикаций. Она не только внесла существенный вклад в европейскую археологию XIX века, но и способствовала популяризации полихромии в современной Гитторфу архитектуре .