Interested Article - Шванталер, Людвиг
- 2020-09-29
- 1
Людвиг Михаэль фон Шванталер ( нем. Ludwig Michael von Schwanthaler ; 26 августа 1802 , Мюнхен , Баварское курфюршество — 14 ноября 1848 , Королевство Бавария ) — баварский скульптор , профессор Мюнхенской академии художеств .
Л. фон Шванталер один из крупнейших представителей классицизма Южной Германии XIX века.
Биография
Происходил из семьи скульпторов. Сын (1760—1820). Окончив гимназию, с 1818 года учился искусству в Мюнхенской академии художеств под руководством Альбрехта Адама . Смерть отца, оставившего ему в наследство свою мастерскую с несколькими неоконченными заказами, побудила его перейти от живописи к скульптуре, с которой он уже был отчасти знаком благодаря урокам отца и участию в его работах.
Первыми произведениями молодого скульптора были надгробные памятники. В 1824 году король Максимилиан Иосиф поручил ему изготовить серебряный столовый прибор, украшенный длинным рельефом с изображением сюжета из мифа о Прометее . Л. Шванталер превосходно вылепил восковую модель этого прибора, но исполнение последнего из серебра было остановлено вследствие смерти короля и окончено только в 1856 году. После этого он занялся скульптурными украшениями внутренности глиптотеки, порученными ему по предложению П. Корнелиуса .
Его близость к королю Баварии Людвигу I способствовала тому, что в 1826 году он отправился в Италию в качестве королевского стипендиата, но, вскоре заболев, должен был возвратиться в Мюнхен (1826—1827). Позже Л. Шванталер, получив средства от короля, вновь отправился в классическую страну искусства и поселился в Риме (1832—1834), где подружился с Торвальдсеном и, пользуясь его советами и указаниями, создал там несколько групп для южного фронтона регенсбургской Валгаллы и небольшие модели 24-х статуй живописцев для украшения аттика Мюнхенской пинакотеки .
Возвратившись в 1834 г. на родину, был назначен профессором Мюнхенской академии художеств и вскоре собрал вокруг себя много учеников. С этого времени в его мастерской закипела работа как его самого, без устали сочинявшего и моделировавшего эскизы различных пластических произведений, так и его помощников, осуществлявших его композиции вместе с ним или под его наблюдением. Главным из сотрудников Л. Шванталера был его двоюродный брат, Франц-Ксавер Шванталер (1798—1854), впоследствии профессор Мюнхенского политехнического училища. Известными учениками мастера были швейцарец Роберт Дорер и Август фон Крелинг . Таким образом, были прежде всего вырублены из известняка , по вышеупомянутым моделям, в большом виде статуи живописцев для здания пинакотеки. За ними последовал ряд работ по украшению королевского дворца и разных зданий, которыми король Людвиг I обустраивал свою столицу: скульптурные украшения королевских апартаментов, в том числе обширный фриз , изображающий легенду об аргонавтах , рельефы на сюжеты из творений Гесиода , Пиндара , Эсхила , Софокла и Аристофана , композиции на темы из « Одиссеи » и из мифа об Афродите , двенадцать колоссальных статуй государей Вительбахского дома и т. д.
В числе монументальных произведений Л. Шванталера, исполненных из мрамора или бронзы , широко известны группы двух фронтонов Валгаллы, из которых группа южного фронтона, состоящая из 15 фигур, выполнена по эскизу К. Pаyxa , a группа северного фронтона, также с 15 фигурами («Битва Германа с римлянами»), скомпонована и вылеплена самим Л. Шванталером. Две других его группы, представляющие возрождение Греции, освободившейся от турецкого ига, украшают собой фронтоны мюнхенских пропилеев.
Самое важное из монументальных созданий Л. Шванталера — громадная (высотой в 18,5 м) бронзовая статуя Баварии, воздвигнутая в Мюнхене перед «Галереей Славы».
Из работ Л. Шванталера в жанре исторической и портретной скульптуры особенно замечательны статуи для памятников великого герцога баденского Карла Фридриха в Карлсруэ , певца Фрауенлоба в майнцском соборе, Моцарта на Михайловской площади в Зальцбурге , императора Рудольфа Габсбургского в шпейерском соборе, великого герцога Людвига гессенского в Дармштадте , Гёте во Франкфурте-на-Майне , маркграфа Фридриха-Александра Бранденбургского в Эрлангене , графа Тилли и князя Вреде в галерее полководцев в Мюнхене, канцлера Вигулия Крейтмайра там же и шведского короля Карла XIV в Норрчёпинге .
Превосходными в своем роде произведениями Л. Шванталера являются также статуи Венеры , Дианы , Весты , Аполлона , Амура , Бахуса и Пана в висбаденском дворце, выполненные из песчаника , и две беломраморные фигуры танцовщиц. Ещё большей известностью, чем эти скульптуры, пользуется распространённый во многих бронзовых и гипсовых экземплярах « Щит Геркулеса », который Л. Шванталер начал лепить в Риме и окончил в Мюнхене; он украшен барельефом , сочинённым в чисто эллинском духе и изображающим в 140 фигурах главные эпизоды повествования Гесиода о богах древней Греции . Кроме перечисленных работ, им спроектировано и исполнено в сотрудничестве с другими скульпторами много разных групп мифологического содержания, медальонов и бюстов.
Работы Л. Шванталера свидетельствуют о неистощимости его фантазии и необыкновенной ловкости его фактуры. Тонкое чувство красоты, которым он обладал, выказывается как в формах его фигур, так и в их позах и движении; все его композиции полны жизни и вместе с тем благородны. Несмотря на близкое знакомство скульптора с классической древностью, лучше всего ему удавались задачи романтического характера; тем не менее, трактуя античные сюжеты, он нередко являлся в них достойным соперником Торвальдсена , перенявшим его направление. Произведения Л. Шванталера на христианские темы отличаются больше обдуманностью, чем искренним чувством. Ещё менее соответствовали его таланту темы из новейшей истории и жизни, хотя и в этой области создано им немало вещей, достойных похвалы.
Обширное собрание своих моделей и рисунков он завещал баварскому правительству. В 1837 году его художественная студия, в которой хранились модели, оставшиеся после смерти Л. Шванталера, была превращена в особый Шванталеровский музей (Schwanthaler-Museum) и открыта для общественности; во время Второй мировой войне музей был разрушен . В истории искусства это был один из первых мемориальных музеев художника . Похоронен на Старом южном кладбище Мюнхена.
Избранные работы
- Фронтоны королевского дворца
- статуя «Бавария» (18,5 м высоты),
- статуя Гёте,
- памятник Моцарту в центре Зальцбурга на площади Моцарта,
- памятник писателя Жана Поля в Байройте
- памятник Эрнсту I герцогу Саксен-Кобург-Готскому в Кобурге
- средневековые фигуры
- статуя генерала-фельдмаршала и генерала-инспектора князь Карла фон Вреде (Галерея полководцев на Одеонсплац)
- Фонтан Австрия в Вене
Примечания
- Rudolph Marggraff . от 20 января 2017 на Wayback Machine In: Münchener Digitalisierungszentrum Digitale Bibliothek (Seite 5). — Bayrische Staatsbibliothek. Дата обращения 4 октября 2011.
- Peter Volk. // Neue Deutsche Biographie (нем.) . — Berlin: Duncker & Humblot, 2007. — Bd. 23. — S. 794—796. — ISBN 978-3-428-11204-3 .
- Das Haus des Künstlers im 19. Jahrhundert (нем.) . — Prestel, 1985. — S. 42. — ISBN 3-7913-0734-7 .
Ссылки
- (нем.)
- 2020-09-29
- 1