Гу Чжэнган
- 1 year ago
- 0
- 0
Редегины — общее условное название ряда московских боярских родов, происхождение которых по родословной легенде и родословным росписям конца XVII века выводили от касожского князя Редеди , упоминающегося в Лаврентьевской летописи в 1022 году. Представители этого рода в основном служили удельным князьям.
Наиболее знатный из данных родов, Лопухины , был признан в княжеском достоинстве с пожалованием герба в 1799 году.
Существует родословная легенда, по которой родоначальником рода был касожский князь Редедя (Редега), упоминающегося в Лаврентьевской летописи в 1022 году . Согласно сообщению в этом году в поход против касогов выступил тмутараканский князь Мстислав Владимирович Храбрый . Князь Редедя, который не желал губить своих воинов, предложил князю Мстиставу личный поединок с условием, что победитель возьмёт семью, землю и «всё», включая жизнь побеждённого. Победителем вышел Мстислав, убивший Редедю .
Частные родословцы скопировали сообщение летописей о Редеди, добавив, что у того было двое сыновей, Юрий и Роман, которых Мстислав Владимирович после убийства противника взял себе, женив Романа на своей дочери. Именно от Романа выведено происхождение рода, однако там существуют хронологические проблемы: от Романа до живших во второй половине XIV века Андрея Одинца и Константина Добрынского указано всего 5 поколений, хотя их не могло быть меньше десяти-двенадцати. Исследователь московской боярской знати С. Б. Веселовский указывает, что хотя родословная легенда о происхождении этого рода от Редеги не выдерживает критики, однако она является отголоском того, что представители разных ветвей рода помнили об общем родоначальнике .
Три ветви рода попали в Государев родословец , но каждая в особую главу: Добрынские — в главу 27, Белеутовы — в главу 28, Сорокоумовы-Глебовы — в главу 32. Однако ни у одной ветви не было указано легенды о выезде, только у Белеутовых указано, что род происходил у Редеги. В более поздних источниках (родословных росписях, поданных в XVII веке для составления родословной книги, в родословных книгах и т.д.) всё же осталось достаточно указаний на то, что у всех этих родов был единый родоначальник .
О происхождении от Редеги указывает название одной из ветвей рода Добрынских, которая в разрядных книгах XVI века носит родовое прозвание Зайцевых-Редегиных .
В частных родословцах существует 2 родословные росписи первых колен рода. Первая указана в росписи, поданной в конце XVI века представителями родов Елизаровых-Гусевых и Бирдюкиных-Зайцевых , при этом в качестве родичей указаны Сорокоумовы-Глебовы :
Другая версия происхождения Сорокоумовых по мнению Н. П. Лихачёва , является более древней и, возможно, восходит к росписи, которую Сорокоумовы подали в середине XVI века при составлении Государева родословца :
В этой росписи хотя и есть упоминание о происхождении от Редеди, но изменены прозвища и смещены некоторые поколения; кроме того, в ней не указаны Добрынские и Белеутовы. Версия этой росписи без трёх первых колен была использована в Бархатной книге . В ряде частных ролословцах использовалась версия Бархатной книги, в некоторых — версия Добрынских, однако Яков Сорока показан сыном Михаила Сорокоума .
С. Б. Веселовский объясняет сбивчивость родословия поздним попаданием в среду московской боярской знати. Когда в середине XVI века составлялся Государев родословец, род уже достаточно давно разделился, каждая ветвь подавала росписи отдельно. Так, из потомков Константина Добрынского Елизаровы-Гусевы , Викентьевы и Хабаровы подали достаточно полные и достоверные родословные, а Зайцевы, представители которых не занимали высокого положения, подали неполную и не очень достоверную роспись, в которой присутствовало слишком большое количество колен. При этом в древнейшей росписи, напечатанной в Типографской летописи , среди сыновей Константина Добрынского Дмитрий Заец, родоначальник Зайцевых, отсутствует. По предположению Веселовского, Зайцевы подавали свою роспись в XVI веке отдельно и «приписались» к роду Добрынских с позволения других ветвей рода. Белеутовы подали достаточно достоверную роспись, однако у них с Добрынскими, судя по всему, не было согласия по поводу общего родоначальника, поэтому в ряде родословных они показаны отдельными родами. В родословной сильно размножившегося рода Сорокоумовых достаточно много пробелов, более-менее достоверным она становится только с Глеба, а информация о коленах, предшествовавших ему, перепутана .
Точно не установлено, когда представители рода оказались на службе у московских князей. С. Б. Веселовский считает, что Редегины были старорусским родом, однако его представители не входили в состав верхов московского боярства. В XIV—XV веках род сильно разросся, а его ветви имели владения во многих частях Московского великого княжества. У Одинцовых-Белеутовых самые старые вотчины располагались в Московском, Волоколамском, Дмитровском и Звенигородском уездах, а также, возможно, в Ростове. У Сорокоумовых самые старые и значительные владения находились в Московском уезде около Серпухова, а также в Дмитрове, Рузе и Волоколамске. Владения Добрынских находились на востоке Московского княжества .
Первой, вероятно ещё в XIII веке, от общего рода отделились Сорокоумовы-Глебовы. Данная ветвь в XV—XVI веках разделилась на множество линий, усвоивших различные родовые прозвания. Позже разделились Добрынские и Белеутовы. Белеутовы сохранили своё общее прозвание, добавляя к нему разные прозвища, а Добрынские разделились на несколько родов .
В источниках информация о службе Редегиных московским князьям появляется достаточно поздно. Вероятно они находились на службе и в XIV веке, занимая различные места. Возможно, они служили удельным князьям. Только во второй половине XIV века представители рода оказываются среди московской боярской знати. Во время правления Дмитрия Донского боярином был , при Василии I Дмитриевиче на его службе оказываются сыновья . Сорокоумовы в среде московской боярской знати оказались ещё позже — при Василии II Тёмном , причём большинство высоких чинов не достигали .