Interested Article - Ахмедова, Умида Тухтамурадовна

Уми́да Тухтамура́довна Ахме́дова ( узб. Umida Tuhtamurodovna Ahmedova , род. 21 октября 1955 , Паркент , Ташкентская область ) — узбекистанский (ранее — советский ) кинодокументалист и фотограф , член и .

Привлекла внимание международной общественности из-за ареста и осуждения властями страны в 2010 году, обвинившими её работы (документальный фильм « Бремя девственности » и фотоальбом « Женщины и мужчины: от рассвета до заката ») в клевете и оскорблении узбекского народа. Преследование Умиды Ахмедовой было расценено несправедливым рядом правозащитных организаций и международных общественных деятелей.

Лауреат премии имени Вацлава Гавела (2016), вручаемой за инакомыслие в творчестве.

Биография

Умида Тухтамурадовна Ахмедова родилась в городе Паркент Ташкентской области УзССР в 1955 году .

В 1980 году окончила Культпросветучилище во Владимире по специальности «Руководитель кино-фото-самодеятельности» . По воспоминаниям Умиды Ахмедовой, она дважды пыталась поступить на философский факультет МГУ вместе с подругой-владимиркой Альбиной Белоусовой, а после повторной неудачи набранных в МГУ баллов оказалось достаточно для зачисления девушек в училище родного города Альбины .

С 1980 года начала профессиональную карьеру в качестве ассистента кинооператора студии научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана. С 1981 года состояла в фотоклубе «Панорама» .

В 1986 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии ( ВГИК ) по специальности кинооператора и приступила к работе оператора-постановщика. К настоящему времени сняла более 10 фильмов .

В середине 1990-х годов творческий интерес Умиды Ахмедовой целиком перешёл в область фотографии, её работы экспонировались на различных выставках .

В 2000 году стала членом (фотохудожественная секция). С 2001 года значительное число работ Умиды Ахмедовой публиковались в составе книг и альбомов, выпускаемых в Узбекистане .

Выставки и работы

Среди работ Умиды Ахмедовой известны фотоальбом «Женщины и мужчины: от рассвета до заката» (издан в 2007) и документальный фильм «Бремя девственности» (2008). Кроме того, в 2005 году ею был создан фильм « Женщины и мужчины в обрядах и ритуалах » .

Участвовала в выставках во многих странах Европы и бывшего СССР, в том числе проводила персональные выставки в городах Узбекистана ( Фергана , « Сюжеты на пересечённой местности », 2008, и др.), в Тбилиси (Международная конференция «Гендер и СМИ» , 2005—2007), Копенгагене (2006), Нижнем Новгороде (2010), Ростове-на-Дону (2010) .

В 2006 и 2011 годах Умида Ахмедова посещала Данию по приглашению датского филиала ПЕН-клуба . В 2006 году здесь состоялась фотовыставка « Жизнь женщин Центральной Азии » (включавшая также работы Нины Еркаевой из Казахстана ), а в 2011 году — авторский вечер в Центре всемирной культуры .

После судебного преследования за фильм «Бремя девственности» (см. ниже), в 2010 году, в рамках международного фестиваля « Нет цензуре » в Бильбао были организованы две персональные выставки Умиды Ахмедовой, где экспонировалось около 40 её работ. Первая выставка включала фотографии из альбома «Женщины и мужчины: от заката до рассвета», вызвавшего осуждение властей Узбекистана, вторую составили работы, сделанные уже в Стране Басков ( Bilbao por Umida ) .

В 2012 и 2013 годах приглашалась в качестве участника на VI и VII Международный фестивали фотографии в Угличе .

В 2012 году с фильмом « Ангел… и её два мужа » Умида Ахмедова вместе с супругом Олегом Карповым стала лауреатом гран-при фестиваля неформального кинематографа REFORMAT , проходившего в Бишкеке . Произведение, сочетающее в себе черты документального фильма и видео-арта , повествует о совместном проживании женщины с двумя мужчинами из-за того, что её прежний спутник жизни остался без крова. По словам О. Карпова, содержание фильма составляют любовь и парадоксы Центральной Азии , где противоположности способны находиться в гармонии, «жить в мире и дружбе, несмотря на разные мировоззренческие представления» .

В 2013 году участвовала в V Московской биеннале современного искусства «Больше света» , представив документальный фотопроект « Свекрови и невестки ». Здесь Умида Ахмедова рассказала о том, что в традиционных узбекских семьях супругу для сына выбирают матери и что после замужества узбекские девушки вынуждены ограничивать круг общения мужем и свекровью, прекращая его со своими близкими. По мнению фотохудожницы, в таких обстоятельствах невестка фактически становится пленницей .

В 2014 году была участником Международной выставки современного искусства в Риге и VIII международного художественного симпозиума « Аланика » во Владикавказе (проект Северо-Кавказского филиала ГЦСИ России) .

В 2017 году в ташкентской галерее Zero Line состоялась персональная выставка Умиды Ахмедовой, первая в Узбекистане за 9 лет. Представленные на выставке работы охватывают период начиная с сентября 2016 года, что автор характеризует как отсчёт новой эпохи . Название выставки « Смирное небо » является отсылкой к узбекистанскому клише «У нас мирное небо, (слава Богу)» и, по словам автора, должно пониматься каждым зрителем по-своему .

В 2018 году выступила ментором первой душанбинской резиденции экспериментального кино « My vision » .

Женщины и мужчины Узбекистана: от рассвета до заката

Альбом «Женщины и мужчины Узбекистана: от рассвета до заката» включает фотографии, созданные с 1996 по 2006 год в различных регионах страны и, отчасти, в Кыргызстане . Умида Ахмедова рассматривает фотографию будничной жизни как инструмент понимания нации. Снимки иллюстрируют типичные моменты быта городских и сельских простолюдинов обоего пола, но, в основном, женщин. Автор характеризует свои работы как « аутентичные изображения узбекских женщин и мужчин» .

Альбом был создан при финансовой поддержке гендерной программы посольства Швейцарии в Узбекистане и призван определить, каковы современные женщины страны, охарактеризовать их жизненный путь с детства до старости. На фотографиях непредвзято отражены, в том числе, бедность населения Узбекистана и гендерное неравенство как в семейной (притеснение мужьями и их родственниками), так и в общественной сферах (например, мужчины-узбеки обычно не выполняют работы по уборке). Вместе с тем Умида Ахмедова стремится передать красоту национальных традиций, связанных со знаменательными датами (свадьбы, похороны, — день обрезания мальчика) .

Работа из альбома

Социолог Кембриджского университета Диана Кудайбергенова обращает внимание на одну из работ, где сфотографирован мемориал жертвам Второй Мировой войны в Ташкенте . Документалист не включает в кадр собственно памятник — фигуру Скорбящей матери — и фиксирует внимание на уборщице средних лет. Тем самым оказывается запечатлён не исторический, но современный Узбекистан, его население. Собственный взгляд фотографа на ситуацию соперничает с национальной идеологией, где изображение женственности ограничено стереотипными представлениями мужчин- бюрократов ; вместе с тем её работа сближает официальную и реальную репрезентацию Узбекистана. Продвигаемый государством образ безмолвной, погружённой в траур пожилой женщины вынесен назад, вовне. Он балансируется присутствием образа реального человека, выдвинутого на передний план. Центральной для Умиды Ахмедовой выступает способность женщины к труду и её счастье в работе .

Бремя девственности

на YouTube

Премьера документального фильма «Бремя девственности», снятого Умидой Ахмедовой и Олегом Карповым, состоялась 5 марта 2009 года . Фильм посвящён национальному обряду чимилдык , широко практикуемом в сельских местностях страны до настоящего времени, и поднимает проблему популярности архаичных традиций в современном мире. Данный обычай заключается в публичном выставлении белой простыни со следами дефлорации после первой брачной ночи молодожёнов .

Документальная лента предваряется предупреждением о вымышленности всех персонажей и случайности совпадений . В первой части фильма сообщается о судьбе женщины, с позором изгнанной свекровью из дома на следующий день после свадьбы, несколько раз собиравшейся совершить суицид и более не взятой никем замуж, а также о её бывшем муже, сожалеющем о разрыве брака и своей покорности матери .

Вторая часть фильма представляет собой ряд интервью с различными лицами: социологом , врачом, имамом , судмедэкспертом . Подчёркнуто общественное осуждение, которое ожидает супругов в случае раскрытия добрачных половых отношений невесты, сообщается о случаях самоубийства мужчин в этой ситуации. Одновременно отмечается, что разрыв девственной плевы возможен по причинам, не связанным с половой жизнью, из-за чего приходится обращаться к судебной медицинской экспертизе, имитировать дефлорацию заранее заготовленной кровью и т. п. Медицинскую проверку девственности систематически поддерживают не только родственники, но и некоторые видные учёные республики . Более того, в фильме цитируется книга кандидата медицинских наук Уктама Мухаммада Мурода , предложившего использовать «щадящий» традиционный способ проверки невинности с помощью птичьего яйца . В пересказе служителя культа излагается народное предание о мнимом отсутствии целомудрия у девушек, которые родились в пятницу

Преследование в Узбекистане

С ноября 2009 года власти Узбекистана начали судебное преследование против Умиды Ахмедовой, связанное с её профессиональной деятельностью. По мнению обвинения, в своих работах Умида Ахмедова оскорбляет узбекский народ и его традиции, создает негативный образ Узбекистана (в фотоальбоме «Женщины и мужчины: от рассвета до заката», фильме «Бремя девственности») .

Многие представители общественных и творческих кругов Узбекистана и других стран, международные правозащитные организации выступили в поддержку Умиды Ахмедовой. В адрес МИД и МВД Узбекистана было направлено открытое письмо с требованием прекратить преследование фотохудожницы, обвинение и суд над ней были классифицированы как суд над искусством в целом . Директор организации Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Холли Картнер заявила, что «Уголовное дело против Ахмедовой показывает, до какой степени абсурда готово дойти правительство в своих попытках подавить независимую точку зрения», и потребовала «дать ей возможность спокойно работать, реализуя право на свободное выражение своего мнения без вмешательства со стороны государства» . У посольств Узбекистана в Москве и Париже были проведены пикеты в её поддержку .

Сама Умида Ахмедова говорит, что в своем творчестве в основном интересуется жизнью народа с этнографической точки зрения: она снимает народные обряды, традиции, свадьбы .

13 января 2010 года Умиде Ахмедовой были предъявлены обвинения по статьям 139 « Клевета » и 140 « Оскорбление » . 10 февраля суд вынес обвинительный приговор, однако по причине амнистии , связанной с годовщиной независимости Узбекистана , она была освобождена в зале суда . 17 марта апелляционная коллегия суда оставила приговор без изменения .

В 2011 году власти местного уровня запретили выставку молодых художников, которую организовала Умида Ахмедова .

В январе 2014 года вновь подвергалась судебному преследованию в связи с организацией ташкентской акции в поддержку Евромайдана . По решению Хамзинского районного суда по уголовным делам Умида Ахмедова, её сын и ряд знакомых были приговорены к крупному штрафу. В том же году работы фотохудожницы были запрещены для показа на ташкентской выставке « Бир макон » .

По утверждению региональной службы радио «Свобода» , деятельница искусства находится под постоянным давлением властей и редко получает возможность поездки за границу . Известно, что в начале 2015 года пограничники Узбекистана не выпустили Умиду Ахмедову на авиарейс в Россию, заявив, что въезд в эту страну ей запрещён ФСБ .

Оценки творчества

Социолог Кембриджского университета Диана Кудайбергенова считает, что преследование Умиды Ахмедовой изменило официальное отношение к женскому искусству в Центральной Азии .

Памятник Амиру Темуру в Ташкенте (1993)

Женщины занимают основное место в работах Умиды Ахмедовой, что контрастирует с направленностью государственной идеологии Узбекистана, делающей упор на фигуры мужчин, таких как средневековый завоеватель Амир Темур (Тамерлан) . В воспроизводстве национальной культуры, поставленном под тотальный контроль государства, женщинам отведена роль безмолвного тела. Деятельница искусства настаивает, что национальная самобытность заключается не в официальных конструктах, манипулятивно вводимых постсоветскими властями, но, скорее, в живом опыте современного простого человека. Выдвигаемая государством картина выступает для неё фальшивой, и документалист борется за переопределение этнической идентичности , обретение утраченного .

Диана Кудайбергенова относит Умиду Ахмедову к числу независимых среднеазиатских художниц, предлагающих более открытую и интересную альтернативу официозным идеям о национальном наследии, ментальности , представленную, в частности, гендерным равенством. Хотя акцент на значение пола и гендера в общественно-политической жизни соответствует феминистскому искусству , Диана Кудайбергенова подчёркивает, что феминизм чужд самовосприятию этих деятельниц искусства. Отходя от государственного культурного строительства (которому свойственны « советизм » мышления и мужское доминирование), Ахмедова стремится «восстановить» женщину на базе национальной парадигмы .

Центральным в творчестве Умиды Ахмедовой становится личный поиск подлинности, в национальной символике, культурном наследии узбекского народа. Она подробно фиксирует жизнь современных горожан Узбекистана, включая будни и знаменательные даты. Диана Кудайбергенова обращает внимание, что её женские портреты изображают героинь в домах махаллей и на улицах городов (в частности, родного Паркента), что отражает локальную культурную аутентичность .

Джон Педер Игенс, директор норвежского филиала Amnesty International заявил, что творчество Умиды Ахмедовой вдохновляет молодое поколение фотографов страны, добавив :

Пока узбекское правительство пытается предъявить миру полированный образ счастливой страны, она представляет реальную жизнь в одном из самых закрытых обществ в мире Дж. П. Игенс

Награды и премии

Лауреат ряда премий, в том числе: серебряный медалист фотоконкурса в честь 40-летия Победы в Москве в 1985 году, победитель конкурса « Пресс Фото России-2004 » в номинации « Современная фотография Средней Азии » , гран-при фестиваля неформального кинематографа REFORMAT в Бишкеке .

В 2015 год серия фоторабот Умиды Ахмедовой « Казахи Узбекистана » одержала победу на конкурсе казахской службы « Радио Свобода » («Азаттык») в категории «специальный проект» .

В мае 2016 года Умида Ахмедова удостоена Международной премии Вацлава Гавела , вручаемой инакомыслящим в творчестве, с формулировкой « За креативный протест ». Церемония награждения состоялась в Осло в рамках « Форума свободы » .

Семья

Муж — кинорежиссёр, основатель «Музея кино» (существовал в 2004—2009 годах) Олег Карпов . Ряд фильмов («Бремя девственности», «Ангел… и её два мужа») супружеская пара создала совместно .

Имеет троих детей . Сын Тимур Карпов фотожурналист , бывший сотрудник интернет-издания Lenta.ru . В 2015 году представил репортаж о принуждении жителей страны к участию в хлопковой кампании и трудностях такой работы. В Узбекистане подвергался арестам .

Примечания

  1. . Zero Line Gallery. Дата обращения: 26 мая 2016. 26 мая 2019 года.
  2. . Sputnik Uzbekistan (24 июля 2016). Дата обращения: 26 мая 2016. 4 мая 2019 года.
  3. . Дата обращения: 30 мая 2011. 2 апреля 2012 года.
  4. . Газета.uz (25 июля 2016). Дата обращения: 26 мая 2016. 5 августа 2017 года.
  5. Open Asia (Открытая Азия онлайн) (4 августа 2017). Дата обращения: 25 мая 2019. 26 мая 2019 года. <
  6. . Verdens kvinder i Danmark. Дата обращения: 25 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  7. . Verdens kvinder i Danmark (13 мая 2011). Дата обращения: 25 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  8. . Информационное агентство «Фергана» (27 октября 2010). Дата обращения: 25 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  9. . Школа визуальных искусств (26 июля 2012). Дата обращения: 25 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  10. Фотопарад в Угличе (7 августа 2013). Дата обращения: 25 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  11. Сид Янышев. . Vesti.kg (3 октября 2013). Дата обращения: 25 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  12. . Ежедневные новости искусства ARTINFO. Дата обращения: 30 августа 2016. 2 сентября 2016 года.
  13. . МТРК «МИР» (21 сентября 2013). Дата обращения: 30 августа 2016. Архивировано из 14 сентября 2016 года.
  14. . Artterritory. Baltic, Russian and Scandinavian Art Territory (17 января 2014). Дата обращения: 25 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  15. Анна Толстова. Молодые художники наметили перспективу. Симпозиум «Аланика» во Владикавказе // Коммерсантъ . — 2014. — 21 августа ( № 148 ).
  16. . Вести.uz (27 июля 2018). Дата обращения: 26 мая 2016. 27 июля 2018 года.
  17. Kudaibergenova Diana T. Between the state and the artist: representations of femininity and masculinity in the formation of ideas of the nation in Central Asia (англ.) // Nationalities Papers. — Taylor & Francis, 2016. — No. 44(2) . — ISSN . — doi : .
  18. Сид Янышев. . Информационное агентство «Фергана» (10 марта 2009). Дата обращения: 26 мая 2016. 17 ноября 2015 года.
  19. А. Улько. . Информационное агентство «Фергана» (25 января 2010). Дата обращения: 26 мая 2016. 25 мая 2019 года.
  20. . Дата обращения: 30 мая 2011. 11 июня 2012 года.
  21. . Дата обращения: 30 мая 2011. 25 июня 2011 года.
  22. . Дата обращения: 30 мая 2011. 1 мая 2011 года.
  23. . Дата обращения: 30 мая 2011. 11 июня 2012 года.
  24. . Дата обращения: 20 августа 2012. 24 декабря 2018 года.
  25. Country Reports on Human Rights Practices for 2011.. — Washington: U.S. Government printing office, 2014. — Т. Volume III — South and Central Asia. Western Hemisphere. — С. 2285.
  26. . AsiaTerra (9 мая 2016). Дата обращения: 30 августа 2016. 24 сентября 2016 года.
  27. . Информационное агентство Regnum. Дата обращения: 30 августа 2016. 11 сентября 2016 года.
  28. А. Волосевич. . Информационное агентство «Фергана» (8 февраля 2010). Дата обращения: 15 июня 2019. 25 мая 2019 года.
  29. . Meduza.io (16 октября 2016). Дата обращения: 15 июня 2019. 23 сентября 2020 года.

Ссылки

  • . Zero Line Gallery. Дата обращения: 26 мая 2016. — биография на сайте Zero Line Gallery
Источник —

Same as Ахмедова, Умида Тухтамурадовна