Каллас (коммуна)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́я Ка́ллас ( англ. Maria Callas ; имя в свидетельстве о рождении — София Сеселия Калос , англ. Sophia Cecelia Kalos , крещена как Мария Анна София Кекилия Калогеропулу — греч. Μαρία Άννα Σοφία Καικιλία Καλογεροπούλου ; 2 декабря (по другим данным 4 декабря ) 1923 , Нью-Йорк — 16 сентября 1977 , Париж ) — американская певица греческого происхождения, одна из величайших оперных певиц XX века.
С самого начала выступала как драматическая колоратура, позже — как лирико-драматическое сопрано, в последние годы жизни стала исполнять партии меццо-сопрано. Мария Каллас не ограничивалась виртуозными колоратурами в операх Беллини , Россини и Доницетти , а превратила свой голос в главное выразительное средство. Она стала универсальной певицей с репертуаром от классических опер-сериа типа « Весталки » Спонтини до последних опер Верди , веристских опер Пуччини и музыкальных драм Вагнера .
Взлёту карьеры Каллас в середине XX века сопутствовало появление в звукозаписи долгоиграющей пластинки и дружба с видным деятелем звукозаписывающей компании EMI Вальтером Легге .
Приход на сцену оперных театров нового поколения дирижёров, таких как Герберт фон Караян и Леонард Бернстайн , и режиссёров, таких как Лукино Висконти и Франко Дзеффирелли , сделал каждый спектакль с участием Марии Каллас событием. Она превратила оперу в настоящий драматический театр, заставляя даже «трели и гаммы выражать радость, беспокойство или тоску» .
Введена в Зал славы журнала Gramophone .
Мария Каллас родилась в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов . Мать Марии, Евангелия, хотела воплотить в дочери свои неудавшиеся таланты и стала водить её в Нью-Йоркскую библиотеку на Пятой авеню. Мария начала слушать классическую музыку с трёх лет, в пять начала брать уроки фортепиано, а к восьми годам — уроки вокала. В 1936 году мать и дочь возвращаются в Афины. В четырнадцатилетнем возрасте Мария начала учиться в Афинской консерватории под руководством испанской певицы Эльвиры де Идальго .
В июле 1941 года в оккупированных немцами Афинах состоялся дебют Марии Каллас в в партии Тоски .
В 1945 году Мария Каллас возвратилась в Нью-Йорк . Наступила череда неудач: её не представили Тосканини , она отказалась петь в « Метрополитен Опера » партию Чио-Чио-Сан из-за своего большого веса, рухнули надежды на возрождение «Лирической Оперы» в Чикаго , где она надеялась петь.
В 1947 Каллас дебютировала на сцене амфитеатра « Арена ди Верона » в опере « Джоконда » Понкьелли под управлением Туллио Серафина .
Туллио Серафин вводит Каллас в мир большой оперы. Она поёт первые партии в « Аиде » Верди и « Норме » Беллини в конце 1948 года . В начале 1949 года исполненные в течение одной недели несовместимые в вокальном отношении партии Брунгильды в « Валькирии » Вагнера и Эльвиры в « Пуританах » Беллини создали творческий феномен певицы Марии Каллас. Она пела и лирические, и драматические, и колоратурные партии, что явилось певческим чудом — «четыре голоса в одном горле» .
В 1949 году Каллас отправляется на гастроли в Южную Америку . В 1950 году она впервые поёт в « Ла Скала » и становится «королевой итальянских примадонн». Но в 1950 году Мария Каллас была приглашена в « Ла Скала », чтобы заменить Ренату Тебальди в «Аиде» . В 1951 году, когда Антонио Гирингелли сделал ей такое же приглашение, Мария ответила отказом. Каллас готова была петь в « Ла Скала », но при условии предложения собственной роли, а не замены чужой .
В 1953 году фирма EMI впервые выпускает полные записи опер с Марией Каллас.
В 1954 году она дебютировала в США, на сцене Лирической оперы Чикаго . Похудевшая на тридцать килограммов, преображённая Каллас покоряла публику на оперных сценах Европы и Америки в операх « Лючия ди Ламмермур » Доницетти , « Норма » Беллини , « » Керубини , « Трубадур » и « Макбет » Верди , « Тоска » Пуччини .
В 1959 году происходит перелом в успешной карьере. Этому способствовали потеря голоса, череда скандалов, развод, разрыв с « Метрополитен Опера », вынужденный уход из « Ла Скала », несчастная любовь к Аристотелю Онассису . Попытка возвращения на сцену в 1964 году заканчивается очередной неудачей.
В Вероне Мария Каллас познакомилась с местным промышленником Джованни Баттистой Менегини, вдвое старше неё, страстным любителем оперы. Вскоре Джованни признаётся в любви Марии, полностью продаёт свой бизнес и посвящает себя Каллас.
В 1949 году Мария Каллас и Джованни Менегини поженились. Он стал для Марии всем: и верным супругом, и любящим отцом, и преданным менеджером, и щедрым продюсером.
В сентябре 1957 года в Венеции на балу в честь дня рождения журналистки Эльзы Максвелл Мария Каллас впервые встретила Аристотеля Онассиса . Весной 1959 года в Венеции они снова встретились на балу. После этого Онассис поехал в Лондон на концерт Каллас. После этого концерта он пригласил её с мужем на свою яхту. В конце ноября 1959 года жена Онассиса Тина подала на развод, а Каллас и Онассис в это время открыто появлялись в обществе вместе. Пара ссорилась почти постоянно, и в 1968 году Мария Каллас узнала из газет, что Аристотель Онассис женился на вдове президента США Жаклин Кеннеди .
Мария Каллас проводила в Джульярдской школе знаменитые мастер-классы в период с октября 1971 года по март 1972 год . Они легли в основу пьесы «Мастер-класс» драматурга .
В 1968 году — «Портрет Марии Каллас» / «Maria Callas Portrat» (1968, Германия, короткометражный, экспериментальный)
В 1969 году итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини пригласил Марию Каллас сниматься в роли Медеи в одноимённом фильме .
Последние годы жизни Мария Каллас жила в Париже , практически не выходя из квартиры, где и скончалась в возрасте 53 лет в 1977 году . Тело было кремировано и похоронено на кладбище Пер-Лашез . После кражи и возвращения обратно урны с пеплом её прах был развеян над Эгейским морем . Пустая урна остаётся в колумбарии кладбища Пер-Лашез.
«Итальянские фониатры (врачи-специалисты по заболеваниям голосовых связок) Франко Фусси и Нико Паолилло установили наиболее вероятную причину смерти оперной дивы Марии Каллас», — пишет итальянская газета La Stampa (перевод статьи на английский опубликован Parterre Box). Согласно результатам их исследования, Каллас умерла от дерматомиозита — редкого заболевания соединительной ткани и гладкой мускулатуры.
К такому выводу Фусси и Паолилло пришли, изучив сделанные в разные годы записи Каллас и проанализировав постепенное ухудшение её голоса. Спектрографический анализ студийных записей и концертных выступлений показал, что к концу 1960-х, когда ухудшение её вокальных данных стало очевидным, диапазон голоса Каллас фактически сменился с сопрано на меццо-сопрано , что объясняло изменение звучания высоких нот в её исполнении.
Кроме того, тщательное изучение видеозаписей её поздних концертов выявило, что мышцы певицы значительно ослабли: грудь практически не поднималась при дыхании, а при вдохе певица приподнимала плечи и напрягала дельтовидные мышцы , то есть по сути совершала самую распространённую ошибку при поддержке голосовой мышцы.
Причина смерти Марии Каллас достоверно неизвестна, однако считается, что певица умерла от остановки сердца. По мнению Фусси и Паолилло, результаты их работы прямо свидетельствуют о том, что приведший к этому инфаркт миокарда был осложнением в результате дерматомиозита . Примечательно, что этот диагноз (дерматомиозит) Каллас поставил незадолго до смерти её врач Марио Джаковаццо (известно об этом стало лишь в 2002 году).
В то же время вокруг смерти певицы существует и теория заговора , высказанная, в частности, кинорежиссёром Франко Дзеффирелли , заявившим в 2004 году, что Каллас могла быть отравлена при участии её ближайшей подруги последних лет, пианистки Вассо Деветци .