Interested Article - Привал арестантов
- 2020-08-20
- 1
«Привал арестантов» — картина русского художника Валерия Якоби (1834—1902), оконченная в 1861 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 354). Размер картины — 98,6 × 143,5 см (по другим данным, 99,7 × 144,4 см ). На полотне изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Центральным персонажем композиции является лежащий на телеге умерший арестант, над которым склонился этапный офицер. Среди других действующих лиц, изображённых на картине, — женщины с детьми и другие арестанты .
Валерий Якоби представил полотно «Привал арестантов» к окончанию своего обучения в Академии художеств . За эту картину Академия присвоила ему звание классного художника 1-й степени и наградила его большой золотой медалью . В 1861—1862 годах полотно с большим успехом экспонировалось на выставке Академии художеств — писатель Фёдор Достоевский отмечал, что картина Якоби «поражает удивительною верностью» и нравится публике «более всех остальных на нынешней выставке» . В 1861 году полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым .
Критик Владимир Стасов писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов картина «Привал арестантов» «была настоящая запевала — „увертюра“». Художник и критик Александр Бенуа называл произведение Якоби «наиболее яркой, определённой и протестующей» из картин, появившихся в 1861 году, отмечая при этом недостаток художественности, проявившийся в «жёсткой и робкой живописи» и «неудавшемся свинцовом тоне» . Искусствовед Дмитрий Сарабьянов называл картину «Привал арестантов» «программной работой Якоби» и писал, что она стала одним из центральных произведений 1860-х годов .
История
В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову . Во время обучения Якоби работал над жанровыми картинами : в 1858 году, за работу «Разносчик фруктов», он был удостоен малой серебряной медали , в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов», — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего», — малой золотой медали Академии художеств .
В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов» . По некоторым сведениям, Якоби работал над этой картиной не только в Санкт-Петербурге , но и в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным . Исследователи творчества Якоби полагают, что художник при создании этого произведения использовал свои юношеские воспоминания и впечатления. По словам искусствоведа и писателя XIX века Петра Петрова , «со сценами этой грустной действительности Якоби сжился с малых лет»: будущий художник родился в Казанской губернии «и вырос там в имении отца, лежащем на почтовом восточном тракте, где партии арестантов то и дело двигались по одному направлению» .
За картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу . Решение о присуждении картине большой золотой медали было принято Советом Академии единогласно . В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств , на которой оно имело большой успех у публики . Уже в год создания полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром . Полотно также экспонировалось на выставке Академии художеств 1864—1865 годов. В 1867 году оно входило в российскую экспозицию на Всемирной выставке в Париже .
Картина «Привал арестантов» экспонируется в зале № 16 главного здания Государственной Третьяковской галереи .
Описание
На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным и вызван поломкой одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан , удерживает отпряжённую лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей . На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант (по другой версии, один из конвоиров ), который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами . Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщины с детьми и другие арестанты .
Отмечая стремление Якоби к фотографической правде при изображении действующих лиц, писатель Фёдор Достоевский обсуждал ряд допущенных художником неточностей. Одной из них было отсутствие у арестантов кожаных подкандальников, без которых на расстоянии одного этапа можно «протереть тело до костей» . Сюжет, связанный с кражей перстня с руки умершего, Достоевский считал погоней за эффектом: если бы у арестанта действительно сохранился столь ценный предмет, о нём знали бы все, включая этапного офицера, и безнаказанно украсть его было бы невозможно .
Центральным персонажем композиции является умерший арестант. Он имеет интеллигентную внешность, но при этом настолько измождён, что выглядит стариком. По словам советского искусствоведа , «он не трактован как борец, положительный герой, но предстаёт мучеником, жертвой общественной несправедливости и своих духовных исканий». Трагическому сюжету картины соответствует «намеренно аскетичная тёмная гамма красок» .
Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова , его будущая гражданская жена, впоследствии ставшая известной писательницей . С неё художник писал молодую мать, держащую на руках младенца .
Эскизы и повторения
В собрании Государственной Третьяковской галереи хранится графический эскиз к картине «Привал арестантов» (бумага, графитный и итальянский карандаш , инв. 11638) . Этот первый композиционный набросок к будущему полотну был представлен художником на утверждение в Совет Академии художеств в 1860 году. Он выполнен в чисто контурной технике, фигуры очерчены непрерывной линией . По описанию искусствоведа Алексея Сидорова , «с одного края фигур эта линия тонка и напоминает штрих резца или сухой иглы в очерковой гравюре на меди; с другого края тех же фигур линия напрягается, становится толще, чернее, в известной мере придаёт фигурам <…> рельефность»; такая трактовка напоминает «мраморный барельеф » .
Другой эскиз, исполненный акварелью и белилами на бумаге, хранится в Государственном Русском музее (1861, 36,5 × 58,7 см ) . Кроме того, Русскому музею принадлежит одноимённое уменьшенное авторское повторение картины ( масло , бумага на холсте, конец 1860-х — 1870-е, 53 × 75 см , инв. Ж-7935 , поступило в 1963 году из Государственного музея Революции ) . Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории России .
Отзывы и критика
В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале « Время » ( № 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке» . По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник . Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей» .
В ежемесячном журнале « Библиотека для чтения » ( № 9 за 1861 год) была опубликована неподписанная статья «Выставка в Академии художеств» . Полагают, что часть рецензии, посвящённая представленным на выставке картинам, была написана литературным критиком Павлом Анненковым , а в окончательной компоновке публикации (оформленной в виде фельетона ), возможно, принимал участие писатель Алексей Писемский . В статье особо выделялись два представленных на выставке полотна: «Партия арестантов на привале» Якоби и «Проповедь в селе» Перова . По мнению автора рецензии, обе указанные картины «вполне верны русской жизни», но в некоторых подробностях чувствуется «желание поднатянуть, подраскрасить». В частности, в картине Якоби умирающего арестанта не только безучастно разглядывает смотритель этапа, но и «у этого же несчастного стаскивает перстень с руки его закоренелый в зверстве собрат». По словам рецензента, такие случаи, возможно, и бывали, но они нехарактерны и единичны, так что непонятно, зачем художнику надо было вводить в картину «этот шарж», если «всё прочее типично, спокойно и высокоправдиво» .
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника» .
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что среди картин «с содержанием», появившихся в 1861 году, «наиболее яркой, определённой и протестующей» была картина Якоби «Привал арестантов», указывавшая «на одну из самых мрачных сторон русской администрации». По словам Бенуа, за несколько прошедших с того времени десятилетий картина Якоби не утратила своей значительности, несмотря на то, что «тенденциозность её ничем не прикрыта, что она окончательно типична для своего времени», что в ней отсутствуют какие-либо компромиссы и что она наполнена определённой страстностью. При этом Бенуа отмечал недостаток художественности, проявившийся в «жёсткой и робкой живописи» и «неудавшемся свинцовом тоне» . Несмотря на это, произведение Якоби имело огромный успех, и его имя «стало вдруг всем известно» .
В книге, вышедшей в 1955 году, искусствовед Дмитрий Сарабьянов называл картину «Привал арестантов» «программной работой Якоби» и писал, что она явилась «одним из центральных произведений 60-х годов ». Сарабьянов отмечал, что с созданием этого полотна в «русской обличительной живописи» появилась новая тема, включавшая в себя критику царской тюрьмы и ссылки, а также осуждение жестокого обращения с людьми . По словам Сарабьянова, в «Привале арестантов» критическая направленность произведения определяется «не столько наличием образа этапного офицера, сколько общей картиной страдания людей, подвергшихся насилию» .
Примечания
- ↑ , с. 456—457.
- ↑ (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 13 апреля 2022. 5 ноября 2018 года.
- ↑ , с. 459—462.
- ↑ , с. 153.
- ↑ , с. 11.
- ↑ , с. 455.
- ↑ , с. 11.
- ↑ , с. 118.
- ↑ , с. 151.
- ↑ , с. 248.
- ↑ , с. 70.
- , с. 117.
- , с. 6.
- , с. 7.
- , с. 64.
- , с. 462.
- , с. 108.
- , с. 102.
- , с. 155.
- , с. 154—155.
- , с. 10.
- , с. 119.
- , с. 207.
- , с. 68—69.
- , с. 83.
- , с. 83—84.
- (HTML). cultobzor.ru. Дата обращения: 10 октября 2018. 25 сентября 2018 года.
- , с. 360.
- , с. 219.
- , с. 154.
- , с. 29.
- , с. 93—94.
- ↑ , с. 30.
- , с. 456.
- , с. 249.
- , с. 71.
Литература
- Балуев С. М. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена . — 2008. — № 12 (84) . — С. 92—98 .
- Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М. : Республика , 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2 .
- Брандис Е. П. Марко Вовчок. — М. : Молодая гвардия , 1968. — 335 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Горина Т. Н. Жанровые картины современников В. Г. Перова // Русская жанровая живопись XIX — начала XX века / Т. Н. Горина. — М. : Искусство , 1964. — С. 107—146.
- Достоевский Ф. М. // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л. : Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
- Петров П. Н. // Северное сияние . — 1862. — Т. 1 . — С. 459—462 .
- Пикулев И. И. Иван Иванович Шишкин. — М. : Искусство , 1955. — 273 с.
- Сарабьянов Д. В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. — М. : Искусство , 1955. — 300 с.
- Сарабьянов Д. В. В. Г. Перов и бытовой жанр 1860-х годов // В книге « История русского искусства », т. 9 , кн. 1 , ред. И. Э. Грабарь , В. С. Кеменов , В. Н. Лазарев . — М. : Наука , 1965. — С. 76—142 .
- Сидоров А. А. Рисунок русских мастеров. Вторая половина XIX в. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1960. — 556 с.
- Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М. : Искусство , 1952. — Т. 2.
- Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М. — Л. : Искусство , 1949. — 27 с.
- Тулузакова Г. П. Автор «Привала арестантов». Несколько фактов из казанской жизни художника В. И. Якоби // . — 2000. — № 1 . — С. 117—120 .
- Шумова М. Н. Русская живопись середины XIX века. — М. : Искусство , 1984. — 237 с.
- Щиголев И. И. Отечественный художник В. И. Якобий . — Клинцы : Издательство Клинцовской городской типографии, 2004. — 239 с. — ISBN 5-88898-198-2 .
- // Библиотека для чтения . — 1861. — Т. 167 , № 9 . — С. 29—34 .
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5 .
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л. : Аврора и Искусство , 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / В. А. Леняшин . — СПб. : Palace Editions, 2017. — Т. 7: Живопись второй половины XIX века (Н—Я). — 248 с. — ISBN 978-3-906917-17-7 .
- Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина , М. Н. Григорьева . — М. : Искусство , 1960. — 372 с.
Ссылки
- от 5 ноября 2018 на Wayback Machine в базе данных Третьяковской галереи
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 19 декабря 2021.
- 2020-08-20
- 1