Весала, Паула
- 1 year ago
- 0
- 0
«Де́вочка по и́мени Ва́рпу» ( фин. Tyttö nimeltä Varpu ) — художественный фильм 2016 года режиссёра Селмы Вилхунен по её собственному сценарию; её дебют в качестве режиссёра полнометражного художественного фильма ; совместное производство Финляндии и Дании . В картине, по словам Вилхунен, рассказывается о семье с необычным распределением ролей: у матери не получается взрослеть, поэтому её дочери, Варпу, приходится взрослеть самой . Жанры фильма — кинодрама , роуд-муви , фильм о переходном возрасте ; на «Фестивале кино Финляндии» в Москве (2017) картина анонсировалась как «поэтичная драма раннего взросления» . Съёмки проходили в 2015 году , мировая премьера состоялась в сентябре 2016 года .
Фильм в целом был положительно воспринят зрителями и критиками Юсси » (2017) картина была представлена в десяти номинациях; 13-летняя Линнея Ског , исполнительница главной роли, получив премию за лучшую женскую роль , стала самой юной победительницей в этой номинации за все 70 лет существования премии . В ноябре 2017 года фильм стал обладателем кинопремии Северного совета — наиболее престижной кинематографической награды в странах Северной Европы .
. На финской национальной кинопремии «Селма Вилхунен (род. 1976) снимала документальные и короткометражные фильмы с 1999 года. До «Девочки по имени Варпу» её наиболее известной картиной была короткометражка « Почему всё должна делать я? » (2012), номинированная в 2014 году на премию « Оскар » в номинации на «За лучший игровой короткометражный фильм» . Картина стала первой за всю историю кинематографа Финляндии короткометражкой, номинированной на эту премию, и всего лишь вторым финским фильмом (после « Человека без прошлого » Аки Каурисмяки ), номинированным на эту премию в каких-либо номинациях . После этого Вилхунен стала членом киноакадемии США и была приглашена в жюри премии «Оскар» 2015 года .
Фильм «Девочка по имени Варпу» стал для неё режиссёрским дебютом в художественном полнометражном кинематографе, однако, по её словам, этот дебют возник не на пустом месте: своего рода «тренировочным лагерем» для этого фильма она считает вышедшую в 2007 году телевизионную художественную ленту Pietà продолжительностью в один час, над которой она работала в качестве режиссёра. Сравнивая работу над «Девочкой» с работой над своими короткометражками, Вилхунен сказала, что с каком-то смысле работать над полнометражным фильмом легче, поскольку короткий метр требует, чтобы «блестящим» был каждый момент экранного времени, — при полном же метре легче рассказать историю полностью, от начала до конца, хотя это, конечно, и требует дополнительного терпения и усидчивости .
Относительно влияния на её творчество других режиссёров, Вилхунен рассказала, что абсолютными авторитетами для неё являются Ингмар Бергман и Андрей Тарковский , а во время работы над «Девочкой по имени Варпу» она много думала о творчестве Майка Ли , Андреа Арнольд и Габриэлы Пихлер . Кроме того, на неё произвёл большое впечатление шведский фильм « » , главной героине которого, как и Варпу, 12 лет; по мнению Вилхунен, это «чертовски хороший фильм», который вдохновлял её в работе и установил для неё некий стандарт качества .
«Девочка по имени Варпу» стала для Вилхунен, по её словам, глубоко личным фильмом. Так было и в короткометражке «Почему всё должна делать я?», в которой она могла «полностью раствориться» в главной героине, так случилось и в новом фильме, — по её мнению, ещё более личном и ещё более психологически глубоком, задевающим в её душе некую хрупкую и болезненную точку: фильм стал для неё, как ей кажется, в каком-то смысле возможностью встретить вновь своего отца, которого она потеряла в детстве по причине его психического заболевания. Своё детство Вилхунен провела в неполной семье, вдвоём с матерью, — и этот факт является общим для неё и Варпу; более того, именно особенности жизни в такой семье, по её мнению, вдохновили её на работу над этим фильмом, ставшим в некотором смысле исследованием слабостей тех, кто живёт в подобных семьях, исследованием того, каково это — быть родителем. Что касается персонажей, то все они, как она считает, хотя и не имеют прототипов в реальной жизни, в той или иной степени наделены её эмоциями, её воспоминаниями о переживаниях, которые она испытывала в молодости .
Относительно того, почему Варпу занимается именно верховой ездой, Вилхунен пояснила, что это также не случайно: во-первых, этот вид спорта ей очень близок, он присутствует во многих её фильмах; во-вторых, группы верховой езды в странах Северной Европы являются в определённом смысле микромоделями общества: в подобных группах по причине наличия существенных социальных дотаций могут заниматься люди даже с низким достатком, а не только богатые, как в большинстве других стран, — в результате в фильме есть возможность показать тесное взаимодействие людей из разных социально-экономических слоёв, различия в их отношении к своим и чужим слабостям, к одним и тем же явлениям .
Относительно Сванте, коня Варпу, Вилхунен сказала, что для неё было важно, чтобы в фильме, помимо людей, присутствовал ещё кто-то живой, некий молчаливый свидетель, «объект безусловной любви», — не вмешиваясь в происходящее напрямую, он просто стоит и внимательно на всё смотрит, и это помогает людям оставаться людьми .
Ещё одна тема, которая затрагивается в фильме, — это автовождение, при этом та часть темы, которая связана с Варпу, противопоставляется тому, что имеет отношение с её матерью. Сиру никак не может получить водительских прав, она не уверена в себе, при нестандартной ситуации начинает паниковать. Вилхунен рассказывала, что эта история взята из реальной жизни: нечто аналогичное происходило с её собственной мамой, долгое время мучившейся с получением водительских прав. Варпу, в отличие от своей матери, чувствует себя за рулём вполне уверенно, всё схватывает на лету, всё у неё получается с первого раза, — и то, что это езда на угнанных автомобителях, а не просто уроки вождения, не случайно: как объясняла Вилхунен, ей как режиссёру хотелось, чтобы главная героиня фильма была не просто «хорошей девочкой», а обладала некой тайной, неким пороком, неизвестным её матери .
Поиск актрисы на главную женскую роль оказался непростым. Вилхунен рассказывала, что она искала девушку, которая была бы не только талантливой актрисой, но и таким человеком, с которым у неё возникла бы некая особенная связь — для Вилхунен это было важно по той причине, что фильм содержит элементы, связанные с её собственной биографией. Кроме того, Вилхунен хотела, чтобы исполнительница роли Варпу была умной — несмотря на свой юный возраст. Линнея Ског, по словам Вилхунен, обладала всеми этими качествами . По воспоминаниям самой Линнеи, она получила роль Варпу, пройдя три этапа прослушивания .
Съёмки прошли в 2015 году и продолжались 5 недель. Поскольку Линнее было всего 12 лет, её родители активно участвовали в съёмочном процессе. Прочтя сценарий, они долго обсуждали с режиссёром фильма, насколько позволительно так далеко заходить в исследовании жизненных проблем, когда речь идёт о детях. По воспоминаниям Лауры Карен, матери Линнеи, на некоторых репетициях эмоции били через край. Линнея рассказывала, что была сцена, которую она не хотела играть, — и в результате эта сцена так и не была снята. Франк Ског, отец Линнеи, имея двадцатилетний опыт работы актёра, помогал дочери с ролью, особенно в сложных сценах. По его словам, для правдивого изображений эмоций он советовал ей использовать свои собственные воспоминания. Линнея позже рассказывала, что тяжёлые чувства для неё сложны не сами по себе, а из-за того, что приходится их повторять из дубля в дубль, «быть грустной много раз подряд» .
На роль Сиру, матери Варпу, была приглашена Паула Весала (род. 1981), известная в Финляндии поп-исполнительница, вокалистка поп-рок-группы PMMP . Как рассказывала Вилхунен, Паула в жизни — сильная, откровенная и уверенная в себе, то есть полная противоположность своей героини, но при этом она очень хорошая актриса, умеющая показать разнообразные оттенки настроения своей хрупкой героини, способная передать свойственную Сиру анархию в поведении .
Название фильма, использовавшееся для показа фильма в англоязычных странах, — Little Wing («Крылышко») — возникло, по словам Вилхунен, после долгих поисков. Чтобы передать смысл имени главной героини («Воробышек» — это имя в Финляндии не слишком распространено, однако и не является особо экзотическим), вынесенного в финское название фильма, надо было найти что-то маленькое, но, в то же время, неунывающее, жизнерадостное ( small, yet resilient ). Песня Джими Хендрикса Little Wing , в которой поётся о не зависящей ни от каких обстоятельств любви одного человека к другому, вполне подошла. По мнению Вилхунен, слова песни очень точно характеризуют главную героиню фильма, которая, с одной стороны, является существом ангельским и великодушным, а с другой — существом диким, имеющим внутри себя собственный странный мир . Это же название, «Крылышко», использовалось для некоторых показов фильма в России .
Протагонист фильма — уязвимая и, одновременно, решительная и целеустремлённая 12-летняя девочка Варпу . Она живёт в Хельсинки вдвоём с матерью, которая зарабатывает на жизнь, занимаясь уборкой в частных домах. Мать Варпу импульсивна и подвержена паническим атакам, она уже в который раз сдаёт экзамен по вождению и снова, как ни старается, его проваливает — и в целом у неё не получается ответственно подходить к тем проблемам, которые неизбежно возникают у взрослого человека, имеющего ребёнка ; более того, она сама нередко ведёт себя, как ребёнок, как младшая сестра . Варпу быстро взрослеет — в отличие от её матери, у которой повзрослеть никак не получается .
Среди друзей Варпу — конь Сванте, с которым она готовится к соревнованиям; девочки же, с которыми она занимается конным спортом, смотрят на неё свысока и пристают к ней с расспросами про её отца, — и Варпу дружит не с ними, а с подростками со своего двора. Среди них выделяется Антту — парень, к которому она испытывает симпатию: он умеет вскрывать машины и заводить их без ключа зажигания. В день её 12-летия Антту катает Варпу с компанией на угнанной машине, а затем даёт ей первые уроки вождения — и у неё сразу неплохо получается. На следующую ночь, когда мать Варпу засыпает, она звонит своему приятелю — и они снова катаются на угнанной машине, на этот раз вдвоём, при этом Варпу сидит за рулём. Они признаются друг другу в симпатии, однако затем Антту начинает к ней приставать, ей это не нравится, — в результате Антту обижается и уходит. А Варпу уезжает в Оулу (который находится ровно в шестистах километрах к северу от Хельсинки) — про своего отца она не знает ничего, кроме имени, фамилии и того, что он живёт в этом городе . Она едет ровно на север до тех пор, пока у машины не кончается топливо… Не с первой попытки и не без помощи срочно прилетевшей к ней матери у неё получается найти отца; он оказывается эксцентричным неуравновешенным художником, общаться с которым не так-то просто, а порой и невозможно, однако встреча с ним помогает Варпу и её матери многое понять и переосмыслить …
Мировая премьера фильма состоялась на международном кинофестивале в Торонто 9 сентября 2016 года, после чего фильм участвовал ещё более чем в двадцати кинофестивалях . 15 сентября состоялась премьера фильма в Финляндии (на Хельcинкском международном кинофестивале « Любовь и анархия »), а 23 сентября фильм вышел в Финляндии в прокат. В Швеции фильм вышел в прокат 6 декабря 2017 года .
В России фильм был показан в марте 2017 года в Москве в рамках «Фестиваля кино Финляндии» (под названием «Девочка по имени Варпу») , а в ноябре 2017 года — в Санкт-Петербурге в рамках Недели финского кино (под названием «Крылышко») .
26 сентября 2018 года состоялась премьера фильма на финском телевидении — его показали на канале Yle TV2 (на финском языке с шведскими субтитрами) .
В целом фильм был достаточно положительно принят критиками и зрителями. По версии агрегатора Rotten Tomatoes , 71 % профессиональных кинокритиков положительно отозвались о фильме, при этом 100 % пользователей этого агрегатора оценили фильм на 3,5 звезды (из 5) или выше . На «Фестивале кино Финляндии» в Москве (2017) было отмечено, что эта вымышленная драма «звучит очень убедительно», поскольку на первом месте в фильме поставлены люди и их «неподдельные эмоции» .
Канадский критик Дэвид Д’Арси признал, что режиссёрский дебют Вилхунен в полнометражном художественном кинематографе получился прелестным и реалистичным, а сам фильм он назвал «странным драматическим коктейлем», в котором сюжет время от времени делает резкие повороты, удерживая внимание зрителя и избегая клише, характерные для подобных фильмов о взрослении. Хотя события порой, по его мнению, развиваются довольно медленно, искушённый зритель получает наслаждение, наблюдая за психологическими нюансами поведения главной героини. Проблема, однако, как считает Д’Арси, заключается в том, что подобный темп, скорее всего, будет не особо привлекательным для более молодого поколения зрителей, на которых этот фильм, собственно, и ориентируется .
Откровением кинокартины, по мнению Д’Арси, стала молодая и уравновешенная Линнея Ског в роли девочки Варпу. В начале фильма её жизнь показана почти исключительно в негативном свете: девочка живёт в бедности и неопределённости, сверстницы, с которыми она занимается конным спортом, над ней подсмеиваются, а её мать идёт от одной неудачи к другой; мрачную атмосферу подчёркивает операторская работа , который снимает события на фоне холодных пейзажей зимней Финляндии. Одним из объяснений, почему девочка занимается таким опасным видом спорта, как конкур , является, по мнению критика, то, что именно в нём она находит своё «убежище», а единственным сильным существом среди тех, кто её окружает, является её любимый молчаливый конь Сванте . Вилхунен показывает жизнь такой, какой она бывает, не заостряя особого внимания на моральной стороне дела и не спрашивая, разрешается ли в 12 лет ездить по ночам с мальчиками на угнанных автомобилях и допустимо ли, не сообщив об этом матери, уезжать в другой город. Что интересует режиссёра, так это ежедневные фрустрации главной героини, её хроническая неудовлетворённость ситуацией, при которой ей не на кого опереться. Главной героине в каком-то смысле всё приходится делать самой (Вилхунен уже затрагивала эту тему в своей знаменитой короткометражке «Почему всё должна делать я?»), но однажды чаша её терпения переполняется, — и она уезжает из своего тесного мирка в далёкий неизведанный мир, в котором живёт её отец, про которого она ничего не знает . Отец не оправдывает её ожиданий , однако в жизни главной героини много меняется: она осознаёт, что, возможно, лучше любить то, что есть, чем кидаться в неизвестность в надежде на лучшее ; её отношения с матерью как бы очищаются, становятся более понятными и естественными .
Д’Арси отмечает, что героиня Ског очень немногословна, но те подавленные эмоции ( subdued emotion ), с которыми она наблюдает за реальным миром вообще и, в частности, за своей инфантильной матерью, которая никак не может освоиться в этом реальным мире, ставят фильм в один ряд с такими известными кинолентами о подростках, как « Моя собачья жизнь » (Швеция, 1985) и « Русалки » (США, 1990), а также напоминают о фильмах Трюффо об Антуане Дуанеле, начавшихся в 1959 году со знаменитых « Четырёхсот ударов » . Сама Линнея Ског, оценивая свою героиню, сказал, что Варпу — не совсем обычный подросток; и хотя в некоторых ситуациях она ведёт себя так же, как вела бы себя Линнея, в целом она гораздо более храбрая . Франк Ског, отец Линнеи, считает, что его дочери всегда в большей степени было свойственно наблюдать, чем активно действовать, и именно эта особенность стала одной из причин её успешной игры в этом фильме .
Высокую оценку дало фильму жюри в Мальмё . В обосновании поощрительной премии «за лучший детский фильм», было сказано, что в картине особенно следует отметить удивительный образ ( fantastiska gestaltning ), созданный Линнеей Ског: её героиня, отправившаяся в путь по мрачной действительности, одновременно слаба и сильна, при этом баланс между её силой и её слабостью идеален . Жюри кинопремии Северного совета , приняв решение о присуждении премии за 2017 года этому фильму, отметило, что Вилхунен с помощью весьма скупых средств смогла передать на экране глубочайшие человеческие чувства, показав, что является неординарным режиссёром и сценаристом. В обосновании решения говорилось, что режиссёру удалось так построить фильм, что главной героине раз за разом удаётся уходить от клише: мягкая по своему характеру, при этом очень разумная и даже в каком-то смысле мудрая, Варпу идёт по жизни, в которой каждый, кого она встречает, — реальный человек, одновременно в чём-то хороший и в чём-то плохой .
Наименование награды | Наименование номинации | Номинант | Результат | |
---|---|---|---|---|
2017, март | Национальная кинопремия « Юсси » (Финляндия) | Лучшая женская роль | Линнея Ског | Победа |
Лучший фильм | Кай Нордберг, Каарле Ахо, продюсеры | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Селма Вилхунен | Номинация | ||
Лучшая женская роль второго плана | Паула Весала | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Номинация | |||
Лучший сценарий | Селма Вилхунен | Номинация | ||
Лучший оператор | Номинация | |||
Лучшая работа художника-постановщика | Саттва-Ханна Тойвиайнен | Номинация | ||
Лучший дизайн костюмов | Тиина Кауканен | Номинация | ||
Лучший грим | Пиа Микконен | Номинация | ||
2017, март | (Швеция, Мальмё ) | Приз города Мальмё за лучший детский фильм — поощрительная премия | Линнея Ског | Победа |
BUFF Nordic Star Award | Линнея Ског | Победа | ||
2017, апрель | (США, Уинстон-Сейлем ) | Приз зрительских симпатий за полнометражный игровой фильм | Победа | |
2017, ноябрь | Премии под эгидой Северного совета | Кинопремия Северного совета | Победа |
В «Девочке по имени Варпу» жюри нашло моменты чистой энергии и кинематографического золота…
Оригинальный текст (англ.)In Little Wing the jury found moments of pure energy and cinematic gold…Из решения жюри о присуждении фильму кинопремии Северного совета