Interested Article - Фудзита, Цугухару

Цугухару Фудзита ( яп. 藤田 嗣治 Фудзита Цугухару , фр. Tsuguharu Foujita , также Леонард Фужита ( фр. Léonard Foujita ), 27 ноября 1886 , Токио 29 января 1968 , Цюрих ) — французский живописец и график парижской школы , выходец из Японии . Художественное образование получил в Токийской высшей школе изящных искусств . Впервые приехав в Париж в 1913 году, долгое время жил и работал во Франции , а в 1955 году получил французское гражданство. При жизни пользовался широкой международной известностью; персональные выставки Фудзиты проходили во многих странах мира. Создал собственный стиль, объединив в своём творчестве приёмы японской живописи и гравюры с традициями европейского реализма . Наиболее известны его ню , многочисленные изображения кошек, портреты женщин и детей, а также автопортреты . В конце жизни обратился в католицизм , приняв имя «Леонард Фужита», и писал картины на религиозные темы. Умер от рака в Цюрихе в 1968 году. При жизни получив одну из важнейших наград Франции, орден Почётного легиона , посмертно был награждён японским орденом Священного сокровища 1-го класса. Прах художника захоронен в Реймсе , в так называемой часовне Фудзиты , которую он спроектировал и собственноручно расписал в возрасте 80 лет. В Реймсе также находится крупнейшая в мире коллекция его работ.

Биография

Детство и юность в Японии

Цугухару Фудзита родился в Токио и происходил из знатного рода Фудзита (фамилия «Фудзита» означает «поле глициний »; имя «Цугухару» — «наследник мира») . Его отцом был генерал Цугуакира Фудзита, врач Императорской армии . Мать, Маса Фудзита, умерла в 1891 году; у Цугухару были также старший брат и двое старших сестёр .

Когда ребёнку было два года, семья переехала на юг Японии, в город Кумамото . Здесь маленький Цугухару с восторгом открыл для себя мир природы, который вдохновил его на первые зарисовки. Впоследствии художник часто вспоминал о своём детстве в доме у речки .

В 1892 году семья Цугухару вернулась в Токио. Пойдя в 1893 году в начальную школу, мальчик обнаружил явные способности к живописи. В 1900 году официальное жюри выбрало рисунок юного художника для демонстрации в павильоне Японии на Всемирной выставке в Париже .

В Токио Цугухару познакомился с западным искусством, и у него появилась мечта отправиться в Париж, столицу искусств. Вопреки опасениям Цугухару, отец принял его решение стать художником, однако он и его друг, писатель Мори Огай , посоветовали юноше получить образование в Японии .

В 1904 году Фудзита начал готовиться к поступлению в Токийскую высшую школу изящных искусств (ныне Токийский университет искусств ). Параллельно с этим он изучал французский язык и из любопытства посещал католическую церковь . Успешно пройдя вступительные испытания, Фудзита поступил в Школу в 1905 году. В течение первого испытательного семестра он изучал традиционную японскую живопись, но затем выбрал курс западной живописи маслом . Преподаватели отмечали Цугухару как способного и усердного студента, хотя и критиковали за чрезмерное пристрастие к западной манере живописи . В эти же годы проявилась его склонность к экстравагантности, необычным аксессуарам и лёгкому эпатажу в одежде, отличавшейся, впрочем, неизменной элегантностью .

В 1906 году Фудзита отправился в путешествие по Китаю и Маньчжурии . Вернувшись, однако, он заново открыл для себя очарование японских пейзажей и писал преимущественно их. В этот период он познакомился с Томико Токитой ( яп. 登美子 ), также студенткой Токийской школы искусств, которая вскоре станет его женой .

В 1910 году Фудзита закончил своё обучение в школе искусств; в качестве дипломной работы он представил автопортрет (первый из известных; впоследствии Фудзита создал множество работ в этом жанре) . В 1911 году он получил первый официальный заказ: портрет императора Кореи, находящегося в изгнании в Японии . В этом же году его пейзажи неоднократно демонстрировались на выставках в Токио. Несмотря на относительный успех, Фудзита продолжал мечтать о Париже. Отец не возражал против отъезда сына и даже согласился помогать ему материально, при условии, что через три года тот вернётся на родину. 8 июня 1913 года Цугухару Фудзита отправился во Францию .

Париж

Фудзита в своей мастерской (1918)

Фудзита сошёл с корабля в Марселе 5 августа 1913 года . По прибытии в Париж он поселился в квартале Монпарнас , где жили художники, поэты и прочие люди, связанные с искусством. В кафе он встретил чилийского художника , который познакомил его с Пикассо . В мастерской Пикассо он увидел его собственные работы «голубого периода» и ряд кубистических полотен, а также картины Таможенника Руссо , которые произвели на него огромное впечатление. Со временем Фудзита познакомился со множеством монпарнасских художников и поэтов: Аполлинером , Жакобом , Браком , Леже , ван Донгеном , Боннаром , Вламинком , Марке , Дюфи … Он также сблизился с иностранными художниками так называемой парижской школы : Модильяни , Паскином , Сутиным и другими . Экстравагантный японец в очках привлекал всеобщее внимание. Друзья дали ему прозвище «Фу-фу» ( фр. fou — сумасшедший) .

Фудзита поставил перед собой задачу: объединить в своём творчестве Восток и Запад . Ему не хватало денег на масляные краски, поэтому он обратился к графике и акварели. Несмотря на крайнюю нищету, он много и плодотворно работал. 1914—1915 годы стали для Фудзиты периодом поиска стиля; многие его произведения носили в то время следы влияния кубизма и футуризма . Как вспоминал впоследствии сам художник, он был настолько недоволен собой, что часть работ уничтожал ещё в процессе создания, а в 1914 году сжёг около 500 своих картин — чтобы согреться и чтобы в будущем они не позорили его имя .

Фудзита регулярно посещал Лувр , изучая и копируя произведения великих предшественников. Кроме того, стремясь постичь основы европейской цивилизации, он обратился к культуре Древней Греции и посещал «Академию» Раймонда Дункана . Тем временем прошли три года, по истечении которых Цугухару должен был вернуться в Японию. Он принял решение не возвращаться и написал письмо отцу, в котором отказался от его финансовой поддержки . Даже начало Первой мировой войны не повлияло на его твёрдое намерение остаться в Париже .

Портрет Фернанды Барри работы Амедео Модильяни

В 1917 году Фудзита встретил Фернанду Барри , в которую влюбился . Они стали мужем и женой (к этому времени Фудзита уже был разведён с Томико), и художник переехал жить к Фернанде, которая энергично взялась «продвигать» его творчество. Во многом благодаря ей в 1917 году прошла первая персональная выставка Фудзиты в галерее Шерон ( фр. Galerie Chéron ), где демонстрировались 110 его акварелей . В день открытия на выставку пришёл Пикассо и, по воспоминаниям Фудзиты, провёл на ней несколько часов, внимательно разглядывая рисунки . Выставка принесла художнику успех; его работы начали продаваться . Побочным эффектом успеха было и то, что Фудзита наконец-то мог позволить себе купить масляные краски и заняться масляной живописью . Кроме того, он смог посетить Италию, где воочию увидел великие произведения искусства. Глядя на « Тайную вечерю » да Винчи, художник впервые пережил что-то вроде религиозного откровения . Кроме того, Фудзите удалось встретиться с папой римским Бенедиктом XV , который дал ему разрешение в любое время приходить и изучать фрески Ватикана . Папа также заказал художнику свой портрет, но умер до того как портрет был готов .

С 1919 года Фудзита выставлялся в парижском Осеннем салоне , где его картины привлекали всеобщее внимание . К 1921 году определился основной круг тем его живописи: обнажённые женщины, кошки, дети, автопортреты . В эти же годы окончательно закрепился и избранный им для себя образ: длинная чёлка, очки, маленькие усики и необычные костюмы (многие из которых Фудзита шил себе сам); на левом запястье татуировка в виде часов (единственных, по словам самого Фудзиты, которые позволяли ему быть непунктуальным) . Его излюбленная модель в эти годы — Кики с Монпарнаса ; её портрет в образе обнажённой женщины в обрамлении туали из Жуи, выставленный в Осеннем салоне 1922 года, принёс Фудзите огромный успех и продемонстрировал его тонкое чувство цвета . Он стал членом жюри Осеннего салона и одним из самых известных парижских художников .

Люси Баду и Робер Деснос

В 1923 году Фудзита и Фернанда расстались: у каждого из них появилось новое увлечение. Пассией Фудзиты стала юная бельгийка Люси Баду ( фр. Lucie Badoud ), которую он называл «Юки» — по-японски «снег» . Впоследствии Фудзита многократно писал её в различных образах, а картина «Юки — снежная богиня» произвела настоящий фурор в Осеннем салоне 1924 года . Однако отношения с Юки не отвлекали художника от упорной работы (по его собственным словам, в тот период он трудился по 14, иногда 18, часов в день) . В совершенстве овладев техникой живописи, Фудзита начал писать крупноформатные картины, а в 1925 году обратился также к искусству гравюры .

Слава художника росла, в том числе и за пределами Франции. Крупные меценаты, промышленники и банкиры заказывали ему портреты, пейзажи и декоративные панно для интерьера . В 1925 году Фудзита стал кавалером Ордена почётного легиона и получил бельгийский орден Леопольда I . В 1929 году он женился на Юки, и они вместе отправились в Японию. Супруги посетили Кумамото, город детства Фудзиты, Киото , Токио. Однако уже в 1931 году Фудзита вынужден будет расстаться с Юки, влюбившейся в поэта Робера Десноса , с которым сам Фудзита длительное время поддерживал дружбу .

Годы странствий

В октябре 1931 года Фудзита отправился в большое путешествие, сопровождаемый своей натурщицей и бывшей танцовщицей Мадлен Лекё ( фр. Madeleine Lequeux ). Среди посещённых им стран были Соединённые Штаты, Центральная и Латинская Америка, Китай и Индокитай . На протяжении всего путешествия, длившегося два года, Фудзита писал путевые заметки . Кроме того, всё это время он многократно рисовал Мадлен. Выставки Фудзиты проходили в больших городах ( Буэнос-Айрес , Росарио , Кордова ), неизменно с большим успехом .

Исмаэль Нери. Портрет Фудзиты. Ок. 1930—1934

В ноябре 1933 года Фудзита и Мадлен отправились в Токио, где Цугухару встретился со своим стариком-отцом, которому исполнилось 80 лет . Художник решил задержаться в Японии, где его принимали с почётом, как прославленного соотечественника. В Токио и Киото были организованы его выставки; он также писал, на заказ, масштабные фрески и портреты соотечественников. 29 июня 1936 года его жизнь омрачило трагическое событие: в возрасте 27 лет от передозировки кокаина умерла Мадлен, что стало огромным потрясением для Фудзиты . Однако ещё до того, в 1933 году, он познакомился с юной японкой Кимиё, на 25 лет моложе самого Фудзиты, и увлёкся ей. В декабре 1936 года Кимиё стала пятой (и последней) женой художника .

В 1936 году, за ужином в его честь, Фудзита нескромно назвал себя первым художником своего времени. Богатый коллекционер из Акиты , Хирано, бросил ему вызов, предложив создать «величайшую в мире картину» . Фудзита принял вызов; задуманная картина должна была, в первую очередь, поражать своими размерами и скоростью исполнения. Темой он выбрал времена года в Аките. Фудзита начал работать без предварительных эскизов, которые слишком замедлили бы работу, но по различным причинам дело продвигалось плохо. Хирано воззвал к его чести и даже предложил Фудзите совершить ритуальное самоубийство из-за нарушенного слова . В конце концов Фудзита завершил работу, потратив на неё 174 часа; грандиозное полотно размером 3,65 на 20,5 м ныне находится в художественном музее города Акиты .

В 1937 году началась японо-китайская война , и в 1938 году Министерство военно-морского флота делегировало Фудзиту в Китай в качестве военного художника . Однако Фудзита тосковал по Парижу, и весной 1939 года он, вместе с Кимиё, ненадолго вернулся туда и вновь поселился на Монмартре. Но уже в мае следующего года, ввиду нестабильной политической ситуации, супруги вернулись в Японию .

Сопрезидент Ассоциации военных художников (1942)

В годы Второй мировой войны Фудзита стал военным художником на службе у японского правительства . На протяжении пяти лет он выполнял то, что считал своим долгом по отношению к Японии, сопровождая японские армию и флот, делая многочисленные зарисовки и рисуя военные плакаты. Всего за это время он создал не менее 150 картин маслом и около 50 акварелей . По всей видимости, военное искусство стало для Фудзиты источником подлинного вдохновения . Впоследствии это вызовет критику со стороны ряда соотечественников, полагавших, что он не должен был ставить свой талант на службу японскому милитаризму . Так, ассоциация японских художников крайне резко обвиняла Фудзиту в том, что его искусство сыграло огромную роль в деле военной пропаганды .

Это стало одной из причин, по которой Фудзита принял решение покинуть Японию. Однако ему не удалось получить французскую визу: очевидно, Франция не хотела пускать главного военного художника страны-противника в недавней войне . Лишь в 1949 году, благодаря вмешательству генерала Макартура , Фудзите удалось уехать, но не во Францию, а в США, где у него были связи и поклонники. В Нью-Йорке, наконец, он вновь почувствовал себя свободным и способным наслаждаться жизнью. Фудзита много рисовал и преподавал в Бруклинской школе изящных искусств . Однако и здесь в нём видели в первую очередь бывшего военного художника. Группа нью-йоркских художников устроила демонстрацию перед галереей, где проходила его выставка, и подписала петицию против Фудзиты, в которой призывала относиться к нему как к «фашистскому художнику» и орудию японской военной пропаганды . Тем временем Франция согласилась выдать Фудзите визу, и 27 января 1950 года он и Кимиё покинули Нью-Йорк .

Возвращение во Францию

По приезде в Париж Фудзита сообщил журналистам, что вернулся, чтобы остаться навсегда и быть похороненным на кладбище Монпарнас рядом с Модильяни . Он с радостью встретил старых друзей: Сальмона, Брака, Вламинка, Дерена. Фудзита узнал о новых парижских знаменитостях и о новых течениях в живописи, но предпочёл держаться в стороне от них . Уже через два месяца после прибытия художник подготовил первую выставку, на которой были представлены 50 полотен. После военных лет он вернулся к старым сюжетам — женщины, кошки, дети — в которых ощущались мечтательность и меланхолия. Он также предпринял большое путешествие по Алжиру и Испании , где его выставки проходили с неизменным успехом . Вернувшись, он преподнёс в дар Государственному музею современного искусства четыре крупных работы, в знак признательности принявшей его Франции .

В 1950-х годах Фудзита интенсивно работал, создавая живописные произведения, гравюры, афиши и иллюстрации к дорогим книжным изданиям . У него были две соседствующих друг с другом мастерских на улице Кампань-Премьер: в одной он не только работал, но и жил вместе с Кимиё; другая предназначалась только для творчества и, кроме того, в ней были собраны разнообразные предметы, привезённые художником из разных стран или купленные на блошином рынке и у антикваров: десятки старинных кукол, фаянсовые вазы, птичьи клетки, гобелены, предметы мебели и т. п. В 1952 году в Париже прошла ещё одна значительная выставка Фудзиты, где экспонировались сорок работ маслом и десять акварелей . В 1953 году две персональные выставки художника прошли в Испании, в Барселоне и в Бильбао . В Барселоне открытие выставки посетили десять тысяч человек; оно широко освещалось прессой. Там же, в Барселоне, Фудзита познакомился с Сальвадором Дали и сделал рисунок, на котором изобразил Дали в шаржированном виде и себя рядом с ним. Дали подписал под рисунком «Мы — величайшие рисовальщики» .

Реймсский собор

В 1954 году Фудзита развёлся с Люси Баду (все эти годы их брак официально не был расторгнут), и 5 октября зарегистрировал свой брак с Кимиё в мэрии XIV округа . В 1955 году супруги получили французское гражданство . Хоть Фудзита и порвал тем самым связи с родной страной, в Японии неоднократно организовывались крупные выставки его работ. В 1957 году он стал офицером Ордена почётного легиона ; в 1958 году его избрали членом бельгийской Королевской академии изящных искусств .

Фудзита неоднократно обращался в своём творчестве к сюжетам, связанным с христианством . В 1959 году он работал над иллюстрациями к Апокалипсису . Работа захватила его и, само собой, заставила перечитать Библию. 18 июня 1959 года он посетил, вместе со своим другом Жоржем Прадом, Реймсский собор , где пережил своего рода религиозное озарение и решил стать католиком (до этого, по его словам, он не исповедовал никакой религии) . Под руководством священника Фудзита изучал Священное писание и старался приобщить к новой вере свою жену. 14 октября 1959 года Фудзита и Кимиё приняли крещение в Реймсском соборе, при большом стечении публики и прессы. Крёстными Фудзиты стали Рене Лалу, адвокат и глава дома шампанского Mumm , и жена Франсуа Теттенже, главы винодельческого дома Taittinger . Крёстные Кимиё — Жорж Прад и его супруга . При крещении Фудзита принял имя «Леонард Франсуа Рене»: Леонард — в память о неизгладимом впечатлении, которое произвела на него « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи ; Франсуа — в честь почитаемого им святого Франциска Ассизского ; Рене — в честь крёстного. Кимиё приняла имя «Мари-Анж-Клэр» .

В 1961 году Фудзита и Кимиё решили поселиться в сельской местности и купили домик в , в 30 км на юго-запад от Парижа . Пара жила уединённо и регулярно посещала старинную церковь неподалёку от их дома .

В 1964 году Фудзита решил возвести часовню в Реймсе, в память о своём обращении, случившемся именно в этом городе. Собственно говоря, мечта собственноручно расписать церковь возникла у него ещё в день крещения . Его поддержал Рене Лалу: он взял на себя расходы и выделил Фудзите участок рядом с погребами дома Mumm. Фудзита сам изготовил макет будущей часовни; он хотел, чтобы она была скромной, в романском стиле , и вписывалась в реймсский пейзаж. Затем он изучил технику фрески , подготовил эскизы и сам расписал всё внутреннее пространство церкви сценами из жизни Христа, Пресвятой Девы и видениями Апокалипсиса . Витражи , изготовленные реймсским мастером, изображали Сотворение мира, грехопадение и Ноев ковчег. 1 октября 1966 года епископ Реймса торжественно освятил часовню .

В декабре 1966 года здоровье художника начало ухудшаться. Проведённое в Париже обследование выявило рак. После операции наступило кратковременное улучшение, но уже в марте Фудзите снова стало хуже и его снова госпитализировали, на этот раз в Цюрихе . В октябре он попросил близкого друга записать его последние мысли: воспоминания об ужасах войны, распоряжения относительно картин и похорон (Фудзита хотел быть похороненным в своей часовне или рядом с ней) .

Цугухару Фудзита умер 29 января 1968 года, в возрасте 81 года. Его последними словами были: «Мой Господь, даруйте мне смерть» . Согласно воле самого художника, его отпевание прошло в Париже, в церкви на Монпарнасе. В последний путь художника провожали многочисленные друзья, которые затем собрались на поминальную трапезу в кафе « Куполь » . Затем тело перевезли в Реймс и, после торжественной церемонии прощания в Реймсском соборе, похоронили на Северном кладбище, в ожидании, пока в часовне будет подготовлено место для захоронения. Однако несколько лет спустя Кимиё распорядилась, чтобы останки мужа были перенесены на церковное кладбище в Вилье-ле-Бакль . Лишь в 2003 году прах Фудзиты будет перезахоронен в часовне ; в 2009 году здесь же будет погребена и Кимиё .

Творчество

Искусство Фудзиты объединило в себе традиции японской живописи, достижения европейского искусства и искания французских художников XX века . Он был близок к так называемой « парижской школе », однако официально не принадлежал ни к какому художественному течению и выработал собственный, легко узнаваемый стиль, объединив в своём творчестве строгую линейность японской гравюры с традициями европейского реализма . Его работы отличаются совершенством живописной техники, виртуозностью рисунка (при второстепенной роли цвета), атмосферой изысканности и утончённости . Вместе с тем ряд критиков отмечает некоторое однообразие сюжетов, свойственное работам художника, и многократное тиражирование единожды найденных приёмов .

Фудзита обладал многогранным талантом: помимо живописи, он творил в области графики, фотографии, керамики, театра, кино и дизайна одежды . При жизни его творчество пользовалось большим успехом; цены на его картины были сопоставимы с ценами на картины Пикассо . В послевоенные годы, однако, репутация «военного преступника», сложившаяся из-за сотрудничества Фудзиты с военными властями Японии, привела к снижению интереса к его искусству . Забытое на протяжении нескольких десятилетий, наследие Фудзиты вновь обретает популярность у ценителей в конце ХХ — начале XXI веков: так, в 1990 году картина «Девочка в парке» ( фр. Jeune fille dans le parc , 1957) была продана за 6 050 000$ ; в 2007 году картина «Две подруги (Юки и Мадо)» ( фр. Les deux amies (Yuki et Mado) ) была продана на аукционе Сотбис за 204 000£ .

Раннее творчество и годы учёбы

Рисовать Фудзита начал очень рано, вдохновляясь в первую очередь окружающей природой. Он стремился зарисовать всё, что видел — цветы, травы, деревья, птиц, рыб, насекомых — вначале пальцем на песке, а после кисточкой и тушью на листках рисовой бумаги . Позднее, в шестилетнем возрасте, его начинает привлекать военная тематика, поскольку отец-генерал много рассказывает ему о текущей японо-китайской войне . Среди его рисунков того времени — лошади, фигуры людей в движении и батальные сцены . К 1898 году относится его первая работа маслом , изображающая курицу с яйцами .

Внешние изображения

Поступив в 1905 году в Токийскую высшую школу изящных искусств, Фудзита был вынужден придерживаться канонов традиционной японской живописи и заданных преподавателями тем. На первый взгляд его работы этого периода мало отличаются от работ его товарищей по обучению, однако в них чувствуется большее мастерство, лучшее владение линией и более оригинальная трактовка формы . Молодой художник стремился следовать выбранным художественным ориентирам: предмет его интереса — искусство Европы, в первую очередь Франции, хотя знал он об этом искусстве крайне мало. Пройдя обязательный полугодовой курс японской живописи, Фудзита продолжил обучение на отделении западной живописи , то есть живописи маслом, которая получила широкую известность в Японии лишь после реставрации Мэйдзи и в те годы ещё воспринималась как новшество . В числе его преподавателей был вернувшийся после обучения во Франции Сэйки Курода , чей стиль сформировался под влиянием академизма и импрессионизма . Однако Фудзита не стремился перенимать его манеру, а учитель был недоволен художественными экспериментами ученика. Его главную дипломную работу — «Автопортрет» (1910), написанный в тёмных тонах, несвойственных импрессионистской живописи — Курода продемонстрировал классу в качестве примера того, как не надо писать. В результате Фудзита окончил школу шестнадцатым из тридцати студентов .

Первый парижский период

Буквально в день своего приезда в Париж Фудзита вместе с художником Мануэлем Ортисом де Сарате отправился в мастерскую Пабло Пикассо . Там он увидел его картины «голубого периода», ряд кубистских картин, препарированные (с целью последующего изображения) музыкальные инструменты, негритянские маски и статуи . Всё это произвело на японского художника огромное впечатление; ему казалось, что он очутился в самом сердце авангарда . В мастерской Пикассо находились также три картины Анри Руссо , которые привели Фудзиту в восхищение: он и не предполагал, что в живописи возможны такая смелость и такое пренебрежение условностями и канонами искусства . Этот момент стал для него переломным:

У меня, доселе не знавшего даже таких имён, как Сезанн или Ван Гог, вдруг открылись глаза, и я взглянул совершенно в ином направлении. Я обнаружил, что до сих пор всё моё художественное образование ограничивалось знакомством со стилями одного-двух человек. Я осознал, что картины — это свободные творения, могущие принимать самые разнообразные формы. И я понял, что мне нужно идти вперёд, достичь внутренней свободы и сказать новое слово, выражая мои собственные идеи. В тот день я просто швырнул на пол мои рисовальные принадлежности, понимая, что мне предстоит начать всё заново с самого начала .

Внешние изображения

В ноябре 1913 года Фудзита посетил Осенний салон , где увидел большое количество работ современников; зиму 1914 года он провёл за тщательнейшим изучением экспонатов Лувра . В ранний парижский период на его творчество оказали влияние, помимо Анри Руссо и Пикассо, такие художники, как Сутин , Модильяни , Матисс , Грис . Он писал меланхоличные пейзажи, в которых примитивизм Руссо сочетался с восточным минимализмом . На некоторое время Фудзита увлёкся экспериментами в духе кубизма, однако это увлечение длилось недолго . Его работы этого периода до нас почти не дошли, поскольку большее количество своих ранних произведений художник впоследствии уничтожил . Постепенно он нашёл то направление, в котором будет развиваться его искусство:

На протяжении трёх первых лет в Париже я ежедневно бывал в Лувре. Я снова и снова ходил смотреть на «примитивов» , в греческие и ассирийские залы, потому что видел в них художественный синтез Запада и Востока — то, что я хотел осуществить в своём собственном творчестве .

В 1920-х годах первую громкую славу художнику принесли картины в жанре ню , сочетавшие в себе почти салонную привлекательность с гипертрофированной изящностью . Он разработал для них особую технику, позволявшую передать средствами масляной живописи гладкую текстуру японской бумаги. На этой идеально ровной поверхности, напоминающей слоновую кость, Фудзите удавалось проводить тончайшие линии . Ещё одна характерная особенность этих работ — их колористический минимализм, почти монохромность . Постепенный сдвиг в сторону всё более светлых тонов в палитре Фудзиты наметился в начале 1920-х годов; вскоре он решит отдать приоритет белому цвету (несправедливо, на его взгляд, пренебрегаемому большинством художников), демонстрируя его богатство и красоту . Фудзита покрывал холст особым молочно-белым фоном, причём состав краски держал в тайне . Кроме того, он сочетал масляные краски с японской тушью, либо её искусной имитацией, и гордился тем, что ему удалось совместить две несовместимые техники .

Лежащая обнажённая с туалью из Жуи (1922). Холст, масло, тушь, уголь, карандаш; 130 × 195. Парижский музей современного искусства

В 1922 году настоящей сенсацией стала картина «Лежащая обнажённая с туалью из Жуи» ( фр. Nu couché à la toile de Jouy ), своей композицией напоминающая « Олимпию » Мане и одалисок Тициана и Энгра . Женщина (моделью для которой, по словам самого Фудзиты, послужила Кики с Монпарнаса) лежит на смятых простынях в нише под пологом; её взгляд направлен прямо на зрителя. Фон выполнен оттенками сепии (Фудзита передаёт традиционные цвета туали из Жуи); перламутровая белизна женской кожи контрастирует с отдельными пятнами чёрного, тонкой чёрной линией обведены и контуры её тела . Единственный цветовой штрих — бледно-розовые губы женщины. На ламбрекене и боковых шторах изображены стилизованные под живопись XVIII века сцены, представляющие Венеру , Марса и Вулкана , что соотносится с «будуарным» характером основного сюжета .

Другая столь же известная картина в жанре ню — «Юки, снежная богиня» ( фр. Youki, déesse de la neige , 1924): спутница художника изображена здесь лежащей на заснеженной горной вершине, а у её ног сидит волк . Бывший в ту пору в Париже В. В. Маяковский в своём очерке «Осенний салон» отмечал, что одно из ню Фудзиты вызвало настоящий ажиотаж («только в одном месте настоящая давка, настоящая толпа») и иронически писал: «Разлёгшаяся дама. Руки заложены за голову. Голая. У дамы открытые настежь подмышки. На подмышке волосики. Они-то и привлекают внимание. Волосики сделаны с потрясающей добросовестностью. Не каким-нибудь общим мазком, а каждый в отдельности. Прямо хоть сдавай их на учёт в Центрощетину по квитанции. Ни один не пропадёт — считанные» .

Рядом с женщинами Фудзита нередко изображал кошек , которые станут затем самостоятельной темой его живописи . Он стремился передать грацию кошек, их излюбленные позы, текстуру их шёрстки и особенности характера. Кошки (в действительности жившие у Фудзиты) присутствуют и на многих автопортретах художника . Помимо кошек, Фудзита часто изображал собак и других животных: свою детскую любовь к миру природы он сохранил и в зрелые годы. Анималистический жанр пользовался успехом, и в 1928 году Андре Сальмон написал о художнике: «Рисуя животных, Фудзита добился триумфа: животные помогли ему завоевать сердца людей» . В 1930 году в Нью-Йорке была издана «Книга кошек» ( фр. Livre des chats ), содержавшая 20 иллюстраций Фудзиты к стихотворениям в прозе Майкла Джозефа .

Внешние изображения

На картинах Фудзиты также часто присутствуют дети (особенно девочки, похожие на кукол), иногда вместе с животными и птицами. Однако дети у Фудзиты, особенно в его поздних работах, лишены традиционного очарования; они выглядят странно, почти пугающе .

В свой первый «парижский» период Фудзита писал большое количество портретов , в том числе на заказ. Если вначале он привносил в них определённую стилизацию, под влиянием как воспринятого и осмысленного им западного искусства, так и художественных традиций своей родной страны, то постепенно аллюзии на античность и японскую живопись уступали место более явному реализму . Не менее важное место в творческом наследии Фудзиты занимают автопортреты . Начиная с середины 20-х годов он писал их ежегодно, и количество автопортретов, написанных им за всю жизнь, превышает сотню, что свидетельствует о неизменном интересе художника к собственному образу и его постепенной эволюции . На автопортретах Фудзита зачастую предстаёт в образе денди , в неизменных круглых очках, с длинной чёлкой и с усиками . Он также изображал себя в мастерской, в окружении собственных работ и инструментов художника. Как правило, его облик исполнен гармонии, лёгкой меланхолии и внутреннего умиротворения; исключением стал лишь автопортрет 1943 года, написанный в период Тихоокеанских военных действий .

В 1924 году Фудзита выступил в качестве сценографа, сотрудничая со шведским меценатом Рольфом де Маре в его « ». В созданных им костюмах и декорациях для балета «Странный турнир» ( фр. Le tournoi singulier ) стилистика европейского модернизма сочеталась с элементами традиционного японского искусства .

В 1929 году Фудзита выставил в галерее Жё-де-пом пять монументальных полотен, в том числе два диптиха размером 3x3 метра . Вновь обратившись к своему излюбленному жанру — ню — он демонстрировал в этих работах как органичное владение приёмами японского искусства, так и свой интерес к европейской античности и итальянскому Ренессансу (рельефная мускулатура изображённых фигур напоминает живопись Микеланджело ). Сам художник написал о них: «В эти четыре огромных полотна я вложил всю свою душу и весь свой труд» .

В 1930-х годах Фудзита неожиданно проявил интерес к сюрреализму и создал ряд нетипичных для него работ с яркими, почти кричащими красками . Возможно, это произошло под влиянием соперничества с сюрреалистом Десносом , к которому от Фудзиты ушла его возлюбленная Юки. В этих работах Фудзита использовал ряд сюрреалистических клише: гротескные образы, фантастические видения, завуалированные символы смерти. Самая известная из картин в этом стиле — «Укротительница и лев» ( фр. La dompteuse et le lion , 1930) . Обнажённая женщина в чёрных чулках и зелёных туфельках (для этой картины в последний раз позировала Юки) стоит, положив руку на гриву огромного льва; рядом валяется человеческая рука, указывающая пальцем на женщину. Фантастические, онирические образы и позже возникали в работах Фудзиты, в частности, в таких произведениях, как «Сон» ( фр. Le rêve , 1947), где спящую обнажённую женщину окружает странный хоровод одетых в человеческую одежду зверей и птиц .

Латинская Америка. Японо-китайский период

Путешествие в Латинскую Америку (1931—1933) привнесло в творчество Фудзиты новые темы: наблюдая за повседневной жизнью боливийских, перуанских и мексиканских крестьян, он делал множество зарисовок, фиксируя особенности их внешности, одежды и быта . Здесь же он познакомился с монументальной живописью Диего Риверы . Вернувшись затем в Японию и поселившись в Токио , Фудзита создал собственную работу в этом жанре, получив заказ на роспись Бразильского кафе в одном из зданий квартала Гиндза . (Первый свой опыт настенной росписи художник осуществил в 1916 году в Лондоне, а впоследствии дважды практиковался в этом жанре в Париже .) В следующем году он выполнил ещё две фрески — одну для кафе Коломбан в том же квартале, другую для магазина Сого в Осаке . Впоследствии художник получал и другие заказы того же рода, а в 1934 году стал советником «Ассоциации японских художников-муралистов» . В этот период он также написал статью, озаглавленную «Теория современной настенной живописи», в которой сожалел, что в Японии этому жанру уделяется так мало внимания .

Внешние изображения

В разных городах регулярно проходили персональные выставки Фудзиты, а галерея Нитидо заключила с ним четырёхлетний контракт на ежегодные выставки . После «красочного» латиноамериканского периода он вернулся к монохромии в чёрно-белых тонах, которую лишь местами оживляли мазки более ярких тонов . В 1937 году, в результате пари с коллекционером искусства Хирано Сейкити, Фудзита взялся создать «самую большую картину в мире» . Для этого понадобилось сшить из небольших холстов единое гигантское полотно размером 20,5×3,65 м (работу вручную выполнил местный мастер) и занять под мастерскую огромный амбар для хранения риса, в котором можно было это полотно разместить ), Фудзита по десять часов в день работал над грандиозным произведением, посвящённым теме четырёх времён года в Аките . Динамике праздничных сцен, детских шалостей, танцоров и музыкантов он противопоставил статику фигур местных жителей. В картине преобладают красный, белый и золотой цвета, а венчает изображённый пейзаж ярко-лазурное небо . На выполнение всей работы у художника ушло 174 часа; иногда он не выходил из амбара по три дня и три ночи. Чтобы создать затем раму для готовой картины, было использовано самое старое и прочное дерево, которое нашлось на лесопильне Хирано, поражённого выдающимся мастерством Фудзиты . В настоящее время произведение, называющееся «Праздники четырёх времён года в Аките», хранится в музее искусств этого города .

С 1938 года Фудзита работал военным художником на службе у японского правительства, что впоследствии сильно повредило его репутации. Он выполнял свои обязанности из чувства долга, но также и с подлинным энтузиазмом, который выразил, в частности, в интервью с журналистом из Фукуоки : «Первая мировая война в Европе стала источником вдохновения для великолепной батальной живописи; мы же должны стремиться к созданию ещё лучших работ» . Его художественный стиль в это время претерпел радикальные изменения; он превратился в художника-документалиста, изображающего батальные сцены как по фотографиям, так и с натуры. В 1941 году его картина «Перл-Харбор, 8 декабря 1941» тиражировалась тысячами экземпляров в качестве пропаганды . Наиболее известной работой военного периода стала масштабная композиция «Последний день Сингапура» (1942); в 1943 году Фудзита получил Премию культуры, вручаемую газетой « Асахи », за своё творчество в совокупности и за эту картину в частности . Однако и в военные годы Фудзита продолжал писать (иногда тайно) небольшого формата ню и пейзажи .

Второй парижский период

Прибыв в 1950 году в Париж, Фудзита уже два месяца спустя подготовил первую выставку из 50 работ в той же галерее Поля Петридеса ( фр. Paul Petridès ), где неоднократно выставлялся ранее . После военных лет он вернулся к прежнему кругу тем — детские портреты, образы материнства, кошки, пейзажи (за исключением ню) — держась в стороне от всех художественных школ и направлений 50-х годов . Его излюбленный сюжет в это время — изображения задумчивых большеглазых девочек, часто с платком на голове и бантом на шее . Девочки эти напоминают старинных кукол из воска или фарфора, коллекцию которых Фудзита держал в своей мастерской. Искусствовед и специалист по творчеству Фудзиты Сильви Бюиссон предполагает, что на их позы могла повлиять эстетика театра кабуки , с которым художник был прекрасно знаком. Так, игре актёров кабуки свойственна фиксация определённых условных жестов, «застывание» при переходе от одного движения к другому. С этими «застывшими» жестами Бюиссон сравнивает неподвижность детских образов Фудзиты .

Июль и август 1950 года Фудзита и Кимиё провели в Бретани , в Финистере , где художник написал ряд бретонских пейзажей в своей типичной светлой палитре. Низкие домики с белёными фасадами, лодки и мачты под бледным небом контрастируют с отдельными тёмными фигурами рыбаков и рыбацких жён в белых головных уборах . Что касается парижских пейзажей, то в них художник изображал значимые для себя места — собор Нотр-Дам , , отель Эдгар Кине на Монпарнасе — так, как если бы их не коснулось течение времени. Кроме того, с этого времени Фудзита от больших форматов перешёл преимущественно к малым .

Внешние изображения

В январе 1951 года, приняв приглашение провести выставку своих работ в Алжире , Фудзита отправился в путешествие по Северной Африке, в ходе которого сделал множество зарисовок . В ноябре того же года прошла крупная персональная выставка Фудзиты в Мадриде, которая имела огромный успех у публики . Художнику заказывали множество портретов; он отмечал, что ему удалось побить собственный рекорд по заказам за все предыдущие периоды. Кроме того, в Париже Поль Петридес, воодушевлённый успехом предыдущей выставки Фудзиты, обязался устраивать персональные выставки художника каждые два года. Постепенно к Фудзите возвратилась утраченная слава довоенных лет .

С середины 50-х годов художник часто писал цветы, особенно розы и сирень, собранные в букеты и помещённые в старинные вазы . В 60-х годах цветочные мотивы разнообразились ромашками, ландышами, полевыми цветами; букеты цветов часто держат в руках девочки, которые остаются одной из неизменных тем в творчестве Фудзиты. Ему свойственно раз за разом повторять сходные сюжеты, меняя детали: аксессуары в костюмах девочек, их позы, окружающие их цветы и атрибуты различных времён года .

В своём позднем творчестве Фудзита, ставший католиком, обращался преимущественно к религиозным темам и библейским сюжетам . Интерес к ним был отнюдь не внезапным и зародился у будущего художника ещё в детские годы, когда он рассматривал изображения святых в католическом храме в Токио . Впоследствии в Париже, в Лувре, он тщательно изучал религиозную живопись итальянских и фламандских художников; многократно копировал композиционные схемы и отдельные элементы картин Рафаэля и Боттичелли . В его собственном творчестве христианские сюжеты появились уже в 1917 году , а в 1919 году, за сорок лет до своего крещения, он выставил в парижской галерее Шерон 25 картин и рисунков на религиозные темы, в том числе пять работ маслом: «Рождение Иисуса», «Положение во гроб», «Дева с младенцем», «Христос» и «Целомудрие» . В эти годы он также писал образы мадонн и молящихся женщин, используя насыщенные красные и синие цвета (которые сам художник сравнивал с палитрой Фра Анджелико ) и особую технику для создания золотого фона .

Внешние изображения

В 1959 году Фудзита работал над тремя крупноформатными акварельными иллюстрациями к Апокалипсису : «Семь труб», «Четыре всадника» и «Новый Иерусалим» . Сложные многофигурные композиции изобилуют тщательно выписанными деталями, в том числе макабрического характера. Возможно, в этой работе нашли отклик переживания Фудзиты, порождённые ужасами войны и атомными бомбардировками Японии .

В 1964 году Фудзита решил возвести в Реймсе , городе, где он принял крещение, часовню, посвящённую Деве Марии (впоследствии она получила известность как часовня Фудзиты ) . Для того чтобы самостоятельно расписать её интерьер, художник освоил новую для себя технику фрески . Грандиозная работа по росписи стен общей площадью около 110 м 2 заняла шесть месяцев; 1 октября 1966 года произошло освящение часовни . В её интерьере преобладают жёлтый и синий цвета; местами их дополняют зелёный и тёмно-красный . В традиционные для христианской иконографии сюжеты Фудзита внёс неканонические элементы: так, в качестве своеобразного оммажа Реймсу как городу виноделия он написал в левом приделе фреску, на которой мадонна с младенцем сидит на винной бочке и держит в руке кисть винограда, в то время как на заднем плане различимы силуэты Реймсского собора и базилики Сен-Реми . Необычно и то, что лица многих персонажей искажены гримасами , а в композиции библейских сцен присутствуют гротескные и пугающие изображения скелетов, висельников, ухмыляющихся черепов, детей с пронзительным взглядом и странных животных . Тем не менее весь ансамбль фресок, благодаря «солнечным» жёлтым и мягким голубым тонам, создаёт ощущение умиротворённости и покоя .

По воспоминаниям Жоржа Прада, последней работой Фудзиты стало двойное изображение (в анфас и профиль) лика Христа, созданное им для Рене Лалу и самого Прада . Художник завершил его в цюрихской больнице, за три недели до смерти .

Наследие и память

Вдова Цугухару Фудзиты, Кимиё Фудзита, скончавшаяся в 2009 году, завещала права на наследие своего мужа католическому благотворительному фонду Apprentis d’Auteuil . Под его эгидой в 2011 году был создан «Фонд Фудзиты» ( фр. Fondation Foujita ), которому принадлежат все права на творчество художника. Фонд преследует двойную цель: помощь нуждающейся молодёжи и приобщение её к искусству, а также пропагандирование творчества Фудзиты .

Музей Фудзиты в Вилье-ле-Бакль

Дом художника в Вилье-ле-Бакль в настоящее время является музеем. Этот небольшой домик XVIII века сохранён в том состоянии, каким остался после смерти Фудзиты, и после реставрации в 2000 году открылся для публики . Соответствующее пожелание ещё при жизни высказывал сам Фудзита, считавший, что посещение мастерской художника помогает лучше понять его творчество .

Большое количество картин Фудзиты находится в Реймсском музее изящных искусств . В 2013 году городу были переданы 663 работы художника, что делает реймсскую коллекцию крупнейшей в мире . Помимо картин, музею были переданы различные предметы и документы, связанные с жизнью Фудзиты: в общей сложности более 2300 экспонатов. На 2018 год было запланировано открытие нового здания музея, где целый зал будет отведён картинам Фудзиты , однако работы по возведению музейного комплекса продлятся, вероятно, до 2023 года . Кроме того, в Реймсе можно посетить возведённую и расписанную художником часовню Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Пресвятой Девы Марии Мира) .

Отдельные произведения Фудзиты также находятся в музеях Франции, Японии, США и в частных коллекциях. В 2011 году , расположенный в Хаконе близ Токио, получил от анонимного дарителя 37 картин Фудзиты, о существовании которых ранее не было известно . С 1987 года выходит каталог-резоне Фудзиты (составитель Сильви Бюиссон); по состоянию на 2019 год опубликовано три тома и готовится четвёртый .

В 2006 году в Токио состоялась крупная ретроспектива Фудзиты, приуроченная к 120-летию со дня рождения художника . В 2015 году японский режиссёр Кохэй Огури снял художественный фильм «Фудзита», повествующий о жизни художника . В 2018 году, в честь пятидесятилетия смерти, в ряде городов Франции и Японии прошли посвящённые ему выставки . Наиболее крупная выставка состоялась в парижском : на ней были представлены более ста работ из музеев разных стран и частных коллекций . В том же году во Франции была выпущена памятная марка, посвящённая Фудзите , а компания Google посвятила ему один из своих дудлов .

В России произведения Фудзиты экспонировались в ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках выставок «Парижская школа» (2011—2012) и «„Шальные годы“ Монпарнаса. Живопись и графика из собраний Франции, Швейцарии и России» (2015) .

Комментарии

  1. Встречается также написание имени «Леонар» и некорректное написание фамилии «Фуджита».
  2. По другим источникам — в деревню близ Кумамото .
  3. Впоследствии в этой галерее пройдут ещё несколько выставок Фудзиты .
  4. В своих мемуарах, к которым Фудзита написал предисловие, Кики посвятила ему небольшую главку, заканчивающуюся следующей характеристикой художника: «Ещё один славный парень, простой и милый» .
  5. По всей видимости, за двадцать лет Фудзита забыл, что его друг Модильяни похоронен не на монпарнасском кладбище, а на кладбище Пер-Лашез , однако его реплика свидетельствует о том, насколько значимым для него остаётся Монпарнас .
  6. Речь идёт о грандиозном проекте издателя Жозефа Форе: он задумал уникальное издание с ограниченным тиражом — 7 экземпляров — которое должно было весить 110 килограммов и для работы над которым он привлёк семерых художников и семерых писателей .
  7. В других источниках уточняется, что, несмотря на слова самого Фудзиты, на самом деле он побывал в мастерской Пикассо лишь спустя полгода жизни в Париже .
  8. «Примитивами» в то время называли художников западноевропейского проторенессанса , в чьих произведениях ещё были сильны традиции восточноевропейского — византийского искусства.
  9. Впоследствии это издание, выпущенное тиражом в 500 экземпляров, станет библиографической редкостью ; в 2014 году одна из книг будет продана на аукционе за 77 500$ .

Примечания

  1. / Крючкова В. А. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. , p. 16.
  3. , p. 146.
  4. , p. 14.
  5. , p. 17.
  6. , p. 57.
  7. , p. 58.
  8. , p. 22.
  9. , p. 28.
  10. , p. 59.
  11. , p. 28—29.
  12. , p. 29.
  13. , p. 30.
  14. , p. 35.
  15. , p. 38.
  16. . Fondation Foujita. Дата обращения: 3 февраля 2018. Архивировано из 17 сентября 2016 года.
  17. , p. 32.
  18. , p. 43.
  19. , p. 40.
  20. , p. 44.
  21. , p. 84.
  22. , p. 49.
  23. , p. 43.
  24. , p. 52.
  25. , pp. 70—71.
  26. , p. 56.
  27. , p. 60.
  28. , p. 72.
  29. , p. 74.
  30. , p. 80.
  31. , p. 95.
  32. , p. 98.
  33. , p. 116.
  34. .
  35. , p. 102.
  36. .
  37. . Fondation Foujita . Дата обращения: 3 февраля 2018. 4 февраля 2018 года.
  38. , p. 74.
  39. , p. 113.
  40. Agnieszka Taborska. Desnos, Lucie (Youki) // / Jill Berk Jiminez. — Routledge, 2013. — P. 157—160. — ISBN 1135959218 .
  41. , p. 78.
  42. , p. 79.
  43. , p. 120.
  44. . Дата обращения: 3 февраля 2018. 28 января 2018 года.
  45. , p. 169.
  46. , p. 170.
  47. , p. 176.
  48. , p. 184.
  49. , p. 186.
  50. , p. 230.
  51. , p. 231.
  52. . Akita Museum of Art . Дата обращения: 4 февраля 2018. 5 февраля 2018 года.
  53. , p. 191.
  54. , p. 101.
  55. , p. 198.
  56. , p. 268.
  57. , p. 278.
  58. , p. 311.
  59. , p. 325.
  60. , p. 208.
  61. , p. 331.
  62. , p. 214.
  63. , p. 112.
  64. , p. 218.
  65. , p. 228.
  66. , p. 236.
  67. , p. 238.
  68. , p. 244.
  69. , p. 252.
  70. , p. 334.
  71. , p. 268.
  72. , p. 274.
  73. , p. 278.
  74. , p. 292.
  75. , p. 302.
  76. , p. 318.
  77. , p. 324.
  78. .
  79. , p. 328.
  80. , p. 329.
  81. Pauline Césari. (фр.) . Le Figaro.fr (2010). Дата обращения: 4 февраля 2018. 5 февраля 2018 года.
  82. . Communiqué de presse – mars 2013 . Ville de Reims. Дата обращения: 4 февраля 2018. 5 февраля 2018 года.
  83. . Musée Maillol. Дата обращения: 10 февраля 2018. Архивировано из 11 февраля 2018 года.
  84. Крючкова В.А. . — М. : Прогресс-Традиция, 2010. — С. 18.
  85. Дарья Курдюкова. . Независимая газета (30 сентября 2015). Дата обращения: 31 августа 2019. 31 августа 2019 года.
  86. . Fondation Foujita . Дата обращения: 2 февраля 2018. 11 февраля 2018 года.
  87. Matthew Larking. (англ.) . Japan Times. Дата обращения: 6 августа 2019. 7 января 2019 года.
  88. , p. 97.
  89. , p. 459.
  90. . Sotheby's . Дата обращения: 10 февраля 2018. 11 февраля 2018 года.
  91. , p. 21.
  92. , p. 56.
  93. , p. 20.
  94. , pp. 21—22.
  95. , p. 35.
  96. , p. 36.
  97. , p. 63.
  98. И. Мосин, А. Савельева. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма. — Вильнюс: UAB “Bestiary”, 2012. — С. 152.
  99. , p. 66.
  100. , p. 94.
  101. , p. 96.
  102. , p. 71—72.
  103. , p. 117.
  104. , с. 5.
  105. . Musée d'art moderne de la ville de Paris. Дата обращения: 10 февраля 2018. 11 февраля 2018 года.
  106. Маяковский В. В. Осенний салон // . — Directmedia, 2010. — С. 54. — 255 с. — ISBN 978-5-9989-4729-2 .
  107. , p. 132.
  108. , p. 123.
  109. , p. 44.
  110. , p. 512.
  111. . Bonhams . Дата обращения: 10 февраля 2018. 2 сентября 2019 года.
  112. , p. 335.
  113. , p. 53.
  114. H. van den Berg, M. Ølholm, B. Hjartarson, I. Hautamäki, T. Jelsbak, R. Schönström, P. Stounbjerg. . — Rodopi, 2012. — P. 139.
  115. .
  116. , p. 159.
  117. , p. 162.
  118. , p. 206.
  119. , p. 172.
  120. , p. 180.
  121. , p. 96.
  122. , p. 182.
  123. , p. 178.
  124. , p. 98.
  125. , p. 187.
  126. Ruth K. Meyer, Mika Kuraya, Midori Tomita. Foujita and the Modern Mural (англ.) // Comparative Culture. — 2000. — No. 6 . — P. 61.
  127. , p. 204.
  128. , p. 200.
  129. , p. 104.
  130. , p. 220.
  131. , p. 234.
  132. , p. 226.
  133. , p. 119.
  134. , p. 122.
  135. , p. 31.
  136. , p. 32.
  137. , p. 127.
  138. , p. 130.
  139. . Дата обращения: 10 февраля 2018. 11 февраля 2018 года.
  140. . Famille chrétienne . Дата обращения: 10 февраля 2018. 29 июля 2017 года.
  141. Anne le Diberder. // In Situ. — 2016. 11 февраля 2018 года.
  142. . Fondation Foujita . Дата обращения: 10 февраля 2018. 11 февраля 2018 года.
  143. . Libération (21 марта 2013). Дата обращения: 10 февраля 2018. 11 февраля 2018 года.
  144. . Fondation Foujita . Дата обращения: 10 февраля 2018. 28 июля 2017 года.
  145. (фр.) . Reims.fr (2019). Дата обращения: 6 августа 2019. Архивировано из 6 августа 2019 года.
  146. (англ.) . Reuters.com (31 августа 2011). Дата обращения: 10 февраля 2018. 6 августа 2019 года.
  147. (англ.) . Pola Museum. Дата обращения: 6 августа 2019. 18 апреля 2019 года.
  148. (фр.) . Foujita.org . Дата обращения: 31 августа 2019. 31 августа 2019 года.
  149. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 6 октября 2019. 8 мая 2021 года.
  150. Agnès Poirier. (англ.) . The Guardian (15 апреля 2018). Дата обращения: 6 августа 2019. 5 августа 2019 года.
  151. (фр.) . Musée Maillol (2018). Дата обращения: 6 августа 2019. 6 августа 2019 года.
  152. . Fondation Foujita . Дата обращения: 2 февраля 2018. 19 августа 2019 года.
  153. . Google.com . Дата обращения: 2 февраля 2018. 26 ноября 2018 года.
  154. . Музеи России (2015). Дата обращения: 6 августа 2019. 6 августа 2019 года.

Литература

  • Кики . Мемуары Кики. Предисл. Э. Хемингуэя и Фуджиты / Пер. с англ. и франц. Н. Семонифф. Комм. И. Соболевой. — Salamandra P.V.V., 2011. — 243 с.
  • Asato Ikeda. (англ.) // Review of Japanese Culture and Society. — 2009. — No. 21 . — P. 97—115 .
  • Birnbaum Ph. . — New York: Faber and Faber, 2006. — 331 p. — ISBN 0374706964 .
  • Buisson S. . — ACR Edition, 1987. — 636 p. — ISBN 2867701457 .
  • Buisson D., Buisson S. . — ACR Edition, 2001. — Vol. 1. — 590 p. — ISBN 286770149X .

Ссылки

  • Naomi Blumberg. (англ.) . Britannica . Дата обращения: 2 февраля 2018.
  • Sylvie Buisson. (фр.) . Дата обращения: 6 августа 2019.
  • . Дата обращения: 2 февраля 2018. (фр.) (англ.)
  • (англ.) . Artcyclopedia . Дата обращения: 2 февраля 2018.
  • (фр.) . Дата обращения: 2 февраля 2018.
  • (фр.) . Дата обращения: 4 февраля 2018.
  • (фр.) . Fondation Foujita . Musée des Beaux-arts de la Ville de Reims. Дата обращения: 4 февраля 2018.
  • (фр.) . Musée Maillol (2018). Дата обращения: 6 августа 2019. Архивировано из 12 августа 2019 года.
  • . YouTube . Дата обращения: 2 февраля 2018.
Источник —

Same as Фудзита, Цугухару