Interested Article - Гран-Гиньоль

Об альбоме Naked City см. Grand Guignol (альбом) .

«Гран-Гиньоль» ( фр. Grand Guignol ) — парижский театр ужасов, один из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор . Работал в квартале Пигаль ( 13 апреля 1897 5 января 1963 ). Репертуар театра характеризовался преобладанием криминально-бульварной направленности, жёсткой и натуралистичной манерой игры и подачи материала. Его отличали установка на внешний эффект с расчётом на зрительский шок, поэтизация атмосферы подозрительности, насилия и «ужасов». По типу воздействия на аудиторию он приближался к паноптикуму .

Театр, названный именем традиционного персонажа лионского кукольного театра , был детищем импресарио Оскара Метенье (1859—1913). Значительная часть репертуара принадлежала перу (1869—1942), который подчас работал в сотрудничестве с именитым психологом Альфредом Бине . Метенье и де Лорд выводили на сцену проституток и уголовников, ужасая зрителя натуралистичностью сцен безумия и количеством проливаемой на сцене крови. Зрители зачастую падали на представлениях в обморок, и на такие случаи Метеньер держал в штате врача.

Хотя театр был наименее вместительным в Париже (293 места), в промежутке между мировыми войнами Гран-Гиньоль слыл одной из достопримечательностей французской столицы. Эстетике Гран-Гиньоля пытались подражать некоторые театры Лондона и США . Гран-Гиньоль как феномен массовой культуры пытались осмыслить многие теоретики театра, в том числе Николай Евреинов . В некоторых языках (прежде всего во французском и в английском) его имя стало нарицательным обозначением «вульгарно-аморального пиршества для глаз» .

История

Картина «Андромаха» Ж.-А. Рошгросса

Театр, обязанный названием персонажу французского театра кукол , был детищем журналиста и драматурга Оскара Метенье , переоборудовавшего псевдоготическую часовенку в тупике Шапталь ( фр. imp. Chaptal , 20-бис), — мастерскую художника Ж.-А. Рошгросса , — в театр на 300 мест (исследователи с иронией замечают, что его в буквальном смысле можно было назвать «храмом искусства») . Символично, что Рошгросс был известен как художник, изображавший различные кровавые и батальные сюжеты с академической тщательностью и детализацией. По словам современников, он был одним из художников, превративших Парижский салон в морг .

Старая часовня была сохранившейся частью аббатства, разрушенного во время Великой французской революции , а после франко-прусской войны 1870 года она была переоборудована в художественную мастерскую. С целью создания особой « готической атмосферы» и замкнутости пространства перепланировка под нужды театра была сведена к минимуму. Зрители располагались в партере , в котором отсутствовали проходы (шесть рядов по 15-20 мест), на балконе (три ряда по 20-25 мест), а также в ложах (немногим больше десяти) .

Оскар Метенье — в прошлом полицейский (получивший известность как «комиссарский пёс» в связи с тем, что сопровождал приговорённых, шедших на гильотину ), истовый последователь натурализма Э. Золя и сотрудник А. Антуана крупнейшего представителя « » . Метенье, обладая прекрасным знанием нравов парижского «дна», на собственной сценической площадке намеревался довести (фр.) до эстетического предела, однако оставался во главе этого проекта лишь на протяжении полутора сезонов. За вечер в Гиньоле показывали четыре — шесть номеров, а драмы чередовались с комедиями. Метенье ориентировался на ранний Свободный театр А. Антуана, откуда проистекает ограниченное пространство и сжатость драматургической формы, выбор сюжетов и проблематики: каждый спектакль состоял из нескольких одноактных пьес — историй из жизни социальных низов и криминального мира.

Макс Морей

С 1898 года «Гран-Гиньоль» возглавлял (до 1914 ) антрепренёр и драматург (фр.) , при котором стремление изобразить « » во всех его проявлениях — социальных , нравственных , психологических , эстетических и гигиенических — стало самоценным трюком , театральным аттракционом , обозначив свою цирковую природу. Морей, используя многие находки и наработки своего предшественника, сумел преобразовать Гран-Гиньоль в успешный и известный театральный проект «со своим особым типом спектакля, манерой игры и творческим почерком, с постоянной командой актёров, писателей и зрителей» . Натуралистические драмы низших социальных слоёв уступили сцену историям шокирующих и сенсационных человеческих преступлений с использованием нагнетания атмосферы возбуждения и страха в пространстве замкнутого помещения, комнаты. В театре даже появился штатный врач, который дежурил во время спектаклей — на тот случай, если зрителям станет плохо . Для максимально реалистического претворения на сцене обстановки ужаса Морей рекомендовал своим драматургам погружаться в предлагаемые обстоятельства: к примеру, сочинять пьесы в подвале своего дома, в темноте и т. д..

Авторы гиньольных пьес- скетчей , не скрывая комическую основу своего ремесла, азартно использовали грубую бытовую лексику, выводили на сцену представителей социальных низов, девиантов , проституток и криминальных типов, потрясали зрителя количеством проливаемой крови и гиперреалистичностью сцен безумия.

С 1901 г. гвоздём репертуара становятся пьесы (фр.) ( 1869 1942 ), который охотно сотрудничал с известным психологом Альфредом Бине — знаменитая «Лекция в Сальпетриере » и т. д. Совместно Бине и де Лорд написали пять пьес, которые исследователи окрестили «медицинским театром». Кроме того, драматург консультировался с ним по поводу достоверности изображаемых обстоятельств, поведения персонажей на сцене, различных психических отклонений и т. д. Де Лорд был автором более ста пятидесяти пьес и адаптаций, а также писал пьесы в соавторстве (зачастую пытаясь скрыть этот факт). А. В. Луначарский охарактеризовал его следующим образом: «драматургически очень талантливый и как-то специально одарённый в области жуткого» .

Чтобы дать зрителям «перевести дух от напряжения», кошмары и драмы сменялись комедиями и лёгкими пьесами (приём «контрастного душа»). Представление начиналось с комедий, первоначально настраивая публику на несерьёзный лад, после чего разворачивалась жуткая кровавая драма. Драматургической основой для представлений выступали как адаптации известных классических произведении литературы ( Э. По , Р. Л. Стивенсон , О. Мирбо , Ф. М. Достоевский ), инсценировки бульварных романов, так и реальные злободневные материалы криминальной и судебной хроники, газетные публикации.

Как отмечает киновед М. С. Трофименков , при управлении директора Камилла Шуази (Camille Choisy, 1914 −1930) репертуар театра несколько «окультурился» и «актуализировался», пополнился политическими спекуляциями («Кровавые ночи ЧК », «Трагическая ночь Распутина »), обратился к кинобоевикам . Так, в 1925 году здесь была поставлена пьеса « Кабинет доктора Калигари », входившая в двадцатые годы в репертуар театров экспрессионистского направления.

Ксения Куприна , дочь А. И. Куприна , вспоминала, что в 1925 году Морей предложил её отцу переделать для театра его повесть « Яма ». Из-за трудного материального положения он согласился. Спектакль который шёл около полугода, никакого удовлетворения Куприну по её словам не принёс :

Женька, героиня пьесы, на сцене разрезала себе горло с хриплыми криками. Во время репетиций несколько раз отец протестовал, например, когда захотели одеть девиц в русские национальные костюмы, а также против всякой другой неизбежной «клюквы».

Сцена из спектакля 1937 года

Сами названия дают представление о репертуаре театра и его особенностях: «Концерт у сумасшедших», «Лаборатория галлюцинаций», «Медленная смерть», «Последняя пытка», «Ужасный опыт», «Восковые фигуры», «Преступление в сумасшедшем доме», «Замок медленной смерти», «Мертвый ребёнок» и т. д.

М. Горький в середине 20-х годов в очерке «Убийцы» писал о жажде сенсаций, которая притупляет органическое отвращение даже здоровых людей к убийству. Он сравнивал цинизм, с которым некоторые люди смотрят на смертную казнь, с чувствами зрителей «Гран-Гиньоля». По его словам, этот театр обязан своим существованием людям, которым скучно жить и которые в своём стремлении развлечься не брезгуют даже болезненным желанием ужаснуться :

В этом есть нечто поразительно уродливое: ведь ужаснее современной нам действительности ничего невозможно выдумать, однако люди идут любоваться ужасами, выдуманными грубо, искусственно и совершенно чуждыми действительному искусству сцены.

Директор (Jack Jouvin, 1930—1937) пытался актуализировать театр, сделав ставку на психологический драматизм. Считается, что закат театра начался именно при нём и он во многом объяснялся поражением в конкуренции с голливудской кинопродукцией. Отмечается, что свою роль в падении интереса к театру сыграла также и сама историческая эпоха. Так, последний директор театра отмечал: «Мы не можем соперничать с Бухенвальдом » .

5 января 1963 года театр, на сцене которого были сыграны, как минимум, восемьсот пятьдесят пьес, был закрыт .

Значение

Деятельность этого маленького монмартрского театра, распахнувшего свои двери почти одновременно с МХТом и слывшего одной из достопримечательностей французской столицы, привлекала равно обывателей и представителей художественного авангарда и оказала огромное влияние на культуру и искусство XX века . А. В. Луначарский в 1927 году отмечал, что несмотря на то, что мода на театр прошла и он превратился в достопримечательность для туристов — «он является одним из самых лучших театров Парижа». Также в своей статье «Старый „Гиньоль“ он писал далее :

Гиньоль — театр маленький, публика в нём большею частью иностранная, но претензии на литературность и художественность у Гран Гиньоля отнюдь не дутые. Я хорошо помню молодость этого театра. Драматургически очень талантливый и как–то специально одаренный в области жуткого — Андре де Лорд, в сущности создатель театра, сразу поставил его на очень большую высоту. Спектакли этого театра никогда не были банальны. Для него писали хорошие драматурги. Но временами, и даже часто, и в драмах и в комедиях чувствовалась тень серьезной мысли.

Театр стоял у истоков „театра ужасов“, а его название стало нарицательным для обозначения этой категории театров. „Гран-Гиньолю“ пытались подражать некоторые театры Парижа („Театр двух масок“, „Театр смеха и ужаса“), Европы ( Россия Театр Б. Казанского , Англия , Германия , Италия ) и Америки.

Гиньоль как феномен массовой культуры стремились осмыслить многие теоретики и практики русского театра, в том числе Николай Евреинов , Всеволод Мейерхольд , Сергей Эйзенштейн , Сергей Третьяков , Игорь Терентьев .

Для театра писали такие авторитетные детективные писатели, как Фредерик Дар , Пьер Буало и Тома Нарсежак ; Р. Оссейн приобрёл здесь не только свой первый актёрский, но и режиссёрский опыт.

Спектакли „Гран Гиньоля“ стояли у истоков формирования жанрового искусства и послужили неоспоримым источником вдохновения для создателей первых фильмов ужасов .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 октября 2010. 30 июля 2013 года.
  2. Hand R. J., Wilson M. Grand Guignol: The French theater of horror. P. 29. — Exeter, 2002.
  3. Трофименков М. . www.e-reading.club. Дата обращения: 25 апреля 2018. 25 апреля 2018 года.
  4. Кузовчикова Т. И. Гран-Гиньоль, или Страх и отчаяние Бель Эпок. — Театрон. — 2015 №1 (15). — С. 30.
  5. Гвоздев А. . — Litres, 2018-03-31. — 374 с. — ISBN 9785040416295 .
  6. Hand R. J., Wilson M. . — С. 5.
  7. . от 29 сентября 2008 на Wayback Machine
  8. . Луначарский А. В . из оригинала 25 апреля 2018 . Дата обращения: 24 апреля 2018 . {{ cite news }} : |first= пропущен |last= ( справка )
  9. Куприна К. А. . kuprin.velchel.ru. Дата обращения: 24 апреля 2018. 25 апреля 2018 года.
  10. Максим Горький. . — Litres, 2017-09-05. — 14 с. — ISBN 5457317706 . 25 апреля 2018 года.
  11. . — Искусство, 1963. — 1200 с. 25 апреля 2018 года.
  12. Тихвинская Л. . — Молодая гвардия, 2005. — 570 с. — ISBN 9785235027787 . 25 апреля 2018 года.
  13. Hand, Richard J.; Wilson, Michael. London’s Grand Guignol and the Theatre of Horror University of Exeter Pr., 2007. — 288 p. — ISBN 0-85989-789-3 .
  14. Евреинов Н. Н. . — Directmedia, 2015-04-23. — 110 с. — ISBN 9785447509163 . 25 апреля 2018 года.
  15. www.tokman.ru. Дата обращения: 24 апреля 2018. 7 мая 2018 года.
  16. Комм Д. Е. . — БХВ-Петербург, 2012. — 232 с. — ISBN 9785977506564 . 25 апреля 2018 года.

Литература

  • Кузовчикова Т. И. Гран-Гиньоль, или Страх и отчаяние Бель эпок // Театрон № 1, 2015. — С. 30 —38
  • Трофименков М. С. Убийственный Париж». СПб, «Амфора», 2012.
  • Hand, Richard J.; Wilson, Michael. Grand-Guignol: The French Theatre of Horror. , 2002 . — 336 p. — ISBN 0-85989-696-X
  • Le jardin des supplices. P.: , 1921 . — 327 p.
  • Grand Guignol Stories. Lnd.: Philpot, 1922 . — 237 p.
  • Eugène, Victor & Co. Le Grand Guignol N°2: 3ème Année : Légion D’honneur. Р.: Imp. Speciale Du Grand Guignol. 1923 . — 49 p.
  • Five Grand Guignol Plays: «E and O E»; «Amends»; «Rounding the Triangle»; «The Nutcracker Suite»; «Cupboard Love». Lnd.: , 1924 . — 112 p.
  • Antona-Traversi, Camillo. L’histoire du Grand-Guignol: Théâtre de l' épouvante et du rire. P.: Librairie théâtrale, 1933 . — 93 p.
  • Witney, Frederick C. Grand Guignol : plays [«Rococo»; «Orlando»; «Anniversary»; «Coals of Fire»; «The Celibate»; «Coral Strand»; «The Last Kiss»; «Nuit de Noces»; «Week-end Cottage»; «To Hell with you»; «Desert Island Blues»; «Say it with Flowers»] / Illustrated with Drawings by Antony Lake . Lnd.: Constable, 1947 .
  • // . 1947 . March, 10
  • // . 1950 . January, 16
  • // See Magazine. 1950 . March
  • // . 1950 . April, 10
  • : Torture and lots of blood keep the audiences in a state of numb terror // Five Star Final magazine. 1950 . April, 10
  • Domaize, Pierre ; Le grand-guignol: du sang sur l’affiche depuis soicante ans! // Tout Savoir. 1958 . N°56. Janvier.
  • Le Théâtre de l'épouvante // Paris la nuit. 1958 . N°3. Mars.
  • Бояджиев Г. Театральный Париж сегодня, [М.]: Искусство , 1960 . C.15 — 20.
  • Adam, Agnes. House of shadows: A one-act Grand-Guignol play. [Edinburgh]: , 1961 . — 20 р. (Scottish plays N°189.)
  • Schneider P. E. // . March, 18
  • // . 1962 . November, 30
  • Homrighous, Mary Elizabeth . The Grand Guignol: dissertation, , 1963 .
  • Contribution à l' étude du Grand Guignol des origines à 1914: thèse de degré, Paris, 1966 .
  • Knowles, Dorothy . French Drama of the Interwar Years. Lnd.: , 1967 . — 332 p.
  • «Grand Guignol» , Le Théâtre, 1962 // Le Théâtre: cahiers dirigés par . P.: , 1969 . n°2.
  • Deák, František // . 1974 . Mar. Vol. 18. n°1. P. 34 — 43.
  • Kersten, Karin ; Neubaur, Caroline . Grand Guignol: das Vergnügen, tausend Tode zu sterben : Frankreichs blutiges Theater. Berlin: , 1976 . — 126 s.
  • , Grand Guignol. P.: H. Veyrier, 1979 . — 141 p.
  • De Lorzac, Georges . , ou éros au Grand Guignol // Fascination: Le Musée secret de l'érotisme. 1980 . N°7.
  • Gerould, Daniel . Oscar Méténier et Comédie rosse: from the Théâtre Libre to Grand Guignol // . 1984 . Spring. Vol. 28. N°1 [n°101]. P.15 — 28.
  • Glaser C. Les médecins du Grand Guignol // Cahiers pour la littérature populaire. 1986 . Аutomne-hiver.
  • Citti, Pierre . Le drame au Grand Guignol des origines à 1914 // : Révue Litteraire Mensuelle: P. 1987 . Nov.-dec. Vol. 65. N°703-704. P. 90 — 96.
  • Zecchi, Lina. Grande marionetta di paura // Francofonia: studi e ricerche sulla letteratura francese: Bologna. 1987 . Autunno. Vol.13. Р. 57 — 83.
  • Emeljanow, Victor. Grand Guignol and the orchestration of violence // Themes in Drama., vol. 13, Themes in Drama: 13: Violence in Drama / ed. by James Redmond . Cambridge University Press , 1991 . P.151 — 163.
  • Callahan J.M. The ultimate in theater of violence // Ibidem .
  • John H. Harvey . // SOMA Magazine. 1991 , November
  • Histoire du théâtre dessinée. Р.: Nizet, 1992 . — 436 p.
  • The Monster Show: A Cultural History of Horror. N.Y.: , The Monster Show, , 1994
  • // Кабаре и театры миниатюр в России. 1908—1917 гг. М.: , 1995 . — ISBN 5-8334-0056-2 ; 2-е изд, испр. : Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908—1917 гг. М.: Молодая гвардия , 2005 . С.173 — 191. — ISBN 5-235-02778-7
  • Pierron, Agniès. Un savant au théâtre ou les Paradoxes d’Alfred Binet. Genève: , 1995 .
  • Pierron, Agniès. Le Grand Guignol: Le Théâtre des peurs de la Belle Epoque. P.: , 1995 . — 1435 p. — ISBN 2-221-06901-3
  • Pierron, Agniès. // . 1996 . Summer
  • Pierron, Agniès. Les nuits blanches du Grand Guignol. Р.: , 2002 — 152 p. — ISBN 2-02-052522-4
  • Blackwood, Russell. // . 1996 . April.
  • Grand Guignol. Theatre of Fear and Terror. N.Y.: Amok Presses, 1988 . — 188 p. — ISBN 0-941693-08-2 ; 2nd Revised ed.: N.Y.: , 1997 . — 197 p. — ISBN 0-306-80806-4
  • : Révue Litteraire Mensuelle: P. 1998 . Nov.-dec. Vol. 76. N°835-836: — Le Grand-Guignol. — 301 р.
  • Hand, Richard J. ; Wilson, Michael. // Theatre Research International. 2000 . Autumn. Vol. 25. N°3. P. 266—275.
  • Hand, Richard J. ; Wilson, Michael. London’s Grand Guignol and the Theatre of Horror , 2007 . — 288 p. — ISBN 0-85989-789-3
  • Gordon, Rae Beth. From Charcot to Charlot: Unconscious Imitation and Spectatorship in French Cabaret and Early Cinema // : . 2001 . Spring. Vol. 27, Issue 3. Р.515.
  • O’Lery, Sean J. : A Thesis… of Master of Arts in Writing Degree / . 2005 . — 84 p.
  • Malarcher , Jay. Comedy tonight! , 2008 . — 137 p. — ISBN 978-0-8173-5510-4
Источник —

Same as Гран-Гиньоль