Бурлюк, Давид Давидович
- 1 year ago
- 0
- 0
« Давид с головой Голиафа » — картина Караваджо 1609—1610 годов, изображающая финальную сцену битвы Давида с Голиафом из ветхозаветной Книги Самуила . Ныне хранится в галерее Боргезе .
Тема картины разрабатывалась художником в более ранних работах — , написанная около 1601 года, находится в Музее истории искусств в Вене , , датируемая примерно 1600 годом — в Прадо .
Вероятно, непосредственным источником вдохновения для Караваджо послужила Джорджоне на ту же тему, написанная около 1510 года, хотя Караваджо значительно усилил драматизм сцены, поместив истекающую кровью отрубленную голову в руку Давида, а не оставив её лежащей с краю, как в первоисточнике . На мече в руке Давида видна аббревиатура H-AS OS, истолкованная как сокращение от латинской фразы humilitas occidit superbiam (смирение убивает гордыню) .
Давид на картине в смятении, лицо его выражает смесь печали и сострадания . Решение изобразить его задумчивым, а не ликующим, создаёт необычную психологическую связь между ним и Голиафом. Эта связь ещё больше усложняется тем, что голова Голиафа является автопортретом Караваджо, а моделью для Давида, возможно, послужил il suo Caravaggino (его Караваджино), под которым, скорее всего, подразумевается , служивший подмастерьем в римской мастерской художника, о котором упоминается, что Караваджо «ложился с ним». Отдельные портреты Чекко не известны, что делает невозможной его достоверную идентификацию. Согласно искусствоведу Катерине Пулизи: «Сексуальная близость между Давидом (моделью) и Голиафом (художником) кажется неизбежным выводом на основании положения меча, направленного между ног Давида параллельно линии его взгляда на жертву» . По другой версии, основанной на работы Оттавио Леоне , картина может являться двойным автопортретом, на котором юный Караваджо держит голову взрослого. Буйное поведение Караваджо в юности, по сути, разрушило всю его будущую жизнь, и картина может являться своеобразным герметическим размышлением художника о своей судьбе, аллегорией на схожую библейскую тему.
Биографический интерес к и без того сложной картине усиливается другими смысловыми слоями, — например, ортодоксальной христианской иконографией о победе Христа над Сатаной как Добра над Злом, или мотивом неразделённой любви, «убивающей» несчастного влюблённого — распространённый в те времена сюжет . Характерным его примером является картина « » Кристофано Аллори с автопортретом в образе Олоферна , хранящаяся в настоящее время во дворце Питти , хотя Давид на картине Караваджо изображён небезразличным и глубоко тронутым смертью Голиафа .
В 1650 году картина находилась в коллекции кардинала Шипионе Боргезе — папского чиновника, имевшего полномочия помиловать Караваджо за убийство Рануччо Томассони, и, таким образом, её можно истолковать как ходатайство о помиловании. По словам Пулизи: «Давид с головой Голиафа демонстрирует способность Караваджо перевести личный опыт в древние священные образы для пронзительного описания горького человеческого удела» .
Другой вариант «Давида» (масло на тополевой доске 90,5×116,5) был создан в Неаполе в 1607 году по заказу испанского графа Хуана де Тасис Вилламедьяна. Предположительно, для Давида также позировал Чекко — картина считается его последним изображением кисти Караваджо. В сравнении с предыдущим вариантом драматизм звучания картины приглушён, выражение лица поверженного Голиафа менее драматично. Композиция построена в горизонтальном формате с тем же непроницаемым тёмным фоном, но с более выразительной светотеневой лепкой модели. Фигура юноши выдвинута вперёд, так что зритель смотрит на неё как бы снизу вверх, что подчёркивает решимость и уверенность в себе персонажа.
После убийства графа в Мадриде картину посчитали «несчастливой» и наследники продали её. Последним владельцем был король Карл I , казнённый в Лондоне в 1649 году.