Interested Article - Барятинская, Елизавета Дмитриевна

Княгиня Елизавета Дмитриевна Барятинская , урождённая княжна Джамбакур-Орбелиани , в первом браке Давыдова ( 3 декабря 1835 1 февраля 1899 ) — жена генерал-фельдмаршала князя А. И. Барятинского ; кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (01.11.1864) и статс-дама двора (1874) .

Биография

Происходила из старинного аристократического рода. Дочь гвардии подпоручика князя Дмитрия Вахтанговича Орбелиани (1806—1882) от брака его с княжной Марией Ивановной Орбелиани (1812—1866). По отцу приходилась правнучкой предпоследнему царю Картл-Кахетии Ираклию II . Дом князя Орбелиани был известен на всю Грузию; хозяйка его, княгиня Мария Ивановна , некогда «довольно полная красавица, с черными исполненными ума глазами», была женщина довольно образованная. Она занимала почётное место при дворе князя М. И. Воронцова и «сумела хорошо устроить свою собственную жизнь и судьбу своей дочери» .

6 марта 1854 года в Тифлисе княжна Елизавета Дмитриевна Орбелиани вышла замуж за Владимира Александровича Давыдова (1816—1886), состоявшего адъютантом при начальнике главного штаба войск на Кавказе князе А. И. Барятинском . По отзыву современников, Давыдов был «человек приличный, благовоспитанный и очень любезный в обращении», жена его была «скромная и симпатичная дама, не имеющая ничего блестящего» , «худенькая, невысокого роста, с довольно обыденной фигурой, но с очень выразительным лицом кавказского типа, представляла собой тип женщины-кошки» .

Владимир Давыдов

В тифлисском обществе Давыдова была известна под именем «Лизонька», и князь Александр Иванович Барятинский ухаживал за ней. Вскоре эти ухаживания переросли в нечто большее и, «вкравшись через глаза» в сердце наместника, «чернушка Лизонька» прочно обосновалась в его дворце. Она проводила у князя всё свое время ежедневно с часу дня до двух часов ночи, чтобы Барятинский лечил её, закутывая голую в холодные простыни по способу Шрота . Муж её всё понимал и всё видел, но сбитый с толку желанием быть генерал-интендантом, безгранично верил Барятинскому. Князь же, разгадав мягкую натуру Давыдова, вертел им, как мячом , и не давал места. Поняв, что все его расчёты ошибочны, Давыдов начал присматривать за женой и вдруг нашёл свое положение невыносимым. Рассердившись, в марте 1861 года он увёз жену из Тифлиса в Одессу , чтобы оттуда уехать с ней за границу.

Князь Барятинский послал в Одессу своего урядника, мингрельца Гиго Чантиа, который в одно утро тайно увёз мадам Давыдову из Одессы. Как говорили, она через Керчь была доставлена в Поти на шхуне , а оттуда с Барятинским уехала за границу — сначала в Дрезден , а затем в 1862 году в Париж . Всё это время Давыдов не знал, где его жена. Собрав сведения, что с ней ничего не случилось и просто она сбежала, он поехал за границу. В Штутгарте между Давыдовым и Барятинским состоялась «карикатурная дуэль» , после чего в декабре 1862 года князь был уволен от службы и начался шумный бракоразводный процесс. С мая по октябрь 1863 года в Синоде рассматривалось дело Давыдовых, начатое по прошению Елизаветы Дмитриевны. На нём и речи не было о её виновности и ни слова о похитителе. Указом от 23 октября 1863 года брак был расторгнут, Давыдов был обвинён в «нарушениях святости брака прелюбодеянием» и подвергнут семилетней церковной епитимье с запретом вступать в новый брак, тогда как Елизавете Дмитриевне было позволено связать себя новыми узами брака.

Второй брак

Александр Барятинский

28 октября 1863 года в домовой церкви святителя Николая Чудотворца князя Н. А. Орлова в Брюсселе состоялось венчание 48-летнего князя Александра Ивановича Барятинского с 27-летней Елизаветой Дмитриевной Давыдовой. Торжество было отпраздновано тихо, в узком кругу. Поручителями по жениху были князь Н. А. Орлов и князь В. И. Барятинский ; поручителями по невесте — князь Э. Н. Мещерский и Дмитрий Приоров .

После свадьбы Барятинские отправились в Англию, как отметила А. О. Смирнова , чтобы «прощупать мнение общества». «Они поселились в Courbe-Royal (в Девоншире ) в двух часах езды от Лондона . Их первый визит был ко мне в Торкей . Барятинский был доволен обедом. Княгиня тотчас была à son aise фр. «в своей тарелке»)» . Англия возбудила в Елизавете Дмитриевне чувства христианства, она сделалась совершенно low church англ. «правоверной»), в воскресные дни ходила нахмурившись и читала Библию. Очень часто по вечерам она собирала челядь и читала им Евангелие . Позже Барятинская перевела с английского языка справочник «Симфония, или Согласие на Новый завет» (Варшава, 1874, 1877, 1882) , ставший одним из первых новозаветных конкорданции в русской библеистике .

По наблюдению окружающих, оба супруга наслаждались своей семейной жизнью. В 1866 году Барятинские были в Петербурге на праздновании серебряной свадьбы Александра II . Затем они проживали в Париже, а в 1868 году — в России. В 1870 году, после встречи с императором на водах в Эмсе , князь Барятинский вновь был зачислен на службу, и государь предложил ему на выбор два дворца в Польше, Вишневицкий замок и дворец в Скерневицах . Барятинский выбрал Скерневицы, который был пожалован ему в пожизненное пользование. В Скерневицах Барятинские жили по-царски. В имении часто устраивались состязания стрелков, летом охоты на куропаток и фазанов, позднее — на оленей и кабанов. Император каждый год приезжал в Варшаву на маневры и всегда проводил один день у Барятинских. В честь императора устраивался грандиозный обед, на котором присутствовало большое количество гостей . При всем своем высоком положении, княгиня Барятинская была замечательно проста в обращении и делала много добра, за что её очень любили в крае. Она была скромна, добра и благодушна. Своим умом, сердечным тактом и теплым участием она внушала доверие и каждый преклонял перед ней колени .

Будучи с 1864 года кавалерственной дамой, Елизавета Дмитриевна в 1874 году была удостоена звания статс-дамы. Во время русско-турецкой войны (1877—1878) проживала с мужем в Варшаве во дворце Бельведер . В 1878 году Барятинские уехали в Женеву , так как Елизавета Дмитриевна была нездорова. Там в начале 1879 года князь скончался. Тело его было перевезено в Россию и похоронено в родовом имении в селе Ивановском Курской губернии . Еще при жизни мужа у Елизаветы Дмитриевны наблюдались странности, она страдала затяжной депрессией и помутнением рассудка . После его смерти её болезнь обострилась и она была вынуждена находиться на лечении в психиатрической клинике в близ Баден-Бадена . Скончалась от чахотки в феврале 1899 года в Ахерне и была похоронена рядом с мужем в имении Ивановском.

Примечания

  1. ЦГИА СПб. ф.19. оп.126. д.1621. Метрические книги православных церквей за границей.
  2. Придворный календарь на 1879 год. — Типография Р. Голике, 1879. — С. 247.
  3. Ф. Ф. Торнау. Записки русского офицера. — М., 2000. — 368 с.
  4. В. А. Инсарский. Кавказские праздники, 1868. — С. 47.
  5. С. Ю. Витте. Воспоминания. — Т. 1. — М., 2014. — С. 25.
  6. Записки Э. С. Андреевского. В 3-х т. — Одесса: тип. Акционерного Южно-Русского об-ва Печатного Дела, 1913—1914. Т. 1. — 1913. — С. 246.
  7. Записки В. А. Инсарского // Русская Старина. — 1897. — Т. 92. — № 10. — С. 167—168.
  8. . Дата обращения: 5 февраля 2017. 30 марта 2017 года.
  9. Метрические книги православных церквей за границей за 1863 год . ЦГИА СПб. ф.19. оп.123. д.19. с. 186.
  10. . Дата обращения: 5 февраля 2017. 6 февраля 2017 года.
  11. А. О. Смирнова-Россет. Дневник. Воспоминания. — М.: Наука, 1989. — 789 с.
  12. Записки Э. С. Андреевского. В 3-х т. — Одесса: тип. Акционерного Южно-Русского об-ва Печатного Дела, 1913—1914. Т. 2. Ч. 1. — 1913. — С. 26.
  13. С. А. Венгеров. Источники словаря русских писателей. Т. I—IV. — СПб.: тип. Имп. академии наук, 1900—1917. — Т. . — С. 178.
  14. Оболенский И. Запретная любовь в мемуарах фрейлин. — М., 2015. — 288 с.
  15. Исторический вестник. — СПб., 1895. — Том LXI. — С. 76.
Источник —

Same as Барятинская, Елизавета Дмитриевна