Interested Article - Тюрк (мифология)

Тюрк ( Турк , Тюрок , Турок [ источник не указан 1564 дня ] ) — легендарный тюрков , являющийся, согласно некоторым источникам, сыном библейского Иафета , внуком Ноя .

Несмотря на отсутствие упоминания в Библии Тюрка (Турка) среди сыновей Иафета ( яфетидов ), упоминания о тюрках как о потомках Иафета встречаются ещё в ранних мусульманских . В сочинении «Родословное древо тюрков» Абульгази (XVII век) Тюрок является одним из восьми сыновей Иафета, которого отец оставил на своё место и приказал остальным сыновьям признать Тюрка государем и повиноваться ему. Согласно преданию, одним из потомков Тюрка является Огуз-хан , прародитель огузских племён .

Упоминания в источниках

В Средние века

Ещё в первых мусульманских этногенеалогиях, появившихся в арабских сочинениях VIII века, тюрки, наряду со славянами и народами Йаджудж и Маджудж назывались насельниками Иафетовой части мира . Так, Ат-Табари (IX—X вв.) среди потомков Иафета называл ат-турка , упоминая его и в другом фрагменте со ссылкой на Ибн Исхака (VIII век) . Аль-Масуди в X веке писал про живших «под Козерогом», то есть на севере, потомков Иафета, среди которых был ат-турк . В анонимном сочинении «Мухтасар ал-аджаиб» X века к потомкам Иафета в числе прочих относился ат-турк . В анонимном персидском труде «Муджмал ат-таварих» XII века тюрки также упоминаются среди потомков Йафета, при этом персонифицируются некоторые родоначальники, среди которых есть и Турк. Ат-турка среди потомков Иафета упоминает и Саид ибн-ал-Батрик (X век) . Согласно российскому историку Татьяне Калининой , уверенное причисление тюрок к яфетидам , по всей вероятности, являлось результатом умозаключений самих арабских авторов .

В так называемой « Книге Иосиппон », произведении, составленной в X веке в Италии, у библейского Тогармы (внука Иафета) было 10 сыновей, один из которых был Турк , под которыми, согласно «Истории татар с древнейших времен», имелись в виду кавары , отколовшаяся от хазар и примкнувшая венграм тюркская группа .

В Новое время

Абульгази в XVII веке в своём труде «Родословное древо тюрков» пишет, что после потопа у Ноя осталось в живых три сына, Хам , Сим и Иафет, и три невестки. Иафет согласно велению отца поселился на берегах реки Волги и Яика.

У Иафета появилось восемь сыновей: Тюрок, Хазар , Саклаб, Русь , Минг, Чин, Кеймари и Тарих .

  • В В. К. Тредиаковского имена детей Иафиса названы как: «1. Турк, 2. Харс, 3. Саклап, 4. Русс, 5. Манинакк, 6. Чвин, 7. Камари, 8. Гарих» .
  • В Саблукова имена детей Иафета названы как: «Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус , Минг, Чин, Кеймари, Тарих» .

На своё место Иафет, согласно Абульгази, оставил Тюрка и приказал остальным сыновьям признать Тюрка государем и повиноваться ему . Согласно киргизскому историку (киргиз.) , в сочинении Абульгази образы мифических прародителей тюркских народов Тюрка и Огуз-хана были вплетены в единую генеалогическую цепочку вместе, а через их образы происхождение киргизов впервые было связано с Иафетом .

Азербайджанский учёный XIX века Аббас-Кули-ага Бакиханов в своём сочинении « Гюлистан-и Ирам » пишет про Тюрка, сына Иафета :

Тюрк, старший сын и наследник отца, был царем правосудным и человеколюбивым. По его имени все племена рода Иафета называются тюрками. После смерти отца он избрал в Туркестане для своего жительства место, изобилующее горячими и холодными родниками. Вначале он строил шалаши из камыша и травы, а потом шатры из звериной кожи. Место это называется Сулук, а в Зафар-наме — Сулугай 3. По Карамзину и другим историкам, тюрки, жившие на берегах Иртыша и Яика, были могущественны и предпринимали набеги на Китай и Персию»

Согласно русскому исследователю Григорию Грумм-Гржимайло , Иафетова сына Тюрка считают праотцом племен, которые населяли земли от Каспийского моря до Корейского залива . В седьмом колене Тюрка родились два близнеца: Татар и Монгол. Согласно Абульгази, отец Татара и Монгола Или-хан разделил Туркестан на две части. Восточную часть отдал Татару, а западную — Монголу. В третьем колене Монгола появился на свет Огуз-хан , сын Кара-хана, первый завоеватель Средней Азии .

Примечания

Яфетиды — потомки библейского Иафета , одного из трёх сыновей Ноя. К ним обычно причисляют индоевропейские народы. Тюркские народы и их языки включаются в состав алтайской семьи в которую включают тюркскую , монгольскую и тунгусо-маньчжурскую языковые ветви ; менее распространено включение в эту семью корейского языка , спорно — японо-рюкюской языковой ветви.

См. также

Примечания

  1. Калинина Т. М. Арабские средневековые учёные о контактах хазар и славян // Восточная Европа в древности и средневековье. — М. , 1999. — С. 59 .
  2. , с. 96.
  3. , с. 92.
  4. , с. 93.
  5. Калинина Т. М. Арабские средневековые учёные о конткатах хазар и славян // Восточная Европа в древности и средневековье. — М. , 1999. — С. 59 .
  6. , с. 97.
  7. История татар с древнейших времен / Под ред. М. А. Усманова . — Казань: Рухият, 2002. — Т. I. — С. 303. — 551 с.
  8. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. — Казань: Мастер Лайн, 2000. — С. 89. — 188 с. — ISBN 5-93139-069-3 .
  9. от 2 февраля 2020 на Wayback Machine , Глава 1, абзац 13
  10. Мокеев А. М. Исламская концепция истории кыргызского народа // Исламская цивилизация в Центральной Азии. — Астана, 2007. — Сентябрь. — С. 288 .
  11. Оразаев Г. М.-Р. Исторические сочинения Дагестана: на тюркских языках: тексты, комментарии. — Махачкала: Эпоха, 2003. — С. 87. — 332 с.

    В сочинении А.Бакиханова, его имя: Тюрк сын Иафета. (Бакиханов А.-К.-А. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991, с.27).

Литература

  • Калинина Т. М. Восточноевропейские народы в ряду генеалогических легенд средневековых арабских сочинений // Восточная Европа в древности и средневековье. — М. , 2001.
Источник —

Same as Тюрк (мифология)