Interested Article - Блудный сын (балет)
- 2020-03-07
- 1
«Блудный сын» ( фр. Le fils prodigue ), op. 46 — одноактный балет в трёх картинах Сергея Прокофьева на либретто Бориса Кохно по мотивам евангельской притчи о блудном сыне , созданный по заказу Сергея Дягилева для исполнения труппой « Русский балет Дягилева ». Премьера состоялась 21 мая 1929 года в Париже в Театре Сары Бернар под управлением Сергея Прокофьева, хореограф — Джордж Баланчин , сценограф — Жорж Руо . В партиях были заняты лучшие исполнители труппы . «Блудный сын» был последней постановкой в последнем, 22-м сезоне труппы Дягилева . Впоследствии «Блудный сын» неоднократно ставился другими балетмейстерами .
От предыдущих балетов Прокофьева заграничного периода «Блудный сын» отличается утончённым лиризмом и прозрачно-хрупкой оркестровкой, полнее проявившихся в более зрелых балетах советского периода творчества С. А. Кусевицкого « Российское музыкальное издательство » впервые вышла партитура балета, а в следующем 1930 году там же — партитура сюиты.
. В 1929 году на основе музыки к балету композитор сочинил симфоническую сюиту «Блудный сын», op. 46 bis . В том же 1929 году в нотоиздательствеИстория создания
«Блудный сын» — четвёртый балет Прокофьева созданный по заказу Дягилева после « Алы и Лоллия », « Шута », « Стального скока », но третий балет композитора, поставленный его артрепризой .
Осенью 1928 года Дягилев заказал Прокофьеву новый балет, ставший последним замыслом антрепренёра . Биографы композитора на основании бесед Бориса Асафьева с Сергеем Дягилевым с определённой долей уверенности предполагают, что мотив возвращения блудного сына свидетельствовал о невозможности воплощения желания антрепренёра вернуться на родину «в лоно семьи», что через несколько лет смог осуществить Прокофьев . В те годы на Западе наблюдался интерес художников к библейским и античным сюжетам, что в балете принято обозначать термином « неоклассицизм » в широком значении. Несмотря на то, что композитор был не весьма удовлетворён ни кандидатурой Кохно как автора либретто, ни Баланчина как хореографа, в то время как высоко ценил эскизы Руо, музыка сочинялась легко. К ноябрю 1928 года композитор закончил клавир балета . В письме В. Держановскому от 12 февраля 1929 года Прокофьев писал, что новый балет «несомненно будет одним из самых удачных моих сочинений» .
Израиль Нестьев цитировал слова Сергея Григорьева из книги о балете Дягилева ( The Diaghilev Ballet. 1909—1929 ): «Когда я впервые услышал музыку [«Блудного сына»], я пожалел, что хореография не поручена М. Фокину , ибо музыка, казалось, необычайно подходила его таланту. <…> Прокофьев немедленно почувствовал, что Баланчин был не тем хореографом, которого требовала тема, и сам Дягилев, вероятно, разделял это мнение». Далее Нестьев приводит ещё одно мнение Григорьева: «покоряющая человечность и театральная конкретность новой партитуры были тепло приняты танцорами ( Ф. Дубровская , С. Лифарь , Л. Войцеховский , А. Долин ), но мало отвечали манере Баланчина, склонного к конструктивно-интеллектуальным решениям» .
Премьера, на которой присутствовали Сергей Рахманинов , Пабло Пикассо , Поль Валери , Жан Кокто , прошла успешно . Последующие после парижской премьеры показы спектакля в Лондоне и Берлине сопровождались хорошими отзывами прессы , но в августе 1929 года, через 3 месяца после первого представления балета, знаменитый антрепренёр закончил свой жизненный путь в Венеции. «Блудный сын» стал последним балетом, представленным труппой Русский балет Дягилева .
Сюжет и действующие лица
При составлении либретто Борис Кохно несколько изменил традиционный евангельский сюжет, изъяв эпизод с завистливым старшим братом и добавив трогательные образы сестёр и злодейские фигуры друзей блудного сына . Сюжет очень сжат. Музыка композитора передала драматический глубокий смысл притчи и серьёзные человеческие эмоции человека, покинувшего свой родной дом, обманувшегося в своих надеждах и затем искренне раскаявшегося . Полное либретто описали А. Деген и И. Ступников .
В 1929 году на премьере в Париже основные партии исполняли:
- Блудный сын — Серж Лифарь
- Отец — Михаил Фёдоров
- Сирена — Фелия Дубровская
- Слуги Отца — Антон Долин и Леон Войцеховский
Части
Одноактный балет состоит из 3 картин (Уход, Скитания, Возвращение), включающих 10 сцен . В записи Геннадия Рождественского 1979 года общая продолжительность балета составляет около 37 минут:
- Картина I
- 1. Уход (Блудный сын покидает отца и сестёр) — 5:46
- 2. Встреча с товарищами — 4:54
- 3. Красавица — 3:40
- 4. Мужской танец — 2:37
- Картина II
- 5. Блудный сын и красавица ( Adagio ) — 3:36
- 6. Попойка — 2:33
- 7. Грабеж — 2:15
- 8. Пробуждение и раскаяние ( Adagio ) — 2:45
- Картина III
- 9. Дележ добычи (Интерлюдия) — 2:44
- 10. Возвращение ( Adagio ) — 6:11
Место в творчестве
По мнению И. И. Мартынова, «последняя творческая встреча с Дягилевым оставила неизгладимый след в биографии Прокофьева, написавшего произведение большого художественного значения» . В отличие от языческой «Скифской сюиты», фольклорного «Шута», урбанического «Стального скока», «Блудный сын» всецело проникнут лиризмом. Согласно Израилю Нестьеву , Прокофьев относил «Блудный сын» к наиболее важным сочинениям «парижского» периода . В музыке балета композитор совершил «прорыв в сферу новой лирической мелодики, открывая путь к поэтичнейшему лиризму « Ромео и Джульетты » и других шедевров тридцатых годов» .
Прокофьев неоднократно возвращался к тематическому материалу «Блудного сына», который прежде всего был использован при сочинении Четвёртой симфонии и в трёх из «Шести концертных пьес» для фортепиано, ор. 52 .
В 1948 году балеты Прокофьева «Шут», «Стальной скок», «Блудный сын» и « На Днепре » резко критиковались в качестве образца буржуазного модернизма как среди произведений композитора досоветского (заграничного) периода, так и вместе с «порочными» сочинениями композиторов «формалистического направления», якобы отразившими чуждые влияния .
Восприятие
Через день после премьеры балета друг С. С. Прокофьева Н. Я. Мясковский дал такую оценку сочинению: «Скажу Вам откровенно — сейчас я от этой музыки просто не могу отвязаться — разные темы, обороты, гармонии так и звенят у меня в голове. Но сперва я был как-то ошарашен. Вы помните, что я всегда на Ваши «новые» сочинения не сразу умел реагировать, так и сейчас. Здесь Вы вдруг совсем отскочили в сторону от только что бывшего, особенно после «Стального скока», — и прозрачная фактура, очень ясная полифония, совсем не громоздкие и с редкими резкостями гармонии — все как-то ново, необычно и в то же время ни на кого, кроме Вас, не похоже. Я долго усваивал — раза три проиграл сам, раза три продемонстрировал (когда уже кое-чем овладел) и теперь начинаю думать, что это одно из удачнейших и своеобразнейших Ваших сочинений, продолжающих, пожалуй, в каком-то плане линию « Мимолетностей » .
Прокофьев высоко ценил мнение Мясковского, который указывал на ошибки в партитуре, но после получения клавира «На Днепре» не знал, какому из двух балетов отдать предпочтение : странно изысканному старшему брату «Блудному сыну», который «у меня то и дело всплывает в памяти — в самое разное время, в самых разных местах — в нем очень сильные темы» и от которого «Я таю <…>» ; или его младшему брату «На Днепре», казавшемуся «как-то глубже и не то мягче, не то теплее» . Прокофьев соглашался с суждением друга в ответном письме: «Он [«На Днепре»], действительно, написан в манере «Блудного сына», но с некоторым дальнейшим смягчением и углублением .
Постановки
Израиль Нестьев писал, что в отличие от ранних балетов Прокофьева, созданных по заказу Дягилева и Лифаря, которые не удержались в репертуаре, сценическая судьба «Блудного сына» была наиболее удачна, чему способствовало его возобновление с декорациями Ж. Руо . Через много лет после премьеры 1929 года Дж. Баланчин возобновил постановки балета в восстановленном виде с декорациями Ж. Руо:
- 1950 — труппа Нью-Йорк Сити балет , исполнители: Блудный сын — Дж. Роббинс, Сирена — Мария Толчиф. Впервые в СССР «Блудный сын» был показан в 1962 году в данной постановке
- 1974 — Парижская опера , показан в СССР в 1977 году
Премьера этой возобновлённой постановки Баланчина с декорациями Руо была представлена в Мариинском театре 14 декабря 2001 года и до 30 января 2016 года выдержала 53 спектакля .
Постановки других балетмейстеров:
- 1931 — Фоль-кванг-балет, Эссен , балетмейстер К. Йосс
- 1938 — труппа полковника де Базиля на гастролях в Австралии, Сидней , балетмейстер Д. Лишин
- 1942 — труппа полковника де Базиля Оригинальный русский балет на гастролях в Бразилии, Рио-де-Жанейро
- 1942 — Римская опера , балетмейстер А. Миллош
- 1955 — Балет Чилийского университета, Сантьяго , балетмейстер Э. Утхофф
- 1962 — Солисты Ла Скала , Милан , балетмейстер М. Пистони
- 1964 — Берлинская государственная опера , балетмейстер Г. Кретке
В СССР:
- 1973 — Театр «Эстония» , Таллин , балетмейстер М. Мурдмаа
- 1974 — Театр им. Кирова , Ленинград , балетмейстер М. Мурдмаа
- 1991 — Постановка Большого театра . Дирижер - постановщик Павел Сорокин Солисты: Юрий Посохов, Соблазнительница - Нина Сперанская, Отец - М. Шевченко, Две сестры - Е.Ахулкова, Ш.Шостак, артисты - С.Антонов, Э.Смирнов, А.Афанасьев, М.Выренков, М.Гондюреев, В.Данилычев, А.Макаров, А.Мубаряков, А.Сомов, А.Фадеев, М.Шульгин.
На сайте Фонда Баланчина всего упомянуто 108 постановок (последние — за 2015 год) .
Записи музыки к балету
- 1979 — первая в мире запись балета — Государственный академический симфонический оркестр СССР под управлением Геннадия Рождественского , фирма « Мелодия » С10 13289-90
- 1990 — Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР под управлением Г. Н. Рождественского. Фирма «Мелодия» MEL CD 10 02430. «Блудный сын» на диске 2 из 9 CD юбилейного комплекта записей семи балетов Сергея Прокофьева, выпущенного в 2016 году к 125-летию рождения композитора
Сюита из балета «Блудный сын»
Следуя уже установившейся традиции, начатой с составления « Скифской сюиты », продолженной cюитой из балета «Шут» и другими сюитами, сочинёнными на материале своей балетной и оперной музыки , Прокофьев использовал партитуру нового произведения при создании cимфонической сюиты из балета «Блудный сын», op. 46 bis, которая была записана оркестрами под управлением Г. Себастьяна и Л. Барзипа .
См. также
Примечания
- , Глава VII. В Париже, с. 288—289.
- , Глава VII. В Париже, с. 289.
- , Глава шестая, с. 274.
- ↑ , Глава VII. В Париже, с. 290.
- , Глава VII. В Париже, с. 291.
- ↑ , Глава VII. В Париже, с. 295.
- , Глава VII. В Париже, с. 292.
- , Глава VII. В Париже, с. 293.
- Деген А., Ступников И. . Belcanto.ru. Дата обращения: 18 марта 2017. 26 июня 2014 года.
- ↑ . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 17 марта 2017. 24 июля 2018 года.
- , Глава шестая, с. 277—280.
- , Глава шестая, с. 281.
- , Глава VII. В Париже, с. 283.
- , Глава VII. В Париже, с. 298.
- , Глава шестая, с. 280.
- , Глава XIII. Триумфы и поражения, с. 543.
- , 285. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 22 мая 1929 года, Москва, с. 309—310.
- , 357. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 3 февраля 1933 года, Москва, с. 394.
- , 347. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 18 июня 1932 года, Москва, с. 385.
- , 293. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 16 сентября 1929 года, Москва, с. 321.
- , 314. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 30 октября 1930 года, Москва, с. 346.
- , 330. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 11 сентября 1931 года, Москва, с. 362.
- , 331. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 19 сентября 1931 года, Сибур, с. 363.
- ↑ , Глава VIII. Неблагодарная полоса, с. 343.
- ↑ .
- . Государственный академический Мариинский театр. Дата обращения: 24 марта 2017. 24 марта 2017 года.
- . Государственный академический Мариинский театр. Дата обращения: 24 марта 2017. 24 марта 2017 года.
- (англ.) . The George Balanchine Foundation. Дата обращения: 24 марта 2017. 24 марта 2017 года.
- . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 17 марта 2017. 18 декабря 2016 года.
- Кочарова, Анна. . «РИА Новости» (23 мая 2016). Дата обращения: 16 марта 2017. 12 января 2017 года.
- , Глава IV. Sturm und Drang, с. 115—116.
- , Дискография. Балеты, сюиты и фрагменты из балетов, с. 656.
Литература
- Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М. : Музыка, 1974. — 560 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
- Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева / Редактор И. Прудникова. — 2-е переработанное и дополненное. — М. : Советский композитор, 1973. — 663 с.
- Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813 .
- Прокофьев С. С. , Мясковский Н. Я. Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского ; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М. : Советский композитор, 1977. — 600 с.
- Суриц Е. Я. Балеты Прокофьева в труппе «Русский балет Сергея Дягилева» (1921—1929) // Проблемы искусства Франции XX в. — М. : Гос. Музей им. А. С. Пушкина, 1990. — 296 с.
- Суриц Е. Я. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- 2020-03-07
- 1