Interested Article - Чаплицкая, Мария

Мария Антонина (Антуанетта) Чаплицкая (25 октября 1884 — † 27 мая 1921) — британский антрополог польского происхождения, занимавшаяся вопросом шаманизма в Сибири . Она посвятила теме три свои основные работы: «Коренные жители Сибири» (1914), путеводитель «Мой год в Сибири» (1916), сборник лекций «Тюрки Центральной Азии» (1919). В 1999 году её труды были переизданы в трёхтомнике с отдельной книгой, содержащей её статьи и письма.

Биография

Родилась в 1884 году в предместье Варшавы в семье обедневших польских дворян . Она обучалась в подпольном Летучем университете Царства Польского , затем в 1905—1906 годах с семьёй проживала в Либаве (Латвия), где успешно сдала экзамены на звание учителя в Николаевской гимназии . В 1906—1909 годах работала секретаршей, изучала географию и естествознание в Обществе научных курсов , проявляла интерес к этнографии . В 1910 г. на средства стипендиатской кассы имени польского врача и общественного деятеля Бронислава Каспера Мяновского Мария Антонина Чаплицкая отправилась для продолжения учёбы в Англию ( Сомервиль-колледж (Оксфорд) ). В то время только Оксфорд принимал на обучение девушек. Под руководством антрополога и религиоведа Роберта Рейналфа Маретта (1866—1943) в 1912 году она защитила докторскую степень по антропологии . По его совету, зная русский язык, Мария Чаплицкая приступила к сбору сведений о народах Сибири. Знакомство с известными в то время учёными-сибироведами Львом Яковлевичем Штернбергом и В. И. Иохельсоном помогли Чаплицкой в работе над монографией «Коренные жители Сибири. Вопрос социальной антропологии» («Aboriginal Siberia. A study of social anthropology»), увидевшей свет в 1914 году .

Енисейская экспедиция

Работая над монографией, Чаплицкая загорелась желанием вместе с российскими коллегами, имевшими больший опыт коммуникации с культурами народов Сибири, отправиться в экспедицию. В составе группы исследователей от музеев Оксфорда и Пенсильвании Мария Чаплицкая прибыла в Россию, где встретилась с Л. Я. Штернбергом, В. И. Иохельсоном, Д. Н. Анучиным , В. В. Богдановым, В. Н. Харузиной и другими коллегами. В конце мая экспедиция поднялась на пароходе «Орёл» по Енисею до селения Гольчиха в устье , где всё лето изучала самоедов , долган , отчасти и юраков . Затем экспедиция двинулась обратно, преодолев более 3 тысяч километров . Грянула I Мировая Война, и из-за урезанного финансирования из всех прибывших исследователей и художников остался с Чаплицкой только американский антрополог Генри Холл. Зимовали они в селе Монастырском, имея в планах затем отправиться в тундру.

Я. М. Свердлов в заметке для газеты «Сибирская жизнь» (Томск) за 1915 год отметил:

«Мисс Хавиланд из своей поездки вывезла богатую коллекцию птиц. В свой музей она доставит до 500 экземпляров. И мисс Кортис вывезла богатый подбор рисунков, эскизов. Возвратились они Северным путём вполне благополучно… За всё время своих работ — за поездку к устью Енисея и за обследование тундры — мисс Чаплицка и мистер Холль… собрали богатый материал, характеризующий самый быт инородцев, формы семьи, брака, родственные отношения, образцы различной утвари, орудия, сказки и песни. Всё это даёт хороший материал для изучающих социальную антропологию» .

В своей монографии «Эвенки» (1969) Г. М. Василевич также упоминает экспедицию:

«В 1914 году на Енисей ездила английская исследовательница М. А. Чаплицкая, сделавшая выезд на восток от Енисея в район Норильских озёр и озера Чиринда. Этнографические материалы она дала в описании путешествия»

В журнале «Atheneum» под редакцией Р. Р. Маррета писали:

«Неслыханное дело, чтобы молодая женщина со столь скромным материальным оснащением предприняла зимнее путешествие протяжённостью во много тысяч миль, да ещё в страшной дикой глуши на территории между долинами Енисея и Лены, не имея возможности рассчитывать там ни на что хорошее, кроме гостеприимства туземцев»

Мария Чаплицкая и американский антрополог Г.Холл с уважением относились к местным народам, разделяя с ними пищу и кров, лечили привезёнными с собой лекарствами. В одном из своих писем к Л. Я. Штернбергу Чаплицкая признаётся, что брала уроки эвенкийского языка у катехизатора Михаила Михайловича Суслова (1869—1929). Во время пребывания в Туруханске и в ходе путешествия в земли эвенков Чаплицкую сопровождала переводчица Мициха — тунгуска из рода Хукочар . Доверительные отношения позволяли членам экспедиции собирать необходимые для будущей научной работы антропологические и этнографические сведения . Религиоведение было одним из основных направлений полевых исследований Чаплицкой. Изучая верования коренных народов Сибири, путешественница обращалась к шаманским традициям и символике надмогильных сооружений:

«Я рассматривала вырезанные из дерева изображения животных на могиле умершего шамана. Поскольку шаман имеет в своем распоряжении всю вселенную, когда он обращается к высшим силам, тунгусские понятия о вселенной были представлены на могиле. Дружелюбно настроенный тунгус, объяснявший мне значения деревянных фигур, назвал похожее на свинью существо с огромными рогами „хали“, что на тунгусском языке означает „мамонт“. Останки мамонтов известны тунгусам, бивни мамонта они считают рогами» .

Были сделаны многочисленные заметки и фотографии народов Сибири, 193 предмета и собранный гербарий пополнили коллекции английского музея Питт-Риверса . В планах участников экспедиции было вернуться после войны и продолжить исследования верховьев Енисея — Минусинского уезда , Усинского края , но не случилось.

Возвращение в Великобританию

После возвращения из экспедиции в Англию осенью 1915 года Мария Чаплицкая написала книгу о своём путешествии «Мой год в Сибири» (1916), которая приобрела большую популярность . В том же году Чаплицкая стала первой женщиной-преподавателем антропологии в Оксфордском университете , замещая отправившегося на войну профессора. В 1920 году она удостоилась разовой стипендии Мэрчисона, которая считалась высокой наградой в области географических открытий и избрана действительным членом Королевского географического общества . Однако, с окончанием войны для Чаплицкой, несмотря на признание и заслуги перед научным сообществом, не нашлось места преподавателя в университетах. Душевные силы М. А. Чаплицкой истощились, и в порыве отчаяния 27 мая 1921 года она приняла смертельную дозу лекарств . Похоронена Мария Чаплицкая на кладбище Wolvercote Cemetery в Оксфорде .

Память

Согласно воле Чаплицкой все её статьи и заметки передали её коллеге из енисейской экспедиции Генри Холлу. Поскольку Мария никогда не была замужем, а Холл женился незадолго до её смерти, в обществе всплыл вопрос об их отношениях — могла ли его женитьба подтолкнуть Марию к самоубийству. После смерти Холла в 1944 году некоторые ранние документы Чаплицкой были переданы музею Пенсильвании, хотя, по крайней мере, один отчёт и часть рукописи утеряны . В архиве оксфордского музея хранятся бумаги Чаплицкой, в музеях Польши и Санкт-Петербургском филиале Архива РАН — её письма.

К личности и научному вкладу Марии Чаплицкой сегодня всё больше обращается интерес мирового сообщества.

В 2015 году в музее Питт-Риверса открылась небольшая выставка «Мой год в Сибири 1914—1915», посвящённая столетию енисейской экспедиции . В том же году Ягеллонским университетом в Кракове была издана монография Гражины Кубицы о жизни и творчестве Марии Чаплицкой .

Польский культурный центр в Москве работает над изданием на русском языке книги Марии Чаплицкой "Мy Siberian Year" ("Мой сибирский год"). Труд польской исследовательницы, в 1914-1915 годах возглавившей экспедицию Оксфордского университета на Енисей и в Эвенкию, будет опубликован в серии "Польско- Сибирской библиотеки". Книга в переводе М. А. Крисань под редакцией Т. Амброзяка, В. А. Беляевой-Сачук и В. Н. Давыдова должна выйти весной - летом 2022 года. Она будет доступна в книжных магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, а также в онлайн-магазинах.

Избранные труды

Название на русском Название на английском (оригинал.) Опубликовано Год
«Коренные жители Сибири. Вопрос социальной антропологии» : A Study in Social Anthropology. Oxford: Clarendon Press 1914
«Влияние окружающей среды на религиозные воззрения коренных жителей северной Азии» Folklore . 25. pp. 34-54. 1914
«Жизнь и деятельность Н. Н. Миклухо-Маклая» «The Life and Work of N.N.Miklubo-Macklay» Man . 14. pp. 198—203 1914
«Мой год в Сибири» My Siberian Year London, Mills and Boon 1916
«Енисейские племена. Оксфордская экспедиция» «Tribes of the Yenisei. The Oxford Expedition» Times Russian Supplement 13. p. 6. 18 сент. 1915
«Сибирь и сибиряки» Journal of the Manchester Geographical Soc . 32. pp. 27-42 1916
«Сибирский поселенец или сибиряк» In W. Stephens ed. The Soul of Russia . London: Macmillan 1916
«На тунгусской тропе» Scottish Geographical Magazine . 33. pp. 289—303. 1917
«Остяки» . volume 9. pp. 289—303. 1917
«Развитие казачьих поселений» «The Evolution of the Cossack Communities» J. of the Central Asian Society . 5. pp. 42-58. 1918
«Сибирские молитвы» «A plea for Siberia» New European . 6. pp. 339—344. 1918
«Тюрки центральной Азии в прошлом и настоящем. Этнологический разбор прототюрков и библиографический материал о ранних и современных тюрках центральной Азии» , An Ethnological Inquiry into the Pan-Turanian Problem, and Bibliographical Material Relating to the Early Turks and the Present Turks of Central Asia». Oxford: Clarendon Press. 1918
«Польша» «Poland» The Geographical Journal . 53:36 1919
«Самоеды» . volume 11. pp. 172—177 1920
«Сибирь, сибиряки, сибирцы» . . volume 11. pp. 488—496. 1920
«Этнические и экономические границы Польши» Scottish Geographical Magazine . 36. pp. 10-16 1920
«История и этнология центральной Азии» «History and Ethnology in Central Asia» Man . 21. pp. 19-24. 1921
«Тунгусы» . volume 12. pp. 473—476. 1921
«Тюрки» . volume 12. pp. 476—483. 1921

Примечания

  1. Maria Antonina Czaplicka // (польск.)
  2. Grazyna Kubica. "A Good Lady, Androgynous Angel, and Intrepid Woman: Maria Czaplicka in Feminist Profile". — Identity and Networks: Fashioning Gender and Ethnicity Across Cultures.. — Berghahn Books, 2007. — С. 146—163. — ISBN 978-1-84545-162-2 .
  3. Kubica Grazyna. Maria Antonina Czaplicka // Etnografowie i ludoznawoy polsky. — Sylwetki, szkice biografi czne. — Wroctaw; Krakow, 1999. — С. 47—51.
  4. David Norman Collins; James Urry. // Anthropology Today. — Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, 1997. — Декабрь ( № 13 (6) ). — С. 18—20 . 17 октября 2018 года.
  5. А.М. Решетов. // © МАЭ РАН. 30 марта 2015 года.
  6. Научная экспедиция в Енисейской губернии (письмо из Туруханского края) // Отклики Сибири. Красноярск. — Ъ, 1915. — 28 апреля/11 мая ( № 89 ). — С. 3 .
  7. . Сибирская Заимка . 2016-03-31. из оригинала 27 апреля 2020 . Дата обращения: 11 марта 2017 .
  8. Mark Nuttall. "Czaplicka, Marie Antoinette". — Encyclopedia of the Arctic. — Routledge, 2005. — С. 458—459. — ISBN 1-57958-437-3 .
  9. К изучению Сибири // Сибирская жизнь. — Томск, 1915. — 7/20 мая ( № 98 ). — С. 1—2 .
  10. Василевич Г.М. // Наука, Ленинградское отделение / Н.А. Кисляков и В.Н. Чернецов. — 1969. — С. 304 . 20 февраля 2017 года.
  11. Иоанна Токарская-Бакир. По газонам не ходить. Рассказ о Марии Чаплицкой, антропологе // Новая Польша. — Варшава, 2007. — № 11 (91) . — С. 62—68 .
  12. Marett R. M.A. Czaplicka // Man. — 1921.
  13. . Сибирская Заимка . 2014-04-14. из оригинала 27 января 2020 . Дата обращения: 11 марта 2017 .
  14. Czaplicka M.A. On the track of the Tungus // Scottish Geographical Magazine. — 1917. — № 30 . — С. 289—303 .
  15. The BRAHMS Project, University of Oxford, Department of Plant Sciences. . herbaria.plants.ox.ac.uk. Дата обращения: 11 марта 2017. 12 мая 2020 года.
  16. Andrei A. Znamenski. The Beauty of the Primitive: Shamanism and Western Imagination (англ.) . — Oxford University Press, 2007. — 464 p.
  17. Peter Riviere. . — Berghahn Books, 2009. — ISBN 1-84545-699-8 .
  18. (англ.) // The Geographical Journal . — 1920-01-01. — Vol. 55 , iss. 5 . — P. 400—400 . — doi : . 12 марта 2017 года.
  19. . Pitt Rivers Museum (англ.) . 2016-01-07. из оригинала 17 апреля 2020 . Дата обращения: 11 марта 2017 .
  20. Kubica Grażyna. Maria Czaplicka — płeć, szamanizm, rasa. Biografia antropologiczna. — Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2015.
Источник —

Same as Чаплицкая, Мария