Мария Франциска Пяти Ран Господних
- 1 year ago
- 0
- 0
Битва пяти лам (также называется вторым тибетским вторжением в Бутан ) — вооружённое столкновение, произошедшее в 1634 году, между сторонниками Шабдрунга Нгаванга Намгьяла с одной стороны и силами тибетской и пятью бутанскими ламами с другой. Последним удалось покорить резиденцию Шабдрунга, угрожая ему свержением. Во время битвы запасы боеприпасов, находившихся в Симток-дзонг , воспламенились, в результате чего крепость была разрушена, а большинство тибетских солдат погибло. Воспользовавшись этим, сторонники Шабдрунга сплотились и вытеснили тибетцев со своей земли. Это сражение было ключевым событием в истории объединения Бутана под властью Шабдрунга Нгаванга Намгьяла.
Итогом богословского и политического диспута относительно того, кто должен стать новым руководителем Друкпа Кагью , стало то, что двое мужчин (Нгаванг Намгьял и Гьялванг Пагсам Вангпо) настаивали на законности передачи под их контроль монастыря Ралунг. Оба они были поддержаны разными группами в школе тибетского буддизма, пользовавшейся поддержкой династии Цангпа, правившей в регионе. Из-за обострения конфликта Нгаванг Намгьял, чьи человеческие качества, такие, как честолюбие и харизма, могли угрожать правящему слою, отправился в добровольное изгнание в 1616/1617 годах. Получив приглашение ламы Гасы , он поселился в местности, впоследствии ставшей западным Бутаном . Она в то время была разделена на несколько мелких государств и контролировалась разными правителями и религиозными деятелями. Изгнанник был хорошо принят местным духовенством и заручился поддержкой населения, продолжая бросать вызов своим оппонентам, в том числе и династии Цангпа .
Его растущая популярность возмутила не только тибетцев, но и несколько влиятельных буддийских школ региона, таких, как школа Лхапа. В 1619 году династия Цангпа вторглась в Бутан с целью убийства Шабдрунга. Тибетцы были остановлены бутанскими правителями, пришедшими ему на помощь. Однако конфликт между ним и Тибетом не прекратился: смерть нескольких представителей тибетской династии от натуральной оспы была приписана волшебным способностям Шабдрунга .
Спустя время Шабдрунг изъявил желание стать духовным лидером Бутана. Многие вожди и духовенство признали его власть, но несколько лам отказались ему подчиняться . Контролировавший долины на западе Бутана Шабдрунг в 1629 году начал строительство стратегически важного объекта — крепости Симток-дзонг . Именно во время строительства дзонга сторонники Нгаванга Намгьяла были атакованы пятью группами ламаистов, среди которых были представители школ Гелуг, Барава, Катогпа, Сакья . Атака была отбита, а крепость достроена в 1631 году. Так как усилия лам не принесли серьёзных результатов, они обратились к главе династии Цангпа с просьбой вторгнуться в Бутан . Однако в течение нескольких лет бутанцы и тибетцы проводили переговоры, целью которых должно было стать предотвращение войны. Они окончились безрезультатно: в 1634 году тибетская династия начала второе вторжение в Бутан. Это натолкнуло бутанцев на мысль о том, что тибетский лидер не хотел мира, а переговоры были лишь уловкой . Мотивы правителя до сих пор остаются неясны, хотя есть мнение, согласно которому тибетцы желали вернуть себе реликвии, находившиеся на территории Бутана . Как бы то ни было, это вторжение было гораздо масштабнее предыдущего и было спланировано лучше него .
Глава династии Цангпа, поддерживаемый бутанскими силами, направил в Бутан пять вооружённых групп, четыре из которых вторглись в долины Паро и Гаса, а пятая — в долину Бумтанг , где располагалось Бутанское королевство. Последнее нейтрально относилось и к Тибету, и к Шабдрунгу. По мнению историка Джона Ардусси, атаке оно подверглось, возможно, из-за того, что здесь, по мнению тибетцев, было велико влияние Шабдрунга . Сторонники Нгаванга Намгьяла вновь сплотились для защиты своего лидера, но вскоре стало понятно, что коалиция ламаистов и тибетцев значительно превосходила их в военной мощи. Передав свои полномочия доверенному лицу, Тензину Друкгьялу, Шабдрунг решил спастись бегством в Индию в случае потери контроля над территорией страны. Войска тибетцев, на вооружении которых было немалое количество китайских требушетов , быстро взяли Симток-дзонг штурмом . Запасы пороха, находившиеся в крепости, случайно воспламенились во время разграбления дзонга тибетскими военными. При взрыве Симток-дзонг, построенного за три года до того, погибло большинство находившихся здесь тибетцев . Среди оставшихся в живых распространилась паника, произошло это в том числе и потому, что они не знали о хранении тут запасов вооружений. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, сторонники Шабдрунга атаковали и подавили их сопротивление. Некоторые бутанские источники утверждали, что часть тибетцев вернулась на родину с вестью о поражении . После победы в Битве пяти лам последователи Шабдрунга Нгаванга Намгьяла изгнали из долины Гаса монахов Барава, чем навсегда устранили конкурировавшую с ними буддийскую подшколу .
За победу над тибетскими захватчиками Шабдрунг заплатил высокую цену. Его режим едва не потерпел крах, а династия Цангпа и ламы продолжали нести угрозу . Тем не менее Нгаванг Намгьял продолжал заниматься государственным строительством, спустя время он начал искать подходящее место для новой крепости, более величественной, чем Симток-дзонг. Фундамент Пунакха-дзонга был заложен в 1637 году . После завершения создания дзонга он стал административным центром Бутана и оставался им до 1955 года, когда столица королевства была перенесена в Тхимпху , Симток-дзонг был восстановлен лишь в 1671 году . В 1639 году тибетцы предприняли ещё одну попытку вторжения в Бутан, но попытка провалилась: захватчики были вынуждены вести с бутанцами переговоры из-за конфликтов на собственной территории. Впоследствии Тибет признал Шабдрунга правителем Западного Бутана, после чего он упразднил некоторые буддийские подшколы и покорил большую часть восточной части страны .